Педагогическая идея
статья (подготовительная группа) на тему

Горелова  Елена  Ивановна

«Моделирование  загадок как средство развития речевого словесного творчества старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая идея100.19 КБ

Предварительный просмотр:

Горелова Е.И.

                                                                      воспитатель первой

                                                         квалификационной категории

МБДОУ« Детский сад «Березка»                                                             Шербакульского муниципального                                                                              района Омской области                    

Педагогическая идея

Тема: «Моделирование  загадок как средство развития речевого словесного творчества старших дошкольников» 

Началом работы по теме опыта стал анализ результатов первичной диагностики в мае 2018 году по оценке степени сформированности речевого словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста по методике   диагностика «Путешествие по Стране Правильной Речи» (диагностическая тетрадь). Авторы диагностики: О.Н. Сомкова, З.В.Бадакова, И.В. Яблоновская    (приложение №1). Диагностика предусматривала выполнение упражнений: «Творческие речевые умения» - упражнение №21, «Объем литературного опыта» - упражнение №20. Во время проведения диагностических мероприятий велись протоколы обследования и заполнялись диагностические таблицы (приложение №2). Анализ диагностических таблиц показал, что на начало 2018 -2019 учебного года по результатам двух упражнений высокий уровень сформированности навыков речевого словесного творчества был диагностирован у 15,9% дошкольников. Что означает, что эти дети  с удовольствием отгадывают загадки, самостоятельно и легко сочиняют оригинальные образно-организованные загадки. Средний уровень сформированности такого речевого навыка отмечен у 52,4% обследуемых. У 31,7% старших дошкольников этот уровень оказался низким. Эти воспитанники не проявляют интереса к творческим заданиям, не умеют придумывать загадки, отказываются их отгадывать.

Анализ результатов первичной диагностики оценки сформированности навыков речевого словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста позволил выявить необходимость поиска наиболее эффективных путей решения этой проблемы

Актуальность опыта

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования  перечислены структурные единицы, представляющие направления развития  и образования детей, или образовательные области. Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя следующие направления образовательной деятельности: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной  диалогической и монологической речи; развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной литературой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие речевого словесного творчества.

Детское словесное творчество, как вид детского творчества, представляет собой творческую активность детей в художественно-речевой деятельности, выражающуюся в пересказах текстов художественных произведений, в выразительном чтении стихов, а также в умении создавать новые сочинения (сказки, рассказы), что чаще происходит на основе контаминации (соединения) знакомых произведений. В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений, ознакомление с разными жанрами литературы.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой, путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Более сложным для дошкольников является процесс составления загадок. Как видим, работа с загадками чаще всего не опирается на наглядность,  поэтому не всегда бывает эффективной.

Отсюда возникает основное противоречие между необходимостью решения задач развития речевого словесного творчества и невозможностью её решения только словесными методами и приемами.

Одним из способов разрешения этого противоречия и для решения задач развития речевого творчества старших дошкольников автор опыта использует технологию, предложенную кандидатом педагогических наук, преподавателем Петрозаводского педагогического университета Аллой Александровной Нестеренко и апробированную в начальных классах  и детских садах города Петрозаводска. Технология представляет собой использование в определенном порядке моделей по составлению загадок.

Ведущая педагогическая идея опыта

Идея использования технологии моделирования, разработанная А.А. Нестеренко по составлению загадок, способствует развитию речевого словесного творчества старших дошкольников.

Длительность работы над опытом

Работа по теме опыта проводится  с марта 2018 года.

I этап – начальный: обнаружение проблемы, изучение теоретического и практического материала, подбор диагностических методик, проведение первичной диагностики.

II этап - основной –  с сентября 2018 г года по март 2019 года – организация образовательной работы по развитию речевого словесного творчества старших дошкольников с использованием моделей при составлении загадок.

III этап- заключительный – март - май 2019 года –анализ полученных материалов, которые будут свидетельствовать о сформированности творческих речевых умений старших дошкольников по составлению загадок по моделям, как одной их форм развития речевого словесного творчества.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой игр, игровых упражнений и заданий по составлению загадок, разработанных А.А. Нестеренко в системе развития речевого словесного творчества старших дошкольников. Предложенная автором опыта система организации образовательных мероприятий может включаться в общую систему работы по речевому развитию старших дошкольников, являться частью досуговых мероприятий, в том числе и с участием родителей или воспитанников других групп.

Теоретическая база опыта

Речевое словесное творчество – это художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений. Трудности развития речевого словесного творчества обусловлены многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов (мышления, восприятия, воображения). Малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной, музыкальной и т.д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специального обучения для развития творческих способностей в области слова. Автор опыта считает, что одним из перспективных направлений в обучении речевому словесному творчеству является составление загадок.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Загадки оставляют уму ребенка полезные упражнения». Современные исследователи подтверждают слова русского педагога и писателя и доказывают, что разгадывание и составление загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения,  умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.

Проблемы развития речевого словесного творчества у дошкольников представлены в исследованиях: Е. Е. Кравцовой, которая доказывала влияние детского словесного творчества на развитие творческого воображения детей»[9]; О.Н. Сомковой, изучающей формирование творческих умений у старших дошкольников в процессе освоения художественных речевых образов [5].

 В своих исследованиях О.Н. Сомкова указывает: «Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления»[5].

        В процессе работы над опытом были изучены работы Ю.Г. Илларионовой, Н.Е. Водовозовой. Предметом их исследований являлось обучение дошкольников загадыванию и отгадыванию загадок. О значении загадок в образовательной деятельности с дошкольниками Ю.Г. Илларионова пишет: «Под влиянием загадок у детей складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Загадки успешно развивают мыслительные способности дошкольников» [7].

Важными для опыта были современные исследования по проблеме использования моделирования в построении образовательной деятельности с дошкольниками.  В них доказывается, что методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного) являются одними из самых эффективных методов обучения.                                          Моделирование исключает формальную передачу знаний, изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.                                                                                                     Метод моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия. Л. А.Венгер писал: «Метод моделирования эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах».

В опыте использовались исследования А.А. Нестеренко, которая предлагает для развития речевого словесного творчества дошкольников и младших школьников использовать элементы теории решения изобретательских задач или ТРИЗ[8]. А.А. Нестеренко пишет, что человек должен уметь решать широкий спектр задач, которые ставит перед ним жизнь. Как правило, большинство этих задач - открытого характера. Они не имеют контрольных готовых решений. Человек должен уметь увидеть проблему, сформулировать задачу, решить её с максимальной выгодой для себя и окружающего мира. Исследователь считает, что дошкольный возраст - период формирования основ такого способа мышления через активное исследование окружающего мира. А цель обучения дошкольников - формирование способов познания и преобразования объектов окружающей действительности на основе чувственного познания (каналов восприятия). В основе обучения - сенсорное воспитание. Создание творческого продукта в дошкольном возрасте базируется на процессах познания и преобразования объектов через оперирование многообразием их свойств (признаков).

На основе этой теории А. А. Нестеренко разработана технология обучения детей составлению загадок на основе моделей. В работе «Формирование навыков творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством отсм -триз-ртв-технологий» она пишет: «Модель строится для практического использования. Не бывает моделей плохих и хороших, бывает некорректное их использование. Если она помогает решить задачу или достичь нужного результата, то модель хороша. Если нет, то её надо менять»[15].

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в применении в условиях дошкольного образовательного учреждения технологии обучения составлению загадок на основе моделей, разработанной А.А. Нестеренко для развития словесного творчества старших дошкольников.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть реализован в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

II. Технология опыта

Целью педагогической деятельности в данном направлении является обеспечение положительной динамики уровня сформированности речевого словесного творчества через использование технологии моделирования загадок. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  - изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме использования моделей составления загадок в развитии речевого словесного творчества старших дошкольников;

  - систематизировать диагностические материалы по теме опыта;

  - организовать первичную диагностику старших дошкольников по оценке сформированности речевых навыков детского словесного творчества;

  - организовать образовательную деятельность  по использованию моделей составления загадок в развитии словесного речевого творчества старших дошкольников;

  - отслеживать результаты образовательной деятельности с использованием моделей составления загадок в развитии словесного речевого творчества старших дошкольников.

Эти задачи решались на разных этапах работы над опытом.

Первый этап. На этом этапе решались задачи по изучению теоретической и методической литературы по проблеме использования моделей составления загадок в речевом развитии старших дошкольников.

Анализ результатов первичной диагностики детей на начало 2018-2019 учебного года показал, что у детей слабо развиты навыки речевого словесного творчества. Поэтому  было принято решение использовать  не только традиционные методы, но и более современные, в частности моделирование. Наиболее результативной для этого оказалась технология А.А. Нестеренко. В ней одним из эффективных методов обучения речевому словесному творчеству считается использование моделей при составлении загадок.

Таким образом, были определены задачи для организации образовательной деятельности  по обучению навыкам речевого словотворчества с использованием загадок.

На втором этапе, опираясь на классификацию детских сочинений, описанную в исследованиях О.С.Ушаковой, Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова  и др., была  разработана схема организации работы по обучению речевому словесному творчеству с дошкольниками. Она представлена на рис. 1

Рис. 1 Схема организации работы по развитию речевого словесного творчества старших дошкольников

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования словесного творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

  • обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
  • обогащение и активизация словаря;
  • формирование умения детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;
  • формирование правильного понимания детьми задания «придумать».

В формировании детского словесного творчества выделяются три этапа. На первом этапе происходит накопление опыта: организуются наблюдения, влияющие на детское творчество, дети учится образному видению окружающего. На этом этапе очень важна роль детской литературы.

Второй этап - собственно процесс речевого словесного творчества (возникает замысел, мотивация, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумывание загадок, использование творческих заданий). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выбору слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие), анализ результатов творчества взрослыми, их заинтересованность.

Так как сочинение загадок является одним из направлений деятельности  по обучению навыкам словесного творчества старших дошкольников, то работа также включает три вышеперечисленных этапа.

 При этом обучение детей составлению загадок начинается с составления загадок по картине или по игрушке. Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок заключается в следующем:

  • выбор объекта на картине;
  • выбор модели загадки;
  • подбор характеристик и сравнение с другими объектами;
  • выбор наиболее удачных сравнений;
  • связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не»;
  • выразительное чтение загадки.

Обучение составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок самостоятельно составляет загадку). Алгоритм мыслительных действий сохраняется как на полуактивном, так и в активном этапе.

Чтобы составить загадку по картине (игрушке), необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форму, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Признаки предметов лежат в основе трех основных моделей, предложенных А.А. Нестеренко. Рассмотрим методику организации образовательной деятельности с каждой моделью.

Модель 1. Какой? Что бывает таким же? Знакомство с моделью идет следующим образом:

    - вывешивается одна из табличек с изображением модели составления загадки;

    - предлагается детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. «Что бывает таким же?»

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Эти определения записываются в левой части таблицы друг под другом. Затем просят детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и записывают их в правой части таблицы.

К примеру, составим загадку о вишне.

Какой? Какая?

Что бывает таким же?

Красная

Кровь

Сладкая

Сахар

Сочная

Арбуз

Блестящая

Огоньки

После заполнения таблички воспитатель читает загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про вишню:

Красная как кровь,

Блестящая, но не огоньки.

Сладкая как сахар,

Сочная, но не арбуз.

Автор опыта считает, что целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую произвольную память. Ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели, «Какой? – Что бывает таким же?» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки составляются и на основе «занижения» свойств объектов (к примеру, самовар тусклый, как нечищеные ботинки), и на основе их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2 Что делает? Что (кто) делает так же?

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица. Она постепенно заполняется (сначала в левой, а в потом в правой части).                                                       Рассмотрим пример составления загадки про ежика.

  • Что делает ежик? - пыхтит, собирает, семенит.
  • Пыхтит как кто или что? - пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»), пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).
  • Собирает как кто или что? - собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»), собирает как жадина (сравнение на «занижение»).
  • Семенит как кто или что? - семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»), семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Далее предлагается составить загадку в целом, используя связки «как», «но не». К примеру, составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «пыхтит как новенький паровозик; собирает как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить». К примеру, составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит как старый гном».

Модель 3.  На что похоже? Чем отличается? 

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Рассмотрим пример составления загадки про гриб.

  • На что похож гриб? – На мужичка.
  • А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.
  • Еще на что похож? – На дом, но без окон.
  • А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

По окончании работы над любой из моделей проводится выразительное чтение загадки. Параллельно организуется работа, направленная на формирование и развитие умения аргументировано и грамотно объяснять свой ответ на заданную загадку. Здесь используются игры соревновательного характера: «Кто правильнее докажет», «Кому я больше верю? », «Кто точнее?» и др. Словесные игры на составление загадок указаны в приложении 3. Многие из них разработаны Нестеренко А.А. и её последователями.

Когда алгоритм составления загадок усвоен детьми, предлагаются следующие формы организации детей для работы над составлением загадок:

  • составление загадок коллективно для одного отгадывающего;
  • составление загадок для подгруппы детей;
  • деление детей на команды и организация соревнования между командами;
  • предложение составления загадок в домашних условиях с участием родителей. В таком случае детям выдаются бланки с опорами. На одной стороне бланка пишется (родителем) и рисуется (ребенком) загадка, на другой — ответ. Ребенку дается опора устно (она хорошо запоминается).

На схеме 2 представлены некоторые формы организации образовательной деятельности, в которой реализуются задачи творческого рассказывания в виде составления загадок.

Рис. 2Формы организации образовательной деятельности

Пример организации некоторых видов специально организованной образовательной деятельности представлен в приложении 4.

Все творческие работы детей сохраняются для организации «детского книгоиздательства»,т.е. оформляются в рукописные книги и дополняются рисунками(иллюстрациями). В таких произведениях дети отражают свой личный и литературный опыт, свои знания о природе, социальном мире, отношениях между людьми. В дальнейшем в группе  создаётся библиотека, часть которой составляют сочинения детей.

Эта работа позволяет формировать у дошкольников представления об их личных достижениях и успехах. Они начинают понимать, что своим сочинительством могут быть интересны для сверстников и взрослых, что позволяет им почувствовать себя более уверенными, самостоятельными. У многих дошкольников возникает желание научиться самостоятельно решать свои проблемы, т.е. учиться грамоте,  чтобы записать свой рассказ, научиться пользоваться различными приспособлениями для оформления произведения, т.е. нарисовать иллюстрации, подобрать картинки, фотографии, аккуратно их  наклеить или вырезать, создать композицию и т.д. (приложение 5). Эти загадки могут стать основой для создания детьми и их родителями рукописных книг.

Целенаправленная работа с загадками ведется в системе с привлечением родителей. Традиционно одна из консультаций для родителей посвящена данной теме. В процессе работы взрослым предлагается составить описательную загадку о предмете, а затем показываются, родителям возможности использования технологии Нестеренко А.А.  В процессе её освоения родители понимают дидактическое, развивающее и воспитательное значение подобной работы.

 Конечно, в работе над загадками по технологии Нестеренко А.А. сначала возникают определенные трудности у детей при решении проблемных задач (загадок) вне условий специального обучения: недостаток представлений о загадываемом предмете, явлении; невнимательность и рассеянность при прослушивании загадок; частое непонимание образных сравнений или их игнорирование.

Но важно то, что технология А.А. Нестеренко предполагает не только придумывание или составление загадок в уме, а предлагает кропотливую, но интересную и творческую работу над словом.

В процессе этой работы стимулируется детская речевая активность, предлагается использование ярких образных сравнений. Сочиняются сравнения, загадки и метафоры об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

Составляя загадку о конкретном предмете, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

III.Результативность опыта

На третьем этапе будет проанализирована динамика сформированности речевого словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста по  методике «Диагностика «Путешествие по Стране Правильной Речи (авторы методики О.Н. Сомкова, З.В. Бадакова, И.В. Яблоновская и др.).

Таблица 1

Динамика сформированности речевого словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста  на начало учебного  года

Учебный год

Упражнение №20 «Объем литературного творчества»

Упражнение №21 «Творческие речевые умения»

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

2018-2019 учебный год

15,9%

52,4%

31,7%

15,9%

52,4%

31,7%

Библиографический список:

  1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1998. - 400с.
  2. Амнуэль, П.Р. РТВ - это очень просто! / Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trizminsk.org/e/rtv/index1.htm#02
  3. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. и др. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук. – Ульяновск: Планета,  2001. – 38.
  4. Журавлева, Н. М.Методика обучения разгадывания и составления загадок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trizminsk.org/e/prs/232023.htm
  5.  Кудрявцев, В.Т. О смысле детского словотворчества / В. Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. – 2005. - №2. – С. 142.
  6. Логинова, В.И., Максаков, А.И., Попова, М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
  7. Миронова, В.Я. Использование развивающей технологии ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе детского сада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/mirovalt/home/ispolzovanie-razvivausej-tehnologii-triz---rtv-v-obrazovatelnom-processe-detskogo-sada/literatura

  8. Муравьёва, Т.А., Левшина, Н.И. Технология обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] scienceforum.ruСписок научных направлений›. – Режим доступа: discus/97/2494
  9. Ощепкова, М.А., Охнадель, М.В., Никулина, Т.И.Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rae.ruСписок научных направленийПсихологические науки
  10. Сидорчук, Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - М. Академия, 2006. – 204 с.
  11. Сидорчук,Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. - М.: Академия, 2004. - 304с.
  12. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) / Е.Б. Танникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
  13. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2003. – 289 с.
  14. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – с. 18-29.
  15. Чепурнова, Н.В. Загадки в работе с дошкольниками (ТРИЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/11777.html

Приложение 1

Диагностическая методика имеет большой объем и позволяет оценить сформированность всех сторон развития речи (фонематика, фонетика, лексика, грамматический строй речи, словарь, речевое творчество и др.). При обследовании использовалась только та часть методики, которая связана с разделом «Речевое творчество».

Диагностика «Путешествие по Стране Правильной Речи» (диагностическая тетрадь). Авторы диагностики О.Н. Сомкова, З.В. Бадакова, И.В. Яблоновская

Методика диагностики носит сценарный характер. Она построена в форме путешествия по «Стране Правильной Речи», в которое ребенок отправляется с игровым персонажем. Все «путешествие» разделено на этапы, позволяющие диагностировать разные стороны речевой деятельности: богатство словарного запаса, грамматическую правильность, звуковую культуру, связность речи, художественно-речевые проявления, освоение грамоты. Последовательность этапов определяется степенью сложности упражнений — от более простых к более сложным. На каждом этапе ребенок «движется на определенном виде транспорта», «проезжая» станции. Количество станций соответствует числу заданий. Выполняя задания, он переходит с одного этапа на другой.

Практические материалы по данной диагностике предполагают совместную деятельность педагога с ребенком. При этом для успешного проведения диагностики необходимо партнерское общение с ребенком — он «принимает» взрослого в свою игру. Поэтому основными задачами педагога являются:

  • стимулировать интерес и активность ребенка при выполнении упражнений;
  • информировать ребенка о содержании упражнений посредством проговаривания текстов-обращений к ребенку;
  • следить за соблюдением этапности, последовательности реализации упражнений;
  • регламентировать время одномоментной деятельности ребенка с

тетрадью (не более 15—20 минут);

  • оценивать и анализировать результаты выполнения упражнений в тетрадипосредством заполнения индивидуальной карты речевого развития и использования критериев оценки.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с тетрадью, чтобывызвать интерес к содержанию, желание выполнять упражнения.

Для этого надо выполнить упражнения 1 и 2: познакомиться с игровым персонажем, узнать его имя, нарисовать его, рассказать о себе. Следует рассмотреть карту «Страны Правильной Речи», маршрут к замку Мудрой Совы. Можно посчитать количество станций, которое предстоит «проехать» на каждом виде транспорта. Вместе с ребенком следует перелистать тетрадь, найти значки в левом или правом верхнем углу каждой страницы и объяснить их назначение. Найти пересадочные станции с одного вида транспорта на другой (двойные значки). Если ребенок еще не устал, то можно приступать к выполнению диагностических упражнений.

В ходе диагностики можно давать ребенку некоторые пояснения, указания при выполнении упражнений, уточняя их содержание. Однако нельзя помогать ребенку, выполняя задание за него. При затруднении в понимании можно привести пример его выполнения на одном из элементов содержания.

Если ребенок испытывает затруднение в выполнении какого-либо упражнения, то оно пропускается, а в соответствующую этому заданию графу протокола ставится «О». Каждое выполненное ребенком упражнение оценивается в баллах: от 1 до 3, в зависимости от качества его выполнения. Определить качество выполнения заданий помогут критерии речевого развития детей, представленные в приложении 1.

Критерии оценки уровня развития разных сторон речи детей старшего дошкольного возраста (выписка)

Стороны речи и показатели их развития

Критерии уровней речевого развития

Высокий уровень (3 балла)

Средний уровень (2 балла)

Низкий уровень

(1 балл)

Художественно-речевая деятельность

  • Творческие речевые умения (упражнение№21)
  • Объем литературного опыта (упражнение №20)

Самостоятельно и легко сочиняет оригинальную, образную, ритмически организованную загадку. Чувствует и создает рифму. С удовольствием отгадывает загадки, знает и читает стихи. Имеет литературные произведения.

Самостоятельно придумать загадку не может, но загадки знает и пытается отгадать. Может придумать рифмы к словам. Стихи знает нетвердо, читает монотонно, невыразительно. Ярких литературных предпочтений нет. Называет 1-2 писателей и поэтов. Затрудняется в различении близких жанров: путает стихи и загадки, рассказ и сказку.

Не проявляет интереса к творческим заданиям (сочинять загадку, придумать рифму, прочесть стихотворение). Не может сочинять загадку, отказывается отгадывать. Не может прочесть стихотворения. Нет любимых произведений, не может назвать ни одного автора. Не различает жанры поэзии и прозы.

 Если выполнение упражнения соответствует критериям высокого уровня, его оценивают в 3 балла, если среднему — в 2 балла, если ребенок показывает низкий уровень при выполнении упражнения — ставят 1 балл. Чтобы оценить общий уровень развития данной стороны речи, следует суммировать баллы по каждому показателю.

Приложение 2

Игры и творческие задания для детей старшего дошкольного возраста в работе с загадками

Эти игры и игровые задания предложены исследователями А.А. Нестеренко, Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., работавшими над проблемой использования технологии ТРИЗ в речевом развитии младших школьников и дошкольников.

  1. Название игры «Цепочка».

Цель игры: Учить детей выделять признаки объектов.

Методические рекомендации:

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

Рекомендуется с младшего возраста.

  1. Название игры «Угадай по описанию».

Цель игры: Учить детей по описанию определять объект.

Методические рекомендации:

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.

  1. Название игры «Выбери признак, который есть у других объектов».

Цель игры: Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Методические рекомендации:

Ведущий называет объект. Играющие называют  значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).

Рекомендуется со среднего возраста.

  1. Название игры «Я назову признак, а вы перечислите его значения».

Цель игры: Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Методические рекомендации:

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадываю признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

  1. Название игры «Что (кто) делает так же?».

Цель игры: Учить детей выявлять признаки объекта(функция, части). Учить

составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что такое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Методические рекомендации:

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено.

Пример:

  • Воробей что делает?
  • Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.

Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.

  1. Название игры «Только весёлые слова».

Цель игры: упражнять в умении придумывать определенные слова прилагательные к существительным.

Методические рекомендации:

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.)

  1. Название игры «Автобиография».

Цель игры: упражнять в умении придумывать и отгадывать загадки по вопросам.

Методические рекомендации:

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка) .

  1. Название игры «Волшебная цепочка».

Цель игры: учить придумывать слова по смыслу.

Методические рекомендации:

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

  1. Название игры «Антонимы в сказках и фильмах».

Цель игры: упражнять в умении придумывать слова – антонимы.

Методические рекомендации:

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название -антоним, а ребёнок должен будет угадать истинное название сказки. Примеры заданий:"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино"); "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине"); "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

  1. Название игры «Если вдруг».

Цель игры: продолжать формировать воображение и словесное творчество.

Методические рекомендации:

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, все ножницы, все спички, все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д. "

Можно предложить ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была  живая вода, цветик - семицветик, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и т. д.

  1. Название игры «Подбери слово».

Цель игры: упражнять в умении подбирать слова, обозначающие признаки предметов.

Методические рекомендации:

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима, какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

  1. Название игры «Антонимы для загадок»

Цель игры: продолжать работу над придумыванием антонимов.

Методические рекомендации:

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".

Обитает в воде (значит, на суше).Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть).Хвост очень длинный (значит, короткий).Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит).Очень любит солёное (значит, сладкое).Кто это?

  1. Название игры «Придумай рассказ».

Цель игры: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Методические рекомендации: закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка (жесткая). Пластилин мягкий, а камень (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп (жидкий). Лес густой, а иногда (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет (грязный).

- Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

- Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная) ; колючий ветер (резкий) ; легкий ветерок (прохладный) ; золотые руки (все умеют делать красиво) ; золотые волосы (красивые, блестящие?)

- Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

- Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял) ».

- Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

  1. Название игры «Скажи точнее».

Цель игры: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Методические рекомендации:

Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения. Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный! » Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный.) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище! » Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я? » (Легкий, нежный, приятный, ласковый.)

Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

  1. Название игры «Чудесные превращения».

Цель игры:  упражнять в умении придумывать рассказы, прослеживать последовательность действий.

Методические рекомендации:

Игру можно построить следующим образом: детям раздают наборы геометрических фигур и листы бумаги, на которых нарисованы абстрактные формы в виде пятен, закорючек и т. п., служащих отправной точкой будущего изображения. Каждую опору (отдельно или несколько опорных пятен сразу) предлагают достроить до целостного изображения с помощью, например, треугольников (или квадратов, или кругов, или используя различные фигуры). По готовым работам можно придумывать рассказы, прослеживать последовательность действий.

  1. Название игры «Веселые картинки».

Цель игры: упражнять в умении последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.

Методические рекомендации:

Для организации игры необходим набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 20шт.) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать спредыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают.

  1.  Название игры «Что общего».

Цель игры: учить сравнительному анализу различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними.

Методические рекомендации:

Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»?

  1. Название игры «Хороший - плохой».

Цель игры: формировать умения выявлять позитивные и негативные черты характера литературных героев, оценить их деятельность.

Методические рекомендации:

В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы?

Использованная литература:

  1. Муравьёва, Т.А., Левшина, Н.И. Технология обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Электронный ресурс /scienceforum.ruСписок научных направленийdiscus/97/2494
  2. Ощепкова, М.А., Охнадель, М.В., Никулина,Т.И.Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста. Электронный ресурс / rae.ruСписок научных направленийПсихологические науки
  3. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. М.: Академия, 2004. - 304с.

Приложение 3

Конспект образовательного мероприятия

Тема: путешествие в лес загадок.

Цель: развитие речевого творчества старших дошкольников

Задачи:

  1. образовательные:

- учить детей составлять загадки, опираясь на модель;

- с помощью набора картинок упражнять в умении анализировать и сравнивать различные предметы;

- искать образные сравнения.

2) развивающие:

          - развивать творческую речевую деятельность;

          - развивать наглядно-образное и элементы логического мышления;

          - развивать произвольное внимание.

3) воспитательные:

          - воспитывать умение выслушивать загадки сверстников;

          - замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их.

Оборудование: таблицы с изображением  модели составления загадок; картинки или фото: заяц, медведь, белка; цветные круги для дидактической игры.

Предварительная работа: дидактические игры, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.

Формы организации детей: фронтальная.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся друг другу и скажем: «Доброе утро!»

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес загадок. Это необычный лес. Чтобы лесные жители – звери там ожили, нам нужно будет составить о них загадки. Но прежде чем мы отправимся в путь, нам следует немного потренироваться.

Игра «Назови предметы»

Воспитатель: Я раздам вам круги разного цвета. Вы должны подумать и назвать все предметы того цвета, какого вам попался кружок. Например, кружек желтого цвета, называет предметы желтого цвета: солнце, цыпленок, банан.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились все замечательно. Следующая игра называется «Закончи фразу»

  • Подушка мягкая, а скамейка (жесткая)
    Пластилин  мягкий, а камень (твердый).
  • Ручей мелкий, а речка (глубокая)
    Ягоды смородины мелкие, а клубники (крупные).
  • Кашу варят густую, а суп (жидкий)
  •   Лес густой, а иногда (редкий).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы отправляемся в путь. Сначала мы полетим на самолете (имитация, проговаривание звука в-в-в-в), потом поплывем на катере (имитация, проговаривание звука л-л-л-л), теперь едем на поезде (имитация, проговаривание звука ч-ч-ч-ч). Вот мы и в волшебном лесу. Ребята, не кажется ли вам, что здесь необычно тихо. А почему?

Дети: Не слышно пения птиц, шуршания листьев, треска сучьев.

Воспитатель: Правильно, лесные жители заколдованы. А чтобы им помочь, мы с вами должны придумать о них загадки. Посмотрите, ребята, какое большое дерево, а в нем - дупло. Кто же там живет? А вот висит фотография. Кто это? (белка). Давайте сядем на полянке поудобнее и будем придумывать загадку о белке (вывешивается модель:«Что делает? Что (кто) делает также?»)

-Что делает белка?

- Скачет, грызет, собирает.

-Кто делает также?

- Скачет кто? (обезьяна)

- Грызет кто? (бобер)

- Собирает  кто? (хозяйка)

Вот что у нас получилось

Что делает белка?

Кто делает также?

Скачет

Обезьяна

Грызет

Бобер

Собирает

Хозяйка

Давайте соединим левую часть с правой, подставляя слова «как», «но не». Что у нас получилось: скачет как обезьяна, грызет как бобер, собирает, но не хозяйка. Вот и получилась наша загадка о белке. Ой, ребята, кто это поскакал по веткам так весело и резво. Да это же белочка. Значит, мы расколдовали белку. Молодцы! Давайте немножко отдохнем. (Гимнастика для глаз) «Волшебный сон»

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!

Воспитатель: Идем дальше. Ребята, сколько здесь малины?

Дети: Много

Воспитатель: Посмотрите, здесь тоже висит фотография (медведя). Давайте присядем на пенечек и постараемся оживить медведя, а для этого мы придумаем загадку о нем.

-Что делает медведь?
Рычит, спит зимой, любит малину.

- Кто делает также?

 Рычит кто? (лохматый пес)

  Спит зимой кто?(колючий ежик)

 Любит малину кто?(маленький ребенок)

Вот что у нас получилось

Что делает медведь?

Кто делает также?

Рычит

Лохматый пес

Спит зимой

Колючий ежик

Любит малину

Маленький ребенок

Давайте соединим левую часть с правой, подставляя слова «как», «но не».

Наша загадка о медведе: рычит как лохматый пес, спит зимой как колючий ежик, любит малину, но не маленький ребенок. Вот и ожил наш медведь. Давайте поиграем в игру «У медведя во бору».

Воспитатель: Продолжаем путь. Кто же здесь прячется за кочкой? Смотрите, здесь лежит фотография зайца (модель «какой - что бывает таким же?»).

Какой заяц по цвету?(белый)

Какой заяц по действию? (прыгающий)

Какой заяц на ощупь? (пушистый)

Что бывает таким же?

Белый ? (выпавший снег)

Прыгающий? (звонкий мячик)

Пушистый? (Вязанный шарфик)

Вот что у нас получилось

Какой заяц?

Что бывает таким же?

Белый

Выпавший снег

Прыгающий

Звонкий мячик

Пушистый

Вязанный шарфик

Воспитатель: Соединяем левую и правую часть, подставляя слова «как», «но не». У нас получилась загадка: белый как выпавший снег, прыгающий как звонкий мячик, пушистый, но не вязаный шарфик. Молодцы ребята, вот и заяц запрыгал на кочке. Он проголодался. Давайте раскрасим морковки и накормим зайчика.

Дети: выполняют задание

Воспитатель: Ребята, вот нам и пора отправляться в детский сад. Сначала  едем на поезде (имитация, проговаривание звука ч-ч-ч-ч), потом плывем на катере (имитация, проговаривание звука л-л-л-л), а дальше мы летим на самолете (имитация, проговаривание звука в-в-в-в). Вот мы и дома.

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось путешествие?

Воспитатель: Кому мы помогли в лесу? Что мы для этого делали? Я думаю, что лесные жители благодарны вам.

План - конспект образовательного мероприятия

Тема: Викторина  «Во саду ли, в огороде»

Задачи:

  1. обогащать представления детей о фруктах и овощах;
  2. развивать познавательную активность, стимулировать любознательность;
  3. развивать творческие способности, развивать память, мышление, создавать у детей положительный эмоциональный настрой;
  4. закреплять умение использовать модели А.А. Нестеренко при составлении загадок.

Материал: Карточки с разрезными овощами и фруктами, корзинки с цифрами, муляжи овощей и фруктов, цветные  карандаши, карточки с недорисованными овощами и фруктами, модели для составления загадок.

Ход викторины:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас познавательная викторина. Давайте разделимся на 2 команды: «Солнышко» и «Дождик». А называются команды так потому,  что для овощей и фруктов полезно тепло и вода. В процессе викторины команды по очереди будут выполнять задания. Готовы?

Дети: Готовы.

Воспитатель:

1задание: «Собери из частей овощи и фрукты» (разрезные картинки).

2 задание: « Разложи по корзинкам»(нужно положить столько овощей и фруктов, сколько обозначено цифрой на корзинке).

3 задание: Подвижная игра « Огуречик, огуречик…»

4 задание: «Поможем художнику» (дорисовать овощи и фрукты и раскрасить их).

5 задание: «Придумай загадку».

Команда «Солнышко» придумывает загадку (возможен вариант – загадка о яблоке по трем моделям).

 Загадка 1. Яблоко, какое? (красное, сладкое, круглое.).

Загадка 2. Что бывает таким же? (помидор, конфета, колобок.)

Загадка 3. Красное как помидор, сладкое как конфета, круглое, но не колобок.

Команда «Дождик» (возможен вариант – загадка по трем моделям об огурце).

Загадка 1. Огурец на что похож? (дом, банан, арбуз).

Загадка 2. Чем отличается?( без окон, не желтый, овальной формы)

Загадка 3. Похож на дом, но без окон; похож на банан, но не жёлтый; как арбуз, но овальной формы.

Подведение итогов. Награждение всех детей.

План - конспект образовательного мероприятия

Тема: Вечер загадок «Мир животных»

Цель: обобщение знаний старших дошкольников о животных.

Задачи:

  1. закреплять знания детей о животных;
  2. развивать у детей внимание, память, логическое мышление, воображение; воспитывать любовь к животным; создавать у детей радостное, весёлое настроение
  3. упражнять в использовании моделей составления загадок по технологии А.А. Нестеренко.

Оборудование: модели к загадкам, фишки, загадки о животных, карточки с силуэтами животных, карточки к игре «Чей хвост?».

                                                          Ход мероприятия:

  1. Сюрпризный момент – приход детей в «зоопарк». Музыкальный зал оформлен в форме зоопарка. В клетках (крупный конструктор и модули) – животные (мягкие игрушки). Стоят указатели – стрелки и значки с обозначением животных.
  2. Дети делятся на две команды
  3. Загадки о животных (поочерёдно каждой команде загадывается загадка, за правильный ответ команда получает фишку). Дети не только отгадывают, но и подбегают к клетке с отгадкой. Побеждает та команда, которая быстрей соберется в нужном месте.
  4. «Животные в сказках» (назвать сказку, где есть животные; за каждый правильный ответ команда получает фишку). Если дети затрудняются, то надо показать картинки к произведениям.
  5. Подвижная игра «Мы весёлые ребята» (знакомая).
  6. Придумать загадку о заданном животном.

1 команда - о медведе;

2 команда - о зайце

Загадка 1 команды по 2-й модели: «Что делает – что (кто) делает так же?»

 - Медведь что делает? (рычит, спит зимой, любит малину)

 - Кто делает так же? (лохматый пёс, колючий ёжик, маленький ребёнок)

Загадка: Рычит как лохматый пёс, спит зимой как колючий ёжик, любит малину, но не маленький ребёнок.

2 команда по 1-й модели: « Какой? Что бывает таким же?»

Заяц какой?( белый, прыгающий, пушистый)

Что бывает таким же? (выпавший снег, яркий мячик, вязаный шарфик)

Загадка: Белый, как выпавший снег, прыгающий, как яркий мячик, пушистый, но не вязаный шарфик.

  1. Дидактическое упражнение «Угадай по силуэту» (дети должны отгадать животное по силуэту в теневом театре)
  2. Дидактическая игра «Чей хвост?»

Правила игры:

  • начинать собирать картинки надо по сигналу ведущего;
  • побеждает та команда, которая  первая сложит все картинки.
  1. Подведение итогов. Сладкие призы для всех.

План – конспект образовательного мероприятия.

«Экскурсия в осенний парк».

Задачи:

  1. развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать ее и действовать с природными объектами (деревьями и их плодами);
  2. развивать речевое словесное творчество при составлении загадок;
  3. продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать достигнутым экологическим правилам в поведении.

Методические приёмы: беседа с детьми, придумывание загадок, чтение детям стихотворений, рассматривание листьев, плодов (желудей), знакомство с пословицами.

                                                    Ход мероприятия:

  1. Беседа с детьми о целях экскурсии, о правилах поведения в осеннем парке и правила дорожного движения по дороге к нему.
  2. Дидактическая игра « Узнай дерево по осеннему листу». Выигрывает тот ребенок, кто больше всех правильно угадал деревьев по листьям.
  3. Придумывание загадки о листе по 1-й модели. (Все записи воспитатель делает на планшете)
  • Лист, какой? (зелёный, круглый, лёгкий)
  • Что бывает таким же? (трава, сыр, пух)

Загадка: Зелёный как трава, круглый как сыр, лёгкий, но не пух.

  1. Сбор желудей для поделок.

Придумывание загадки о жёлуде по 2-й модели.

  • Жёлудь что делает? (висит на дереве, падает на землю, раскрывается)
  • Что делает так же? (яблоко, лист, кувшинка)

Загадка: Висит на дереве, как яблоко, падает на землю, как лист, раскрывается, но не кувшинка.

  1. Повторение с детьми пословиц о растениях: Растения – земли украшение.

Рощи, да леса - всему свету краса и др.

  1. Итог.

Использованная литература:

  1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.
  2. Журавлева, Н. М.Методика обучения разгадывания и составления загадок по сказкам /Электронный ресурс /http://www.trizminsk.org/e/prs/232023.htm
  3. Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-N9.-С. 23-26./ электронный ресурс / www.dou50-krsk.ucoz.ru
  4. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 18-29.

Приложение 4

Загадки составлены  детьми подготовительной группы  по технологии А.А. Нестеренко

Первая модель: «Какой? Что бывает таким же?»

Детьми даются образные характеристики объектам по заданным воспитателем признакам (по цвету, по форме, по действиям и т.п).

Составление загадки про  карандаш

Какой?

Что бывает таким же?

Деревянный

Скалка

Рисующий

Художник

Разноцветный

Радуга

Загадка: Деревянный как скалка, рисующий как художник, разноцветный, но не радуга.

Составление загадки про  зайку

Какой?

Что бывает таким же?

Белый

Выпавший снег

Прыгающий

Звонкий мячик

Пушистый

Вязаный шарфик

Загадка: Белый как выпавший снег, прыгающий как звонкий мячик, пушистый, но не вязанный шарфик.

Составление загадки про  яблоко

Какой?

Что бывает таким же?

Красное

Помидор

Сладкое

Конфета

Круглое

Колобок

Загадка: Красное как помидор, сладкое как конфета, круглое, но не колобок.

Составление загадки про  солнышко

Какой?

Что бывает таким же?

Желтое

Груша

Яркое

Лампочка

Круглое

Блин

Загадка: Желтое как груша, яркое как лампочка, круглое, но не блин.

Составление загадки про  петушка

Какой?

Что бывает таким же?

Крикливый

Малыш

Задиристый

Драчун

Пёстрый

Павлин

Загадка: Крикливый как малыш, задиристый как драчун, пёстрый, но не павлин.

Составление загадки про  ёлку

Какой?

Что бывает таким же?

Колючая

Роза

Зеленая

Трава

Сверкающая

Звезда

Загадка: Колючая как роза, зеленая как трава, сверкающая, но не звезда.

Составление загадки про  мороженное

Какой?

Что бывает таким же?

Холодное

Лёд

Вкусное

Конфета

Сладкое

Сахар

Загадка: Холодное как лед, вкусное как конфета, сладкое, но не сахар.

Вторая модель: «Что делает? Что (кто) делает так же?»

Дети знакомятся с особенностями сравнений.

Составление загадки про  белочку

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Скачет

Обезьянка

Грызет

Бобер

Собирает

Хозяйка

Загадка: Скачет как обезьянка, грызет как бобер, собирает, но не хозяйка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая идея

В статье представлен опыт работы по теме : "Духовно-нравственное воспитание детей чеез музыкальную деятельность"...

Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"

Основная цель данного проекта  - это вовлечение  родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить  интерес...

Ведущая педагогическая идея.

Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание....

Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».

Педагогическая  идея:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента»....

педагогическая идея

мысли в слух...

педагогическая идея

педагогическая идея для воспитателя года...