Удивительные свойства магнита
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Удивительные свойства магнита»
Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит
Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята!
Д. - Здравствуйте, дорогие гости!
В. - Ребята, вы любите сказки? А почему вы их любите? Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной страны пришло письмо от Элли и ее друзей. Хотите узнать, что написано в нем? (Да!) Тогда нам поможет волшебная палочка. (берем письмо волшебной палочкой с подноса)
В. - Как же это у меня получилось? Вы разгадали волшебство?
В. - Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а сначала расскажу вам такую легенду. Присядьте на стульчик, чтобы было удобнее слушать.
Легенда:
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
В. - Какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа).
(Показываю магнит)
"Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит".
В. - Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?
В. - Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Предлагаю всем подойти к столу.
Пока вы садились, я успела узнать из письма Элли, что с Железным Дровосеком случилась беда. После битвы с Летучими обезьянами у него растерялось несколько железных деталей. Как их быстро найти на поле боя? (С помощью магнита)
В.- Давайте проверим, поможет ли нам магнит отыскать детали Дровосека?
В. - У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов: железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом.
В. – Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из железа)
В. – Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы и т.д.)
Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется магнитной силой.
В. - Ребята, неприятности Железного Дровосека на этом не закончились. ( зачитываю письмо)
«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Злая Бастинда похитила мой железный топор и закинула в глубокий колодец, наполненный водой. Я не знаю, как достать свой топор и прошу вашего совета, помогите!»
В. - Давайте проведем еще один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила в воде. Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку и бросьте ее в этот стакан. Теперь вы должны взять магнит и опустить его в воду, поднести к скрепке. Что же мы видим? (Дети высказываются)
Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.
В.- Вот вам задачка посложнее. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита. (Ответы детей)
В.- А мы сейчас узнаем, может ли магнит притягивать предметы через преграду. Для этого возьмем магнит, приблизим его к скрепке через стакан и попробуем ее передвинуть к краю стакана.
Вывод: магнит воздействует через преграды
В.- Сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет». Игра с мячом «Притянет - не притянет» (мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч)
В.-У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Д.-Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
В.-Верно. А как вы думаете, почему это происходит?
Д.-Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный».
В.- Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы?
Д.- У нашей планеты Земля.
В. Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
Д.-Круглой.
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Д.- Земля притягивает к себе всё.
В.-Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом.
В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто!
сейчас я вам покажу как можно рисовать магнитом, но рисовать будем не красками и карандашами, а железными опилками. (показ магнитного поля) (обратить внимание как располагаются опилки у полюсов магнита )
В.- Пройдите к столу. У вас на столах лежит магнит и скрепке. Давайте попробуем сделать цепочку из скрепок(к магниту подносим первую скрепку, вторую к первой, третью ко второй.) магнит намагничивает предметы но не долго.
В. – Молодцы, хорошо поиграли. А теперь я хотела бы спросить, знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе?
В.- Еще магниты используют в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
Вы разгадали секрет моей палочки, и как Магнитолик освободился от горы?
Итог занятия.
В. - С чем мы сегодня познакомились?
В. - Какие свойства магнита вы запомнили? (Он обладает магнитной силой, магнитная сила проходит через воду, воздух, стекло, картон)
В. - Ну и наконец, я хочу спросить, разгадали вы секрет моего волшебства с палочкой? (Палочка магнитная, а в письме железная пластинка)
В. - Молодцы, вы замечательно поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удивительные свойства магнита
Комплексное занятие по экспериментальной деятельности...
Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительные свойства магнита"
Программное содержание:- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материал...
"Удивительные свойства магнита"
Конкурсная работа исследовательской деятельности...
Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Звездочка» по теме «Удивительные свойства магнита»
Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Звездочка» по теме «Удивительные свойства магнита»02.04.2014г...
ООД в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....
Конспект НОД по экспериментированию " Удивительные свойства магнита"
Занятие для детей старшей группы...
Исследовательская работа "Удивительные свойства магнита"
Исследовательская работа "Удивительные свойства магнита"...