Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Современные рекомендации и разработки по экологическому воспитанию дошкольников. Собственные разработки кружковой деятельности по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologich.vospitanie.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников
в современном ДОУ
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Одной из более доступных и близких мне программ, явилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж о природе. Этому способствует довольно высокий уровень абстрагирования,
хорошо развитый анализ и синтез окружающей действительности, большой словарный запас. Расширяются и обогащаются знания о характерных явлениях и свойствах явлений. Детям доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщённости знаний позволяет переходить к понятиям. В этом возрасте у детей вырабатывается эмоционально-оценочное отношения в природе, к результатам труда. Таким образом, ставятся следующие задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе;
- формировать оценочное суждение, в котором проявляется наблюдательность ребёнка, критичность мышления, интерес к миру природы;
- формировать представление о связях и зависимости, существующие в природе, выстраивать экологические цепочки, пользоваться обобщающимися словами.
- развивать творческую инициативу, логическое мышление, воображение.
Ведущим приёмом является беседа, именно беседа помогает детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, выявить нравственную позицию ребёнка в его отношениях к животным, растениям, людям. Речь должна быть мягкой, доброжелательной, выразительной, главное эмоциональной. Прежде чем обратить внимание на моих воспитанников, на какой- либо объект природы, нужно подобрать вопросы, обратиться к поэтическим образом
( стихи, загадки, пословицы). На зимней прогулке я предлагаю ребятам подумать, как правильно назвать зимнюю погоду, например, сказочной, волшебной. Размышляя над этим, дети открывают для себя столько удивительного в привычном и обыденном: оказывается, сугробы имеют причудливую форму, напоминающую притаившихся зверей. Предлагаю понаблюдать за облаками. На что они похожи? Дети начинают фантазировать.
В этом возрасте провожу длительные наблюдения.
Цикл наблюдений за деревом. Дети наблюдают и рассматривают дерево в разные сезоны, на их глазах оно меняется, они прослеживают, кто живёт на дереве, кто прилетает к нему. Постепенно дети начинают о нём заботиться, ухаживать, беречь. Даю такие задания, как « Какое настроение у дерева?», « Сегодня день рождение у берёзки, что мы ей пожелаем?», если это разные времена года, то детям легче рассматривать наряд у дерева, каждый раз они замечают изменения. Циклические наблюдения помогают детям понять закономерности и связи между живой и неживой природой, делать свои небольшие выводы, учат ребёнка рассуждать, вызывают любознательность.
После наблюдений мои дети начинают переживать, их задевает то, что происходит в природе, они бездушны, и тогда мы начинаем придумывать рассказы.
Широко использую поэтическое слово. При знакомстве с опоэтизированной природой детям легче и доступнее даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить её значение в жизни человека, они учатся сравнивать, как отражено одно и тоже природное явление в разных поэтических строках. Читая стихи о лесе у разных авторов С. Погореловский, «Лес», И. Бунин « Листопад», А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало», И. Суриков « Первый снег», подвожу детей к мысли, что лес красив во все времена года. Дети начинают понимать эту красоту, наслаждаться ею и передают свои впечатления в слове и рисунке.
Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, расширяются их представления, позволяющие им сравнивать, различать, вдумчивее относится к природе.
С детьми старшего дошкольного возраста я проводила кружок «Природа и фантазия». Мною разработаны методические рекомендации по кружковой работе, методика организации работы детей дошкольного возраста с природой.
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах:
систематичности, последовательности, доступности и др.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Качество изготовления поделок зависит от:
- грамотного методического руководства со стороны воспитателя;
- уровня умственного развития ребенка;
- степени сформированности у детей практических умений и навыков работы с природным материалом;
- развитие у ребенка таких качеств как настойчивость, внимательность, старательность, взаимопомощь.
В кружке «Природа и фантазия» занимались дети старших и подготовительных групп (8-10 детей). Проводились занятия во 2-й половине дня, после сна. Летом и осенью заготавливали природный материал: шишки, желуди, кукуруза, подсолнух.
Работу по изготовлению поделок начинаю с легких конструкций. Например, « Стрекоза», «Вертолет». Эти поделки не требуют большого количества материала, а для соединения деталей используется пластилин.
Затем по мере овладения детьми навыков ручного труда переходили к более сложным поделкам. Использовался более сложный, но более прочный способ соединения деталей – склеивание. Для этого дети набирали клей на кить и смазывали места соединения, затем осторожно выкладывали на подставку для полного высыхания. Некоторые поделки можно соединить проволокой, например, «Аленушка» или нитками, например, «Корзиночка».
Если надо сделать отверстия, то все действия с шилом выполнял воспитатель.
Очень нравились детям совместные работы, то есть композиции. Такая организация труда способствует воспитанию дружеских отношений. Например, «Дружная семейка», «Веселый хоровод», « В лесном царстве», «Кто нашел колосок».
Лакировку игрушек делала я сама.
Проводился учет успехов и неудач детей, руководствуясь этими записями в своей работе с другими детьми.
Все поделки детей хранились в специальной экологической комнате, куда приходили дети с других групп посмотреть, там же и устраивали выставки, в конце года принимали родителей.
Схема методики проведения занятия:
1.Вступительная беседа о материале (Например, о ракушках), с которым предстояло работать. Рассказ сопровождался показом данного материала: детям разрешалось потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обращали внимание на цвет.
2.Сообщение темы и показ образца.
3.Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.
4.Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских отношений между детьми в ходе выполнения заданий.
5.Анализ готовой поделки, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
6.Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.
Закрепление полученных знаний происходит на экологических праздниках и развлечениях «День рождения Земли», «Берегите первоцветы», «День чистоты и здоровья». Большими помощниками в моей работе являются родители. Были проведены экологические викторины, совместные выставки и природоведческие акции: «Самый чистый участок», «Чтобы деревья были большими», «День цветов», «Дом для птиц».
Родители вместе с детьми ходят в походы, на экскурсии. Всё это положительно действует на детей они не только получают знания, но и на личном опыте видят, как относятся их родители к окружающему миру. У ребёнка откладывается незабываемый положительный отпечаток в душе.
Для того чтобы легче отследить знания детей на каждом возрастном этапе провожу диагностику.
Педагогическая диагностика - это система приемов, специально разработанная педагогическими технологиями, методик и тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребёнка, а также находить пути улучшения и качества.
Проблема экологического образования волнует всех учёных общественность, педагогов. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную картину мира. Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости. Поэтому настало время осознать, что взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в современном ДОУ.
В помощь воспитателям....
Экологическое воспитание в современных мультфильмах
Краткий обзор современных мультфильмов, направленных на экологическое воспитание детей....
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Доклад для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание в современном ДОО"
Доклад для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание в современном ДОО"....
Консультация для родителей "Экологическое воспитание в современной семье"
На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера....
Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание в современном ДОУ"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры.Экологическая культура – это воспитание эмоциональн...