программа 1
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Приобщение детей
дошкольного возраста
к истокам народной культуры.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
ГЛАВА 1. Музыкальный фольклор___________________________________5
1.1. Виды музыкального фольклора __________________________________ 5
1.2. Жанры музыкального фольклора_________________________________6
1.2.1. Колыбельная песня____________________________________________6
1.2.2. Пестушки. Потешки. Прибаутки________________________________7
1.2.3. Считалки. Скороговорки___________________________________10
1.2.4. Заклички. Пригроворки_______________________________________10
ГЛАВА 2. Методика приобщения детей к фольклору___________________11
2.1. Задачи, реализуемые в процессе приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры_______________________________11
2.2. Педагогические принципы, по которым строится работа по приобщению детей к народной культуре_________________________________________12
2.3. Методы, используемые в работе над развитием эмоциональной сферы дошкольников в процессе приобщения к музыкальному фольклору______13
2.4. Приемы, используемые в работе_________________________________14
2.5. Методика организации педагогического процесса__________________14
ГЛАВА 3. Виды музыкальной деятельности__________________________17
3.1. Пение народных песен_________________________________________17
3.2. Слушание народной музыки____________________________________17
3.3. Народная хореография_________________________________________18
3.4. Музыкально-фольклорные игры_________________________________20
3.5. Игра на народных музыкальных инструментах_____________________21
ГЛАВА 4. Обобщение опыта работы_________________________________22
4.1. Ожидаемые результаты работы в данном направлении______________24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________27
ПРИЛОЖЕНИЕ__________________________________________________28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________________36
ВВЕДЕНИЕ
«Россия, Русь - душа моя,
Люблю тебя и восхваляю.
И детям, что вокруг меня
Любовь к тебе я прививаю!
(Пустоварова И.Г.)
Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке...
Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.
В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как один из приоритетов общего развития ребенка.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», - сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера края, станицы, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Философы и культуроведы насчитывают до двухсот определений понятия «культура». Так, известный немецкий мыслитель и музыковед XIX- XX вв. А.Швейцер дал следующее определение понятия «культура»: «Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Каждый народ имеет национальную культуру. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Народ искал свои собственные методы воспитания, прививая подрастающему поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.
Сегодня идёт активный поиск новых путей образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей. Поэтому в системе эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору.
ГЛАВА 1: Музыкальный фольклор.
1.1. Виды музыкального фольклора.
Фольклор в переводе с английского (folk – народ, lore – знание) означает «народное знание», «народная мудрость», на практике часто употребляется как «народное творчество». Это художественное народное искусство, художественно творческая деятельность и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.
Музыкальный фольклор – народное музыкальное (преимущественно песенное) инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует, как правило, в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям.
Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. В понятие «детский музыкальный фольклор» входят все виды музыкальных произведений, созданных взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей. Он может проявиться в сочинении считалок с пением, дразнилок, во внесении новых движений в известную народную игру с пением.
Изучением и распространением детского музыкального фольклора занимались известные русские фольклористы Г.С. Виноградов, В.И. Даль, Д.К. Зеленин и другие. Существующее многообразие детского музыкального фольклора может быть классифицировано по жанрам, сезонам и возрастам. О.И. Капница отмечает две группы: к первой группе относится творчество взрослых для детей. Это колыбельные, частушки, прибаутки. Ко второй группе относятся песни, бытующие среди детей.
Музыкальный детский фольклор чрезвычайно разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Исследователи выделяют его группы: календарный, потешный и игровой.
- Календарный фольклор. Произведения, связанные у детей с природой, календарными датами, или произведениями сезонного характера (заимствованные у взрослых колядки, веснянки и т.д.; заклинания явлениям природы, приговорки птицам, животным);
- Потешный фольклор. Прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми, назначение которых – развеселить сверстников.
- Игровой фольклор. Ведущий в детском творчестве (драматические, спортивные, хороводные игры). Большое место в играх детей занимают «игровые прелюдии» - считалки, или счетки, сосчиталки, гадалки.
Все произведения детского фольклора по их функциональной роли делятся на три основные группы:
- колыбельные песни, байки;
- произведения, связанные с игровыми действиями;
- произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий.
1.2. Жанры музыкального фольклора.
Мир «детского музыкального фольклора» очень разнообразен, богат, красив. Он имеет очень много жанров. Каждый жанр оригинален своей неповторимостью.
1.2.1. Колыбельная песня.
Одно из самых светлых воспоминаний детства это колыбельные, которые пела мама. Колыбельная песня - это один из самых древних распространенных жанров детского фольклора. Древние не зря говорили, что воспитание человека берет свое начало с колыбельной песни. Малыш еще не появился на свет, но уже живет в мире, сотканном из звуков и слов. Наукой доказан тот факт, что, даже находясь в утробе, ребенок слышит звуки, речь, интонации голоса. Поэтому очень важным является то, чтобы женщина в период беременности слушала музыку.
Шла наша Дрема,
Зашла наша Дрема...
Или:
Шиш вы, куры, не шумите,
Мо(й)во Ваню не будите...
Если женщина в период вынашивания малыша много поет, то после рождения ребенок скорее, чем остальные дети начнет реагировать на голос мамы, при этом пытаясь издавать различные звуки.
Об особенностях старинной детской колыбельной песни писал А. Толстой: «Нельзя до конца почувствовать старинную колыбельную песню, не зная, не видя черной избы крестьянки, сидевшей у лучины, покачивающей ногою люльку… Левая рука прядет волну, а правая крутит веретено, и свет жизни только в огоньке лучины, угольками спадающей в корытце. Отсюда все внутренние жесты колыбельной песни».
Некоторые колыбельные песни очень близки к заговорам, возникшие в эпоху одухотворения окружающих предметов и олицетворения отвлеченных понятий:
Спи малюточка, усни,
Угомон тебя возьми…
1.2.2. Пестушки. Потешки. Прибаутки.
В детском музыкальном фольклоре каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки.
Пестушки (от слова «пестовать») – песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка. По сути, этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не столько к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая детям массаж – ритмичным поглаживанием, постукиванием).
Пестушки по своему назначению способствовали развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков, возбуждающих энергию ребенка, бодрят его, веселят.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ, топ!
Глазками хлоп, хлоп!
Потешка - жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым и, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь, выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.
Самого маленького потешка учит в процессе увлекательной игры с взрослым. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке «ладушки», как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» - положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.
Подрастает малыш, и потешка «растет» вместе с ним. Вот и пора его уже учить ходить:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
А вот малыш уже и ходить научился, подрос. Пора приучать его к труду, воспитывать трудолюбие:
Тра-та-та, тра-та-то,
Пожалуйте, решето:
Мучки просейте,
Пироги затейте
С гречневой кашей,
Пироги для Маши!
В потешках взрослые передают детям свои нравственные и трудовые понятия. «Сорока» отказывает в каше малышу за то, что он:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил…
А какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса».
Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит весело. Можно сказать, что потешка - это веселая народная школа для самых маленьких.
Прибаутки – песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. Содержание прибауток веселое, юмористическое, исполнение речитативное. В них непременно содержится обучающий элемент:
Курочки на улочке: «Кудах-тах-тах»
Гусыньки в луженьке: «Га-га-га».
Как разновидность прибауток встречаются небылицы – перевертыши – песенки, чей сюжет нарочито изменен, «перевернут с ног на голову»:
А где ж это видано, и в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка быка родила, поросеночек яичко снес.
Как только ребенок становиться способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Этот возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, считалками, дразнилками, скороговорками и пр. Самими же детьми используются такие жанры фольклора, как жеребьевки и считалки, скороговорки.
1.2.3. Считалки. Скороговорки.
Считалки – песни, предшествующие игре, основная функция которых – регламентировать ее проведение (для установления роли участников игры или их очередности в игре). Такое назначение считалок предопределяет их четкую ритмизацию – необходимо, чтобы на каждого участника игры «приходилась» сильная доля.
Основная жизненная функция считалки – организация детского коллектива в игре.
Скороговорки – словесные игры для детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорок – логопедическое, то наличие какого – либо музыкального компонента в них второстепенно.
1.2.4. Заклички. Приговорки.
Слово заклички (произошло от слов «заклинать», «закликать») – это маленькие песенки или стихотворные приговорки, обращенные к явлениям природы, животным, насекомым, растениям.
Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.
Приговорки – интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.
Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. В этом – целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.
ГЛАВА 2. Методика приобщения детей к фольклору
Специфика фольклора определяет особенности методики приобщения к нему детей. Основу методики задает идея традиционности, жизнь в русле народной традиции с ее обрядностью, ритуальностью, дающая человеку возможность приобретения опыта целостности бытия.
2.1. Задачи, реализуемые в процессе приобщения
детей дошкольного возраста к истокам народной культуры:
1. Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
3. Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному искусству.
4. Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство), в основу которых положена эмоциональная отзывчивость.
5. Формировать умение детей выражать эмоциональное состояние - радость, обида, гнев, удивление средствами мимики, жестами, интонациями.
6. Создать необходимую предметно–развивающую среду.
Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер. Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребёнке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю.
Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка как системы знаний о традициях русского народа (о народном календаре, обрядах, обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках и других произведениях исконного народного творчества), так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение, творчески воспроизводить фольклорный материал).
2.2. Педагогические принципы, по которым строится работа по приобщению детей к народной культуре:
- принцип культуросообразности - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущим традициям.
- принцип природосообразности - учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.
- принцип доступности и нарастающей трудности - переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника.
- принцип интеграции - определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия.
- принцип положительной оценки деятельности детей способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
- личностно-ориентированный - признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников.
2.3. Методы, используемые в работе над развитием
эмоциональной сферы дошкольников
в процессе приобщения к музыкальному фольклору:
Словесные - включают в себя инструкцию, рассказ, беседу о музыкальных жанрах произведений русского фольклора, сообщение, описание события.
Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ и объяснение педагога. К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования – создание и показ дидактико-развивающих фото- и видео- презентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику.
Практические - представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).
Игровой метод – это основной метод обучения, воспитания и развития ребенка. Включение игрового момента, игровой ситуации, сюжетно-ролевой игры или игры с предметами (с музыкальными инструментами, с песнями), а также игры-драматизации в процесс обучения фольклорному исполнительству реализует содержание игрового метода.
Имитационный метод - когда дети в процессе музыкальной деятельности имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные педагогом. Способ передачи практических навыков от педагога к детям происходит с помощью подражания, как бы «из уст в уста».
Репродуктивный метод - когда дети исполняют произведения народного музыкального творчества в том варианте, в котором эти произведения были предложены педагогом им для разучивания и исполнения. Данный метод наибольшую эффективность имеет на начальных этапах обучения, а в дальнейшем применяется в качестве корректирующего момента.
Метод синкретизма фольклорного творчества - синтез песни, игры, танца, театра, поэзии в традиционной народной культурной среде. В процессе исполнения фольклорных произведений активизируются все каналы восприятия исполнителя: кинестетический – через тактильные ощущения, аудиальный – посредством интонационного воспроизведения в пении и речи этно-слуховых впечатлений, визуальный – в процессе исполнительского общения.
2.4. Приемы, используемые в работе:
- слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи;
- «живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми;
- прохлопывание ритмических рисунков мелодий;
- использование музыкально – дидактических игр, интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти;
- пение «а капелла» детьми после настройки в определённой тональности;
- пение с инсценированием.
2.5. Методика организации педагогического процесса.
Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности.
Знакомство детей с фольклором можно начинать уже с младшей группы. На этом возрастном этапе (2-3 года) происходит знакомлю детей с понятными и близкими им народными песнями, колыбельными, потешками, попевками, плясками, мелодиями, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистями рук и т. д. А так же знакомятся с некоторыми музыкальными инструментами (колокольчиками, бубном, ложками), которые на данном этапе являются средством ритмического воспитания.
В среднем возрасте (4 – 5 лет) дети знакомятся с азами народной культуры, народным календарём, осваивают малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста уже более развёрнут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжается обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, колокольчиках, трещотках.
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – активный этап освоения фольклора. Для работы с детьми старшей и подготовительной групп возможно проведение тематических занятий, полностью основанных на фольклорном материале.
Наряду с традиционными формами организации занятий, для осуществления поставленной цели по приобщению дошкольников к русскому народному музыкальному творчеству и развитию на его основе эмоциональной отзывчивости у детей, возможно применение современных инновационных технологий. Например, технологию проектной деятельности и информационно-коммуникационную технологию (ИКТ). Данные технологии являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских и практических задач. Смысл проектной технологии заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний.
Информационно-коммуникационная технология так же позволяет приобщить детей к народному музыкальному наследию, привить знания о жанрах музыкального фольклора, народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме. ИКТ выполняет функцию наглядных ресурсов и позволяет детям более ярко и эмоционально воспринять новые знания о предмете. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов, презентаций позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к народному фольклору.
Для успешной работы с детьми по приобщению их к музыкальному наследию русского народа и созданию благоприятных условий для развития эмоциональной сферы важно создать развивающую среду:
- наглядный материал;
- музыкально-дидактические игры;
- конспекты занятий;
- сценарии музыкально – фольклорных праздников;
- коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки, колокольчики, бубенцы, балалайки, ложки, дудочки и т.д.);
- народные костюмы для взрослых и детей;
- фонотека произведений народной музыки.
ГЛАВА 3. Виды музыкальной деятельности:
Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:
- пение народных песен;
- слушание народной музыки;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных музыкальных инструментах.
3.1. Пение народных песен.
Цель: Формирование устойчивого интереса к пению народных песен. Развитие вокально-хоровых навыков, расширение голосового диапазона на материале песенного фольклора.
Работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.
Чтобы научить детей чисто интонировать используются простые русские народные детские песенки и прибаутки. На их основе применяются разные методические приемы: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм…); вокализируя мелодию (на а-а…), по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя»), по рядам; пение без сопровождения (a’capella). Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя¸ что положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию. Здесь необходимо чётко разграничивать дыхание по фразам, следить, чтобы дети не брали дыхание в середине слова.
3.2. Слушание народной музыки
Цель: Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж.
В данном разделе дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен необходимо проводить с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.
В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Лучше всего предлагать произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Так, дети вникают в музыкальный образ, учатся сравнивать и анализировать характер произведения.
При прослушивании музыки должны обязательно использоваться иллюстрации, репродукции картин русских художников. Так же в процессе слушания необходимо знакомить детей со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки), а также рассказывать об истории их происхождения.
Для закрепления знаний народных инструментов можно проводить музыкально-дидактические игры «Определи инструмент по звучанию», «Музыкальное лото», «Убери лишний инструмент», «Собери картинку» («Разрезные картинки»).
3.3. Народная хореография
Цель: Широко использовать русскую народную музыка в обучении детей народным танцам и хороводам. Развивать на основе народной музыки координацию движений и чувство ритма. Учить передавать в движениях характер музыки.
Работа по обучению детей танцам, должна быть организована так, чтобы она соответствовала трём важным условиям:
- Быть лёгкой для детей и педагога;
- Быть интересной для них;
- Быть систематической формой обучения;
Музыка для движения должна быть художественной, доступной ребёнку по форме и по изложению. Важно, чтобы ребёнок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как, например, ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении. Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.
Сначала нужно учить детей выразительно исполнять элементы движений русской пляски: дробный (топающий) шаг, простой хороводный шаг, шаг с притопом с движением вперед, приставной боковой шаг. «ковырялочка», «моталочка», «гармошечка», «припадание», «верёвочка», полуприседания и др. Очень помогают в разучивании танцевальных элементов народных плясок определенные подговорочки.
Например, движение «гармошечка» следует сопровождать такой подговорочкой:
«Ты играй, моя гармошка,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Посмотрите, полюбуйтесь,
Как танцуют на Руси».
Движение ног «гармошечка» очень похоже на движение мехов у гармошки, когда на ней играют.
Подговорочка для «ковырялочки», «дроби»:
«Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу.
Пляска русская моя
Замечательная».
Подговорочка для полуприсядки, присядки:
«Сяду, встану, сяду, встану
И как мячик подскачу.
Приседать я не устану,
Я танцором стать хочу».
3.4. Музыкально-фольклорные игры
Цель: Развить индивидуальные качества личности ребенка, способность к творческому самовыражению путем исполнения в музыкально – фольклорных играх ролей различных персонажей.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Народная игра соединяет песню с движением (в хороводной игре). Действие здесь происходит в ритме, тексте. Ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне, так как песня связана с игрой.
Народные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развивают сообразительность, быстроту реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает игры интересными для детей.
Организуя игру, руководя ею, педагог воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребёнка. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.
Музыкально – фольклорные игры развивают творческое воображение, вызывают стремление к деятельности, формируют внутренний духовный мир ребенка и побуждают к творчеству. При разучивании игры, лучше не навязывать движения детям, чтобы не погасить детскую фантазию и творчество, а показывать им примеры возможных движений. В дальнейшем дети выполняют движения самостоятельно, добавляя свои элементы движений, стараясь выразить определенный игровой образ.
3.5. Игра на народных музыкальных инструментах
Цель: увлечь детей народными музыкальными инструментами; формировать навыки игры на народных музыкальных инструментах; продолжать знакомить с многообразием народной музыкальной культурой в практике музицирования; дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на народных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления, а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к русскому народному творчеству к культурным традициям – это программы: «Оберег», «Истоки», «Горенка».
ГЛАВА 4. Обобщение опыта работы
Проанализировав уровни ознакомления воспитанников ДОУ с историей и культурой русского народа, педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что большинство детей имеют не достаточно высокий уровень знаний. Исходя из вышесказанного, нами были выбраны следующие приоритеты:
1.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.), с целью расширения представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
2. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
3. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, предметами быта.
Для реализации работы в данном направлении в старшей группе нашего ДОУ был создан мини-музей «Матрёшкин двор», в котором были представлены предметы народного быта, а также образцы декоративно-прикладного творчества (изделия из бересты, соломки, предметы утвари с хохломской росписью, гжель, жостовские подносы, самовары, чугунки и ухваты и т.д. домотанные рушники, предметы русского народного костюма и т.д.). Педагогами группы проводились экскурсии, организованные для каждой возрастной группы.
Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество. На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздником, т.к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания, при проведении досугов и праздников мы используем все жанры, формы и элементы фольклора.
Помимо традиционных календарных фольклорных, проводятся такие праздники, как ярмарки, Зиновий-синичник, Арина-шиповница, Благовещение, капустные вечерки, посиделки, яблочный и медовый спас.
На музыкальных занятиях дети слушают русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах.
В режимные моменты воспитатели в группах используют все жанры устного народного творчества: потешки, скороговорки, прибаутки, пестушки, колыбельные песни, считалки и т.п. Во второй половине дня часто организуем «посиделки», на которых разучиваем с детьми народные игры с песнями, учим детей изготавливать элементы народных костюмов: кокошники, бусы, праздничную атрибутику и др.. Так, разучив зимние святочные песни и игры, дети, нарядившись в костюмы, шли по группам детского сада и поздравляли всех с Рождеством и Новым годом по старому стилю.
На физкультурных занятиях используются физические упражнения с элементами фольклора, что позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.
В процессе работы в данном направлении, педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешной реализации работы, необходимо следующее:
-привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
4.1. Ожидаемые результаты работы в данном направлении
Младшая группа
- Интерес к народной музыке, умение эмоционально на нее откликаться.
- Обогащенный музыкальный опыт детей.
- Задатки культурного слушания народных песен.
- Умение петь песни, попевки, заклички, играть в народные игры, выполнять плясовые движения.
- Умение играть на детских музыкальных инструментах.
Средняя группа
- Углубление интереса к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
- Развитие задатков культурного слушания музыкальных произведений.
- Пение русские народных песен, частушек, попевок, закличек и дразнилок, прибауток, русские народные игры, умение выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения .
- Умение определять и называть музыкальные жанры (песня, танец, марш) и некоторые их виды, знакомые музыкальные произведения, различить музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки и т.п.); совершенствование в игре на детских музыкальных инструментах; умение при помощи воспитателя и самостоятельно высказываться о содержании песен и пьес, хороводов и игр и их характере,
Старшая группа
- Закрепление интереса к народной музыке, желания ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
- Совершенствование певческих навыков. Закрепление желания и умения петь русские народные песни, частушки, попевки, заклички, приговорки, дразнилки, прибаутки, играть в русские народные игры, выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения, различать сольное и хоровое пение.
- Устойчивый навык культурного слушания музыкальных произведений.
- Закрепление умения рассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах, определять и самостоятельно назвать музыкальные жанры (песня, танец, марш) и их виды, различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайки, баян, аккордеон, гармошка, барабан, и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании, различать их по тембру, по внешнему виду, характеру звучания, играть на детских музыкальных инструментах в оркестре, называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании и характере, обыгрывать хороводы, песни, частушки, колядки, и т.п., выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках.
Подготовительная к школе группа
- Устойчивый интерес к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
- Развитие дикции, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, ритмического и тембрового слуха.
- Устойчивый навык культурного слушания музыкальных произведений.
- Совершенствование ранее приобретенных умений сопровождения, различать вокальную и инструментальную музыку, сольное и хоровое пение.
- Закрепление умения рассказывать о содержании музыкальных произведений; различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайка, баян, аккордеон, гармошка, трещотка, треугольник и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании по тембру, внешнему виду, характеру звучания; играть на детских музыкальных инструментах сольно и в оркестре, запоминать и называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании, творчески обыгрывать хороводы, русские народные песни, частушки, колядки и т.п., включать музыку и музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности; выступать на праздниках, принимать участие в творческих конкурсах, создавать выразительные образы, участвовать в постановке русских народных сказок (театрализованная деятельность).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшей современной проблемой является духовно-нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости и алчности в СМИ, навязывание другими странами своей культуры, традиций через средства массовой информации: телевидение, печать, интернет, тяжелые социальные условия и многое другое нелегким бременем легли на неокрепшие детские души и наносит существенный вред психике ребенка.
К сожалению, занятость родителей не всегда позволяет контролировать то, чем заняты их дети и порой они проводят у экрана телевизора гораздо больше времени, чем в общении с родителями. То, что смотрят наши дети по телевизору: какие мультфильмы и передачи, какие книги они читают, порой родители даже не знают. К сожалению, смотря все это, не всегда можно понять, в какой стране мы живем. А уж тем более никакого знакомства с традициями русского народа и народов, населяющих нашу родину, не происходит. Большинство взрослых считает это несовременным, говоря, что детям это якобы не интересно. А ведь опыт лучших педагогов доказывает обратное! Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить и освоить ее основы. А это, в свою очередь, помогает ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей, обрести духовное здоровье. Дети становятся более раскрепощенными, любознательными, доброжелательными, у них развивается чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность и это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе. Приобщая дошкольников к истокам народной культуры, мы приучаем их к мысли о добре, дружбе, трудолюбии, любви к природе, к родной стране, которые всегда были важны для наших предков и почитаемы ими.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пестушка для умывания.
Умывая младенца, приговаривали:
«Свята-Божья водичка,
Умой Боре личико:
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Чтобы у Бори головка была кругленькая-кругленькая!
Как с гуся вода, так и с Бори вся худоба!
Чтоб ты жил и никогда не хворал!
Расти большой и будь умнОй!»
Пестушки для гимнастики и массажа младенца.
1.Когда малыш лежит на спине, его надо взять за ножки (за щиколотки) и в ритм пестушки стучать ножку об ножку:
Скок, скок, скок.
Побежали на мосток.
Побежали на мосток.
Потеряли сапожок.
2.Делаем ручками ребенка движения «как машут крыльями уточки». После этого кладем ручки на головку малышу.
Кши, кши, сороки!
Кши, кши, белобоки-
Полетели, полетели,
Ване на головку сели!
Сели, посидели,
Песенки попели
И дальше полетели!
Гуси прилетели,
На головку сели.
Сели,посидели.
Песенки запели.
И опять полетели!
Прибаутки.
1. Петя-Петя-Петушок,
Петя - красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке - сережки!
2. Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!
3. Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам -
Всем нальет в стаканчики:
"Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!"
4. Ква-ква-ква-квакушка,
Пирожки пекла лягушка
Со сладкою начинкой,
Угощала свинку,
А заиньке в пирожок
Положила творожок!
Заклички
1. Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе хлеба
Дам пирога.
2. Радуга-дуга,
Перебей дождя –
Опять в ночь
Льет во всю мочь;
Перебей гром,
Не попал бы в дом.
3. Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
4. Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.
5. Дождик, дождик,
Сварю тебе борщик,
Поставлю на дубочке
В зеленом горшочке.
Не шатайся, дубок,
Не пролейся, горшок!
Приговорки
Сажая овощи в огороде, приговаривают:
1. Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
2. Сей, сей горох,
Посевай горох!
Уродись, горох,
И крупен, и бел,
На потеху всем-
И сам тридесят –
Для всех ребят.
3. Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны.
4. Капуста вилá-ста,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пузаста.
В поисках цветов и ягод дети «аукают»:
5. Ау, ау, аукаем,
Мятку зааукиваем.
Полынюшки в закидушки -
На веночки нам не нужны.
А по травке мяточке,
Не ходите пяточкой.
Ау, ау, аукаем.
Ау, ау, аукаем,
Зрелки* зааукиваем.
Неспелушки в закидушки –
Во лукошке нам не нужны.
Ау, ау, аукаем.
Спелые ягоды.
Русские народные хороводные игры
1. «Березка»
Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день.
Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:
Ты, березка, белена, белена,
А макушка зелена, зелена.
Летом-то мохнатенька,
Зимой сучковатенька.
Где ты стоишь, там и шумишь!
Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:
Березка зеленеька,
По весне веселенька,
В чистом полюшке стоит
Да листочками шумит.
Ветки завивает,
С ветрами играет.
Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:
А осенью слякотной,
Осенью холодною,
Березка нарядная,
Краса ненаглядная,
Дождем умывается,
С красотой прощается.
Корни усыхают,
Листья опадают.
Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.
2. «Вьюн»
Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:
Со вьюном я хожу,
(все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)
С золотым я хожу,
(хоровод расходится от центра, руки опускаются)
Я не зная, куда вьюн положу,
Я не зная куда вьюн положу.
(участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)
Положу я вьюн, положу я вьюн
Положу я вьюн на правое плечо,
Положу я вьюн на правое плечо.
(Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)
А со правого, а со правого,
А со правого налево положу,
А со правого налево положу.
(Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа)
Колыбельные песни.
1. Баю-баюшки-бай-бай!
Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Мого Ваню не пугай.
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куда хошь,
Мого Ваню не тревожь!
2. Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
3. Ай, качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Прилетели, поглядели,
На ворота наши сели.
Ворота-то скрип, скрип,
А Николка спит, спит.
А-а-а-а-а-а-а-а,
А Николка спит, спит.
4. Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин, В.П. Русское народное творчество/ В.П, Аникин - М.: Высш. шк., 2004. - 735 с. С. 573-591.
2. Арзуманян,Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2011. №11 С.87.
3. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства/ П.Г. Богатырев - М., 1991 С. 182-194.
4. Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Куприна, А.С., Маркеева, О.А., Харитонова, И.В., Яковишина, Е.И./ Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб.:, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 400 с., ил.
5. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
6. Ельцова, О.М., Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре/ О.М. Ельцова // Справочник старшего воспитателя. - 2011. №4 С.29.
7. Зимина, А.Н. Народные игры с пением. А.Н.Зимина - Практическое пособие. – М.: «издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с.
8. Зуева, Т.В., Кирдан, Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия/ Т.В.Зуева - М., 1998 С. 82-83.
9. Капица, Ф.С., Колядич, Т.М. Русский детский фольклор./ Ф.С. Капица- М., 2002 С. 15-17.
10. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. «Как у наших у ворот» Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.
11. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, 1999.
12. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры/ М.Ф. Литвинова - М.: Издательский центр № Акдемия”, 2002 С. 123.
13. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.». М.Н.Мельников - М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
14. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.
15. Сухомлинский, В.А. О воспитании/ В.А.Сухомлинский - М.: Полиздат, 1988 С.204.
16. Ушинский, К.Д. О народности в общественном сознании \\ Избранные педагогические сочинения / Под ред.Е.П. Мысенского. - М., 1945. С 45-47.
17. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 127-128.
18. Шаламова, Е.И. Организационно-методическая работа по ознакомлению детей с русской народной культурой/ Е.И. Шаламова // Дошкольная педагогика. - 2009. № 7 С.49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...