Программа
материал (старшая группа) на тему
Програма "Художественное эстетическое развитие" на 2018-2019 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
2018 -2019уч.г.
Содержание:
Целевой раздел:
1.Пояснительная записка 4-15
Содержательный раздел:
2.Содержание и формы работы 22-27
3.Младший возраст. Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет 28-29
4.Перспективное тематическое планирование НОД в младшей группе по изобразительной деятельности 30-40
5.Средний возраст. Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет 41-42
6.Перспективное тематическое планирование НОД по изобразительной деятельности в средней группе 43-54
7.Старший возраст. Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет 55-56
8.Перспективное тематическое планирование НОД по изобразительной деятельности в старшей группе 57-65
9.Подготовительный возраст. Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет 66-67
10.Перспективное тематическое планирование НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе 68-82
11.Учебно-методические издания и современный наглядный материал. 83
12.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. 84-87
13.План работы с родителями на 2015-2016 год. 88-89
14.План работы выставок на 2015-2016 г. 90-91
15.Программа дизайн – студии «Город мастеров» 92-97
16.Внесение регионального компонента в перспективное планирование по изодеятельности. 98-113
Организационный раздел:
17.Циклограмма 114
18.Список репродукций и предметов искусства, рекомендуемых для рассматривания и бесед в старшем дошкольном возрасте 115-121
19.Примерный список детских книг с иллюстрациями известных художников.Иллюстрации известных художников 122-123
20.Список используемой литературы. 124
Приложение
Целевой раздел
Пояснительная записка
Настоящая рабочая Программа (далее Программа) является нормативным документом воспитателя по изодеятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №11.Программа предназначена для работы с детьми в режиме полного пребывания в условиях ДОУ и направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон РФ от 29декабря 2012г. №273-ФЗ “Об образовании в РФ”
- Приказ от 30 августа 2013г.№ 1014”Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам”.
- Постановление Главного государственного врача санитарного врача РФ от 15мая 2013г. №26 г.Москва, “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013г.№ 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.
- Приказ Минтруда России №544 Н от 18 октября “2013г.
- Письмо Рособрнадзора от 10.09.2013г. №01-50-377/ 11-555
- Образовательная Программа МБДОУ»
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет ”Цветные Ладошки” И.А. Лыковой.
- Положение о рабочей Программе МБДОУ
Содержание Программы обеспечивает реализацию обязательной части в объеме 60 % и формируемой части не менее 40%. Содержание обязательной части формируется на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. в организованной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми в рамках реализации пяти образовательных областей:
-Социально-коммуникативное развитие,
-Познавательное развитие,
-Речевое развитие,
-Художественно-эстетическое развитие,
-Физическое развитие.
А также в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной.
Формируемая часть Программы обеспечивает реализацию приоритетного направления(художественно-эстетического) в форме работы кружка «Город мастеров» для детей в зависимости от интересов, желания, способностей детей, с учетом индивидуальных особенностей и по запросу родителей. В совместной деятельности с МБОУ ДОД ДШИ в целях эстетического воспитания, развития художественного вкуса, чувства прекрасного, приобщения детей к миру искусства.
Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей в форме подгрупповых и индивидуальных форм взаимодействия. Эффективность реализации Программы обеспечивается при взаимодействии с родителями, педагогами, специалистами и социумом (МБОУ ДОД ДШИ).
Содержание рабочей Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в МБДОУ №8 «Родничок»:
от 3до 4лет
Художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют, графические образы бедны. Дети уже могут использовать цвет. В лепке дети могут отщипывать, отрывать комки, скатывать между ладонями и на плоскости; сплющивать, вылепливать простые предметы.
от 4до 5лет
В рисунках у детей появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками, могут смешивать на палитре краски, используют цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливания.
от 5 до 6лет
Дети могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии краской--концом кисти и плашмя, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбелить основной тон для более светлого, накладывать одну краску на другую. Дети лепят из целого куска, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать, оттягивать детали, украшать стекой и налепами, расписывать.
от 6до 7лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели. Созданные изображения похожи на реальный предмет, включаются многие детали. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета (формы, пропорции, цвет),создают цветовые тона и оттенки, освоение новых способов работы гуашью по сырому,”по сухому”, цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Приемы декоративного украшения доступны. В лепке создают изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности предметов и используя способы лепки - пластический, конструктивный, комбинированный.
Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки»
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:
- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания
программы с учётом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
-принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
-принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способовдействий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Модель эстетического отношения
включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1. Способность эмоционального переживания.
Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эс-тетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность
2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.
3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).
В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.
Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей всоответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Интеграция образовательных областей :
-«Физическое развитие» - Развитие мелкой и общей моторики, воспитание культурно - гигиенических навыков, цветотерапия, сказкотерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
-«Социально-коммуникативное развитие»- развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
-«Познавательное развитие»- сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества.
-«Художественно-эстетическое развитие»- использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусств, к русскому народному творчеству использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
-«Речевое развитие»-включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной култтуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой речи, знакомство с книжной культурой.
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любогопродуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легкоперевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясьпридуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают на глаз и тактильно (,ощупывая руками)художественные материалы, формы поверхности; осваивают самымиразными приемами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани,природного материала..
Срок реализации программы – 3 года. В программе заложен годовой цикл мероприятий – по 64 или 96 учебных часов для каждой возрастной группы, которые проводятся 2 -3 раза в неделю, продолжительностью для детей 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут.
Ожидаемые итоговые результаты освоения программы:
В результате освоения программы дошкольник будет знать:
- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места
- свойства и особенности художественных материалов, техник работы с ними
- смысловую связь элементов
- нетрадиционные художественные техники (рисование тычком, кистями разных размеров и фактур, оттиск разных фактур, рисование мыльными пузырями, монотипия, кляксография, пластилинография, рисование + аппликация из скрученной цветной бумаги (жатой салфетки), тиснение, рисование + аппликация из тонированной бумаги)
будет иметь представление:
- о понятии искусства
- о произведениях разных видов изобразительного искусства
- о мастерах искусства
будет уметь:
- ставить цель и доводить продукт творческой деятельности до конца, самостоятельно находить изобразительно-выразительные средства, проявляют индивидуальность в создании собственного рисунка
- пользоваться нетрадиционными способами и приемами и техниками изображения
- пользоваться способами комбинирования и варьирования усвоенных техник, самостоятельно находить творческое решение и проявляют инициативу в выполнении творческого задания
- пользоваться различными материалами
- замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор
- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами
- использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, выделения главного
- использовать различные по характеру линии для передачи наибольшей выразительности образа
- передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в книгах
- отражать в своих работах обобщенное представление о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года)
- различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- самостоятельно создавать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение, пропорции, взаимное расположение, характерные признаки, подбирая материалы, инструменты, способы и приемы реализации замысла
у него будут развиты:
- образное мышление при создании ярких, выразительных образов
- самостоятельность в создании новых оригинальных образов
- способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках
- воображение, творческая активность, фантазия
- умение анализировать, давать оценку
- интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций
будет обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать свое мнение
- ответственное отношение к труду
- самокритичность в оценке своих творческих способностей
- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве
- любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение
традиций своего народа
будет воспитано:
- самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве
- уважение к нормам коллективной жизни
- интерес к познанию природы и отображению представлений в ХТД.
Содержательный раздел:
Блоки
II-младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Знакомство с искусством
Готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты).
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.
Формировать умение выделять жанры и виды искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности.
Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, балет, театр, цирк, фотография).
Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства. Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников.
Расширять представления о графике (её выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников – иллюстраторов детских книг.
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности.
Формировать основы художественной культуры. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как творческой деятельности людей, о видах искусства.
Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи Расширять представление детей о художниках-иллюстраторах детской книги.
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством .
Продолжать знакомить с архитектурой. Учить детей передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек.
Предметное и сюжетное рисование
Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть прежде, чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку.
Закреплять знания основных цветов (красный, синий, зелёный, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная)
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции.
Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположению их частей.
Помогать детям, при передаче сюжета располагать изображения на всём листе в соответствии с содержанием действия и включёнными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зелёный); формировать представление о том, как можно получить эти цвета, учить смешивать цвета и получать нужные цвета и оттенки.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием другого цвета краски.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик) и соотносить их по величине.
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей , побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья – наклоняться от ветра). Учить передавать движения фигур.
Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приёмами рисования различными изобразительными материалами. Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него.
Учить рисовать акварелью в соответствии с её спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.
Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зелёный, сиреневый), развивать чувство цвета.
Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.
Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным изображением (ближе или дальше), передавать различия в величине изображаемых предметов. Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных. Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании. Предлагать детям соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении.
Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности , ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка, чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, обучать созданию цветов и оттенков.
Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо в солнечный день – голубое; в пасмурный – серое).
Учить детей определять названия цветов, различать оттенки и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений.
Декоративное рисование
Приобщать к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем. Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (листочки, снежок, капли дождя).
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии в разных направлениях, перекрещивать их.
Продолжать формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей. Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Приучать детей к аккуратности.
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской игрушке и их росписи.
Создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции, добиваться большого разнообразия используемых элементов, тщательности исполнения. Продолжать знакомить с городецкой росписью, её цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Похлов-Майдана. Включать городецкую и похлов-майданскую роспись в творческую работу детей.
Продолжать развивать декоративное творчество детей, развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская и др.). Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, а также расписывать вылепленные детьми игрушки.
Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе народного искусства, использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Нетрадиционная техника рисования
Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие, выделять предмет из фона, видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.
Учить передавать своё настроение, состояние природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на лист.
Учить экспериментировать с нетрадиционными художественными материалами и техниками.
Помочь воспринимать звуки музыки и передавать их в красках, рисунках.
Содержание и формы работы:
3 – 4 лет
Содержание работы
Формы работы
Формы организации детей
Примерный объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и
приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)
Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры.
Украшение предметов для личного пользования.
Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях
декоративно-прикладного
искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики.
Игра.
Организация выставок работ народных мастеров и произведений
декоративно-прикладного искусства
Групповая.
Подгрупповая.
Индивидуальная
15 мин
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и
приобщение к искусству в изобразительной деятельности (лепке)
15 мин
через неделю
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в
изобразительной деятельности (аппликации)
15 мин
через неделю
4 – 5 лет
Содержание работы
Формы работы
Формы организации детей
Примерный объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и
приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)
Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры.
Украшение предметов для личного пользования.
Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях
декоративно-прикладного
искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики.
Игра.
Организация выставок работ народных мастеров и произведений
декоративно-прикладного искусства
Групповая.
Подгрупповая.
Индивидуальная
20 мин
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и
приобщение к искусству в изобразительной деятельности (лепке)
20 мин
через неделю
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в
изобразительной деятельности (аппликации)
20 мин
через неделю
5 -6 лет
Содержание работы
Формы работы
Формы организации детей
Примерный объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и
приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)
Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры,
сувениров, предметов для познавательно-исследовательской
деятельности.
Создание макетов, коллекций и их
оформление.
Украшение предметов для личного пользования.
Рассматривание эстетически
Привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов
и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях
декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики,иллюстраций. Рассматривание произведений искусства, репродукций с произведениями живописи и книжной графики.
Игра.
Организация выставок работ народных мастеров и произведений
декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями
художников (тематических и
персональных), репродукций
произведений живописи и книжной графики, тематических выставок
(по временам года, настроению и др.)
Групповая.
Подгрупповая.
Индивидуальная
25 мин
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и
приобщение к искусству в изобразительной деятельности (лепке)
25 мин
через неделю
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в
изобразительной деятельности (аппликации)
25 мин
через неделю
Самостоятельная деятельность детей
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации)
Подготовка к участию в выставках и конкурсах
Рисование, лепка, аппликация
Индивидуальная.
Подгрупповая
6 – 7 лет
Содержание работы
Формы работы
Формы организации детей
Примерный объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и
приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)
Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры,
сувениров, предметов для познавательно-исследовательской
деятельности.
Создание макетов, коллекций и их
оформление.
Украшение предметов для личного пользования.
Рассматривание эстетически
Привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов
и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях
декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики,иллюстраций. Рассматривание произведений искусства, репродукций с произведениями живописи и книжной графики.
Игра.
Организация выставок работ народных мастеров и произведений
декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями
художников (тематических и
персональных), репродукций
произведений живописи и книжной графики, тематических выставок
(по временам года, настроению и др.)
Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)
Групповая.
Подгрупповая.
Индивидуальная
30 мин
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и
приобщение к искусству в изобразительной деятельности (лепке)
30 мин
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в
изобразительной деятельности (аппликации)
30 мин
через неделю
Самостоятельная деятельность детей
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации)
Подготовка к участию в выставках и конкурсах
Рисование, лепка, аппликация
Индивидуальная.
Подгрупповая
Младший возраст.
Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет:
► Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
► Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.
► Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
► Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.
► Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).
► Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художевенный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).
► Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
►► Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:
►отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами
► сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);
► продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
► продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;
► переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
В лепке показать детям разнообразие пластических материалов, познакомить с их свойствами, возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:
-видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки
-синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук, соизмерять нажим ладоней на комок глины
-создавать простейшие формы и видоизменять их- преобразовывать в иные формы
-учить лепить пальцами - соединять детали, не прижимая друг к другу, а тщательно примазывая их друг к другу, защипывать край формы, вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей
-создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...