Проект "От способностей к одаренности"
проект (младшая, средняя, старшая группа) по теме
Аннотация
Проект «От способностей к одаренности» находится на стадии реализации и предусматривает специальную работу с детьми, которые имеют повышенные способности. Направлен, на развитие наиболее способных дошкольников, на способность их самореализации, на расширение базы познавательных интересов и интеллектуальных умений.
Предложенные мероприятия в проекте позволяют добиться успехов в создании системы выявления, развития и творческой активности детей. Проект будет осуществляться через образовательную деятельность в процессе различных методов и приемов работы, направленных на расширение творческих, актерских, танцевальных, музыкальных и интеллектуальных способностей детей.
А также в нашем проекте прописана работа с родителями (законными представителями) для своевременного выявления и сопровождения детей с повышенными способностями, чтобы работа с детьми была непрерывной, и давала хорошие результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "От способностей к одаренности" реализован частично. | 204.68 КБ |
prilozhenie_1_kopiya.docx | 2.87 МБ |
prilozhenie_1.1.docx | 1.14 МБ |
prilozhenie_1.1.2.docx | 2.77 МБ |
prilozhenie_no2kopiya.docx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №76»
Муниципального образования города Братска
Инновационный проект
«От способностей к одаренности»
Разработчики проекта: Ивкина Елена Юрьевна –воспитатель
Сабина Екатерина Владимировна – воспитатель
Мучичка Екатерина Анатольевна – воспитатель
Рогожина Вера Александровна – воспитатель
г. Братск, 2018г.
Паспорт проекта
«От способностей к одаренности»
- Актуальность проекта
- Цели и задачи проекта
- Направление работы
- Сроки и реализация проекта
- Выводы и результаты проекта
- Ресурсное обеспечение
- Приложения
1.Актуальность проекта
«В каждом человеке заключается целый ряд
способностей и наклонностей, которые стоит
лишь пробудить и развить, чтобы они, при
приложении к делу,
произвели
самые превосходные результаты»
А. Бебель
Одаренность – это высокий уровень развития способностей, познавательной активности.
Ребенок в современном мире должен быть конкурентоспособным и развиваться в различных сферах деятельности, чтобы в дальнейшем быть успешным в социуме.
Чтобы выявить одаренность детей нужно наблюдать за их деятельностью с раннего и дошкольного возраста, предоставлять им больше самостоятельности, привлекать в деятельность, к которой у них прослеживаются повышенные способности.
Проблема работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении не нова. Однако всесторонний анализ её убеждает нас в том, что отсутствие системы развития детской одарённости отрицательно влияет на эффективность работы с одарёнными детьми.
Никто не может сказать где проходит черта между одаренными и просто способными детьми. Самым благоприятным периодом для выявления, развития и сопровождения детской одаренности является ранние детство и дошкольный возраст. Для детей этого возраста характерна познавательная активность и потребность в умственной нагрузке. Чем больше такие дети будут заниматься, тем выше будет их продуктивность, и они будут получать удовольствие от своей деятельности, а это значит, что они не остановятся и будут дальше развиваться.
Наша задача заключается в том, чтобы выявить детей с повышенными способностями на раннем этапе развития. Чем раньше мы выявим способности детей к определенной деятельности, тем более качественную помощь сможем предоставить детям для развития и сопровождения.
Нам – педагогам дошкольного образования необходимо наблюдать, выявлять в детях ту самую «алмазную нить» одаренности, которую мы будем в дальнейшем поддерживать и развивать.
Различаются следующие признаки повышенных способностей детей:
- Чрезмерная любознательность
- Способность к логическому мышлению
- Ранняя речь
- Отличная зрительная и слуховая память
- Упорство в достижении своей цели
- Яркое воображение
- Высокоразвитая фантазия
- Ярко выраженная физическая активность
Управление развитием детской одаренности формирует совместные усилия всех участников проекта, которые создадут условия в образовательном пространстве дошкольного учреждения для решения данной проблемы
Создавая данный проект, мы предположили тесное сотрудничество воспитателей всех возрастных групп, педагогов дополнительного образования и родителей одаренных детей.
Каждый педагог в своей возрастной группе может создать условия, которые помогут одаренным детям поверить в свои безграничные возможности.
Педагоги дополнительного образования помогут таким детям раскрыться в полной мере.
Без родителей невозможно дельнейшее сопровождение одаренных детей после выпуска их из дошкольного учреждения.
- Цели и задачи проекта
Цель: Создание условий в образовательном пространстве детского сада для выявления, развития и сопровождения детей с повышенными способностями от 2,5 до 7 лет.
Задачи:
- Формирование устойчивой мотивации педагогов и родителей на активную работу в развитии и сопровождении детей с повышенными способностями.
- Обогащение предметно – развивающей среды в группах, способствующей познавательному интересу и творческому потенциалу детей.
- Подборка консультаций, рекомендаций для воспитателей, консультаций для родителей по оптимизации воспитания и развития одаренных детей.
- Развитие детей с повышенными способностями с помощью различных методов и приемов в работе.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Насыщенная предметно – развивающая среда, которая направляет на разнообразную деятельность детей.
- Создание доброжелательной и заботливой атмосферы к детям
- Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий
- Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми
- Участие детей в различных мероприятиях детского сада
- Участие родителей в развитии и сопровождении детей с повышенными способностями в условиях домашнего образования и совместной деятельности с детьми и педагогами.
- Обеспечение необходимым методическим и информационным материалом для проведения данного проекта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение педагогами образовательными технологиями для работы с одаренными детьми.
- Увлеченность детей своей деятельностью.
- Создание общих интересов между детьми и родителями.
- Успешная социализация детей с повышенными способностями в социуме.
- Повышение имиджа ДОУ.
- Направление работы
Проект направлен на детей раннего и дошкольного возраста для выявления, развития и дальнейшего сопровождения детей с повышенными способностями.
Основные направления:
- Разработка методов и приемов для выявления одаренности детей
- Создание системы развития одаренных
- Создание системы сопровождения одаренных детей
- Использование воспитателями и педагогами дополнительного образования современных педагогических технологий
- Совместная работа педагогов и родителей для развития и дальнейшего сопровождения одаренных детей
- Сроки и реализация проекта
Проект долгосрочный, рассчитан на 4 года с сентября 2018г. по май 2022г.
Первый этап - Организационный
На первом этапе мы изучили литературу, статьи из журналов, методические пособия, исследования отечественных и зарубежных педагогов. Выбрали методы и приемы из современных педагогических технологий для работы с одаренными детьми. Познакомили и дали ряд рекомендаций по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей воспитателям, родителям. Создали картотеку игр, рекомендаций, консультаций для воспитателей, родительских собраний на выявление и развитие одаренности детей. Подобрали способы (наблюдение, тест – опросы, анкеты) выявления повышенных способностей и проверки результатов на завершении работы над проектом. Результатами будут являться конкурсы, выставки, выступления как на уровне дошкольного учреждения, так и на городском.
Второй этап – Выявление повышенных способностей у детей с учетом их возрастных особенностей.
Для определения видов способностей у детей мы взяли тест – анкету по Н.П. Смолянской (приложение 2)
Предварительно выделили детей, у которых есть склонности к определенным видам деятельности по педагогической диагностике на начало года
- .1 младшая группа «Теремок» 2,5 года - 8 детей (Воспитатели – Мучичка Е.А. и Сабина Е. В.)
- 2 младшая группа «Гномики» 3 – 4 года – 10 детей (Воспитатель – Рогожина В.А.)
- Старшая группа «Капелька» 5 – 6 лет – 10 детей (Воспитатель – Ивкина Е.Ю.)
Воспитатели в своих возрастных группах выявляют повышенные способности детей, используя современные педагогические технологии:
- Для 1 мл. группы – «Игровая» технология
- Для 2 мл. группы – «Игровая», личностно – ориентированная технологии
- Для ст. группы – «Социо – игровая», «ТРИЗ», личностно – ориентированная, игровая технологии.
Используют следующие методы и приемы: (приложение1)
- Наблюдение за детьми в режимных моментах, в образовательной и самостоятельной деятельности.
- Опрос воспитателей.
- Опрос родителей.
- Беседы с детьми.
- Выполнение детьми самостоятельных творческих работ.
- Выставки.
- Конкурсы.
- Игры с детьми на различные темы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение книг по интересам детей.
Воспитатели записывают свои наблюдения в журнал и анализируют полученную информацию, выявляя повышенные способности к той или иной деятельности.
Критерии по тест –опросу по Н.П. Смолянской
Музыкальные:
Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает. Если поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Сочиняет или пытается сочинять собственные мелодии. Научился или учится играть на каком – либо музыкальном инструменте.
Артистические:
Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением, о чем – то рассказывает. Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает. С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые. Пластичен и открыт всему новому.
Литературные:
Рассказывает, о чем – либо, умеет поддерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что – то новенькое и необычное. Изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными.
Художественные
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение. В своих рисунках, лепке отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций. Когда есть свободное время, охотно рисует, лепит, комбинирует материалы, краски. Стремится создать какое - либо украшение для дома, одежды и т.д.
Спортивные
Энергичен и все время двигается, смел до безрассудства и не боится синяков и шишек, почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой – нибудь спортивной игре. Физически развит, двигается легко и быстро, грациозно. Предпочитает книгам и спокойным развлекательным играм соревнования, бесцельную беготню.
Интеллектуальные
Обладает хорошей памятью, легко и быстро улавливает новое. Задает очень много вопросов по ситуации. Восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни. Любит экспериментировать.
Оценивается по пятибалльной шкале
группа | стажировочная Дети с повышенными Способностями | Виды способностей | (контрольная) Дети с обычным развитием |
1 мл. «Теремок» | Люба И. | музыкальные | Вероника А. |
Полина И. | актерские, музыкальные | Альберт У. Савелий А. | |
Алиса Д. | музыкальные, танцевальные | ||
Аврора Г | логическое мышление | Алина Л. | |
2 мл. «Гномики» | Вика Мор. | актерские | Арина Ю. Дима П. Дима С. Лиза А. |
Вика Мон. | творческие (ИЗО) | ||
Вика Б. | актерские | ||
Кира В. | творческие (ИЗО, лепка) | ||
Марк М. | логическое мышление | ||
Максим Ф. | логическое мышление | ||
Ст. гр. «Капелька» | Варвара П. | творческие (ИЗО), танцевальные, логическое мышление | Саша К. Полина С |
Костя К. | актерские | ||
Лиза К. | творческие (ИЗО), актерские | Матвей Р Егор З Миша К | |
Софа К. | творческие (ИЗО) | ||
Таисия А. | танцевальные |
(0, 1 и -) не ставим и выводим максимальное количество баллов.
Проводим родительские собрания, конференции, семинары, мастер – классы, тренинги. (приложение 2)
Проанализировав полученную информацию, воспитатели выделили следующее количество детей с повышенными способностями:
- В 1 мл. гр. «Теремок» – 4 ребенка
- Во 2 мл. гр. «Гномики» – 6 детей
- В ст. гр. «Капелька» – 5 детей
Третий этап – Создание условий для развития и дальнейшего сопровождения детей с повышенными способностями.
После того, как мы выделили детей - объединили их в две подгруппы.
Со стажировочной группой мы продолжаем работу по собственному плану, используя все вышеперечисленные педагогические технологии, методы и приемы. Каждый воспитатель может вносить свои дополнения или изменения в план с учетом возможностей детей.
Примерный план для индивидуальной работы с детьми с повышенными способностями (с сентября по ноябрь 2018г)
Месяц | Группа | Вид способности | Имя ребенка | Содержание |
сентябрь | ||||
ссеентябрь | 1 мл. «Теремок» | Музыкальные, актерские, танцевальные. Логическое мышление | Люба И. Полина И. Алиса Д. Аврора Г. | Игры с усложнениями на развитие речи, памяти, внимания. Разучивание стишков. Игры с усложнениями на развитие памяти, внимания, логического мышления. |
2мл. «Гномики» | Творческие Актерские Логическое мышление | Вика Мон. Кира В. Вика Мор. Вика Б. Марк М. Максим Ф. | Предложить детям использование нетрадиционной техники рисования (на выбор) Игры на развитие мелкой моторики. Создать в группе мини театр с показом миниатюры для детей в группе. Игры на развитие речи с усложнением, развитие памяти, коммуникативные игры. Игры на развитие памяти, логики с усложнениями. Игры на развитие мелкой моторики. Самостоятельные игры по интересам детей | |
Ст. гр. «Капелька» | Творческие Танцевальные | Варя П. Лиза К. Софа К. Варя П. Таисия А | Предложить детям создание творческой работы на тему «Осень» с самостоятельным выбором материала для работы, создать для детей доступную среду по их интересам для самостоятельной деятельности. Игры на развитие подвижности, гибкости с использованием музыкального сопровождения. | |
Логическое мышление Актерские | Варя П. Костя К. | Настольные игры на развитие логического мышления. Научить игре в уголки на шахматной доске. Предложить Косте поставить сказку «Три поросенка», распределить роли в группе. | ||
октябрь | ||||
октябрь | 1 мл. «Теремок» | Музыкальные, актерские, танцевальные. Логическое мышление | Люба И. Полина И. Алиса Д. Аврора Г. | Игры на развитие музыкального слуха, чувства ритма. Игры на развитие мелкой моторики. Игры на развитие цветовосприятия. Творческие задания для самостоятельной работы. |
2мл. «Гномики» | Творческие | Вика Мон. Кира В. | Игры на развитие актерских способностей. | |
Коммуникативные игры. Постановка миниатюр для проигрывания в группе перед детьми. Игры на логическое мышление (с усложнением). Игры для развития мелкой моторики (с усложнением) | ||||
Ст. гр. «Капельки» | Творческие Танцевальные Логическое мышление Актерские | Варя П. Лиза К. Софа К. Варя П. Таисия А. Варя П. Костя К. | Творческие задания (пластилин, акварель, гуашь) для индивидуальной выставки в группе. Игры на развитие равновесия. Игры по технологии ТРИЗ (придумай свой танец) Представление своего танца перед детьми группы Игры (шашки, уголки, морской бой) Предложить Варе научить кого – либо из ребят игре в шашки. Продолжить постановку сказки (роль волка) «Три поросенка» Игры на развитие коммуникативных качеств. | |
ноябрь | ||||
Ноябрь | 1 мл. «Теремок» | Музыкальные, актерские, Логическое мышление | Люба И. Полина И. Алиса Д. Аврора Г. | Продолжать развивать вокальные и танцевальные способности с помощью музыкальных игр. Развиваем мелкую моторику. Игры на развитие памяти с усложнением. Игры на развитие мелкой моторики. |
2мл. «Гномики» | Творческие Актерские | Вика Мон. Кира В. Вика Мор. Вика Б. | Творческие задания (пластилин, тестопластика с росписью) подготовить к выставке и к конкурсу на тему «Осень золотая» Игры на развитие мелкой моторики. Игры на развитие речи. Продолжать создавать миниатюры для показа перед детьми группы. Игры на развитие речи, коммуникативных качеств с усложнением. | |
Логическое мышление | Марк М. Максим Ф. | Игры с математическим уклоном, на развитие памяти, внимания. Усложнение обычных образовательных ситуаций. | ||
Ст. гр. «Капельки» | Творческие Танцевальные Логическое мышление | Варя П. Лиза К. Софа К. Варя П. Таисия А. Варя П. | Подготовка к выставке и к конкурсу на тему «Осень золотая» материал для работ на выбор детей. Игры на коммуникативные качества, развитие мелкой моторики с усложнениями. Продолжать игры на развитие подвижности, равновесия, чувства ритма. Использование музыкального сопровождения. Создание собственных движений для танца. Дать Варе задачи по шашкам домой. Игра в уголки с усложнением. Игры на развитие математических способностей с усложнением. Игры на развитие коммуникативных качеств на развитие речи с усложнением, на развитие памяти. | |
Актерские | Костя К. | Показ сказки в музыкальном зале перед детьми младшей группы «Гномики», «Теремок» | ||
Игры:
«Экологические цепочки»
«Природные связи»
«Что с чем связано»
«Где – кто, в чем – что»
«Дома (экосистемы)
«Смешной рассказ»
«Наоборот»
«Полезное действие – вредное действие»
«Самый наблюдательный»
«Что произойдет»
«Сочини свою загадку»
«Сочини свою сказку»
«Придумай движения для зарядки»
«Что произойдет, если в сказке появится новый персонаж. Продолжи сам»
«Игра в русские шашки»
«Игра в уголки на шахматной доске»
«Задачки от зайчика»
Работа с родителями:
«Круглый стол», Тест – опросы, Анкеты, индивидуальные беседы, мастер – классы, «Гость группы»
Мы пригласили родителей для беседы за круглый стол, чтобы обсудить дальнейшее развитие и сопровождение каждого ребенка по его повышенным способностям.
В нашем дошкольном учреждении работают 5 кружков разной направленности:
- «Калейдоскоп» - художественно – эстетическое развитие (акварель) Свердлова Е.Б.
- «Звездочки» - физическое развитие (фитнес – аэробика) Шаталина Е.А.
- «Семицветик»-художественно– эстетическое развитие (пластилинография) Ивкина Е.Ю.
- «Фантазеры» - художественно – эстетическое развитие (актерское мастерство) Горюнова Е.П.
- «Волшебные нотки» - художественно – эстетическое развитие (вокал) Толмачева Т.М.
Мы предложили родителям записать своих детей в кружки с учетом их повышенных способностей, дали рекомендации по развитию способностей детей дома, предложили провести выставку достижений детей, выставку творческих работ, спланировать и показать сказку, танцевальный номер, чтение стихов или исполнение песни с импровизацией перед родителями на собрании или в музыкальном зале перед детьми младшего возраста. Продолжили индивидуальную работу с детьми в условиях группы дошкольного учреждения.
5.Выводы
Как опытный ювелир производит огранку алмазной породы и превращает ее в драгоценные камни, так и современный педагог помогает отыскать в малыше задатки одаренности и создает условия для их устойчивого развития.
Способности проявляются в самостоятельном апробировании нового материала, в совместном с взрослыми и детьми процессе освоения новых способов, действия, но самое главное – в формировании замыслов и их реализации.
Несмотря на то, что наш проект начал свою работу только в сентябре 2018г. Мы выявили детей с повышенными способностями и создали условия для индивидуализации. Работа по проекту уже дает свои результаты. Многие из этих детей стали посещать кружки. У детей появился устойчивый интерес к той деятельности, которая у них получается лучше всего. В старшей группе дети, участвующие в конкурсах, выступлениях уже получают наглядный результат своих достижений.
Повысился профессионализм педагогов. Воспитатели продолжают наблюдение за детьми и выявляют признаки повышенных способностей на раннем этапе развития. Совместная деятельность воспитателей и родителей тоже дает свои плоды. Родители стали ближе к своим детям. Чаще обычного участвуют в детско – родительских проектах, конкурсах. Они видят продвижения своих детей и готовы поддерживать их и в условиях семьи.
Однако, мы также сделали вывод, что выявление детей с повышенными способностями процесс продолжительный и связан с анализом каждого ребенка. Поэтому необходимо постепенно направлять усилия на поиск таких детей в процессе их обучения и самостоятельной деятельности. Мы считаем целесообразным в дельнейшем выявлять детей с повышенными способностями из всей группы детей, и разрабатывать для них индивидуальный маршрут развития их способностей.
Каждый ребенок способен – главное не только вовремя выявить эти способности, но и поддерживать их, не давая угаснуть, превращая их в одаренность.
Исходя из этого, мы будем продолжать работу по проекту, направленному на выявление, развитие и сопровождение одаренных детей.
6.Ресурсное обеспечение проекта
- И.Крыцылова, Развиваем способности ребенка, «Дошкольное воспитание» №5/2007, с.54.
- Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр/И.Ю.Захарова, Е.В. Моржина.-М.:Теревинф,2018. – 158с.
- И.Крынцылова, О.Шапоренко, Дети выбирают, «Дошкольное воспитание» №1/2006,с.31.
- Крючкова Т.С. тематическая встреча с родителями//http://dohcolnoe.ru/20011-03-22-09-30-55/8345-tematicheskaya-vstrecha-den-semi.html
- Леднева С., Диагностика и развитие детской одаренности педагогами, «Дошкольное воспитание» №5/2007,с.50.
- Макеева С.В., Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитатель» №1/2016,с.100.
- Пеганова С.Н., Руководство игровой деятельностью в условиях ФГОС ДОО, «Методист»№16/2015.
- Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями//авт. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцев. Волгоград: Учитель,2011.
«Родители и педагогический коллектив: методология взаимодействия»
Цель: расширить кругозор воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями.
Предварительная работа: подготовить карточки с вопросами, оформить актовый зал.
Материал: бумага, ручки, «Бортовой журнал» (Приложение), распечатки вопросов, обсуждаемых на круглом столе (Приложение)
Форма организации: присутствующие распределяются на 2 подгруппы по желанию. Участники первой подгруппы ведут обсуждение предложенных вопросов (Приложение). Участники второй - наблюдают за работой коллег, фиксируя основные идеи в «Бортовой журнал», формулируя комментарии и вопросы.
После работы первой подгруппы, участникам второй - задается вводный вопрос: «Какие идеи, мнения, высказанные вашими коллегами, показались вам наиболее ценными?». Обсуждаются идеи, комментарии, отмеченные их коллегами.
В результате двухрядного круглого стола предполагается выявление педагогами осознанного отношения к организации общения с семьями воспитанников.
Двухрядный круглый стол «Родители и педагогический коллектив. Методология взаимодействия»
Вопросы для обсуждения:
1. В системе социальных отношений взаимодействие является коммуникацией.
2. Родители – это, прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка. При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада «Мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.
3. Специалисты – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.
4. Технологии коммуникации. Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родитель унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, бьет его, потому что только так умеет общаться с ним и делает все с убеждением, что это на пользу ребенку (субъектная реальность). Кроме того, родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний. Родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонациями сопровождается общение, о чем это сообщение и пр.).
5. Необходимые навыки: умение слушать (слушать с желанием понять ту самую субъективную реальность собеседника); понимание невербального языка сообщения и адекватное его применение (жесты, мимика, интонации не должны противоречить содержанию беседы); овладение навыками передачи и приема обратной связи (прямое обращение к партнеру с просьбой высказать его мнение относительно ваших действий). Навык выражения неодобрения (негативная обратная связь): прямое выражение недовольства или неодобрения действий человека может включать предположение о том, как эти действия улучшить, то есть какие действия были бы вами одобрены.
6. Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личностной и педагогической идеологии (субъектная реальность). Неэффективное коммуникативное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, возможно об «эмоциональном выгорании», усталости, истощении, о профессиональной деформации личности. Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.
Бортовой журнал
Мнения | Комментарии | Вопросы |
Методика оценки общей одаренности
Общая характеристика. Методика разработана Савенковым А.И. и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.). Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывания новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. 1
Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.
ТЕСТ-АНКЕТА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
(автор Н.П. Смелянская)
Если ребенку уже исполнилось 5 лет и вы:
а) согласны с утверждением психологов о том, что каждый ребенок, потенциально талантлив;
б) обнаружили те или иные способности у ребенка;
в) считаете его " нестандартным",
предлагаем заполнить данную анкету, которая поможет:
а) определить наиболее выраженные способности ребенка;
б) оценить перспективы малыша;
в) принять правильное решение при выборе видов занятий с ним.
Оценка по каждому пункту от 2-х до 5-ти.
Нельзя ставить «0» или «--»!
МУЗЫКАЛЬНЫЕ
1. Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку.
2. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает.
3. Если поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
4. Сочиняет свои собственные мелодии.
5. Научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
АРТИСТИЧЕСКИЕ
1. Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями.
2. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает.
3. Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает.
4. С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.
5. С удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения.
6. Пластичен и открыт всему новому.
7. Любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
1. Рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
2. Любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное.
3. Выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев.
4. Изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными.
5. Любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
1. Не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для
того, чтобы выразить свои чувства или настроение.
2. В своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося.
4. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.
5. Когда есть свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.
6. Стремится создать какое-нибудь произведение, имеющее очевидное прикладное значение, - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.
7. Не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
СПОРТИВНЫЕ
1. Он энергичен и все время хочет двигаться.
2. Он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек.
3. Он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре.
4. Не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками.
5. Лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно.
6. Предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, бесцельную беготню.
7. Кажется, что он никогда всерьез не устает.
8. Неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей.
2. Обладает хорошей памятью.
3. Легко и быстро схватывает новый материал.
4. Задает очень много продуманных и оправданных ситуационных вопросов.
5. Любит читать (слушать) книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей возрастную.
6. Обгоняет своих сверстников в овладении программой обучения, причем не обязательно является образцом в учебе.
7. Гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно.
8. Обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив.
9. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
НАУЧНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ
1. Обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям.
2. Умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение.
3. Любит смотреть по ТV научно-популярные телепрограммы и слушать (читать) издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе.
4. Часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий.
5. С удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций.
6. Не унывает и ненадолго забрасывает работу, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
7. Отличается гибкостью мышления и высокой работоспособностью.
ТЕХНИЧЕСКИЕ
1. Интересуется самыми разными механизмами и машинами.
2. Любит в игровой форме конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру.
3. Пытается понять причины неисправности и капризов механизмов или аппаратуры. Любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов.
4. Предполагает, как можно починить испорченные механизмы и приборы, использовать старые детали для создания новых игрушек, поделок, находит свои решения.
5. Любит рисовать ("видит") чертежи и эскизы игрушек, механизмов.
6. Интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
ОЦЕНОЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Каждый характерный признак определенных способностей оценивается от 2 до 5 баллов. Если какая-то характеристика особенно подходит ребенку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо - четыре балла и т.д. (Не ставьте оценку ниже двух баллов).
2. Суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип способностей. Полученную сумму поделите на число признаков. Например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.
3. На основании этого вы сможете установить наиболее выраженную одаренность ребенка.
4. Необходимо также построить график уровня интересов ребенка. Для этого постройте оси координат. На горизонтальной оси расположите восемь позиций (по числу видов способностей). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида способностей нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график. График нужен для того, чтобы принять правильное решение, когда вы захотите, чтобы ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша.
5. Не огорчайтесь, если линия на графике не имеет пиков - предлагаемый вам метод выявления одаренности ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни" и не проявляться бурно и ярко.
7. Анкету можно применять для анкетирования детей уже с пяти лет, хотя ее точность значительно повышается, когда ребенку исполняется 6-7 лет.
Лист ответов по Смелянской Н.П. (для воспитателей)
Оцените наличие у ребенка каждого качества баллами от 2х до 5 (чем сильнее проявляется, тем выше балл). Посчитайте сумму баллов в графах по каждому виду способностей отдельно
Дата ХІІ - 2010 Заполнил воспитатель _____________________________________________
Фамилия, имя ребенка
Музыкал. | Артистич. | Литератур. | Художеств | Спортивн. | Интеллект | Науч-изыс | Технич. |
1. | 1. | 1. | 1. | 1. | 1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. | 2. | 2. | 2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. | 3. | 3. | 3. | 3. | 3. |
4. | 4. | 4. | 4. | 4. | 4. | 4. | 4. |
5. | 5. | 5. | 5. | 5. | 5. | 5. | 5. |
6. | 6. | 6. | 6. | 6. | 6. | ||
7. | 7. | 7. | 7. | 7. | |||
8. | 8. | ||||||
9. | |||||||
ПРОТОКОЛ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ___________________________СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОУ №76
Дата _________ Группа ____________________
Специалист _______________________________
№№ | Фамилия, имя ребенка | По Савенкову А.И. | Ср. балл | По Смелянской Н.П. | Ср. балл | Способ ности | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||
26 | |||||||||||||||||||
27 |
Лист ответов по Смелянской Н.П. (для родителей)
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата ________ Кто заполняет _________________________________________
Оцените наличие у ребенка каждого качества баллами от 2х до 5 (чем сильнее проявляется, тем выше балл). Посчитайте сумму баллов в графах по каждому виду способностей отдельно
Музыкал. | Артистич. | Литератур. | Художеств | Спортивн. | Интеллект | Науч-изыс | Технич. |
1. | 1. | 1. | 1. | 1. | 1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. | 2. | 2. | 2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. | 3. | 3. | 3. | 3. | 3. |
4. | 4. | 4. | 4. | 4. | 4. | 4. | 4. |
5. | 5. | 5. | 5. | 5. | 5. | 5. | 5. |
6. | 6. | 6. | 6. | 6. | 6. | ||
7. | 7. | 7. | 7. | 7. | |||
8. | 8. | ||||||
9. | |||||||
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей музыкально-одаренных детей
Сегодня многие музыкальные руководители озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии и с музыкально-одаренными и с условно называемыми -нормальными детьми.Разр...
«РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ».
Развитие способных и одаренных детей....
проект «Поддержка способных и одаренных детей»
Создание условий для выявления, развития способностей и талантов детей в условиях дошкольного учреждения...
Программа для развития творческих способностей у одаренных детей
Одаренные дети! И наша задача поддержать творческий потенциал юных дарований...
Консультация для педагогов на тему: «Формирование способностей и одаренности к изобразительной деятельности у дошкольников»
Изобразительная деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания личности, которая позволяет замечать и создавать свой мир образов, с передачей выразительности форм, цвета, пропорции...
Проектная работа «Программа развития творческих способностей музыкально-одаренных детей в условиях реализации ФГОС ДО»
«Если дети – национальное достояниелюбой страны, то одаренные дети –её интеллектуальный и творческийпотенциал»Р.Н. БунеевПроблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современног...
Проектная работа «Программа развития творческих способностей музыкально-одаренных детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.Таланты ро...