«Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ»
консультация на тему

Климкина Анастасия Анатольевна

Экологическое  образование  дошкольников  в настоящее время становится одним из важных направлений дошкольной педагогики. Дошкольный возраст - первая ступень системы непрерывного экологического образования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_konsultatsiya.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57 ОАО «РЖД»

Консультация для педагогов

на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ»

Педагог-психолог:

Климкина А.А.

г. Смоленск


Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Экологическое  образование  дошкольников  в настоящее время становится одним из важных направлений дошкольной педагогики. Дошкольный возраст - первая ступень системы непрерывного экологического        образования.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как  подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее  значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичньим руководством взрослого, осуществляемым в процессе гуманистического взаимодействия,        сотрудничества,        сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П Усова, Е.А. Панько и др.).

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет        изучение        детского        экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности, осуществляемые  ребенком,  практические действия носят познавательный, ориентировочно-исследовательский характер, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей   выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995).

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности        дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в  деятельности экспериментирования удовлетворяет свои  потребности, свои интересы, свою                волю.
Второй вид ориентировочно -исследовательской  деятельности организуется взрослым, который выделяет  существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым

Исследовательский подход к обучению представлен, частности, в пособии  «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках»  (М.В. Кларин, 1994).  Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения,  как обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он овладевает понятиями и подходом к решению проблем в  процессе познания, в большей или меньшей степени  организованного (направляемого) педагогом.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское  обучение предполагает        следующее:

* ребенок выделяет и ставит проблему, которую  необходимо разрешить;

*предлагает        возможные         решения;

*проверяет эти возможные решения, исходя из данных

* делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к        новым        данным;

*        делает        обобщения.

Линия уточнения — степень самостоятельности ребенка по отношению к различным                сторонам        решения        проблемы.

М.В. Кларин приводит представление зарубежных дидактов о трех уровнях исследовательского        обучения:

— на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;

на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный        поиск);

— на высшем, третьем уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Уровни исследовательского обучения можно представить следующим образом: знак «+» обозначает предъявление воспитателем этого элемента исследовательского        обучения        в        готовом        виде.

Рекомендация педагогам на 2-м и З-м уровнях исследования: Больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать помощь в работе воспитанникам, избегая задавать ей определенное направление

 Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало        становления        личности. 
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. 
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех        людей. 

Психологи НИИ дошкольного воспитания АПН (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, В.С. Мухина) обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему                в        этом        возрасте. 

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова , С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили 
начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. 

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий        учащихся. 

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного        воспитания. 

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.


Задания и упражнения для педагогов

1.Ведущая предлагает каждому представить себя цветком, рассказать, какого он цвета, где растет, что его окружает. Каждый участник рисует цветок, с которым он себя ассоциирует, а затем объясняет, например: «Сегодня я приветливая и нежная, как ромашка, а завтра я буду колючая, как кактус».

Обозначение выбранного цветка:

Астра - печаль;

Василек - простота, нежность, (базилик);

Гвоздика - мужество, стойкость, солидарность, уважение;

Василек полевой - благодарность;

Лен - символ девичьей красоты;

Ландыш - скрытая любовь, таинственность;

Мак - красота, молодость, мудрость, доброжелательность;

Мальва - красота, холодность, педантичность;

Нарцисс - гордость, самовлюбленность;

Первоцвет - разочарование в чувствах, любви;

Пион - долголетие, здоровье;

Подснежник - чистота, верность;

Роза - чувственность, любовь, здоровье;

Ромашка - любовь, мир, нежность;

Фиалка - застенчивость, скромность, доверчивость, верность в любви;

Лилия - чистота, невинность, справедливость;

Ирисы - чистота, невинность, справедливость;

Орхидея - свобода, самостоятельность, уверенность в себе;

Хризантема - благоразумие, справедливость, критичность;

Лотос - уязвимость, чувствительность, эмоциональность;

Гербера - желание привлечь к себе внимание, демонстративность, уверенность.

Язык цвета выбранного цветка:

Красный - энергия, активность; символизирует жизнь, свободу, торжественность;

Белый - нейтральный; символизирует невинность, чистоту;

Голубой - холодный, пассивный; символизирует доверие, бесконечность.

Желтый - теплый, веселый; символизирует свет, жизнь, радость, уважение к старости;

Зеленый - спокойный; символизирует мир, покой, надежду;

Синий - спокойный, сентиментальный; символизирует доверие, бесконечность.

Оранжевый, - зрелость, стремление к цели;

Розовый - нежность, мечтательность, покой;

Фиолетовый - мудрость уравновешенность.

2. Психологическое упражнение «Полюбите животное»

На ватмане нарисован дом с окошками. Воспитатели должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? Воспитатели приклеивают стикеры в окошки, а затем вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.

У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые преимущественно бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т.д. Мы не задумываясь формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира. Считаю, что психологическое упражнение «Полюбите животное» следует   проводить на занятиях с детьми.

3. Упражнение «Импровизация»

Каждая команда, получив карточку с заданием, должна передать ее содержание пантомимной импровизацией, а все участники должны отгадать ее содержание.

- Роза-недотрога.

- Дуб - великан.

- Самовлюбленный нарцисс.

- Цепляющийся репейник.

- Стройный тополь под дождем.

- Раскидистая ива, которая дрожит от ветра.

Воспитатели могут предложить подобные задания детям.

4. Упражнение «Отгадай птицу»

Это упражнение способствует развитию речи, воображения сплоченность в работе с командой. Каждый участник вытягивает карту определенного цвета, на которой написан фрагмент стихотворения о птице. Участники группируются по цвету, составляют загадку из отдельно нарезанных полосок; а другие отгадывают ее.

Врачом он леса зовется,

Часто слышат на деревьях:

«Тук - тук - тук» - это кто?

Клюв его, как долото.

(Дятел)

Певцом любви и счастья

Он в народе называется,

Все говорят: «заливается» -

В небе песня разливается.

(Соловей)

5. Упражнение «Дайте оценку»

Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.

1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.

- Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.

Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».

2) Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота со стороны из дома и сказала: «Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку».

3) Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил:

- Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».

Участники сначала обсуждают ситуацию в командах, а затем выражают свое видение коллегам. После совместного обсуждения психолог оценивает работу команд и подводит итоги. Такие упражнения побуждают воспитателей к более активной работе с родителями.

6. Упражнение «Составь экологическую сказку»

Психолог предлагает каждой команде составить экологическую сказку. Участники самостоятельно выбирают и способ исполнения. Для этого им понадобится цветная бумага, ножницы, клей, старые журналы, фломастеры. После окончания работы представители команд рассказывают свою сказку участникам тренинга, после чего происходит активное обсуждение затронутой проблемы.

7. Упражнение «Песенный вернисаж»

Команды должны вспомнить и поочередно спеть песни о растениях, животных, воде, природные явления, и тому подобное. Выигрывает та команда, которая спела песню последняя.

8. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

Современные рекомендации и разработки по экологическому воспитанию дошкольников. Собственные разработки кружковой деятельности по экологическому воспитанию...

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11705245","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"58","style":"height: 20px; width: 166px;","width":"480"}}]]Ознакомление дошкольников...

Консультация для родителей: "Экологическое воспитание дошкольника в современной семье"

На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами, желают ...

Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ».

Проблема экологического образования волнует всех учёных общественность, педагогов. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную картину мира. Мы так много взяли ...

Выступление на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ"

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...