Б1. Педагогический проект по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы»
проект
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация………………………………………………………………3
Информация о ДОУ…………………………………………………….5
Актуальность……………………………………………………………7
Цели и задачи проекта ……..…………………………………………..12
Методы реализации проекта…………………………………………..12
Этапы проектной деятельности………………………………………..13
Материально-техническая база…………………………………….......21
Перспективы реализации проекта………………………………….......21
Список используемой литературы…………………………………….22
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 комбинированного вида «Непоседы»
Номинация: «Педагогический проект
по экологическому воспитанию дошкольников»
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы»
Авторы: Лариса Викторовна Куликова, воспитатель
Елена Эдуардовна Кузьмина, воспитатель
тел. 337-07-84
Новосибирск - 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация………………………………………………………………3
Информация о ДОУ…………………………………………………….5
Актуальность……………………………………………………………7
Цели и задачи проекта ……..…………………………………………..12
Методы реализации проекта…………………………………………..12
Этапы проектной деятельности………………………………………..13
Материально-техническая база…………………………………….......21
Перспективы реализации проекта………………………………….......21
Список используемой литературы…………………………………….22
АННОТАЦИЯ
Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы» реализован в 2018-2019 учебном году, на базе МКДОУ детский сад № 35 комбинированного вида «Непоседы» Первомайского района города Новосибирска.
Проект предназначен для педагогов, детей старшего дошкольного возраста и родителей (законных представителей) воспитанников.
Цель исследования – теоретически обосновать и определить возможности игр в экологическом воспитании.
В период подготовительной работы:
- определены темы, цели и задачи проекта;
- была подобрана и тщательно изучена необходимая методическая литература;
- определены объёмы знаний детей об экологии;
-пространственно-развивающая среда подготовлена и обновлена необходимыми атрибутами.
В основном этапе проводится работа по следующим направлениям:
- непрерывно-непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя и ребенка;
- развлечения, праздники, утренники;
- проектная деятельность;
- самостоятельные игры экологической направленности по интересам детей.
Заключительный этап направлен на исследование эффективности реализации данного проекта, проведение диагностики освоения материалов проекта и их коррекции для реализации в других группах.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
- Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги
- Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
- Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
- Пополнится развивающая среда в группе.
● Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Родители
- Обогащение уровня экологических знаний родителей.
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
- Возможность участвовать в совместных экологических проектах и акциях.
Ключевые слова: экология; экологическое воспитание детей дошкольного возраста; активное исследование; игровые формы
Информация о ДОУ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 комбинированного вида "Непоседы" расположен по адресу: г.Новосибирск, Первомайский район, ул. Маяковского, 6/1, который отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям.
Особенностью воспитательно-образовательного процесса детей нашего ДОУ является использование новых форм работы, которые отражают современный уровень развития дошкольного образования, возросшие требования социума к воспитанию и образованию.
Нашим дошкольным учреждением взято направление на усовершенствование системы здоровьесбережения, особое внимание уделяется профилактической работе в группах. Для этого используются как традиционные методы в оздоровлении дошкольников: закаливание, взбадривающая гимнастика, воздушные ванны, посещение бассейна с водой и сухого бассейна в ДОУ, так и нетрадиционные методы: «Аромотерапия» - изготовление медальонов с ароматом хвои, кедра, чеснока; использование массажных подушечек с различными крупами (рис, перловая, гречневая, горох); посещение детьми Зимнего сада с целью оздоровления с помощью специально подобранных растений, обладающих фитонцидными свойствами. Для профилактики заболеваний органов дыхания ребята посещают соляную пещеру. В системе проведения различных видов гимнастик: утренняя, после сна, коррекционная, артикуляционная; развитие мелкой моторики, индивидуальная работа с детьми над освоением основных видов развивающих движений.
Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является педагогическое проектирование, что помогает дошкольному учреждению быть более мобильным и привлекательным в современных условиях.
Традиционными в детском саду является такие формы совместной деятельности взрослых и детей: непосредственно образовательная деятельность, игровые ситуации, праздники, развлечения, театрализованные представления. Интеграция ведётся по всем направлениям развития и образования дошкольников, что позволяет совмещать в себе большое разнообразие форм работы с детьми и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
Основным средством формирования экологического сознания детей является непосредственное общение с живой природой. Поэтому работа по организации предметно-развивающей экологической среды в ДОУ занимает одно из ведущих мест.
В ДОУ есть Зимний сад, который устроен в хорошо освещенном помещении. Площадь зимнего сада – 110 кв.м. Зимний сад создан под руководством научных сотрудников ботанического сада. Ботаническим садом были подобраны такие растения, летучие выделения которых обладают фитонцидными свойствами: кофейное дерево, мирт, лимон, бегония, хлорофитум, спатифиллум, фикус, циперус и мн.др. (Приложение№1)
В Зимнем саду силами педагогов оформлены макеты экосистем, которые воспроизводят природу родного края, знакомят детей с естественными связями животных и растений. (Приложение№1)
Для того чтобы дать детям знания о растениях и животных используем в работе экологическую тропу, которая проложена на территории детского сада. Дети путешествуют по ней в любое время год, знакомятся с растениями родной сибирской породы.
«Уголок живой природы» - любимое место детей в группе. Здесь они могут уединиться, понаблюдать за рыбками, здесь получают определенные знания по уходу за животными. (Приложение№2)
Новый элемент развивающей среды в нашем ДОУ стала, созданная на территории ДОУ «метеоплощадка». Метеоплощадка имеет квадратную форму и с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад. Для сохранения поверхности метеоплощадки в естественном состоянии по территории площадки разрешается передвигаться только по специально проложенной дорожке. Работа, проводимая на метеостанции, позволяет с первых ступеней обучения вводить ребенка в увлекательный мир «исследователя», предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во многих взаимодополняющих образовательных областях. (Приложение№3)
Территория детского сада хорошо озеленена. На ней произрастают свыше 20 видов деревьев и кустарников. Видовой состав деревьев следующий: береза бородавчатая, рябина обыкновенная, рябина черноплодная, сирень обыкновенная, акация желтая, курильский чай, калина, ель сибирская и мн.др.
На стенах в детском саду размещены стенды, которые так же способствуют экологическому воспитанию детей. (Приложение № 4)
Педагоги ДОУ всегда уделяли особое внимание формированию экологической культуры и представляют свой опыт на методических объединениях, семинарах, вебинарах, так же принимают результативное участие в экоконкурсах.
Актуальность
«Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Учит по календарю –
По живому букварю…»
В.Орлов
XXI век – время, когда состояние окружающей среды плачевно, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством. Это стало одной из самых актуальных проблем века и каждый живущий на нашей планете человек должен чувствовать свою ответственность за благосостояние природы, быть внимательным к окружающей нас среде, обладать личной экологической ответственностью.
Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе. Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Именно поэтому всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Учитывая актуальность проблемы, взаимодействия человека и природы, сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. В связи с вступлением в силу 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования , одной из задач становится объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей, а также формирование общей культуры личности детей, развитие ответственности ребёнка.
В дошкольном возрасте складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. На этом этапе развития детей закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников» .
В связи с этим возникает необходимость максимального использования дошкольного детства, как периода времени для развития ценностного отношения к окружающей действительности, воспитания у детей осознано правильного отношения к природе.
Поэтому формирование ответственности за судьбу природы родного края и всей планеты, привлечение ребят к посильной помощи в её охране – одна из главных задач сегодняшнего дня.
Идеи экологического воспитания и образования можно реализовывать через различные виды детской деятельности: экспериментирование, наблюдение, труд и игру.
Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей у детей дошкольного возраста.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам игр.
Задачи проекта:
- Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей через активные исследования и игровые формы.
- Развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
- Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Формирование знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому посредством игр.
- Укреплять связи детского сада и родителей.
Для реализации данных задач придерживаемся следующих принципов: научности, доступности, гуманности, целостности, системности, сезонности, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на формировании экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Степенью новизны проекта является внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредствам игр и через исследования. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий федеральному государственному образовательному стандарту:
- Включение форм работы во все виды детской деятельности.
- Использование регионального компонента.
- Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.
Методы реализации проекта
Данный проект предназначен для педагогов, детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и родителей воспитанников, и реализуется на базе МКДОУ детский сад №35 "Непоседы"
Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность;
-опытно - экспериментальная деятельность;
- игры, развлечения, досуги;
- наблюдения, экскурсии, выставки;
- работа с родителями.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I этап – подготовительный, сроки (август, 2018 г. – сентябрь, 2018 г.)
Задачи:
♦ определение цели и задачи проекта;
♦ самообразование педагогов, составление перспективного плана работы по экологическому воспитанию;
♦ оснащение и обогащение предметно-пространственной развивающей среды;
♦ изучение потребностей и мнения родителей по вопросам экологического воспитания детей.
Содержание работы | Сроки | Исполнители | Формы представления результатов |
Самообразование по теме проекта: изучение литературы по экологии и детскому проектированию | Август, 2018 г. | Воспитатели | |
Разработка картотеки дидактических игр по экологии (приложение № 5) | Август, 2018 г. | Воспитатели | Наличие картотеки игр |
Составление перспективного плана работы (приложение № 6) | Август, 2018г. | Воспитатели | Наличие планов работы |
Разработка диагностических материалов (приложение № 7) | Сентябрь, 2018г. | Воспитатели | Наличие диагностических материалов |
Оснащение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в помещениях и группах ДОУ
Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей (Приложение № 8) | Август, 2018 г. | Воспитатели | Анкета, анализ анкет |
Подготовка экологической тропы | Осень, 2018г. -Лето, 2019 г. | Воспитатели, эколог | Наличие экологической тропы |
Разработка рекомендаций по оснащению уголков природы и созданию природных зон в группах (Приложение № 9) | Сентябрь, 2018 г. | Эколог | Выступление на педагогическом совете |
Изготовление макетов в зимнем саду и группах ДОУ по природным зонам (Приложение № 10) | Сентябрь, 2018г. | Воспитатели, Эколог | Фото и наличие в зимнем саду и группах |
Разработка паспортов комнатных растений (Приложение №11) | Сентябрь, 2018 г. | Воспитатели | Наличие паспортов в каждой группе |
II этап – основной (Сентябрь, 2018 г. –август, 2019 г.)
Задачи:
♦ формировать систему экологических знаний у дошкольников;
♦ развивать у детей умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в процессе опытно-экспериментальной и проектной деятельности;
развивать у воспитанников способности к самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
♦ экологическое просвещение родителей через разные формы работы.
Содержание работы | Сроки | Исполнители | Формы предоставления результатов |
"Волшебный сундучок осени" (Приложение № 12) | Сентябрь (ежегодно) | Воспитатели, родители | Оформление выставок в холле детского сада, фотографии |
Туристический слет на берег р.Иня (приложение № 13) | Сентябрь (ежегодно) | Физ.инструктор, Воспитатели, эколог | Сценарий, фотоотчет |
Осенние праздники (Приложение № 14) | Октябрь (ежегодно) | Муз.рук., воспитатели | Сценарий праздников, фотоотчет |
«Экологический калейдоскоп» (стендовый доклад) (Приложение № 15) | Октябрь 2018 г. | Воспитатели, родители | Оформление стенда возле зимнего сада |
"Обитатели дружной полянки" (фотовыставка) (Приложение № 16) | Октябрь 2018 г. | Воспитатели, родители | Оформление выставки в холле детского сада, фотографии |
Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Лаборатория Фиксиков» | В течение года (1 раз) в неделю | Воспитатели средних и старших групп | Перспективное планирование |
Экскурсия в Зимний сад ДОУ "Помощь братьям нашим меньшим" | На протяжении всего проекта (1 раз в неделю) | Воспитатели | Конспекты НОД |
Экскурсия по экологической тропе в ДОУ | На протяжении всего проекта (во время прогулки) | Воспитатели, эколог | План Экскурсии |
Путешествие по метеостанции (Приложение № 17) | На протяжении всего проекта (во время прогулки) | Воспитатели | Календарь наблюдений, фотоотчет |
Мини - проект "Урожай с подоконника" (посадка лука, семян на окне в группе) | Январь – февраль (ежегодно) | Воспитатели | Календарь наблюдений |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе (Приложение № 18) | В течение года | Воспитатели | ЛЭПБУК "Календарь наблюдений" |
Познавательная экскурсия в осенний парк (Приложение № 19) | Октябрь 2018 год | Воспитатели | Конспект, фотоотчет, результативное участие во Всероссийском конкурсе |
Проект "Осень, золото роняет..."(Приложение № 20) | Ноябрь 2018 | Воспитатели | Мини - проект |
Проект "Вода источник жизни" | Февраль, 2018 | Воспитатели | Мини - проект |
Проект | Март 2019 г. | Воспитатели | Мини - проект |
Проект "Весеннее пробуждение природы" | Апрель 2019 г. | воспитатели | Мини - проект |
Эко-спектакль " (Приложение № 21) | Апрель, 2019 г. | Воспитатели | Сценарий, фотоотчет |
Проект "Наша клумба" | Май 2019 | Воспитатели | Мини - проект |
Проект "Лекарственные растения" | Июнь 2019 | Воспитатели | Мини - проект |
Проект "Шестиногие малыши" | Июль 2019 | Воспитатели | Мини - проект |
Проект "Овощи с нашего огорода" (Приложение № 22) | Август 2019 | Воспитатели | Мини – проект, фотоотчёт |
Результатами промежуточной проводимой работы по экологическому воспитанию мы считаем следующее:
Дети: более 70% детей имеют представления о многообразии растительного и животного мира, знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания, имеют трудовые навыки по уходу за растениями и животными, умеют самостоятельно экспериментировать, умеют видеть и чувствовать красоту природы, заботятся о природе, своей малой Родине.
Педагоги:
- обобщают опыт на уровне сада, города;
- участвуют в экологических акциях, конкурсах;
- разрабатывают и реализовывают экологические проекты.
- Участие в городском конкурсе «Сохраним нашу планету» в номинации «Лучшая территория ДОУ» наш детский сад занял первое место в районном этапе.
- А по итогам городского экологического конкурса «Сохраним нашу планету» (2016 – 2017гг.) наш детский сад стал лауреатом.
- Созданы макеты природных зон в группах.
Родители: охотно участвуют в акциях, конкурсах, выставках экологической направленности. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Предметно - развивающая среда: Зимний сад стал центром экологической работы в ДОУ; экологическая тропа выполняет многочисленные функции и является действенным компонентом развивающей среды, уголки природы в группах - любимое место детей для игр и наблюдений.
III этап – заключительный, сроки (апрель – июнь, 2019 г.)
Задачи:
♦ изучение и анализ результатов работы с детьми (выявление уровня развития детей);
♦ обобщение опыта работы по данному проекту, представление его на уровне детского сада, района, города;
♦ анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворённости работой педагогов;
♦ разработка рекомендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников.
Содержание работы | Сроки | Исполнители | Формы представления результатов |
Проведение - промежуточного мониторинга - итогового мониторинга | май 2018 г. Май 2019г. | Воспитатели | Диагностические карты на детей |
Оформление результатов | Октябрь, 2019 г. | Воспитатели | Методические разработки |
Презентация опыта работы на уровне детского сада, района, города | В течение года | Воспитатели | Презентации |
Ожидаемые результаты проекта | |||
№ п/п | Критерии | Показатели | Методы диагностики |
1. | У дошкольников будут сформированы основы экологической грамотности |
| Наблюдение воспитателей Проблемные ситуации |
2. | Профессиональное развитие педагогов |
| Выступление педагогов на педсоветах, семинарах, МО, публикации. Отчет о работе педагогов за год. |
3. | Повышение экологической культуры родителей |
| Анкетирование родителей Наблюдение воспитателей. |
4. | Создание методического сопровождения экологического воспитания дошкольников |
| Комплект диагностических материалов Планы, конспекты, сценарии, презентации, фотоотчеты Организация конкурса на лучшую предметно - развивающую среду по экологическому воспитанию детей в детском саду. |
Список использованной литературы
- Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] /О.М. Барковская // Дошкольное воспитание. – 2014.-№4. – С. 32 - 33.
- Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С.А. Веретенникова.- М.: Логос, 2010.-187с.
- Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] /Т. Градобоева // Дошкольное воспитание.- № 1.- 2013.-С. 14-19.
- Дерябо, С. Д. Природа: объект или субъект отношений личности [Текст] /С.Д. Дерябо.-М.: АСТ, 2013.-278с.
- Дмитриев, Ю.Д. Твоя Красная книга [Текст] /Ю.Д. Дмитриев.-М.: ИНИОН, 2014.-196с.
- Жуковская, Р. Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] /Р.Н. Жуковская, под ред.: С.А. Козловой.-М.: Логос, 2014. -341с.
- Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе? [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе // Знание –сила.-2012.- №3.-С. 6-18.
- Миронов, А.В. Теоретические основы содержания экологического образования дошкольников [Текст] / А.В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013.-№5. – С. 48-53.
- Мифтахова, Л.М. Игры и игровые задания на экологических занятиях // Дошкольное воспитание [Текст] /Л.М. Мифтахова. – 2012.-№6. – С. 39-43.
- Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С.Н. Николаева.-М.: Логос, 2012.-296с.
- Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева.-Спб.: Питер, 2012.-194с.
- Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст] /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014.-№ 7. – С. 6-11.
- Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание [Текст] /С.Н. Николаева.-2014.- №7.-С. 3-8.
- Николаева, С. Н. Программа «Юный эколог» /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание.-2013.- №9.-С. 16-21.
- Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] /С.Н. Николаева.- М.: Логос, 2014.-223с.
- Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве[Текст] /С.Н. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 284с.
- Рыжова, Н. А. Наш дом – природа [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание .-2012.- №7.-25-32.
- Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание.- 2011.- № 9.-С. 40-47.
- Узбеков, И. О проблемах экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях [Текст] / И.О. Узбеков // Дошкольное воспитание. – 2012.-№ 2. – С. 44 -58.
- Щербаненко О.Н., Каменщикова Л.А., Шаг в будущее //Фонд «Ребёнок в обществе»,2008- с.97-113
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Консультация " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Автором представлена консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность....
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы....
Проект по экологии на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений"
Данный материал проекта по экологии подойдет для педагогов дошкольного образования, для детей дошкольного возраста...
План по самообразованию по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
план воспитателя по самообразованию на 5 лет...