Современные подходы к организации методической поддержки педагогов во взаимодействии с родителями
рабочая программа (старшая группа) на тему
Воспитание ребенка начинается в семье. А как привлечь семью к участию в жизни детского сада и группы? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и родители? Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией педагога. Воспитатели детских садов готовы помочь в воспитании детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные подходы к организации методической
поддержки педагогов во взаимодействии с родителями.
Дорофеева Татьяна Викторовна
Воспитатель
Воспитание ребенка начинается в семье. А как привлечь семью к участию в жизни детского сада и группы? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и родители? Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией педагога. Воспитатели детских садов готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады и лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие педагогические издания, многие родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относится к тем или иным проявлениям своего ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт в семье.
Общение педагогов и родителей в детском саду всегда проходило в таких формах как педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания. Они актуальны и сегодня, но их стиль проведения, нуждаются в обновлении. Многих педагогов, работающих в детском саду, волнуют вопросы: Каким должно быть взаимодействия дошкольного учреждения и семьи? Что такое взаимодействие с родителями? Как эффективнее организовать этот процесс? Действительно, не все педагоги готовы к взаимодействию с семьями воспитанников. Порой им не просто проявить свои профессиональные знания из-за неумения установить контакт с родителями вследствие того, что они не владеют нужными коммуникативными и поведенческими умениями. Мешает педагогам и существовавшая на протяжении многих лет традиция: работа с семьями сводилась к воздействию на родителей с целью научить их воспитывать детей.
В настоящее время отношения между педагогами и семьями воспитанников строятся на основе взаимодействия, главная цель которого – установление контакта, поиск форм общения, которые обеспечивали бы развитие детей и поддержку родителей. В связи с модернизацией образования значительно повышаются требования к качеству воспитательно-образовательного процесса. Каждое дошкольное учреждение ставит перед собой соответствующие задачи, успешная реализация которых зависит от ряда условий: высокого уровня профессиональной компетентности педагогических кадров; единого понимания педагогами и родителями целей работы дошкольного учреждения, их ориентации на взаимодействие и сотрудничество; обогащение развивающей среды в соответствии с современными требованиями.
Решающую роль в реализации этих условий играет грамотно построенная методическая система, особое место в которой занимает методическая поддержка педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников. В дошкольном учреж-дении накоплен разнообразный опыт взаимодействия с родителями. В последние годы отмечается возросший интерес родителей детей, поступающих в детский сад к системе дошкольного образования. Родители все больше прислушиваются к мнениям тех педагогов, ценность которых они признают. А это побуждает педагогов непрерывно профессионально совершенствоваться, повышать коммуникативную культуру общения с родителями, активно внедрять новые технологии сотрудничества с семьей.
В последнее время происходит обновление педагогических коллективов в дошкольных учреждениях, приходят молодые педагоги. В связи с этим появляется необходимость в консультировании и обмене опытом. Так в дошкольном учреждении начал работать «Клуб педагогов» один раз в месяц. Где молодые специалисты имеют возможность получить методическую поддержку старшего воспитателя и других педагогов по интересующей их теме. Были отобраны педагогические и психологические методики, темы, круг вопросов, которые больше всего волнуют педагогов. Особое место в работе клуба занимает взаимодействие с семьями воспитанников. Началом работы стал семинар для воспитателей по теме: «Цели и задачи взаимодействия педагогов и семьей». Где педагоги раскрылись, активно участвовали в обсуждении проблемы и задавали вопросы. Были проведены консультации – практикумы с докладами на темы:
«Основы взаимодействия семейного и общественного воспитания дошкольников».
«Психолого-педагогические основы взаимодействия воспитателей с родителями».
«Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях».
«Использование наглядно-тестовой информации в процессе взаимодействия с родителями».
«Методы и приемы эффективного взаимодействия с родителями».
Вопросу взаимодействия с семьями воспитанников в настоящее время уделяется особое внимание. Дело в том, что с признанием на уровне законодательства приоритета семьи в развитии ребенка изменяются функции дошкольного учреждения, реализация которых ориентирована на взаимодействие с семьей. Одной из задач модернизации отечественного образования является создание единого воспитательно-образовательного пространства семья – образовательное учреждение. В Законе РФ «Об образовании», Типовом положении о дошкольном учреждении, Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в качестве одной из важнейших задач, указывается взаимодействие с семьей, необходимое для обеспечения полноценного развития ребенка.
Педагогическая практика показывает, что далеко не каждый педагог, проработавший в детском саду не один год, может наладить сотрудничество с родителями, а начинающий специалист испытывает значительные трудности. Ценность «Клуба воспитателей» в том, что он позволяет восполнить этот пробел. При проведении семинаров, практикумов применяются различные методы и приемы. Задания педагоги выполняют индивидуально и в мини-группах. Так, теоритические знания о принципах взаимодействия, типах современной семьи даются в мини-группах, а вот некоторые практические навыки наиболее эффективно приобретаются при выполнении индивидуальных заданий. Для формирования у педагогов навыков взаимодействия широко используются проекты, тренинги, деловые игры. На тренингах воспитатели оказываются в ситуациях, разрешение которых требует преодоления стереотипов, отказа от привычных способов деятельности. Активное участие в тренингах в форме упражнений предложенных Т.В. Кротовой «Самый трудный родитель, самый приятный родитель», «Рассказ по кругу», «Войди в круг» развивает у педагогов необходимые коммуникативные возможности. В процессе игр и упражнений они учатся культуре общения, соблюдению уважительного отношения к личности собеседника. Особую ценность представляют деловые игры, тренинги, направленные на развитие самоконтроля, способность к эмпатии и рефлексии.
На семинарах педагоги участвуют в обыгрывании жизненных ситуаций, требующих действий, которые связанны с решением конкретных, порой нестандартных задач: провести консультацию родителей по определенному вопросу, предложить свою программу праздника «День семьи», совместного досуга, разработать макет информационного материала для родителей и защитить его. Теоретические знания о формах взаимодействия дошкольного учреждения и семьи должны сочетаться с практическими навыками и умениями.
Первым шагом в организации взаимодействия стало исследование отношения родителей к объему информации, которую они обычно получают в детском саду. Одним из распространенных методов изучения семьи в детском саду является анкетирование родителей. По данным анкетирования выяснилось, что от учреждения родители хотели бы получать: максимально полную информацию о ребенке; педагогические советы по общению с ним; психологическую консультацию; рекомендации по выбору литературы в воспитании детей; рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома.
Метод анкетирования обладает большими возможностями. Используя его с родителями и детьми можно увидеть семейную ситуацию с разных сторон. Составление анкеты для родителей требует от педагогов определенного такта. Анализ полученных результатов анкетирования родителей, учет их пожеланий о наиболее приемлемых формах сотрудничества, оценка контингента детей, их здоровья, качественная характеристика семей воспитанников дали возможность педагогам составить свою классификацию форм взаимодействия и спланировать дальнейшие мероприятия.
В детском саду активно используются традиционные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, беседы, консультации, открытые занятия, а так же нетрадиционные: совместная досуговая и образовательная деятельность, оформление групп и стендов о жизни группы, совместные экскурсии и прогулки, родительские собрания с использованием ИКТ. Современный подход к проведению общих и групповых родительских собраний подсказывает нам развитие компьютерных технологий. Использование презентаций на выбранную тему в краткой, красочной, доступной форме дают возможность представить методы совместной деятельности с ребенком. Педагоги с интересом разрабатывают и выполняют презентации на тему родительского собрания и защищают их. Вместе с родителями обсуждают пути реализации вопроса. Основная роль взаимосвязи педагогов и родителей продолжает принадлежать таким коллективным формам общения как собрания групповые и общие, а так же групповые консультации. Одна из задач общения – раскрыть перед родителями важные стороны развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в ее получении и понять, какой именно информации недостает им. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей. Повестка собрания может быть разнообразной с учетом пожеланий родителей. Для презентации родительских собраний были выбраны темы:
«Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам познавательно-речевого развития ребенка»;
«Взаимодействие педагогов и родителей по социально-нравственному развитию»;
«Здоровье ребенка в ваших руках».
Организация и проведение родительского собрания требует от педагогов учреждения особой подготовки. Вместе с педагогами разрабатывается тема, цели, предстоящей встречи, предварительно спланированной в учебном плане, обсуждаются фрагменты занятий с детьми по данной проблеме, обсуждается, кому лучше показать занятие. Так показ фрагментов занятия стал важным элементом работы с родителями. На протяжении двух лет в учреждении используется такая форма проведения родительских собраний как компьютерные презентации. Эффективность данного показа в том, что оно позволяет детально проанализировать деятельность по выбранной теме, выделить основные направления работы, а так же дает возможность совершенствовать навыки использования компьютерных технологий в процессе создания презентаций. Основная задача при подготовке к родительскому собранию в данной форме – суметь связать в единое целое и отразить в презентации то, что было реализовано, а также дальнейшая деятельность. Педагоги в своих сообщениях рассказывают об актуальности выбранной темы, пути реализации и опасности некоторых действий для здоровья детей.
В последнее время в ДОУ уделяется особое внимание проектной деятельности. Первые проекты, разработанные педагогами стали образцом для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования, а их защита-презентация актуальной темы. У молодых специалистов существует много вопросов по реализации проектов. Для того чтобы научить педагогов планировать деятельность и проводить мероприятия по проекту проводится индивидуальное консультирование старшим воспитателем. Каждому воспитателю предлагается разработать проект по своему приоритетному направлению в рамках программы развития дошкольного учреждения. В настоящее время педагоги, реализуя проектную деятельность, все чаще привлекают к сотрудничеству родителей и выбирают семейные темы для современных проектов: «Здоровый ребенок»; «Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию нравственности детей старшего дошкольного возраста»; «Моя родословная».
У каждого дошкольного учреждения свой опыт взаимодействия с родителями воспитанников, свои творческие находки. Так, именно опыт реализации проектов совместно с семьями воспитанников является настоящей находкой для взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Основная идея данного партнерства заключается в повышении эффективности взаимодействия в вопросах воспитания, развития, обучения детей.
Работа над проектом требует большой подготовки воспитателя. Часто молодые специалисты обращаются за помощью к старшему воспитателю и педагогам со стажем. Они испытывают затруднения при выборе методов и приемов, в планировании образовательной и досуговой деятельности. Молодой педагог под руководством старшего воспитателя работает над подготовкой проекта. Перед старшим воспитателем встает задача обучить педагога методу проекта. Чтобы проектная деятельность органично вписалась в работу дошкольного учреждения, необходимо наметить основные направления работы и осуществить их педагогическое сопровождение. Методическое руководство проектной деятельностью проходит несколько этапов от подбора материалов до презентации, определяются цели и задачи. Специфика методической поддержки педагогов в работе над проектом состоит в том, что педагог должен научиться параллельно вести работу и с родителями и с детьми. Педагог предлагает членам семьи участвовать в подборе материалов, костюмов, литературы, приглашает на совместные досуги и экскурсии. На презентации проекта педагоги должны представить свою работу. Многие воспитатели затрудняются с обобщением и распространением опыта. Однако это умение важно не только в проектной деятельности, но и при участии в семинарах, родительских собраниях, конкурсах, когда необходимо рассказать о своей деятельности, теоретически ее обосновать. Важно предварительно изучить, как правильно составить и провести презентацию, что нужно знать, что должно быть написано на экране, и что в это время говорит выступающий.
Перед составлением презентации у педагогов возникает ряд вопросов: С чего начать составление презентации? В каком стиле оно должно быть оформлено? Какой именно материал необходимо подобрать? Какие направления осветить? В какой последовательности расположить материал? Для решения этих вопросов был разработан алгоритм, предназначенный для воспитателей. Данный алгоритм состоит из разделов, каждый из которых раскрывает деятельность педагогов по данной проблеме. Разработанный алгоритм предлагается педагогам за месяц до мероприятия, разрабатывается детально со старшим воспитателем. Воспитатель прорабатывает свою деятельность, готовит компьютерную презентацию по теме с использованием фотоматериалов, графиков и диаграмм. По результатам проведенного проекта педагог совместно со старшим воспитателем проводит анализ работы. Что получилось? Что можно было добавить? Насколько было успешным взаимодействие с семьями воспитанников? Какие знания по теме узнали воспитанники? Таким образом, анализ результатов данной работы позволяет сделать вывод о том, что проектные мероприятия способствовали: повышению уровня профессионального мастерства педагогов на основе проектирования своей педагогической деятельности; совместному переходу педагогов и старшего воспитателя на более высокую ступень.
Разнообразные формы работы с родителями способствуют у воспитателей формированию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности. Все формы взаимодействия с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка, а партнерство педагогов и старшего воспитателя позволяет не только найти новые подходы к организации данной работы, но и повысить интерес к творческому партнерству. Очевидно, что чем лучше налажено общение между семьей и педагогами ДОУ, тем большую поддержку получит ребенок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.
В современных условиях воспитатель должен быть теоретически подкован в таких областях научного знания как психология семьи и родительских отношений, семейная педагогика и домашнее воспитание. Но для того, чтобы стать профессионалом в своем деле нужно многому учиться. В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
Старший воспитатель с самого первого дня ориентирует педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Одна из основных функций старшего воспитателя – оказание помощи в организации педагогического процесса. Между тем основной задачей является развитие особого внимания к навыкам практического применения полученных педагогом теоретических знаний. Недостаточное владение этими навыками заставляет воспитателя заняться самообразованием. И здесь незаменима роль старшего воспитателя, который знакомит молодого педагога с оснащением и часами работы методического кабинета, делает подборку методической литературы и периодических изданий по интересующим вопросам. Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Старший воспитатель должен быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».
Новое время требует новых подходов и решений. В таких условиях важнейшим средством развития педагогического коллектива становится педагогический совет. В каждом дошкольном учреждении педсовет – площадка, где проявляется новаторство, осуществляется поиск решения методических проблем и обобщения опыта коллег. Современный подход и проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей. Эта проблема актуальна как для новичков, так и для опытных руководителей учреждения. Каждый из них, готовясь к встрече с педагогическим коллективом, выбирает приемы, которые позволят провести такой педсовет, который стал, бы событием в жизни отдельного педагога и коллектива. Современный педагогический совет – парад идей, проходящий в атмосфере сотрудничества и сотворчества. Однако, как любое мероприятие он требует кропотливой и серьезной подготовки. Важно найти правильную и наиболее эффективную для каждой конкретной темы технологию подготовки и проведению педагогического совета, необходимо продумать задачи для педагогов и творческих групп, исключить ситуацию, в которых педагог мог бы отмолчаться. Очень важно сделать так, чтобы очередной педсовет стал для педагога источником новых идей. Для педагогических советов были выбраны актуальные темы: «Формирование партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников»; «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»; «Принципы взаимодействия детского сада и семьи для дальнейшей социализации ребенка». Темы на педсоветах в настоящее время все чаще рассматриваются с использованием мультимедийных средств. При разработке докладов педагоги изучают большое количество новой литературы, подбирают необходимую информацию в Интернете. Таким образом, параллельно решается еще одна задача – воспитатели занимаются самообразованием, получают дополнительные сведения, пополняют запас знаний по вопросам воспитания, обучения детей, обобщения передового опыта работы.
Взаимодействие семьи и детского сада остается одной из приоритетных задач. Существуют разнообразные формы работы с родителями, рассмотренные ранее. Но не обходимо остановиться подробнее на наглядно-информационных, которые дают возможность рассказать об особенностях развития детей в условиях дошкольного учреждения, а так же особенностях семейного воспитания. Условно их можно разделить на две группы (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова): информационно-ознакомительные и информационно-просветительные.
Целью, которых является: информировать родителей об особенностях функционирования детского сада; расширить знания родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; донести до родителей информацию, дать полезные советы, рекомендации.
В настоящее время с помощью использования Интернета, компьютера такие стенды и тематические выставки (фотографии, детские работы, доски объявлений) оформить и подготовить стало доступнее. Педагоги с интересом включаются в работу, подбирают материал, фотографии, стендовую информацию. Задачи работы педагога в том, чтобы в доступной, красочной, эстетичной форме донести до родителей важную, достоверную информацию о развитии детей или работе детского сада. Оформление стендовой информации требует от педагогов компьютерной грамотности. Тематика наглядных стендов может быть плановой (отражается в годовом плане) и неплановой, т.е. формируется по инициативе родителей. Для того чтобы привлечь внимание родителей к стендам, выставкам, папкам – передвижкам, их размещают в тех местах, где постоянно бывают взрослые: в холле, коридоре, раздевалке, на лестнице. К оформлению и содержанию материалов стенда предъявляются определенные требования. Так, педагоги должны подбирать информационные, актуальные и своевременные материалы, т.е. информацию следует постоянно обновлять (с учетом времени года, значимых дат и т.д.). Материалы на стендах должны отвечать эстетическим требованиям. В работах педагогов приветствуется краткость, наглядность предлагаемой информации.
Большое значение в профессиональном росте педагогов имеют различные формы самообразования. Источником саморазвития в современной методической работе каждого дошкольного учреждения в первую очередь становятся профессиональные печатные издания. Необходимость высокой активности в ознакомлении с новыми образовательными технологиями обусловлена участием воспитателей в конкурсах, программах, практической деятельности. Современные подходы в педагогике и психологии требуют высокого уровня профессионального мастерства, умения анализировать передовой педагогический опыт и творчески использовать его в своей работе. Педагоги понимают необходимость постоянного самообразования для профессионального роста. Воспитатели, участвуя в подготовке и проведения различных форм методической работы, активно используют материалы периодических изданий профессиональной направленности. Методический кабинет детского сада выписывает профессиональные журналы: по управлению дошкольным учреждением, организации воспитательно-образовательного процесса с детьми, и другие. Таким образом, методическая поддержка педагогов в форме периодических изданий имеют большое значение для развития компетентности по вопросу взаимодействия педагога с семьей. Приобщение к чтению профессиональных периодических изданий - эффективная форма методической работы по самообразованию, способствующая развитию педагогических навыков, повышению уровня теоретической подготовки. В настоящее время воспитатели должны быть информированы обо всех инновациях в системе дошкольного образования. При этом важно не только оценивать издания и литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей. Необходимо совершенствоваться, знакомиться с опытом коллег и пробовать применить в своей работе. На основе внедрения передового опыта и инноваций появиться что-то свое, новое. Это бесконечный процесс совершенствования.
Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Задача педагогов – установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей используя современные подходы. Организованное сотрудничество может дать импульс взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию. Грамотная поддержка педагогов и современные подходы во взаимодействии с родителями позволят сделать общение более целенаправленным, а следовательно, и более эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенст...
Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образо...
Современные подходы к организации методического кабинета
содержание методического кабинета...
Современные подходы к организации методического кабинета
Современные подходы к организации методического кабинета...
Проект Инновационные подходы в организации методического сопровождения педагогов».
Данный проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов и улучшение качества воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ....
Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...
Консультация для руководителей МО ДОУ "Современные подходы к организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ"
Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической службы, которая представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кад...