«Будем вежливыми» - беседа с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

 

Цель

Цель: Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях.

Задачи:

Образовательные:   Учить  детей осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки.

Развивающие:  Развивать навыки разговорной речи, умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Воспитывающие:  Воспитывать желание быть вежливым. Побуждать детей к нравственным поступкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Леготина Валентина Викторовна,

                                Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Аист»

                                          г.Новый Уренгой

Беседа с детьми старшего  дошкольного возраста на тему

«Будем  вежливыми»

Цель: Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях.

Задачи:

Образовательные:   Учить  детей осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки.

Развивающие:  Развивать навыки разговорной речи, умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Воспитывающие:  Воспитывать желание быть вежливым. Побуждать детей к нравственным поступкам.

Оборудование: 

  • Картина-иллюстрация с фрагментом  где  девочка уронила платочек, а мальчик поднял его;
  • Книжка с рассказом  В. Осеевой  «Печенье»;
  • Мультфильм по кота Леопольда с “Вежливой песенкой” муз. Г. Левкодимова, сл. Р. Алдониной.

Предварительная работа. 

  • Беседы:  «Всё начинается со слова “здравствуй», “Всегда будь вежлив”, «Наши добрые дела»,
  • Чтение  С. Я. Маршак  «Что такое хорошо и что такое плохо», «Урок вежливости»,  В. Осеева «Волшебное слово»,
  •  Дидактические игры и упражнения  «У меня зазвонил телефон», «Кто кому уступит место»;
  • Рассматривание картин, иллюстраций.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

  1. Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый день ребята!

Дети: Здравствуйте! Добрый день!

Воспитатель: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь  друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение всегда окружает нас!

Мальчики и девочки! Сегодня у нас будет необычная беседа. А чему она будет посвящена, вы догадаетесь сами, прослушав  четверостишия:

       «Здравствуйте»

- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

              «Добрый день»

- Добрый день! - тебе сказали,

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

        «Спасибо»

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

       «Пожалуйста»

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

        «Будьте добры»

Будьте добры, - это я говорю по секрету

Будьте добры - и не ждите за это конфету.

Будьте добры - без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

Воспитатель: Ребята, какие слова  повторяются в стихотворениях?

Дети: Здравствуйте, добрый день, спасибо, пожалуйста, будьте добры.

Воспитатель: Правильно! А что это за слова? И какие они?

Дети: Добрые слова, волшебные слова, вежливые слова.

Воспитатель: Ребята, вы  догадались о чем мы сегодня будем говорить  и  как называется  наша беседа?

Дети: О вежливости и доброте!

Воспитатель: Да правильно! Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. 

II. Основная часть.

  1. Воспитатель: Ребята, у меня есть картина. Что вы на ней видите?

Дети:  Девочка уронила платочек, а мальчик поднял его.

Воспитатель: Ребята, скажите, правильно ли поступил мальчик?

Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?

Дети:  Возьми, пожалуйста, свой платочек!

Воспитатель: А что ответила девочка?

Дети:  Спасибо тебе.

Воспитатель: Что можно сказать про детей, какие они?  

Дети:  Вежливые, добрые, ласковые, отзывчивые

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети:  Потому что девочка и мальчик говорили слова «пожалуйста»,  «спасибо».

Воспитатель:  А как вы думаете, почему мы называем такие слова добрыми, волшебными?

Дети:  Потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее….

  1. Воспитатель:  Давайте поиграем в игру  «Волшебные слова».  Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:
  • В обмене добрых слов участвуйте 
    И говорите чаще…(
    здравствуйте) 
  • Не проявляйте днем лень 
    Сказать при встрече…(
    добрый день) 
  • Вы после завтрака могли бы 
    Сказать всем поварам…(
    спасибо).
  • Из вежливости, не из жалости 
    Почаще говори
    …(пожалуйста).
  • Когда уходишь всем на прощание 
    Скажи простое
    …(до свиданья)

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

  1. Воспитатель:  Сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье»

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками.

 Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые!  Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…

Воспитатель:  Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?

- Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?

- Что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: «Налей нам чаю!»?

- Почему бабушка и мама молчали за столом?

- Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?

- Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб? - Поняли ли они свою ошибку?

- А как бы вы поступили на месте Миши и Вовы?

- Знаете ли вы таких людей, как Миша и Вова?

очему нужно вести себя вежливо и уважать других людей?

Дети высказывают свои ответы  на вопросы воспитателя

Воспитатель:  Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми и внимательными  к людям, а вот какие вы в нашей группе мы сейчас проверим.

  1. Воспитатель:  Кто должен здороваться первым при встрече - взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив) .

Воспитатель:  Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб?  ((Передай, пожалуйста, хлеб…)

Воспитатель:  Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помогите, пожалуйста, застегнуть пуговицу…)

Воспитатель:  Как вежливо попросить игрушку у товарища? и.д.

Воспитатель:  Я думаю, что вы всегда будите  вежливыми, отзывчивыми и внимательными друг к другу, к взрослым.

  1. Воспитатель: Теперь давайте с вами поиграем в игру «Вежливые ребята».

«Однажды Вова Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Вова  встал и сказал ей «Садитесь …( дети добавляют слово)  пожалуйста».   Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: … (дети договаривают)  «спасибо».   Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Вове,  что надо держаться, но Вова быстро сказал ему:  …….. «извините пожалуйста».

И мужчина улыбнулся и ответил: «Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?»

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите также,  как Вова.  Говорите добрые слова чаще, и утром, и днем, и вечером, и даже когда ложитесь спать, обязательно пожелайте своим родным: «Доброй, спокойной ночи!!!»

 - А что вы говорите утром, когда просыпаетесь?

- А если на улице плохая погода, дождь, снег или метель? Надо ли говорить доброе утро?

Дети: Да! Чтобы было хорошее настроение у всех!

Воспитатель: Эти слова надо говорить всегда, потому что когда мы говорим «доброе утро», то желаем своим родным добра, хорошего настроения, несмотря на погоду.

III. Заключительная часть.

Воспитатель:  Какие ещё волшебные слова вы знаете?

Дети: Здравствуйте, до свидания, извините и др.

- А когда нужно говорить спасибо?   (ответы детей)

- Если из вас кто-то сделал что-то хорошее, в таком случае нужно поблагодарить  какими словами ?

Дети: «Спасибо» или «большое спасибо».

- А если вам сказали «Спасибо», что вы должны ответить?  (пожалуйста)

- А когда вы уступаете место, как вы говорите? (садитесь пожалуйста)

-А если вы кого-то нечаянно задели, толкнули? (простите пожалуйста)

- Взрослый, к которому вы решили обратиться, занят разговором. Как нужно поступить в этом случае? (ответы детей)

- Молодцы, хорошо знаете правила вежливости.

- Кого называют вежливым? 

Дети: Кто знает все правила вежливости и их выполняет

Воспитатель:  Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.  Ребята,  а вы со своим собеседником или другом всегда употребляете добрые и вежливые слова?

Дети: Да! Конечно!

Воспитатель: В завершении о нашей беседе  я хочу вам предложить отрывок из мультфильма и спеть песенку кота Леопольда  «Если добрый ты»  (Музыка: Пляцковский М. Слова: Савельев Б.)

Дождик босиком

По земле прошел,

Клены по плечам хлопал.

Если ясный день —

Это хорошо,

А когда наоборот, плохо.

Слышишь, как звенит

В небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты,

То всегда легко.

А когда наоборот, трудно.

С каждым поделись

Песенкой своей.

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь

С ними веселей.

А когда наоборот, скучно.

Воспитатель: Ребята я надеюсь, что после нашей беседы вы будите вежливыми и внимательными  к взрослым, к друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми среднего возраста " Здоровье всего дороже"

Беседа с детьми о здоровье, путях его сохранения.по направлению " Физическое развитие"...

Беседа с детьми дошкольного возраста "Где мы гуляем"

Закрепление правил безопасного поведения на улице...

Цикл занимательных бесед с детьми дошкольного возраста"Этикет и культура внешнего вида"

Цикл занимательных бесеб с детьми дошкольного возраста "Этикет и культура внешнего вида"...

Этическая беседа с детьми среднего возраста «Моя мама». (из опыта работы)

Цели: дать детям представление о семье, об особой роли мамы в семье. Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей, не огорчать её.Педагог предлагает детям послушать расска...

Беседа с детьми старшего возраста "12 декабря - День конституции"

Конспект беседы о России и российских символах, Конституции РФ....

Беседы с детьми старшего возраста

№1  Беседа о дружбе, щедрости                     Программное содержание:- способст...