Беседа с детьми старшей разновозрастной группы на тему: «Международный день пожилых людей»
план-конспект занятия на тему

Мороз Елена Петровна

Цели:

Образовательные:

- Расширить знания детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек»;

- Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения;

- Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.

Развивающие:

- Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения; мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

- Способствовать развитию связной речи детей.

Воспитательные:

-Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей, заботиться о них;

- Воспитывать любовь к бабушке и ее повседневному труду, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить радость;

- Учить понимать, что старый человек требует заботливого к себе отношения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_pro_pozhyh_lyudey.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МДОУ «Детский сад№5»

Беседа с детьми

старшей разновозрастной группы

на тему:

«Международный день пожилых людей»

 Подготовила

                                                                                             воспитатель:

    Мороз Елена    

                                                                                     Петровна

2018 г.

Цели:

Образовательные:

- Расширить знания детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек»;

- Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения;

- Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.

Развивающие:

- Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения; мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

- Способствовать развитию связной речи детей.

Воспитательные:

-Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей, заботиться о них;

- Воспитывать любовь к бабушке и ее повседневному труду, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить радость;

- Учить понимать, что старый человек требует заботливого к себе отношения.

Воспитатель:

1 октября — Международный день пожилых людей — относительно новый праздник. Он возник в конце XX века. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Скандинавских странах Европы, затем в Америке, а с конца 80-х годов — во всем мире. Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Российской Федерации — в 1992 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кого мы уважаем и любим.

(Звучит спокойная, мелодичная музыка, и дети слушают стихотворение).

Люди пожилые, 

Сердцем молодые, 

Сколько повидали 

Вы путей, дорог.

Горячо любили 

И детей растили, 

И надеждой жили: 

Меньше бы тревог! 

Люди пожилые, 

Матушка Россия 

Вас не баловала 

Легкою судьбой. 

Дай вам Бог покоя, 

Чтобы над рекою 

Солнце озаряло 

Купол голубой.

Люди  пожилые,

Вы во всем такие: 

Отдаете душу, 

Опыт и любовь 

Дорогому дому, 

Миру молодому 

И всему, что сердце 

Вспоминает вновь.

Люди пожилые, 

Пусть года былые 

Будут вам опорой, 

Дети — все поймут. 

И поклон вам низкий 

От родных и близких, 

И от всей Отчизны 

За бесценный труд!

День пожилого человека для россиян особый праздник.  С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям. Никогда не забудем мы того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.   

Время не стоит на месте. Всё быстрее ритм нашей жизни, всё больше с годами волнений, неотложных дел. Но забота о наших стариках, пожилых людях – то, о чём нельзя забывать ни на минуту. Поддержать, обустроить быт, оказать реальную помощь – вот одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Но и это лишь небольшая частичка нашего неоплатного долга перед людьми старшего поколения.  Большое складывается из мелочей. Уступить место в автобусе, помочь перейти через дорогу, выразить простое человеческое внимание – и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека. Они помогают нам и тогда, когда мы становимся взрослыми. В их добрых и сильных сердцах черпаем мы поддержку и понимание, терпение и любовь, энергию и вдохновение. Огромное  спасибо им  за  это!

Воспитатель: пословицы – это народная мудрость. Послушайте внимательно и скажите, что они обозначают? (ответы детей).

1) «Не смейся над старым, и сам будешь стар».

2) «Юн – с игрушками, а стар – с подушками».

3) «Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».

Игра «Добавлялки»

        Ок-ок-ок – стоит в поле… (Теремок)

        Ок-ок-ок – покатился … (колобок)

        Ят-ят-ят – серый волк не съел… (козлят)

        Су-су-су – петушок прогнал… (лису)

        Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо)

        Ана-ана-ана- несут лебеди … (Ивана)

        Ек-ек-ек – не садись на… (пенек)

Ведущий: Бабушки часто читают вам сказки. Вот, мы, сейчас посмотрим, внимательно ли вы их слушаете.

Проводится викторина СКАЗКИ.

Какое хлебобулочное изделие убежало от бабушки и от дедушки? (Колобок)

Чья бабушка самая длинная на свете? (Удава)

Какой герой очень любит варенье? (Карлсон)

Какой герой имеет самый длинный нос? (Буратино)

Назовите девочку с голубыми волосами (Мальвина)

В какой сказке дед, чтобы вытащит огромное растение, должен был позвать на помощь всех домочадцев? (Репка)

Какая героиня летает в ступе с метлой? (Баба-Яга)

Какой герой не любит ни шоколада, ни мармелада. А любит только маленьких детей? (Бармалей)

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

У меня семья большая:

Мама Нина, баба Рая,

Папу Александром звать,

Он бабуле просто — зять!

Ну а я бабуле — внучка.

И еще собачка Жучка

С нами вместе проживает,

Дом бабулин охраняет!

Кто в большой семье хозяин?

Ну конечно, баба Рая —

Здесь сомненья быть не может:

Всем подскажет и поможет,

У нее большой талант

Завязать красивый бант,

Маму с папой помирить

И красиво стол накрыть,

Приласкать, поцеловать,

На ночь сказку рассказать!

Игра - загадка «Доскажи словечко»

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

Нестареющий наш (дед)

На пенсии уж много лет

Бабушке — солнышко, дедушке — стих,

Много здоровья им на двоих!

Счастья желаем еще на два века,

С Днем пожилого вас (человека!)

Дедушка и бабушка

Были молодыми,

А когда состарились —

Стали (пожилыми)

С моей бабушкой вдвоем

Мы и спляшем, и споем,

Праздник всем друзьям устроим —

С пирогами стол накроем!

Когда ж гостей мы встретим с ней?

В Праздник (пожилых людей)

Берегите старых людей

Для веселых весенних ветвей

Корни более чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них —

Гул атак,

Годы тяжких трудов

И битв…

Но у старости —

Ломок шаг

И неровен дыханья ритм.

Но у старости —

Силы не те.

Дней непрожитых

Мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас!

Л. Татьяничева. 1963


Воспитатель: Я вам загадаю загадки
А вы попробуйте отгадайте их.
Кто ставит на пятку заплатку, 
Кто гладит и чинит бельё? 
Кто дом поутру прибирает, 
Кто ставит большой самовар? 
Кто с младшей сестрёнкой играет
И водит её на бульвар? 
Кем коврик бахромчатый вышит
(Сестрёнке – видать по всему) 
Кто письма подробные пишет
Солдату, отцу моему? 
Чьи волосы снега белее, 
А руки желты и сухи? 
Кого я люблю и жалею, 
О ком сочинила стихи? 
Ребята как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? 
- о пожилых людях, бабушках и дедушках. 
Верно, сегодня наше занятие мы посвятим пожилым людям. 
А кто такой пожилой человек? 
(Ответы детей) 
Пожилой человек – это
Тот, кто живет очень долго, 
Преисполненный чувства
Гражданского долга, 
Кто умеет любить, кто
Умеет мечтать, 
Кто чужие ошибки
Умеет прощать! 
Пусть он возрастом стар, 
Человек пожилой, 
Но душою и сердцем
Всегда молодой, 
Жизнь умеет ценить и
Живет для других! 
/Н. Веденяпина

Период жизни, когда люди переходят 60- летний рубеж, похож на осень. Недаром в народе говорят: «Старость – осень жизни». В это период люди подвержены болезням, они становятся слабыми, беззащитными и поэтому им хочется больше внимания со стороны детей и внуков. 
Этот праздник прекрасная возможность навестить своих бабушек, сделать для них что-то приятное, да и просто лишний раз уделить им капельку своего внимания и любви. 
        К сожалению в современном мире не все должным образом относятся к пожилым людям, а раньше все было наоборот - По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить дети, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу. 
Мы не задумываемся о том, что наши поступки причиняют нашим старикам боль и обиды. 
Заболела бабушка 
Отчего у бабушки
Заболело сердце? 
Может, мне не следует
За столом вертеться? 
Может быть, волнуется
Бабушка, когда я
Во дворе с мальчишками
Допоздна играю? 
Трудно, может, бабушке
Стало мыть посуду?. 
Нет, сердить я бабушку
Никогда не буду! 
Помогать по дому ей
Буду после школы. 
Станет снова бабушка
Бодрой и весёлой! 
(А. Стариков) 
        Ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, равную подъему груза весом 18 тонн на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому берегите ваших бабушек и дедушек. 
А сейчас ответьте на мои вопросы: (5 слайд) 
1. Есть ли у вас бабушки, дедушки? 
2. Сколько им лет? 
3. Живет ли в вашей семье бабушка или дедушка? 
4. Живут ли ваши дедушка или бабушка в вашем селе? 
5. Как часто, вы навещаете их? 
6. Хотите вы, чтобы дедушка, бабушка жили с вами в одном доме? 
7. Когда ваши родители постареют, хотите вы, чтобы они жили с вами? 
8. Готовы ли вы ухаживать за больными престарелыми вашими родственниками? 
        Как вы думаете, кто должен в первую очередь заботится о пожилых людях? 
        Многое мы узнали о жизни ваших дедушек и бабушек, спасибо, ребята, за интересные рассказы. (6 слайд) 
Такая у деда растет борода, 
Что я на нее удивляюсь всегда. 
“С ним, – мама сказала, – не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде”.
И правда: попросят родные совет, 
Погладит он бороду – скажет в ответ. 
Завидую дедушке я иногда, 
Скорей бы росла у меня борода. 
А как вы понимаете выражение: “Много ума в бороде”? 
        Да, ребята, человек, уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас самые мудрые люди. 
        А сейчас я предлагаю ответить на вопрос: почему вы любите своих бабушек и дедушек? (7 слайд)
        Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь с ними, делитесь своей радостью и достижениями. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее. 
Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка и т. д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы. 
Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки. 
        А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают. 
А чтобы затронуть сердце каждого из вас предлагаю посмотреть следующие фото на которых бабушки и дедушки скажут вам как важны и любимы для них внуки (8-17 слайды) 
        И пусть на этих фотографиях нет ваших бабушек и дедушек, поверьте, в их сердцах звучат те же слова (18 слайд) 
        Ребята, пока мы молоды и сильны, окружим тех, кто слаб и немощен, теплом и заботой. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям. 
Будем милосердны к старости! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по теме: "Международный женский день"

Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формирование потребности радовать маму добрыми делами. Расширение гендерных представлений, воспитание у мальчиков представлений о том, ч...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №9 Тема : «Международный женский день»

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ №9  Тема : «Международный женский день»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе на тему: « Международный олимпийский день».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе  на тему: « Международный олимпийский день».          Прове...

Отчет о проведении беседы в 1 младшей группе на тему: «Международный день родного языка»

Отчет о проведении беседы в 1 младшей группе на тему: «Международный день родного языка»....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "День пожилых людей"

В беседе представлены загадки, притча, вопросы к детям, а также словесные игры, пальчикова гимнастика....

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Международный день пожилых людей»

- Расширить знания детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек»;- Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения;- Познакомить ...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Международный день пожилых людей»

Цель: - Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.Задачи:Образовательные:- Расширить знания детей о таких понятиях, как «старость», «пожилой человек»;- У...