Проектирование воспитательно-образовательного процесса в свете реализации требований ФГОС ДО
статья на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Однако расширение обьема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности,что в первую очередь отражается на ребенке.Благодаря реализации интегрированного подхода ,возможно, избежать перегрузок детей.освободив время для игры. сохранив их физическое,психическое и социальное здоровье,развивая все стороны личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности с детьми младшего возраста: вопросы взаимодействия с семьей.
Взаимодействие педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников всегда остается актуальным вопросом. Поиск рациональных путей взаимодействия педагогов и родителей воспитанников – один из главных сторон данного вопроса. Дошкольная образовательная организация одна из первых вступает в открытый контакт с родителями. Сотрудники образовательной организации должны постоянно повышать требования к своим профессиональным компетенциям, знаниям и умениям, своему отношению к воспитанникам и родителям. В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятся в поисках новых, нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников, по принципу единства воспитательных воздействий на ребенка. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; достичь позитивной открытости по отношению воспитанникам и родителям, объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Проектная деятельность, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом. Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели:
1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития: консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.
2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения: открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги с участием родителей.
3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада: выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы («Моя семья», «Папа, мама, я – счастливая семья и др., совместное создание предметно - развивающего пространства (создание рукотворных игрушек и др.)
Метод проектной деятельности с детьми младшего влзраста во взаимодействии с родителями является эффективным. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике.
Взаимодействие с семьями дошкольников в период адаптации детей к ДОУ
Сегодня одной из самых острых социальных проблем дошкольного образования является адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптация – серьезное испытание, как для малышей, так и для их родителей. И поэтому так актуален на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это станет залогом оптимального течения адаптации детей.
О трудностях адаптационного периода писали отечественные и зарубежные исследователи: Аксарина Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е. и другие.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия, и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Дошкольный возраст - уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира - как можно шире и разнообразнее.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.
Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Всё это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям. Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. При приеме в дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и устанавливать новые социальные связи.
Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Отношение ребенка к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. Эмоциональное состояние, как субъективный ответ организма на его связи с окружающим, основано на изменениях в этом окружающем и зависит от уровня развития и его воспитания.
Изменения окружающей среды и обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или заторможенность. Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка для изменения его поведения, вызывает отрицательные эмоции. Чем глубже и внезапнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Решающее значение в адаптационном процессе принадлежит эмоциям. Ребенок быстро и непосредственно эмоционально реагирует на все воздействия внешней среды. От положительных или отрицательных эмоциональных отношений, которые возникают между ребенком и новой средой, зависит скорость и легкость его приспособления.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до 1 сентября.
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Задачами этой работы являются следующие параметры:
.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- возрастной характер взаимодействия с родителями;
- доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями - это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско- родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей - участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество ДОУ с семьей - это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Л.В. Белкина предлагает использовать следующие формы работы детского сада с семьей:
- беседы;
- родительские собрания;
- анкетирование;
- выставки;
- папки-передвижки;
- наглядные формы педагогической пропаганды;
- консультации;
- присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
- укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода;
- алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», « Я умываюсь».
Также она предлагает использовать перспективный план по работе с родителями в адаптационный период, который был мною использован в работе, эта работа позволяет улучшить взаимоотношения между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада, что в последствие облегчает и помогает в общение между родителями и ДОУ.
Используя эти методы и приемы взаимодействия ДОУ с семьей в период адаптации, процесс у воспитанника детского сада будет протекать как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образования новых.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников: аспекты требований ФГОС
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка-дошкольника связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития.
Актуальность развития коммуникативных навыков возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Очень важно в период дошкольного детства уделять большое внимание развитию коммуникативных навыков у детей, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневного общения.
Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности и нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является важнейшим направлением социально-личностного развития и необходимым условием успешной учебной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) являются совокупностью требований, которые обязательны при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
ФГОС дошкольного образования, дифференцирует содержание программ, которые реализуются в ДОУ, выделяет некоторые направления, среди которых существенное место отводится социально-коммуникативному, содержащему в себе задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Социально-коммуникативное развитие сориентировано на изучение норм и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Значит, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей переводится сегодня в ранг стратегического направления обновления российского образования, в частности и дошкольного.
Особое внимание педагог ДОО должен уделять развитию у детей умения управлять своими эмоциями, осуществлению контроля, оценки своей деятельности и поведения, воспитывать доброжелательность, внимательное отношение к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника сориентированы на обогащение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде
В нынешнем обществе ощущать себя уверенно могут только социально развитые личности, которые обладают интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому начиная с дошкольного возраста у детей нужно уделять большое внимание развитию коммуникативно-речевым умениям, самостоятельности мышления, активизации познавательной и творческой деятельности, обучать умению становиться соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.
Все это будет закреплять ощущения «Я могу! Я знаю!», повышать самооценку, адаптивные возможности организма, стрессоустойчивость и позволит занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Задачи социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО следующие:
1. Создавать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Формировать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Вырабатывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
- использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
- реализация общеобразовательной программы;
- обогащение предметно-пространственной среды.
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:
- насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);
- трансформируемости (возможность изменений психолого-педагогической службы в зависимости от образовательной ситуации);
- полифункциональности (возможность разнообразного использования);
- вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);
- доступности (свободный доступ к игровым пособиям);
- безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.
Так, например, можно использовать такие Центры активности как:
- Центр сюжетно-ролевых игр.
- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).
Содержание психолого-педагогической работы реализуется в различных видах совместной и самостоятельной деятельности:
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Общение – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Лященко О.А, воспитатель
ГБДОУ детский сад №7 Красногвардейского района
Санкт-Петербург
ПОДДЕРЖКА СПОНТАННОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ, ЕЕ ОБОГОЩЕНИЕ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)
Для полноценного развития ребенку – дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра, как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самостоятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры.
Требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка – дошкольника. В Стандарте дошкольного образования, среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста, называются:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
- поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Это важнейшая часть работы от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит – успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.
В чем состоит основная проблема реализации образовательного процесса в форме игры?
Воспитателю необходимо организовывать и проводить с детьми разнообразные, сюжетно-ролевые и прочие игры. Если игровая деятельность задана извне, она не может называться спонтанной игрой и тем более не может выполнять свои развивающие функции.
Спонтанная игра - это деятельность ребёнка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие больше нравятся, и заканчивается, когда ребёнок наиграется. Спонтанные игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить уже приобретённый. Играя в одну и ту же игру несколько раз, ребёнок всё лучше и лучше переигрывает её, добавляя новые варианты, игра становиться всё более разнообразной и яркой.
Одним из средств стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры. По мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счёт увеличения качества игрушек и внесения предметов с различными назначениями.
Ребёнок должен получать удовольствие от игры - игра должна максимально походить на реальную жизнь, к разным жизненным ситуациям. В этих играх (спонтанных) нет определённых правил и каких-либо инструкций. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть, когда захочется. Такие игры характерны для детей самого младшего возраста. Вначале ребёнок играет руками и ногами, а затем предметами, которые окажутся у него под руками. Он знакомится с ними разными способами: грызёт, стучит, бросает и даже ломает, выполняет разные манипуляции. Взрослые не должны вмешиваться в игру, запрещать и прерывать её. Они могут наблюдать, участвовать и (или) помогать по просьбе детей.
Для того чтобы игра успешно возникла и имела своё продолжение, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая была бы открытой, доступной и не только развивающей, но и развивающейся. Она включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект, в свою очередь, несёт определённые знания об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.
При организации развивающей предметно – пространственной среды мы руководствовались следующими правилами:
- предоставление детям возможности самостоятельно делать выбор своей деятельности
- учёт возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей
- доступность всех предметов и материала
- привлечение в качестве помощников родителей
Например: Тема недели "Транспорт". Утро новой недели начинается с игрового момента; внесения в группу новой машинки или какого-либо предмета, относящегося к теме, чтения стихотворения. Предметно-развивающую среду дополняем необходимым материалом, который может понадобиться для игр: конструкторами разной модификации, дорожными знаками, машинки, отображающие специальное назначение (грузовики, пожарная, военная, скорая помощь и т.д.) Кроме этого созданы игровые зоны: "Музыкальная гостиная" "Театр" "Книжкин дом" "Лаборатория" и многое другое. Имеется "волшебная коробочка" с предметами - заместителями. Всё это доступно детям. Ребёнок может начать игру в любое удобное для него время. Если другие дети подключаются к задорной игре, то детское воображение, фантазия, выдумка и творчество безграничны.
Материал развивающей предметно-пространственной среды группы постоянно меняется в зависимости от угасания или возникновении интереса детей. Все имеющиеся в группе материалы, находятся на полном распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, что ему сейчас нужно и как это использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им собственных идей и планов.
Таким образом, спонтанная игра - это прирождённая, полная радости своеобразная деятельность ребёнка, которая происходит не ради какой либо внешней цели, а для собственного удовольствия. Игра для ребёнка - это обстоятельства, в которых он чувствует себя свободно, раскованно, эмоционально возвышенно. Именно в такой непринуждённой ситуации, не заметно для себя, без напряжения и усталости дети приобретают социальный опыт, учатся думать, работать, творить.
Игра как деятельность ребенка и игра, как педагогическая форма – это разные вещи.
Существует два критерия самодеятельной (или спонтанной) игры:
- Наличие роли
- Наличие игрового мотива (то есть самостоятельно инициированной деятельности)
Пока мы вовлекаем ребенка в игру, ее нельзя назвать самодеятельной. Это организованная педагогом игровая деятельность. Но в тот момент, когда ребенок берет в руки инициативу, начинает развивать сюжет, придумывать роли, игра становится самодеятельной.
Самодеятельная (спонтанная) игра – это уникальная деятельность ребенка, мотив которой лежит в ней самой. Суть самодеятельной игры – в ее процессуальности, в этом же заключается ее развивающее значение.
Следует различать понятия «инициатива в игре» (ею обладает тот, кому принадлежат цели, способы и средства реализации данной игры) и «инициатор игры» (тот, кто начал или предложил игру, но не определяет вид игры). Взрослый может инициировать игру, передав затем инициативу ребенку. И если случится момент, когда инициатива взрослого будет подхвачена, и ребенок заиграет самостоятельно, игра перерастет в самодеятельную или спонтанную. С другой стороны игра может быть несамодеятельной, даже если ребенок играет в нее самостоятельно – например, игра в пирамидку или пазлы, где цель (собрать кольца в определенном порядке или собрать из частей общую картинку) уже заложена в самой игре, а не определяется ребенком.
В целевых ориентирах ФГОС указано, что ребенку нужно создать условия для проявления инициативы и самостоятельности. Проблема безынициативности детей очень серьезна. Только проявляя инициативу и обладая самостоятельностью, ребенок сможет поставить собственные цели. Ребенок по природе активен, ему надо реализовывать себя.
Игра учит ребенка ставить цели. Учит быть самостоятельным. Мотивы, цели, способы исполнения – вот единство трех компонентов. Очень часто в детском саду мотивы и цели ставит педагог, ребенку остается только способ исполнения. Вернуть ребенку единство всех трех компонентов очень важно, и идеальной формой для этого является самодеятельная игра.
Ребенку необходимо взаимодействовать со сверстниками. Ребенок учится выстраивать отношения так, чтобы и его, и интересы другого ребенка были соблюдены. Такое же условие содержится внутри самодеятельной игры. Ведь только так самодеятельная сюжетно-ролевая игра будет продолжаться. Ребенок должен обладать развитым воображением. Развитое воображение предполагает сформированность внутреннего плана действий – способность представить себе ситуацию и мысленно преобразовать ее. Только в самодеятельной игре формируются знаковые действия и способность к моделированию.
Преодоление эгоцентрической позиции также происходит в игре. Пиаже сказал, что ребенок видит окружающий мир только со своей точки зрения. Принимая на себя игровую роль, ребенок меняет свою точку зрения и смотрит на мир с других точек зрения. Здесь также силен и познавательный компонент. Если ребенок чего-то не знает, то он выходит из игры, узнает, а затем снова погружается в игру. Игра и познание перемежаются волнообразно. Я ищу знания, потому что они нужны мне. А учебная деятельность вырастает на основе познавательного мотива. Именно здесь и лежит прочная взаимосвязь дошкольного детства и школьного возраста.
Сегодня специально организованные игры вытесняют из педагогического процесса самодеятельную игру. Как правило, взрослый занижает требования к ребенку, занижает зону его ближайшего развития.
Если ребенок играет с детьми старшего возраста, картина меняется. За счет постоянных вовлечений старшими детьми младших – разворачивается невероятно сильная игра, организовать которую взрослый не способен.
Мы предлагаем использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр:
1. Игра есть размышления об окружающей действительности, поэтому ребенку нужно обогатить знания и представления об окружающем мире.
2. Способы игровых действий (показать, как можно использовать предметы окружающей среды), обогащение игрового опыта.
3. Создание развивающей предметно – пространственной среды.
4. Активизирующее общение взрослого.
Такой круговой цикл и запускает механизм саморазвития игры.
Применение выше сказанного позволяет нам сохранить огромный развивающий потенциал спонтанной детской игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС»
Тезисы по заявленной теме....
"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС ДО"
"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС"...
Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"
Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"...
Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО
Буклет "Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО" знакомит с новой игровой технологией для дошкольных образовательных учр...
Буклет для педагогов «Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»
Виды квестов и принципы организации их в образовательной деятельности с детьми дошколниками....
Мастер - класс для педагогов .Квест технология и её применение в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №4» МАСТЕР-КЛАССдля педагогов«Квест - технология и опыт ее примененияв образовательном процессе ДОУпри ...
Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО
Квест - это игровая педагогическая технология. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий....