Самоанализ
учебно-методический материал на тему
Вопрос о совершенствовании речи детей с общим недоразвитием речи является актуальным в любое время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_larisa.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКОГО САДА № 282
ЦВЕТКОВОЙ ЛАРИСЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ.
Я, Цветкова Лариса Александровна – воспитатель логопедической группы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детского сада компенсирующего вида № 282». Стаж работы в коррекционной педагогике - 10 лет, общий педагогический стаж -16 лет.
Имею высшее педагогическое образование. Регулярное обучаюсь на курсах повышения квалификации (НИПКиПРО). Участвую в районных семинарах, методических объединениях и конференциях.
Наше дошкольное учреждение является специализированным, его посещают дети, имеющие различные речевые нарушения, чаще всего это ОНР различного уровня речевого развития, ФФНР, 15% детей имеют подтвержденный невропатологом диагноз: дизартрия.
Данные нарушения приводят к нарушениям звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи, недоразвитию связной речи, к снижению уровня речевой коммуникации. Кроме специфических – речевых проблем у наших детей существует и ряд других – общеразвивающих: ослаблена память, страдает мышление и воображение, возникают проблемы с физическим развитием и здоровьем.
Общее недоразвитие речи является серьёзным препятствием для общения ребенка со взрослыми и сверстниками, для формирования его личностных качеств, для его социализации. Поэтому вопрос о совершенствовании речи детей с общим недоразвитием речи является актуальным в любое время. Несомненно, работа по формированию речевых умений должна начинаться как можно раньше и вестись комплексно, то есть охватывать все компоненты речи (приложение 1 - взаимодействие специалистов).
Организуя коррекционную, образовательную и воспитательную деятельность, я как воспитатель, опираюсь на ФГТ (http://www.maaam.ru/detskijsad/fgt-doshkolnogo-obrazovanija.html) ФГОС дошкольного образования (http://mdou5oz.jimdo.com) и следующие примерные образовательные программы:
- Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы», Москва, Мозаика-синтез, 2013г.
- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летного возраста с общим недоразвитием речи», Москва, 1991г.;
- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. Старшая группа детского сада», Москва, 1993г.
- Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах детского сада», Санкт-Петербург, «Детство – пресс», 2010г.
Остановимся подробнее на основных направлениях, реализуемых в ДОУ и их содержании:
- Направление «Физическое развитие»
1.1.Образовательная область «Здоровье» "Содержание образовательной области „Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
1.2.Образовательная область «Физическая культура»
«Содержание образовательной области „Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств {скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».
- Направление «Социально-личностное развитие».
2.1.Образовательная область «Социализация»
«Содержание образовательной области „Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».
2.2.Образовательная область «Труд»
«Содержание образовательной области „Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».
2.3.Образовательная область «Безопасность»
«Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
- Направление «Познавательно-речевое развитие»
3.1.Образовательная область «Познание»
Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».
3.2.Образовательная область «Коммуникация»
«Содержание образовательной области „Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;
- связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи».
3.3.Образовательная область «Чтение художественной литературы»
«Содержание образовательной области „Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса".
- Направление «Художественно-эстетическое развитие»
4.1.Образовательная область «Художественное творчество»
«Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству».
4.2.Образовательная область «Музыка»
«Содержание образовательной области „Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству».
Организуя непосредственно образовательную деятельность в области «Чтение художественной литературы» я отметила, что дети незнакомы с русскими фольклорными произведениями, народными и авторскими сказками, с трудом могут дослушать произведение до конца, не могут в пересказе воспроизвести сюжет, не умеют объяснить поступки персонажей, не способны сопереживать героям произведений и передавать их настроение в инсценировках и драматизациях.
Кроме того, наблюдая за игрой своих воспитанников, основным видом детской деятельности, я заметила, что у большинства из них недостаточно развито мышление и воображение, страдает интонационная выразительность речи, беден эмоциональный мир (дети не могут продемонстрировать или выразить свои чувства).
Проведя подробный анализ ситуации, я пришла к выводу, что многие из выявленных проблем можно решить посредством приобщения детей к художественной литературе, применяя различные методики и приемы (сказкотерапия, театрализация, драматизация).
Поэтому я решила остановить свой выбор именно на театрализованной деятельности и разработала систему работы основной целью, которой является: приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством театрализованной деятельности.
Специфика организации НОД области «Чтение художественной литературы» создает благоприятные возможности для развития эмоциональности, творческого воображения и речи детей.
Основными задачами в своей системе работы я считаю:
- Формирование интереса и потребности в чтении.
- Формирование коммуникативных навыков (развитие и коррекция всех компонентов устной речи).
- Повышение уровня развития воображения и творческого мышления.
- Воспитание эмоциональной восприимчивости и выразительности (ЧХЛ, формирование мимических и пантомимических навыков).
Сегодня нет ни одного учреждения, где в той или иной форме не обращались бы к театральному творчеству. Действительно, театр – это творческое мышление, раскрытие таланта, внутренняя и внешняя красота, уверенность в себе, активная позиция в жизни, гармоничные отношения со сверстниками и взрослыми и многое другое.
Определив основные задачи системы работы по приобщению детей к художественной литературе средствами театрализации, расставив приоритеты, обобщив свой предыдущий опыт работы в данном направлении, познакомившись с литературой по данной теме, мною были сформулированы следующие разделы системы, выделила средства и определила формы и методы организации деятельности.
Раздел | Средства | Формы и методы организации |
Чтение художественной литературы. | Произведения народного фольклора (потешки, песенки, сказки). Произведения поэтов и писателей России и разных стран. | Знакомство с произведениями художественной литературы. Чтение. Слушание (аудио). Просмотр (видео). |
Коммуникация | Художественная литература. Устное народное творчество. Картинный материал. Разные виды кукол. | Заучивание. Составление рассказа о предмете. Описание картинного материала. Пересказ. Придумывание концовок сказок. Составление загадок. Выразительное чтение. Заучивание отрывков и произведений. |
Организация деятельности, с целью повышения интереса к театральной деятельности. | Настольные игры Дидактические игры. Зеркало Фольклор. Разные виды театра.
| Просмотр видеофильмов. Обыгрывание этюдов. Беседы. Решение проблемных ситуаций. Знакомство с различными атрибутами театральной деятельности. |
Основы актерского мастерства. | Зеркало. Сцена. Атрибуты (маски, костюмы и т.д.) Фонограммы. | Работа с зеркалом. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояния людей. Экспериментировать с подражанием (движение, голос, мимика) Поощрять инициативу детей в создании образа. Работать над постановкой голоса (тембр, ритм, интонация). |
Основы кукловождения и кукольного театра. | Конусные куклы. Мягкая игрушка. Резиновые куклы. Верховые куклы. Куклы с живой рукой. Пальчиковые куклы. «Люди – куклы». Плоскостной театр. | Знакомство детей с различными видами кукольного театра. Обучение детей приемам кукловождения. |
Проведение досугов и праздников, как результат деятельности. | Костюмы. Декорации. Куклы. Предметно – игровая среда. | Развитие воображения и фантазии детей. Показ спектаклей для детей и сотрудников. Участие в районных конкурсах. |
Данные разделы будут успешно реализованы лишь в том случае, если предметная среда группы будет правильно организована и доступна. Она так же должна быть безопасна, эстетически привлекательна, мобильна и отвечать возрастным особенностям.
Для самостоятельной деятельности в пространстве группы организованы центры активности «Мы читаем!», «Театр «Непоседы», «Приходите в гости в нам!», способствующие развитию театрализованной, игровой деятельности, и приобщению к художественной литературе.
Центр активности | Оснащение |
Театр «Непоседы» | Фланелеграф Настольный театр Бибабо Ширма Музыкальные инструменты Оборудование для театральных постановок |
«Приходите в гости в нам!», | Столовая зона. Сундук для ряжений. Куклы, пупсы, коляски, ванны… Игровые наборы «Доктор», «Парикмахер», «Пожарный», «Магазин» и т.д. |
«Мы читаем!» | Книги. Журналы. Канцелярские принадлежности. |
Исходя из коррекционной специфики нашего Учреждения, мною был определен ряд коррекционных задач в разделе «коммуникация» в соответствии с возрастными критериями организации деятельности:
Возрастная группа | Коррекция речевого развития |
Младшая | -развивать речь детей с помощью кукольного театра; -обогащать словарь; -формировать умение строить предложения, добиваясь четкого и правильного произношения слов; -использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. |
Средняя | -пополнять и активизировать словарь детей (существительные, глаголы, прилагательные для обозначения действий персонажей); -формировать умения определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, рядом, между, около) -закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. -совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. -развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности. |
Старшая | -продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. -совершенствовать интонационную выразительность речи. -развивать диалогическую и монологическую форму речи. -совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи воспитателя. |
Подготовительная | -продолжать активизировать и уточнять словарь детей. -развивать словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков. -закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. -совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. -воспитывать культуру общения. |
Кроме того, общими для всех возрастов являются такие задачи как:
развитие памяти, мышления, внимания и воображения, развитие желания детей выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
Для того чтобы отследить успешность работы системы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством театрализованной деятельности мною использовались методики предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной в книге «Практикум по детской психологии»: «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок», «Изучение уровня речевой коммуникации», а так же анализировались совместно с учителем – логопедом группы результаты речевой диагностики в разделах: развитие словаря, развитие грамматических форм и развитие связной речи (см.приложение).
Работая в данном направлении, я достигла следующих результатов (приложение 2-4):
- дети встали на более высокую ступень речевого развития: они выступают инициаторами общения со взрослыми и сверстниками, с удовольствием поддерживают разговор, задают вопросы; дети, понимая смысл слов, используют их по назначению в свободном общении, сочиняют свои рассказы и сказки.
- речевой коммуникации: научились выстраивать диалог (слушать друг друга, задавать вопросы), приобрели умение договариваться.
- сформировалось (на различных этапах овладения разными детьми) умение строить монологические высказывания разных типов;
- многие дети научились уверенно и эмоционально выступать перед зрителями, они занимают ведущие роли на различных мероприятиях ДОУ и района.
Моя деятельность приносит мне радость и удовлетворение, потому что есть хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самоанализ профессиональной деятельности
Создала самоанализ по экспертному заключению...
СХЕМЫ по АНАЛИЗУ (САМОАНАЛИЗУ), ОЦЕНКЕ ЗАНЯТИЙ и др.
Вашему вниманию предлагаю несколько видов схем анализа и самоанализа занятий в дошкольном учреждении. А также вы познакомитесь с правилами посещения занятий и мероприятий, организацией и проведением з...
самоанализ
самоанализ по теме "Роль экологического воспитания в развитии личности старшего дошкольника"...
Самоанализ к занятию" Советский город спорта"
Основной целью моего занятия было донести до детей мысль о том, что в нашем городе Советский много спортивных сооружений, что в них можно заниматься разными видами спорта, укреплять здоровье и с...
САМОАНАЛИЗ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОИХ ВОСПИТАННИКОВ.Диагностика разработана мной самостоятельно.Тесты которые могут проверить знания дошкольников по экологическому воспитанию....
Памятка для самоанализа занятия воспитателем.
Анализ собственной деятельности вызывает затруднения у некоторыз воспитателей (особенно начинающих). Приведенные в памятке вопросы - не жесткая схема, которой должны следовать все воспитатели, а ...
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА
Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...