Опыт работы по теме
материал на тему
"Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики рук ребенка - дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА»
Подготовила:
Воспитатель
МДОУ д\с «Солнышко» д.Семино
Подогова Т.А.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума».
В.А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.
Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно уже давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д. И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 30-40 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма. Однако умелыми пальцы становятся далеко не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким и т.п. Главное, чтобы данные занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка ручку и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Я считаю, что для всестороннего развития ребёнка-дошкольника данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность указывали и художники, и психологи - исследователи детского рисунка. Ещё Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает».
В процессе создания изображения рука ребёнка должна действовать в зависимости от применяемой техники и используемого орудия (карандаша, мелка, ватной палочки и др.), которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.
В зависимости от возраста детей использую такие нетрадиционные техники, как «Пальчики – палитры», «Печатание», «Рисование ладошками» – с детьми младших групп; «Печатание пробками, поролоном», «Акварель по сырому фону», «Тычок жёсткой кистью», «Рисование ватной палочкой» и др. – с детьми средних групп; «Набрызг», «Рисование мыльными пузырями», «Монотипия предметная/пейзажная», «Кляксография» и пр. – с детьми старших и подготовительных к школе групп. Большинство из этих техник, в частности, пальцеграфия (рисование пальчиками), рисование способом тычка, использование трафаретов, шаблонов и др. способствуют воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей, закрепляют знания сенсорных эталонов.
Пластилиновая живопись редко используется в дошкольных учреждениях как вид изобразительной деятельности, так как не носит обязательного характера.
Однако в ней заложены немалые воспитательные резервы, педагогические возможности, отмечается тесная взаимосвязь между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Данный вид изобразительной деятельности использую в работе часто, поскольку он вовлекает в работу движение рук, зрительное восприятие, оказывает огромное влияние на развитие психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение, речь. Практика пластилиновой живописи доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и подготовки руки к письму. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» весёлых зверей, салфеточки с узорами, осенние пейзажи и т.п.
Положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает и аппликация из различных материалов. Коллективные и индивидуальные работы, выполненные в технике салфеточной аппликации, отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев дети получают комочки, которые используются для заполнения контура рисунка. В результате получаются чудесные «Цыплята», «Высокие горы», «Кудрявая берёзка» и т.д. Очень нравится моим воспитанникам выполнять аппликацию из круп («Гусь», «Медвежонок», «Красивая ваза», «Грибок»), из ваты («Снеговик», «Снежный кролик» «Зимний денёк»), из пенопласта («Снегопад», «Ромашка», «Снежная Королева»), а также в технике обрывной аппликации, когда все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.
Одним из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму является взаимодействие с родителями. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят в холле дошкольного учреждения и в приёмных групп детские работы, однако при этом не всегда понимают важность художественного творчества для развития ребёнка. Да и желание сына или дочки применить на практике изученные техники в домашних условиях (что, как правило, сопровождается разбрызганной краской, испачканным полом и заляпанным столом) не всегда вызывает восторг и умиление у родителей юного творца. С целью повышения уровня компетентности мам и пап в вопросах развития ручной умелости их малышей посредством применения нетрадиционных техник изображения я систематически провожу беседы, мини-консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, дни открытых дверей, привлекаю родителей к изготовлению совместных с ребёнком поделок и изображений в рамках тематических недель, проводимых в детском саду, к участию в различных творческих конкурсах и т.п.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.
Нетрадиционные техники рисования как способ
развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Подготовила
воспитатель МДОУ д/с «Солнышко»
Подогова Т.А.
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусства в целом. Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие.
Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Опираясь на большой опыт работы с детьми педагогов, ученых, можно отметить закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
В последние годы появилось много методической литературы по развитию детского творчества и обучению детей технике рисования, тем не менее, овладение детьми техникой изображения остаётся актуальным. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. С течением времени движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Вот почему и специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
Рисование карандашами и красками требует от ребенка дошкольника высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знание приемов работы. Однако, несмотря на усилия, рисунок может, получается непривлекательным, тут на помощь приходят нетрадиционные приемы рисования. Не сформированность графических навыков и умений мешает детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Цель данного направления: всестороннее развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи художественно – творческого развития детей:
Развить графо моторные навыки, чтобы – кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, изменился нажим на карандаш, кисть – для наилучшего овладения навыка письма;
Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес;
Сформировать интерес у детей к изобразительному творчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
Вызвать у детей желание делятся своими впечатлениями от полученных результатов, рассказывать и объяснять;
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с различными средствами художественной деятельности дети познают их свойства, возможностями применения и т.д.);
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.);
в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
И хотя выводы делать еще рано, хочу отметить, что применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка не только мелкой моторики рук и тактильного восприятия, но и пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Свою консультацию хочу закончить словами М. Шкляровой: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»
Опыт связан с системой занятий по развитию речи у детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...
Опыт работы по теме:«Комплексное использование профилактических и оздоровительных мероприятий в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста»
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье… » Н. М. Амосов: Здоровье детей – будущее страны!...
Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе с родителями "
Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе с родителями"...
Опыт работы по теме «Развитие умений работать в коллективе у детей старшего дошкольного возраста через конструирование»
Опыт работы по теме «Развитие умений работать в коллективе у детей старшего дошкольного возраста через конструирование»...
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1. Пояснительная записка2. Перспективное план...
Опыт работы на тему "Использование авторского художественного слова в работе с детьми раннего возраста"
Дети раннего возраста очень эмоциональны и, общаясь с ними, невольно замечаешь их тягу ко всему прекрасному, яркому, интересному. Это касается не только окружающих малыша игрушек, предметов, природы, ...