Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.
статья на тему
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.
Аннотация
В следствии видоизменения стратегии формирования российской системы образования в назначении от «знаниевой» к компетентностной и личностно-ориентированной концепции образования и воспитания значительным становится создание условий для развития у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Одним из основных направлений деятельности воспитателя считается воспитание у дошкольников вежливого отношения к природе:
- в следствии компетентного педагогического влияния у дошкольников воспитывается позитивное отношение к живой и неживой природе, формируются навыки разумного и целесообразного природоиспользования;
- появляется желание в обеспечении многостороннего знакомства дошкольников с жизнедеятельностью и разнообразными процессами, которые происходят в живой и неживой природе на уровне доступных детям конфигураций взаимоотношений с ней, и при этом используются активные исследования и игровые формы.
Ключевые слова: экология; экологическое воспитание детей дошкольного возраста; активное исследование; игровые формы
Природа включает в себя всё имеющееся на Земле, с одним исключением, то, что не сотворила рука человека.
Экология – это наука, которая изучает взаимодействия живой и неживой природы [13, с.6].
Экологическое воспитание в детском саду наукой не является – это форма работы всего педагогического коллектива, по налаживанию связей между детьми и природой. Инновационный процесс по экологическому воспитанию, рассматривается как введение в образовательный процесс активного исследования и игровых форм, которые обеспечат насыщенную экспансивную окраску и качественный рост познаний дошкольников в проблемных вопросах экологического воспитания, что позволит детям выдумывать, сочинять, изобретать и анализировать [8, с.50].
Для экологического развития детей дошкольного возраста актуальной можно считать цель: экологическое воспитание детей дошкольного возраста нужно строить с введением в педагогический процесс разнообразных игровых форм и активного исследования [19, с.41].
К игровым формам и активному исследованию для экологического воспитания дошкольников можно отнести следующие:
- создание универсального экологического календаря;
- чтение и постановка экологических сказок;
- проведение активного исследования в «Лаборатории природы»;
- использовать в работе с детьми музейную педагогику.
Универсальный экологический календарь
Цель: знакомимся с природой и животным миром родного края (Ленинградской области) через экологический календарь. При работе с экологическим календарем дошкольник формирует, так же и познавательную активность, мышление, память, воображение. То есть, совершается интеграция познавательного и социально-коммуникационного развития. Дошкольник, заполняя экологический календарь, фиксирует свои знания о природе и животном мире своей Земли. Вместе с тем, дошкольникам дана возможность научиться изображать театр теней, развивая мелкую моторику рук.
Экологические сказки
Цель: педагог использует экологические сказки для экологического воспитания детей. Чтение и постановка мини-спектаклей на основе сюжетов экологических сказок воспитывает у детей дошкольного возраста навыки познавательных, творческих действий, вызывая потребность и стремление к систематизации и анализу, в данном случае по экологическим проблемам. По прочитанным сказкам можно провести образовательную деятельность по художественному творчеству – создав коллективный рисунок, развитию речи - придумав иной конец истории, познавательного развития - проанализировать о том, что бы стало с героями.
Можно ввести новую традицию, например, «Театральная среда».
Проведение активного исследования в «Лаборатории природы»
В исследовательской деятельности используют следующие формы работы с детьми:
- эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- трудовые поручения, действия.
Исследования проводятся по разнообразным направлениям и темам, например: «Вода-основа жизни»; «Насекомые Ленинградской области»; «Солнышко наш помощник»; «Что нужно для жизни растений»; «Животные Ленинградской области»; «Подводный мир в аквариуме»; «Перелетные птицы»; «первоцветы»; «Почему птиц зимой нужно подкармливать»; «Наши зеленые друзья»; «Аптека на подоконнике» и т.д.
Музейная педагогика.
Цель: воспитание позитивного отношения к природе родного края посредством творческой деятельности - создание шедевров для мини-музеев.
Для создания мини-музея можно использовать любой природный и бросовый материал.
Художественно-эстетическое развитие рассматривается в целостности развития эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей по нескольким направлениям:
1. Приобщение дошкольников к красоте природы.
2. Развитием детского творчества.
При взаимодействии с природой дети дошкольного возраста собирают красочные, колоритные, эмоциональные впечатления. Понемногу у них развивается эстетическая восприимчивость, которая выражается в умении видеть и ценить красоту в природе. Данная способность может послужить основанием для желания оберегать и сохранять неповторимую красоту природы.
Наиболее существенное в работе с детьми – в процессе экологического воспитания у детей дошкольного возраста развивается познавательный интерес к миру природы, любопытство, созидательная активность, т. е. личностные характеристики дошкольника, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Используя экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы можно получить:
- у детей формируются элементарные экологические представления и культура поведения в природе.
- дети осознают взаимодействие разнообразных живых организмов и неживых предметов в природе, более бережно начинают относиться к ней, животным, птицам, насекомым. Дети начинают экспериментировать, анализировать и делать выводы.
- педагоги приобретают новый опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, повышают свое профессиональное мастерство.
- пополняется развивающая среда в группе.
- организовывается единое воспитательно-образовательное пространство ДОО и семьи по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Таким образом, проводимая работа в рамках экологического воспитания детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы разрешила прийти к следующим выводам: дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у детей выработались первоначальные представления о ценности природы, позитивное отношение к ней, у детей сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание заботиться о ней.
Список использованной литературы
- Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] /О.М. Барковская // Дошкольное воспитание. – 2014.-№4. – С. 32 - 33.
- Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С.А. Веретенникова.- М.: Логос, 2010.-187с.
- Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] /Т. Градобоева // Дошкольное воспитание.- № 1.- 2013.-С. 14-19.
- Дерябо, С. Д. Природа: объект или субъект отношений личности [Текст] /С.Д. Дерябо.-М.: АСТ, 2013.-278с.
- Дмитриев, Ю.Д. Твоя Красная книга [Текст] /Ю.Д. Дмитриев.-М.: ИНИОН, 2014.-196с.
- Жуковская, Р. Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] /Р.Н. Жуковская, под ред.: С.А. Козловой.-М.: Логос, 2014. -341с.
- Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе? [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе // Знание –сила.-2012.- №3.-С. 6-18.
- Кислица, Г. Школьная психологическая служба [Текст] /Г. Кислица //Академия.-2011.-№2.-С. 50-55;
- Миронов, А.В. Теоретические основы содержания экологического образования дошкольников [Текст] / А.В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013.-№5. – С. 48-53.
- Мифтахова, Л.М. Игры и игровые задания на экологических занятиях // Дошкольное воспитание [Текст] /Л.М. Мифтахова. – 2012.-№6. – С. 39-43.
- Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С.Н. Николаева.-М.: Логос, 2012.-296с.
- Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева.-Спб.: Питер, 2012.-194с.
- Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст] /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014.-№ 7. – С. 6-11.
- Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание [Текст] /С.Н. Николаева.-2014.- №7.-С. 3-8.
- Николаева, С. Н. Программа «Юный эколог» /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание.-2013.- №9.-С. 16-21.
- Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] /С.Н. Николаева.- М.: Логос, 2014.-223с.
- Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве[Текст] /С.Н. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 284с.
- Рыжова, Н. А. Наш дом – природа [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание .-2012.- №7.-25-32.
- Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание.- 2011.- № 9.-С. 40-47.
- Узбеков, И. О проблемах экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях [Текст] / И.О. Узбеков // Дошкольное воспитание. – 2012.-№ 2. – С. 44 -58.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483695-1411133985.jpg)
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483695-1411133985.jpg)
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-107713-1491913890.jpg)
Консультация " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Автором представлена консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-963094-1510570453.jpg)
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» .
Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Цель:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное во...
Б1. Педагогический проект по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы»
СОДЕРЖАНИЕАннотация…………………………………………………………&hell...
Проект по экологии на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений"
Данный материал проекта по экологии подойдет для педагогов дошкольного образования, для детей дошкольного возраста...