"Формирование положительных отношений между детьми"
материал на тему
Доклад для выступления на пед. совете, для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_polozhitelnyh_otnosheniy_mezhdu_detmi.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Формирование положительных отношений между детьми»
Взаимоотношения с другими людьми, в т.ч. со сверстниками в группе детского сада - важная составляющая жизни и деятельности каждого ребенка.
От того, какими будут эти взаимодействия - доброжелательными или враждебными, искренними и открытыми, или формальными и показными -зависит эмоциональное состояние детей, их отношение к детском саду, а возможно, и характер дальнейших отношений к людям.
Взаимоотношениям, возникающим в детском саду, предшествует очень разный опыт общения со взрослыми, а иногда и со сверстниками. И этот предыдущий опыт, безусловно, влияет на отношения, складывающиеся в группе.
Установка доброжелательности привлекает ребенка к детскому саду, а положительный эмоциональный климат способствует тому, что положение каждого ребенка в группе становится благополучным.
Попробуем разобраться, как же педагогу сформировать эмоциональную отзывчивость у дошкольников и добиться устойчивости ее проявления в отношениях со сверстниками.
Вот задачи, которые стоят перед воспитателем, при формировании положительных взаимоотношений между детьми:
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
-воспитывать уважительное отношение к окружающим;
-учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
-воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
-формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
При осуществлении этих задач педагог может использовать следующие виды деятельности:
-чтение художественной литературы (А. Барто «Я с ней дружу», «Подружки», «Сонечка»; А. Кузнецов «Поссорились»; С. Михалков «Мы с приятелем...», «Песенка друзей»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Г. Остер «Как хорошо дарить подарки» и др.);
-показ театрализованных представлений, например на темы: «Я и мой друг», «Дружба и конфета»;
-заучивание стихов («Хорошие товарищи» С. Михалков, «Подружки» А. Кузнецова, «Я люблю ходить вдвоем» А. Барто и др.);
-на занятиях по музыке дети поют песни о дружбе («Если с другом вышел путь», «Дружба начинается с улыбки»);
-рассматривание картин, иллюстраций к книгам;
-просмотр мультфильмов (например, «Репка», «Теремок», «Буратино», «Чиполлино», «Волшебник изумрудного города», «Просто так» и др.)
- чтение и инсценирование русских народных сказок, где добро всегда побеждает зло;
-использование различных игр.
Общение воспитателя с детьми занимает ведущее место в формировании у детей правильного поведения в коллективе. Из-за недостаточного опыта совместной жизни в коллективе малыши нередко нечаянно причиняют друг другу неприятности, поэтому воспитателю необходимо сразу привлечь внимание обеих сторон и, объяснив, в чем причина, проследить, чтобы не возникло между этими детьми новой конфликтной ситуации.
В повседневной жизни в детском саду встречаются множество различных ситуаций, в которых педагог, используя различные приемы, может способствовать формированию положительного отношения. Например, при необходимости выразить сочувствие физическому состоянию ребенка (сильно испугался, поцарапался, упал и т. д.), воспитатель успокаивает и жалеет малыша, тем самым снимая страдание малыша. Тогда на лицах других ребятишек можно увидеть сочувствие, сострадание, жалость, а порой и точно такое же выражение лица, как и у ребенка, которому больно. В данный момент, опираясь на чувство сострадания, у нас появляется возможность помочь детям найти способ его проявить: сказать слова утешения, помочь сверстнику, привлечь внимание к чему-то другому.
Воспитатели порой не замечают моменты, в которых следует обратить внимание на обиженного ребенка, попавшее в затруднительное положение. В обыденной жизни, дети часто обижают и обижаются друг на друга даже сами того не замечая. Взрослый должен разузнать, почему дети больше не хотят помогать и играть друг с другом, в чем может быть причина их обиды. Не всегда обратившийся к воспитателю с жалобой ребенок, прав. В подобных ситуациях, воспитатель должен как следует разобраться в поступке, найти объяснение действиям детей, постараться сделать так, чтобы обиженного ребенка можно было занять чем-то в кругу других ребят.
В любой ситуации ребенок должен чувствовать, что вокруг него
находятся его товарищи. В условиях повседневной жизни детей
детского сада любая деятельность ребенка вызывает интерес со
стороны сверстников.
Общение воспитателя с детьми, происходящее в наиболее эффективной форме способствует формированию положительного отношения к сверстникам. Только в благоприятных условиях и хорошем психологическом климате группы, которые создает педагог, общение способствует тому, что социальные нормы становятся побуждающими мотивами поведения и ее внутренним достоянием.
Когда педагог настроен на разговор, когда он доброжелателен и спокоен, дети легче воспринимают даже критические замечания. У детей появляется желание вступить в контакт с воспитателем, и подражая ему в общении со сверстниками стараются быть мягче и добрее.
Ведущая роль в создании обстановки эмоционального комфорта в педагогическом процессе принадлежит педагогу, его умению понимать потребности, интересы и эмоциональное состояние каждого воспитанника. Особенно значимое влияние на дошкольников оказывает общение педагога с ними в часы, отведенные по режиму дня на самостоятельную деятельность. Педагог идет навстречу желаниям детей поделиться своими впечатлениями, получить оценку затраченным усилиям или замыслам; высказать возможную обиду, досаду от нереализованной задумки и т. д.; демонстрирует свое эмоциональное отношение к сообщениям детей и их состоянию, выражая радость, тревогу, сочувствие.
Однако нередки случаи, когда педагог ограничивается распоряжениями, указаниями, замечаниями и не использует это время для организации содержательного общения, удовлетворяющего потребности дошкольников, соответствующего их интересам; не учитывает индивидуальные особенности детей. Его воздействия чаще всего направлены на устранение ссор, споров между ребятами, но не учитывают причин их возникновения. Такое отношение педагога к подобным ситуациям может влиять на развитие отрицательного эмоционального состояния детей, а систематическое невнимание к удовлетворению потребностей может вызвать у ребенка негативное отношение к воспитателю, нежелание посещать детский сад.
Рассмотрим два примера, иллюстрирующие содержание общения педагога с ребенком, находящимся в ситуации эмоционального дискомфорта в связи с неудовлетворенностью в достижении успеха в самостоятельной конструктивной деятельности.
Два мальчика строят из кубиков на столе. Рядом с ними сооружает постройку Коля. Однако навыки конструирования у него недостаточны и поэтому постройка разрушается. Он огорчен, прекращает строить. Мальчики начинают посмеиваться над неудачей Коли. Тот волнуется, на глазах слезы. Подходит воспитатель. Ласково обращается к ребенку: «Не получилось? Не беда! Ну, попробуй снова», гладит Колю по голове и отходит. Мальчик несколько успокаивается, пытается восстановить свою постройку, но снова терпит неудачу. И снова мальчики смеются над ним. Тогда Коля, испытывая огорчение от собственной неудачи и обиду на недоброжелательное отношение сверстников, ломает их постройку и с плачем убегает. В его состоянии возникает эмоциональный дискомфорт.
В чем состоит ошибка педагога? Ведь он, как будто, поддержал ребенка, постарался успокоить! Однако он не учел причины, вызвавшей дискомфорт в эмоциональном состоянии Коли, усиленный проявлением недоброжелательного отношения к нему сверстников.
Педагогу в такой ситуации следовало бы вступить в деловое общение с Колей, показать ему некоторые приемы конструирования, объяснить причину неудачи или же попросить ребят ему помочь, тем самым дать возможность им вместе потрудиться.
Приведем еще один пример.
Славе не удается сложить понравившийся ему узор из мозаики; он огорчен, волнуется, прерывает свою деятельность, грустит.
Воспитатель замечает изменения в эмоциональном состоянии ребенка, подходит к нему, предлагает сложить узор вместе. Мальчик доволен, охотно вступает в общение, рассказывает, какой узор он задумал сложить. Воспитатель поддерживает его замысел, незаметно подсказывает необходимые приемы, облекая их в форму совместного обсуждения. Слава становится более уверенным в себе, его состояние заметно улучшается. Он достигает успеха, радуется и берется за составление нового узора.
В этом примере действия педагога учитывали причину дискомфорта ребенка (недостаточное владение навыками деятельности) и помогли ему достичь положительного результата. Проявленная при этом взрослым искренняя заинтересованность в успехе мальчика позволила восстановить его эмоциональное состояние.
В средней группе происходит становление совместной сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дети втягиваются в новую систему отношений. Для того чтобы быть принятым в игру необходимо уметь договариваться (во что играть, распределять роли), учиться согласовывать свои действия с действиями партнера, а также уметь придумывать новые увлекательные повороты сюжета. В итоге, игра становится той силой, которая одних поднимает до уровня «звезд», а других выталкивает в «изгои».
Задача воспитателя - помочь детям выбрать совместную игру, определить роли, наметить эпизоды и активно участвовать в ней на равных с детьми.
Для формирования положительного отношения между детьми можно использовать механизмы сотрудничества, сходства и механизм ответной реакции. Опишем каждый из них подробнее.
Механизм сотрудничества состоит в том, что форма совместной деятельности оказывает влияние на эмоциональное отношение к партнерам.
Если мы организуем совместную деятельность детей как сотрудничество, их эмоциональное принятие друг друга будет повышаться. При совместном строительстве, дежурстве, разнообразной деятельности должны быть созданы сменные составы, чтобы не возник феномен "мы - они".
Механизм сходства состоит в том, что, когда человек видит свое сходство с другими по каким-либо характеристикам, это вызывает позитивные эмоции по отношению к другому. Сходство может касаться физических характеристик, места жительства, интересов, предпочтений и любых других факторов (наличие брата или сестры, поход в выходные в парк, знание букв и т. п.). Педагог может подчеркивать похожесть между детьми в форме простой коммуникации, например, "Коля, как и ты, любит дежурить", "Маша, как и ты, летом ездила к бабушке", либо в форме игры.
Механизм ответной реакции является основным в формировании эмоционально позитивного отношения к другим людям. Он состоит в том, что доброжелательное отношение со стороны взрослого или другого ребенка, скорее всего, вызовет аналогичную ответную реакцию, в то время как негативные проявления окружающих будут сеять недоверие, отчуждение, враждебность. Поэтому сам педагог должен быть источником дружелюбия и поощрять такое настроение у детей.
В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Мы стараемся не только знакомить детей с правилами поведения, но и учить конкретным способам проявления отзывчивости, которые были бы направлены на формирование положительного отношения к сверстнику.
Приведу пример. Расим неправильно надел свою футболку, поэтому выглядел неряшливо, смешно. Артур засмеялся: «Ой, смотрите, Расим задом наперед поехал в огород, смешной Расим». Расим смутился и отвернулся к стене. Воспитатель: «Ребята в этом нет ничего смешного. С каждым из вас такое может случиться. Артур, давай вместе поможем Расиму». Артур с легкостью согласился и начал рассказывать, как он дома так же неправильно надел брюки. Все веселые пошли на прогулку.
В данной ситуации пример воспитателя сразу был использован ребенком, что позволило педагогу разъяснить еще один способ проявления отзывчивости к сверстнику: не смеяться над его неумелостью, а помочь.
Считаю очень важным акцентировать внимание на положительных поступках детей, а отрицательные я обыгрываю, называя имена вымышленных детей.
Я стала больше уделять внимания и использовать командные игры -соревнования, когда детям для достижения результата необходимо действовать согласованно и дружно.
В трудовой деятельности, в играх, на занятиях не забываю обращать внимание на то, что мальчики у нас сильные, мужественные, а девочки нежные, ласковые, им нужно помогать.
В своей работе для формирования положительных отношений между детьми я использую такие игры, как: «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов», «Открытки в подарок», «Если бы я был королем», «Волшебные ожерелья», «Садовники и цветы», «Мост дружбы», «День комплиментов» и т.д.
Следует подчеркнуть, что воспитание дружелюбия надо осуществлять во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей и взаимодействии с семьей.
В заключении можно сделать вывод, что содержание работы педагога по формированию у детей положительного отношения к сверстникам заключается в следующем:
-Накопление у детей практических умений справляться с собственным эмоциональным неблагополучием; обучение их конкретным способам преодоления отрицательных переживаний в возникающих ситуациях.
-Обращение внимания детей на ситуации, в которых сверстник испытывает эмоциональное неблагополучие. Побуждение их к действиям, направленным на проявление отзывчивости. Формирование умений выбирать способ действия, адекватный возникающей ситуации.
-Активное педагогическое воздействие в процессе общения педагога с детьми с целью налаживания взаимоотношений. Разрешение возникающих между детьми конфликтных ситуаций, ссор при помощи разъяснения причин.
Таким образом, учет этих положений позволит педагогам наиболее полно реализовать задачу формирования отзывчивости у дошкольников и добиться устойчивости ее проявления в отношениях со сверстниками.
Литература:
1. Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Ярославль: Академия развития, 2006.
2. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». -М.: Книголюб, 2008.
3. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов.-М.:Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.
4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.-М.:ВЛАДОС, 2005.
5. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста.-АРКТИ,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование положительных взаимоотношений между детьми"
Мне очень нравится одно короткое, но емкое стихотворение "Жить на свете очень туго без подруги или друга. Без тебя и твой щенок бесконечно одинок". Ни одно живое существо не может жить в изоляции от о...
Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников" и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...
Формирование положительных взаимоотношений между детьми в дошкольном возрасте
Взаимоотношения в детском саду важны для детей...
Из опыта работы воспитателя. Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке. (средняя группа)
Из оыта работы воспитателя.Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке....
Формирование межличностных отношений между детьми дошкольного возраста посредством использования игровых технологий
Для дружного детского коллектива необходима работа воспитателя в этом направлении.Игры на сплоченность,на воспитатние уважения и доверия к сверстникам- обо всем этом я делюсь своим опытом....
фОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ
Общение ребенка с детьми - необходимое условие его психического развития. Потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками возникает у детей в 3-4 года. Поэтому личностное развитие де...
Приобщение старших дошкольников к формированию традиций и правил своей группы с целью формирования доброжелательных отношений между детьми
Формирование нравственных качеств, дружеских взаимоотношений между детьми старшего возраста, умение взаимодействовать детей между собой в коллективе....