ОД по познавательно - исследовательской деятельности "Зубная паста"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Дерябина (Кондрашова) Наталья Андреевна

Знакомство детей со свойствами зубной пасты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kondrashovapublikatsia.docx120.98 КБ

Предварительный просмотр:

Кондрашова Наталья Андреевна,

Воспитатель

МАДОУ Детский сад № 9 г.о. Красноуральска

Свердловской области

Занятие по познавательно – исследовательской деятельности

«Зубная паста»

(подготовительная группа)

Цель: Знакомство детей со свойствами зубной пасты.

Задачи:

  1. Систематизировать знания о составе и действии компонентов зубной пасты;
  2. Развить познавательный интерес  к свойствам зубной пасты;
  3. Создать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
  4. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Предварительная работа:

  • беседа о назначении зубов и факторах, влияющих на состояние зубов;
  • знакомство с профессией стоматолога;
  • чтение художественной литературы («Сказка про больные зубки», «Сказка про маленький, но очень вредный кариес» (приложение 1), «Как Айболит кариес победил» и т.д.)
  • разучивание пословиц и поговорок о зубах.

Материалы и инструменты:

  • зубная паста;
  • предметные стекла;
  • камушки, вода, чеснок;
  • монетки или другие металлические предметы;
  • яйца;
  • дрожжи;
  • жидкое мыло;
  • пищевые красители;
  • перекись водорода 6 % или больше.

Ход занятия:

Организационный момент:

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Что же мы сегодня будем изучать? Отгадайте загадку.

Белая река 
В пещеру затекла, 
По ручью выходит — 
Со стен всё выводит.

Дети: Это зубная паста.

Воспитатель: Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о зубной пасте и узнаем, какими же свойствами она обладает. А скажите мне, что же такое зубная паста.

Ответы детей.

Воспитатель: Зубная паста – это средство для поддержания гигиены полости  рта в здоровом состоянии, которое также может оказывать лечебное и профилактическое действие.

Давайте возьмем с вами по тюбику зубной пасты и определим, есть ли у нее цвет. Для этого выдавим небольшое количество зубной пасты на предметное стекло. Какого она цвета?

Дети: Зубная паста разного цвета, т.е. разноцветная.

Воспитатель: А теперь давайте определим, есть ли у зубной пасты запах, и какой он. Для этого мы с вами сначала понюхаем чеснок, воду, а затем зубную пасту.

Дети: (выполняют задание)

У зубной пасты есть приятный запах.

Воспитатель: А как вы думаете, почему зубная паста не растекается по щетке?

Предположения детей.

Воспитатель: Давайте капнем на предметное стекло воду, положим камушек и выдавим немного зубной пасты. Затем перевернем стекло. Что вы увидели?

Дети: Все предметы упали вниз, а зубная паста осталась на стекле.

Воспитатель: Почему так произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Зубная паста липкая и вязкая, хорошо связывается с объектом.

А теперь давайте с вами немного отдохнем и наберемся сил.

Физкультминутка (выполняем движения согласно тексту)

Наши деточки устали,

И со стульчиков все стали,

Потянулись, потянулись,

Солнышку мы улыбнулись,

Вправо, влево наклонились

Быстро к речке мы спустились,

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Зубную пасту мы берем

Крепко щеткой зубы трем,

Моем шею, моем уши

Сами вытремся по суше.

 

Ребята, а теперь давайте с вами проверим, хорошо ли зубная паста очищает  зубы.

Для этого, мы с вами возьмем металлические предметы и нанесем на часть  предмета зубную пасту. Затем потрем тряпочкой. Что произошло?

Дети: Место, протертое зубной пастой стало блестеть.

Воспитатель: Это значит, что зубная паста хорошо очищает наши зубы от загрязнений.

А защищает ли зубная паста наши зубы?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте с вами это проверим. Для этого нам понадобиться обычное куриное яйцо. Скорлупа у яйца схожа по составу с эмалью наших зубов. Одно яйцо мы с вами обработает зубной пастой, и положим в кислый раствор на один день, а другое яйцо положим в раствор без обработки. Как вы думаете, что произойдет с яйцами?

Предположения детей.

Воспитатель: Результаты мы увидим с вами завтра. (Обработанное яйцо сохранит свои свойства, а не обработанное станет мягким. Вывод: в зубной пасте содержатся вещества укрепляющие и защищающие зубную эмаль).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужно ли чистить зубы животным?

Предположения детей.

Воспитатель: Всем домашним питомцам обязательно нужно чистить зубы. Если не заниматься гигиеной  ротовой полости домашних животных, то можно почувствовать неприятный запах с открытой мордочки питомца. Зубы начинают болеть, а результатом болезни зубов является их потеря, а также инфекции внутренних органов. Поэтому чистка зубов у собаки и кошки  – это не только эстетическая процедура, но и необходимость для  сохранения зубов  в наилучшей форме. Животные, которые стали жить с человеком (например, хомячки, морские свинки, и, конечно, кошки с собаками), теперь тоже нуждаются в специальном уходе за зубами с помощью паст и щеток.

А диким животным нужно чистить зубы и как они с этим справляются?

Предположения детей.

Воспитатель: Утверждение о том, что животные не соблюдают правила гигиены, ошибочно. Возможно, у них эти правила не такие четкие, как у нас, но чистят зубы они регулярно. За неимением зубной щетки животный мир использует подручные (подножные) средства.  Одни обгладывают веточки деревьев, пропуская их между зубами, как зубную нить. Другие жуют корешки и листья. Хищники же грызут хрящики и сухожилия. Разгрызая древесину особых кустарников или деревьев, животные обеспечивают не только механическую очистку зубов, но и снабжение полости рта витаминами. Так, большой популярностью в животном мире пользуются дубы, кора которых прекрасно укрепляет десны.  

А давайте мы с вами сделаем зубную пасту для слона.

Для этого:

1. Возьмем и поставим бутылку посередине подноса, чтобы паста «не убежала».

2. Поместим в отдельную емкость следующие ингредиенты: 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайная ложка дрожжей. Перемешаем их около минуты.

3.  Смешаем в бутылке: 1/2 чашки 6%-го раствора перекиси водорода (Очень важно использовать хотя бы 6%. Вы можете взять 8% раствор и больше, но 3% раствор не сработает!), 4-5 капель пищевого красителя и немного жидкого мыла.

4. Выльем дрожжевую смесь из емкости в бутылку и…

Что, ребята, произошло?

Дети: Получилось очень много зубной пасты.

elephant-toothpaste.jpg

Воспитатель: У слона очень большая голова, значит и зубы очень большие, поэтому для того, чтоб их почистить, потребуется много зубной пасты, примерно столько же, сколько ее получилось в ходе эксперимента.

Итог:

  1. Ребята, понравилось вам занятие?
  2. Чем мы сегодня занимались?
  3. Какой опыт вам понравился больше всего?
  4. Какие свойства зубной пасты вы запомнили?
  5. Ребята, вы сегодня очень старались и были активны. Молодцы!

Приложение 1.

Сказка про маленький, но очень вредный кариес.
http://maminiskazki.ru/wp-content/uploads/2011/05/zub.jpg Жил-был Кариес. Он был очень маленький, да не маленький, а крошечный, такой крошеный, что его невозможно было увидеть. Несмотря на то, что он был таким крошечным, он был очень и очень вредным. Жил Кариес во рту у девочки, а девочку эту звали Элени. Питался Кариес остатками еды, которая застревала в зубах у Элени. А так, как Элени не очень любила чистить зубы, то еды у Кариеса было предостаточно. Всё бы ничего, так бы они и жили, но вот вместе с едой любил Кариес полакомиться и маленькими беленькими зубками Элени.

Однажды ночью у Элени сильно заболел зуб, она не могла заснуть и даже плакала. Утром мама повела Элени к врачу. Это был очень хороший добрый врач, тётя Анна. Посмотрела тётя Анна на зубки Элени и покачала головой.

— Элени, наверно ты не любишь чистить зубы? – спросила она девочку.

— Да, не люблю, — ответила девочка, вспомнив, как она прекращает чистить зубы, стоит только маме отвернуться или выйти из ванной.

— Знаешь Элени, — сказала врач, — у тебя в зубе большая дырка, которую прогрыз Кариес. Если ты не начнёшь хорошо чистить зубы, то такие дырки появятся в каждом из них. Так можно будет и совсем без зубов остаться.

Совсем не понравилась Элени мысль о том, что какой-то там Кариес сидит у неё во рту и без разрешения грызёт её зубы. Хорошо, что тетя Анна знала, как лечить зубы. Очень скоро Элени ушла домой с новой беленькой пломбочкой в зубе, на том месте, где раньше была дырка.

Тем вечером Кариес преспокойненько сидел на одном из зубов, болтал ножками и ел остатки обеденных  макарон. Тут он увидел приближающуюся к нему зубную щётку. Кариес пересел подальше, на соседний зуб. Он знал, что это ненадолго, ведь Элени не любит чистить зубы. Но щётка не прекращала свою работу, и очень скоро Кариесу стало страшно, он перебрался на самый дальний зуб. «Посмотрим, что будет дальше», — подумал он. Правда, утром всё повторилось. Элени очень долго и тщательно чистила зубы, Кариес дрожал от страха, забившись в самый дальний уголок самого дальнего зуба. Когда же вечером этого дня щётка появилась снова, Кариес бросился бежать со всех ног, не останавливаясь даже для того,  чтобы перевести дыхание.

Как ты думаешь, а где сейчас живёт Кариес? Уж точно не у нас во рту, ведь мы все очень хорошо чистим свои зубы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Познавательно-исследовательский проект "Секрет зубной пасты".

Описание деятельности по реализации познавательно-исследовательского проекта «Секрет зубной пасты»....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

познавательно-исследовательская деятельность "Влияет ли зубная паста на прочность зубов?"

расширить представление о влиянии зубной паств на зубы на уровне восприятия дошкольника и найти ответна вопрос"Как влияет зубная паста на прочность зубов?"...