Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста. 25.05.2020
материал по физкультуре
Консультация для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Плавание – лучшее лекарство для часто болеющих детей. Дошкольники, посещающие бассейн меньше болеют, легче переносят зимние морозы и погодные изменения. Плавание развивает координацию и точность движений, гибкость, выносливость. В нашем детском саду до и после занятий проводятся следующие оздоровительные мероприятия: массаж кистей рук. Цель - возбудить мышцы руки, прочистить энергетические каналы, оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, печень, легкие, кишечник; гимнастика для глаз. Цель - активизировать кровообращение в области глаз и мозга, укрепить глазные мышцы; дыхательные упражнения с озвученным выдохом. Цель - избавиться от насморка, простуд, расстройства сна и пищеварения. Очень большую роль в обучении детей плаванию играют разнообразные игры в воде. Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями. Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, решительности в своих силах, инициативности. При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
«Тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться». И здесь уместно отметить, что в закаливании самое главное – температурный перепад. Чтобы его компенсировать, организм «запускает» механизм закаливания, поэтому в бассейне соблюдается температурный режим. Температура воздуха в помещении бассейна 30°С., в раздевалке 28°С., а вода в чаше бассейна 30 – 32° С. Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуется напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием
Предварительный просмотр:
Советы инструктора по плаванию для начинающих пловцов.
Совет 1.
Страх воды у ребенка, так же как и страх высоты, имеют почти генетическую природу. Поэтому ни в коем случае не стыдите, и не ругайте ребенка. Не стоит, и сравнивать его с другими детьми. Лучше выполните несложные действия, которые помогут подружить малыша с водой. Никогда не принуждайте ребенка силой идти в воду. Ни в коем случае не наказывайте малыша за то, что он боится воды и отказывается купаться. Начните с обливаний водой, которые нужно прекращать сразу, как только ребенок начнет протестовать.
Совет 2.
Возможно, ребенок боится купаться из-за большого пространства, которое заполняет вода. Для снятия этого страха можно какое-то время купать ребенка в небольшом тазу. Так ему будет спокойнее и комфортнее, в дальнейшем поможет избежать страха на занятиях по плаванию в детском саду.
Совет 3.
Психологи разъясняют: страх воды у ребенка в основном возникает при попадании воды на лицо. Дети боятся захлебнуться. Их пугает нехватка воздуха. Именно с этим страхом связано нежелание мыть голову. Во время игры осторожно приучайте ребенка к тому, чтобы он не боялся брызг, попадающих на лицо. Начать можно даже с уличных игр, в которых вы с ребенком друг друга обливаете или стреляете из водных пистолетов.
Совет 4.
Терпеливо, но в тоже время настойчиво учите ребенка задерживать дыхание. Освоив задержку дыхания на суше, можно переходить к занятиям в воде. Когда ребенок в ванне, можно потихоньку лить воду из маленькой лейки ему на голову. Чтобы не получить обратный результат, обучение должно проходить в игровой форме и веселой дружеской обстановке. Только убедившись в том, что ребенок не боится водных процедур в ванне, можно переходить к плаванию в бассейнах.
Практические советы по преодолению водобоязни и освоению с водной средой
1. Как можно раньше приучайте ребенка к водным процедурам. Если ребенок боится мыться, не спешите. Дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из лейки, ковша, начиная с ног. Постепенно приучайте к душу. Следите за температурой воды. Выберите ту, которая понравится ребенку.
2. Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.
3. Научите ребенка опускать лицо в воду, задерживая дыхание ("Птички умываются").
4. Следующий шаг - открывание глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение - нужно привыкнуть к этому. Предложите ребенку на вдохе открыть глаза в воде и, увидев лежащий на дне предмет, достать его. Потом обязательно похвалите его. Если же ребенок отказывается, попробуйте дать ему плавательные очки. В дальнейшем откажитесь от них.
5. Дыхание - важное упражнение в плавании. Вдох выполняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через рот и нос. Ребенку можно дать задание: "Спой рыбкам песенку": на выдохе нужно произносить звук [у]. Это упражнение можно выполнять, сидя за столом, опуская лицо в тазик с водой.
6. Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, спине с опорой на предплечья.
7. Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания ("Подводная лодка"). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.
8. На задержке дыхания предложите ребенку, лежа на спине, убрать руки со дна и выпрямить их вдоль туловища, а сами поддержите ему затылок рукой.
9. Дома можно научить ребенка ритмично работать ногами кролем. На суше покажите, какими должны быть ноги: прямые, носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Затем, приняв горизонтальное положение в воде, опираясь на предплечья, сначала медленно и редко, затем быстро и часто выполните движения ногами в воде. На поверхности воды должен образоваться маленький фонтан без брызг.
10. Вот и водоем. Помните: вы рядом, вы - пример для ребенка. Сначала выполняете упражнение вы, а затем, после слов "Делай как я", - ребенок. Подбадривайте его, чаще хвалите.
-Оказавшись в воде, привыкните к ощущениям. Постарайтесь не напрягаться.
-Постепенно приседайте, погружаясь в воду до уровня подбородка, на вдохе до носа, глаз, с головой. И так несколько раз.
-Походите, побегайте, попрыгайте, поползайте на руках по дну вдоль берега или по направлению к берегу.
-Отойдя от берега на глубину до пояса, рассмотрите дно, выполните погружение с головой на несколько секунд.
-Предложите ребенку (с вашей помощью), оттолкнувшись от дна ногами, проскользить по направлению к берегу с поддерживающим предметом в руках, не опуская лица в воду, затем опустив его. Далее - в согласовании с движениями ног кролем.
-Предложите ребенку следующие упражнения.
-Лежа в упоре на руках, плечи под водой. После глубокого вдоха опустите лицо в воду и одновременно поднимите руки вверх ("Лодочка"). Не торопитесь соединять кисти рук, чтобы не потерять равновесие.
-Стоя в воде по пояс, после вдоха оттолкнуться ногами от дна и выполнить скольжение на груди. Ребенка можно слегка поддерживать за пояс.
-Сесть на дно, руки вытянуть вперед. После вдоха поднять таз, голову положить на воду. Чтобы в нос не попадала вода, надуть щеки.
-То же упражнение, но из исходного положения, стоя в воде по пояс. Если нужно, подстрахуйте ребенка. Для лучшей ориентации выполняйте упражнение вдоль берега.
-Затем можно учить ребенка плавать при помощи движений ног, рук, согласовывая движения с дыханием.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Преодоление водобоязни и освоение с водной средой»
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело ребенка при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает на организм ребенка прекрасное оздоровительное действие.
Дети любят воду, с удовольствием в ней плещутся. Но при этом следует помнить, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, преодолевать которое нужно постепенно, без насилия и принуждения. Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру.
Играя, у ребенка пропадает чувство страха перед водой. Через игры начинается процесс ознакомления детей со свойствами воды. Для детей дошкольного возраста, именно игра является средством удовлетворения познавательных потребностей и средством реализации познавательной активности при взаимодействии с окружающим миром. Игры способствуют стимуляции интереса детей к занятиям плаванием. С помощью игр происходит овладение способами и приемами двигательной деятельности, что также является значимым и необходимым. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения.
Попробуйте провести игру –занятие в домашних условиях. Помните: вы рядом, вы пример для ребенка. Сначала выполняете упражнение вы, а затем, после слов «Делай как я», - ребенок. Подбадривайте его, хвалите.
Практические советы по преодолению водобоязни и освоению с водной средой:
Как можно раньше приучайте ребенка к водным процедурам. Если ребенок боится мыться, не спешите, дайте ему тазик с игрушками, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из лейки, ковша, начиная с ног. Постепенно приучайте к душу. Следите за температурой воды. Выберите ту, которая понравится ребенку.
Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Покажите предметы под водой. Предложите их достать.
Научите ребенка опускать лицо в воду, задерживая дыхание («Птички умываются»).
Следующий шаг - открывание глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение - нужно привыкнуть к этому. Предложите ребенку на вдохе открыть глаза в воде и, увидев лежащий на дне предмет, достать его. Потом обязательно похвалите его. Если же ребенок отказывается, попробуйте дать ему плавательные очки. В дальнейшем откажитесь от них.
Дыхание - важное упражнение в плавании. Вдох выполняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через рот и нос. Ребенку можно дать задание «Спой рыбкам песенку»: на выдохе нужно произносить звук [у]. Это упражнение можно выполнять, сидя за столом, опуская лицо в тазик с водой.
Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, спине с опорой на предплечья.
Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания (Подводная лодка). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.
На задержке дыхания спине, убрать руки со дна и сами поддержите ему затылок рукой. Дома можно научить ребенка ритмично работать ногами кролем. На суше покажите, какими должны быть ноги: прямые, носки оттянуты, повернуты вовнутрь. Затем приняв горизонтальное положение в воде, сначала медленно и редко, затем быстро и часто выполните движения ногами в воде. На поверхности воды должен образовываться маленький фонтан без брызг.
Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игровые упражнения для преодоления водобоязни детей дошкольного возраста»
Иногда приходится слышать, что именно в возрасте 3-7 лет появляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания на лицо и, особенно, в глаза воды, в постоянном желании держаться за любую опору. Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в передвижении, появляется затрудненность дыхания. Ребенок боится тех ощущений, которые вызывает присутствие его в воде. Обычно это называют водобоязнью, одной из форм страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Но на самом деле эта проблема является эта проблема является очень актуальной при начальном обучении плаванию.
Результаты многих исследований причин неумения и боязни плавать показали, что
решающая роль принадлежит психогенной напряженности обучающихся, иными словами самовнушенная водобоязнь;
страх беспомощного одиночества в неизвестной среде, бесполезности усилий, отсутствие твердой опоры
генетически наследованные реакции на прошлые утопления;
ужас неведомого и невиданного;
страх перед неудачей, боязнь самого процесса плавания
личный опыт утопления (подскальзывания в воде, захлебывания, а также приобретенный в младенческом возрасте или результат увиденного или услышанного про несчастный случай с другим человеком
Установлено, что главная опасность на воде не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Основная трудность у детей психологическая – погрузится с головой в воду, открывать в воде глаза, выдохнуть в воду. Люди, которые страдают водобоязнью, в любом возрасте мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощности в воде и под водой и надеются, что когда – нибудь сами преодолеют эту фобию и, наконец – то, сами научатся уверенно держаться на воде.
В связи с этим можно сказать, что водобоязнь, прежде всего, отражает неспособность проявить духовную силу, преодолеть себя, выдержать испытание.
Эти особенности значительно усложняют процесс освоения навыков плавания при обучении.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей- родителей-педагогов, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Часто бывает так, что ребенок систематически и успешно купается в ванной, но в бассейне или летом, когда он с родителями приехал на большой водоем (море, озеро, река) и малышу предложили искупаться, он не решился даже зайти в воду. В этом случае играют свою роль психологические факторы: огромное водное пространство, неизвестная глубина водоема, «высокое небо», множество купающихся и веселящихся в воде неизвестных людей.
Советы родителям по преодолении и освоению с водной средой водобоязни
Нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду. Необходимо постепенно, шаг за шагом, глядя на более смелых сверстников, рядом с родителями и их спокойным голосом, объяснениями, стихами, рассказами, добротой и вниманием он сможет преодолеть этот психологический барьер. Для облегчения процееса преодоления водобоязни предлагаем Вам общие упражнения в ванне, которые можно выполнять с детьми с трех – четырехлетнего возраста.
1. Как можно раньше приучайте ребенка к водным процедурам. Если ребенок боится мыться, не спешите. Начинайте игры в тазике с водой, затем игру можно продолжить в ванной. Лейте воду на ребенка из леечки, ковша, начиная с ног. Следите за температурой воды, она должна нравиться ребенку. К душу приучайте постепенно.
2. Объясните ребенку, что вода ласковая, добрая, чистая, прозрачная. Рассмотрите под водой руки, ноги. Покажите предметы, игрушки под водой, предложите их достать (сначала не опуская лицо в воду).
3. В ванне посадить или поставить ребенка под душ, направив струю воды на плечи, затылок. Если ребенок положительно, с радость воспринимает эти процедуры, направьте струю воды на макушку. Стараться не отворачивать головы при попадании воды на глаза, не закрывать их руками.
4. Предложить ребенку сделать глубокий вдох через рот, задержать дыхание и подставить лицо под струю воды. Отодвинув лицо от воды, сделать выдох через нос. Глаза стараться не закрывать, часто моргать
5. Сделать вдох через рот, задержать дыхание и самостоятельно облить лицо водой. Подождать, пока скатится вода, сделать выдох и дышать. Лицо руками не вытирать! Лицо должно привыкнуть к воде. Лучше часто моргать, сбрасывая воду с ресниц.
6. Научите ребенка опускать рот, нос, глаза, лицо в воду, задерживая дыхание («Птички умываются»)
7. Следующий шаг – открывание глаз в воде. Предметы будут иметь расплывчатое изображение – нужно к этому привыкнуть. Предложите ребенку на вдохе открыть глаза в воде, и, увидев лежащий предмет, достать его. Обязательно подбадривайте малыша, хвалите.
Еще одна немаловажная составляющая плавания – дыхание. Вдох выполняется быстро через рот, выдох постепенно, полностью в воду через нос и рот. Ребенку можно дать задание «Спой песенку рыбкам»: на выдохе нужно произнести звук «У-У-У-У-У-У…»
8. Далее в ванной предложите ребенку принять горизонтальное положение на груди, на спине с опорой на предплечья.
9. Согласовывайте лежание на груди с погружением под воду на задержке дыхания («Подводная лодка»). Постепенно освобождайтесь от опоры на руки.
10. Предложите малышу лежа на спине, на задержке дыхания убрать руки со дна, выпрямить их вдоль туловища, а сами поддерживайте ему затылок рукой.
11. Также дома можно научить ребенка ритмично работать ногами способом кроль. На суше покажите, какими должны быть ноги: прямые, носки оттянуты. Затем помогите ребенку принять горизонтальное положение в воде, с опорой (без опоры) на предплечья, сначала медленно и редко, затем быстро и часто выполнить движения ногами в воде. На поверхности воды должны образоваться маленький фонтанчик без брызг.
12. НО ВОТ И ВОДОЕМ! Надо помнить, что поведение взрослого на воде – это пример подражания для вашего ребенка.
13. Подбадривайте его и чаще хвалите.
Оказавшись в воде, привыкните к ощущениям.
Постепенно заходите в воду
Погружайтесь в воду до уровня подбородка, на вдохе до носа, глаз, с головой
Походите, побегайте, попрыгайте, поползайте на руках вдоль берега. Предложите детям
Рассмотреть дно, отойдя от берега,
найти красивый камушек, игрушку под водой, опустив лицо в воду
Лежа в упоре на руках, плечи под водой поползать в воде на мелкой части
Оттолкнувшись от дна ногами проскользить по направлению к берегу, или вдоль береговой линии (используя любую плавающую игрушку – нудл, мяч и т. д)
Стоя в воде по грудь, после вдоха оттолкнуться двумя ногами и лечь на живот. Ребенка можно поддерживать под грудь и живот
Сесть на дно, руки стоят на дне. После вдоха поднять таз, положив голову на воду.
И ОБЯЗАТЕЛЬНО! Научите ребенка принимать вертикальное положение из горизонтального: посмотреть вперед, спокойно согнуть ноги, опустить таз вниз, опустить туловище вниз и встать на ноги
Если детьми успешно пройден барьер боязни воды, они станут с удовольствие посещать занятия в бассейне. Опыт подсказывает, что своевременное ознакомление с водой и умение плавать являются навыком необходимым человеку в сохранении жизни. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь. И наша с вами задача, уважаемые взрослые, помочь детям преодолеть страх перед нашим другом и помощником – ВОДОЙ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста.
Качественные приемы и методы, направленные на оздоровление ребенка, которые грамотно встроены в образовательную систему дошкольного учреждения, будут более эффективными, чем хаотичный, случайный набор...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста.
Внедрение в ДОУ здоровьесберегающих технологий, позволяет использовать плавание для закаливания, сохранения и укрепления здоровья детей. Плавание влияет не только на физическое, но и на умственно...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста.
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогике относительно недавно, в последние несколько лет, и до сих пор воспринимается многими педагогами ка...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возрастаКонсультация инструктора по плаванию Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаваниюдля детей дошкольно...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста
Качественные приемы и методы, направленные на оздоровление ребенка....
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаваниюдля детей дошкольного возраста. Что же такое здоровьесберегающие технологии?Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнооб...
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста»
Статья «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по плаванию для детей дошкольного возраста»...