Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию в дошкольном возрасте.
статья по теме

Кудинова Ольга Николаевна

Понятие здоровьесберегающие технологии появились в отечественной педагогике сравнительно недавно, в последние десять лет, и до сих пор могут восприниматься многими педагогами как совокупность санитарно-гигиенических мер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию в дошкольном возрасте

О.Н. Кудинова – инструктор по плаванию МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка»,

города Железногорска, Курской области.

Понятие здоровьесберегающие технологии появились в отечественной педагогике сравнительно недавно, в последние десять лет, и до сих пор могут восприниматься многими педагогами как совокупность санитарно-гигиенических мер.

Здоровьесберегающие технологии - это специально организованная совокупность приемов, методов и форм организации педагогического процесса, не наносящих вред психологическому и физическому здоровью ребенка, а также дополнительные критерии, оценивающие воздействие образования на здоровье дошкольников.

Данные здоровьесберегающие технологии направлены на решение актуальных задач современного дошкольного образования  - сохранение и поддержание здоровья детей в рамках образовательного процесса в дошкольной организации.

Использование в ДОО здоровьесберегающих технологий позволяет применять плавание в целях закаливания, сохранения и укрепления здоровья детей. Плавание влияет на все сферы жизнедеятельности детей, улучшает физическое состояние, умственное формирование ребенка, стимулирует его нервно-психическую деятельность, активизирует внутренние ресурсы организма, укрепляет мышечную систему и систему кровообращения. [2]

Плавание полезно всем без исключения: вялые дети становятся бодрыми, а резвые более спокойными. У детей улучшается самочувствие, повышается эмоциональный тонус.

На сегодняшний день, по рекомендациям врачей, противопоказаний к посещению бассейна нет, кроме таких заболеваний как отит (воспаление уха) и кожные заболевания. Наоборот занятия плаванием полезны для тех детей, которые страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, ортопедические патологии, функциональные сердечные изменения и другие).

Доказано, что часто болеющие дошкольники, посещающие занятия по плаванию, реже болеют, легче переносят морозы и другие погодные изменения.

Плавание развивает такие функции организма как координацию движений, гибкость, ловкость, выносливость. [1]

В нашей дошкольной организации до и после занятий проводятся следующие оздоровительные мероприятия:

  • Хождение по массажным коврикам. Стопа - это особая часть детского тела, на которой находится множество нервных точек и окончаний. Значительный эффект хождения по массажным коврикам трактуется тем, что стопы связаны со всеми системами организма. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем наше горло.
  • Массаж лица. Профилактические мероприятия для того, чтобы предупредить и лечить отек слизистых оболочек носоглотки, нормализовать работу дыхательной системы, повысить иммунитет, предотвратить респиратурные заболевания, воздействуя на активные точки лица.
  • Массаж кистей рук для оказания воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев.
  • Зрительная гимнастика для активизации кровообращения в области глаз, укрепления глазных мышц.
  • Дыхательная гимнастика для избавления от насморка, простуд, расстройств сна и пищеварения.

Так же в нашей дошкольной организации активно применяются закаливающие процедуры с активным температурным перепадом. Что бы организму компенсировать этот перепад, он включает режим закаливания, поэтому в бассейне всегда соблюдается температурный режим. Температура воздуха в бассейне - 32°С, в раздевалке - 25°С, а вода – 30°С - 32°С. [1]

Купание и игры в воде благотворно влияют на все системы детского организма. Работоспособность мышц у дошкольников мала, но под воздействием воды работоспособность увеличивается и мышцы набирают силу, снимают напряжение. Так же занятия плаванием активно влияют на детскую осанку, так как в дошкольном возрасте позвоночник активно формируется. Так же активные упражнения в воде для стоп предотвращают развитие плоскостопия. [3]

Систематические занятия плаванием ведут к нормализации кровообращения и дыхания, это происходит благодаря ритмичной работе мышц, преодолевая сопротивление воды.

Плавание благотворно влияет не только на физическую сторону развития организма, но и на формирование личности ребенка. Не всем детям доставляет удовольствие занятие плаванием, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность для детей не в играх в воде, а в боязни глубины, чувство страха, что можно утонуть. Именно поэтому начальное обучение плаванием начинается с того, чтобы помочь детям преодолеть этот неприятный страх. Занятия плаванием развивают такие качества личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность.

Очень большую роль выступают игры в воде. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями. При обучении плаванию используются разнообразные игровые упражнения, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры с элементами соревнования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия плаванием играют большую роль в развитии дошкольников.

Литература:

1.Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. СПб Детство-пресс, 2010.

2.Канидова В.И. Занятия по плаванию в условиях дошкольного образовательного учреждения. М., изд-во АРКТИ, 2012.

3.Чеменева А.А. Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. СПб Детство-Пресс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста.

Качественные приемы и методы, направленные на оздоровление ребенка, которые грамотно встроены в образовательную систему дошкольного учреждения, будут более эффективными, чем хаотичный, случайный набор...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста.

Внедрение в ДОУ здоровьесберегающих технологий, позволяет использовать плавание для закаливания, сохранения и укрепления здоровья детей. Плавание влияет не только на физическое, но и на умственно...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста.

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогике относительно недавно, в последние несколько лет, и до сих пор воспринимается многими педагогами ка...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возрастаКонсультация инструктора по плаванию Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаваниюдля детей дошкольно...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста

Качественные приемы и методы, направленные на оздоровление ребенка....