Проектная деятельность в ДОУ
статья на тему
Творческий отчет из опыта работы участника муниципального конкурса профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года» воспитателя группы общеразвивающей направленности
Дерменжи Ларисы Георгиевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/predstavlenie_opyta_raboty.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка» г. Покачи
Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Творческий отчет из опыта работы участника муниципального конкурса профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года» воспитателя группы общеразвивающей направленности
Дерменжи Ларисы Георгиевны
Проектная деятельность в ДОУ
2014 год
Основной метод, применяемый мной в работе, это педагогика сотрудничества с детьми «Свободное общение на равных». Развивающим методам уделяю огромное внимание. Одним из них является, метод проектирования.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Нам хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогаем мы, педагоги.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, мы на занятиях познавательного цикла знакомим их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях ИЗО – с образами домашних животных в произведениях художников, на развитии речи- чтение художественной литературы. где главными героями являются домашние животные.
Проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.(2 слайд)
Главная цель проектной деятельности - разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются воспитанники. Работая над проектом, дети имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей детей: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная задача педагога при работе над проектом - дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.(3 слайд)
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития: (4 слайд)
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Вариативность использования интегрированного метода
довольно многообразна.
- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
- Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изо - деятельности)
- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция:
− частичная интеграция;
− полная интеграция; - метод проектов:
− форма организации образовательного пространства;
− метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта (5 слайд)
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для сам. выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов (6 слайд)
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. | 1. Вхождение в проблему. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. | 5. Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. |
В настоящее время проекты классифицируются: (7 слайд)
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: (8слайд)
- исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Мы с детьми работали над следующими видами проектов
- комплексные: «Умная книга»
- межгрупповые: «Времена года»
- творческие: «Елочка Красавица»
- групповые: «Осень – Удивительное время года»
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Электричество»
- исследовательские: «Мир воды»
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу воспитанников под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: воспитанники не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению
Именно к проектному методу уместны слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". ( В нашем случае получается, мы отвечаем на вопросы детей, т. е. они познают окружающий мир исходя из своих желаний.)
Применяя проектный метод в процессе ознакомления с окружающим миром, с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться очень высоких результатов.
( Родители приносили литературу, репродукции картин известных художников, оказывали помощь, проявляли интерес).
Мое увлечение художественной литературой, думаю, оставит след и в сердцах моих воспитанников. Работая над темой самообразования " Художественное слово - как средство всестороннего развития личности", я как могла, старалась привить любовь детей к чтению. Ребята любят копировать, повторять, брать с нас взрослых пример. Они с охотой слушают, когда я называю им своих любимых сказочных героев, прочитанные мною в детстве художественные произведения, авторов.
Представляю вашему вниманию проекты, над которыми мы работали в прошлом году. Это " Осень - удивительное время года", " Елочка- красавица", "Умная книга".Во время реализации проектов большое внимание мы с ребятами уделяли чтению художественной литературы. Кроме того, что данные проекты познавательные, они и творческие. Итогами проектов послужили выставки для родителей, сделанные руками ребят. Отправляя их на всевозможные конкурсы, мы заняли немало призовых мест.
Продуктом познавательно-творческого проекта "Умная книга" стал поставленный детьми костюмированный спектакль "Лиса и заяц", который ребята с удовольствием показали малышам и педагогам на ГМО.
Представление презентаций по отдельным проектам.
Дерменжи Лариса Георгиевна МАДОУ ДСКВ «Сказка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...