Самоанализ
учебно-методический материал на тему

Цветкова Лариса Александровна

Вопрос о совершенствовании речи детей с общим недоразвитием речи является актуальным в любое время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_larisa.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКОГО САДА № 282

ЦВЕТКОВОЙ ЛАРИСЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ.

Я, Цветкова Лариса Александровна – воспитатель логопедической группы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детского сада компенсирующего вида № 282». Стаж работы в коррекционной педагогике -  10 лет, общий педагогический стаж -16 лет.

Имею высшее педагогическое образование. Регулярное обучаюсь на курсах повышения квалификации (НИПКиПРО). Участвую в районных семинарах, методических объединениях и  конференциях.

Наше дошкольное учреждение является специализированным, его посещают дети, имеющие различные речевые нарушения, чаще всего это ОНР различного уровня речевого развития, ФФНР, 15% детей имеют подтвержденный невропатологом диагноз: дизартрия.

Данные нарушения приводят к нарушениям звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи, недоразвитию связной речи, к снижению уровня речевой коммуникации. Кроме специфических – речевых проблем у наших детей существует и ряд других – общеразвивающих: ослаблена память, страдает мышление и воображение, возникают проблемы с физическим развитием и здоровьем.

Общее недоразвитие речи является серьёзным препятствием для общения ребенка со взрослыми и сверстниками, для формирования его личностных качеств, для его социализации. Поэтому вопрос о совершенствовании речи детей с общим недоразвитием речи является актуальным в любое время. Несомненно, работа по формированию речевых умений должна начинаться как можно раньше и вестись комплексно, то есть охватывать все компоненты речи (приложение 1 - взаимодействие специалистов). 

Организуя коррекционную, образовательную и воспитательную деятельность, я как воспитатель, опираюсь на ФГТ (http://www.maaam.ru/detskijsad/fgt-doshkolnogo-obrazovanija.html) ФГОС дошкольного образования (http://mdou5oz.jimdo.com) и следующие примерные образовательные программы:

  • Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы», Москва, Мозаика-синтез, 2013г.
  • Т. Б. Филичева, Г. В.  Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летного возраста с общим недоразвитием речи», Москва, 1991г.;
  • Т. Б. Филичева, Г. В.  Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. Старшая группа детского сада», Москва, 1993г.
  • Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах детского сада», Санкт-Петербург, «Детство – пресс», 2010г.

Остановимся подробнее на основных направлениях, реализуемых в ДОУ и их содержании:

  1. Направление «Физическое развитие» 

 1.1.Образовательная область «Здоровье»  "Содержание  образовательной области  „Здоровье"  направлено  на  достижение  целей  охраны  здоровья  детей  и  формирования  основы  культуры  здоровья  через  решение следующих задач:  

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;  
  • воспитание культурно гигиенических навыков;  
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».

1.2.Образовательная область «Физическая культура» 

«Содержание  образовательной  области  „Физическая  культура"  направлено  на  достижение  целей  формирования  у  детей  интереса  и  ценностного  отношения  к  занятиям  физической  культурой,  гармоничное  физическое  развитие  через  решение  следующих специфических задач:  

  • развитие физических качеств {скоростных, силовых, гибкости, выносливости и  координации);  
  • накопление и  обогащение  двигательного опыта  детей  (овладение  основными  движениями);
  • формирование  у  воспитанников  потребности  в  двигательной  активности  и  физическом совершенствовании».  
  1. Направление «Социально-личностное развитие».

2.1.Образовательная область «Социализация»  

«Содержание  образовательной  области  „Социализация"  направлено  на  достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и  включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:  

  • развитие игровой деятельности детей;  
  • приобщение  к  элементарным  общепринятым  нормам  и  правилам  взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том  числе моральным);  
  • формирование  гендерной,  семейной,  гражданской  принадлежности,  патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».  

2.2.Образовательная область «Труд» 

«Содержание образовательной области „Труд" направлено на достижение  цели  формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей  и его результатам;  
  • формирование  первичных  представлений  о  труде  взрослых,  его  роли  в  обществе и жизни каждого человека».

2.3.Образовательная область «Безопасность»  

«Содержание  образовательной  области  «Безопасность»    направлено  на  достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности  и  формирования  предпосылок  экологического  сознания  (безопасности  окружающего  мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира  природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение  к  правилам  безопасного  для  человека  и  окружающего  мира  природы поведения;  
  • передачу  детям  знаний  о  правилах  безопасности  дорожного  движения  в  качестве пешехода и пассажира транспортного средства;  
  • формирование  осторожного  и  осмотрительного  отношения  к  потенциально  опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.    
  1. Направление «Познавательно-речевое развитие»  

3.1.Образовательная область «Познание»  

Содержание  образовательной  области  „Познание"  направлено  на  достижение  целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей  через решение следующих задач:  

  • сенсорное развитие;  
  • развитие  познавательно  исследовательской  и  продуктивной  (конструктивной)  деятельности;  
  • формирование элементарных математических представлений;  
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

3.2.Образовательная область «Коммуникация»  

«Содержание  образовательной  области  „Коммуникация"  направлено  на  достижение  целей  овладения  конструктивными  способами  и  средствами  взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:  

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;  
  • развитие  всех  компонентов  устной  речи  детей  (лексической  стороны,  грамматического  строя  речи,  произносительной  стороны  речи;  
  • связной  речи— диалогической  и  монологической  форм)  в  различных  формах  и  видах  детской  деятельности;  
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи».    

3.3.Образовательная область «Чтение художественной литературы» 

«Содержание  образовательной  области  „Чтение  художественной  литературы"  направлено  на  достижение  цели  формирования  интереса  и  потребности  в  чтении  восприятии) книг через решение следующих задач:  

  • формирование  целостной  картины  мира, в  том  числе  первичных  ценностных  представлений;  
  • развитие литературной речи;
  • приобщение  к  словесному  искусству,  в  том  числе  развитие  художественного  восприятия и эстетического вкуса".  
  1. Направление «Художественно-эстетическое развитие»  

4.1.Образовательная область «Художественное творчество»  

«Содержание  образовательной  области  „Художественное  творчество"  направлено  на  достижение  целей  формирования  интереса  к  эстетической  стороне  окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении  через решение следующих задач:  

  • развитие  продуктивной  деятельности  детей  (рисование,  лепка,  аппликация,  художественный труд);
  • развитие детского творчества;  
  • приобщение к изобразительному искусству».  

4.2.Образовательная область «Музыка» 

«Содержание  образовательной  области  „Музыка"  направлено  на  достижение  цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку  через решение следующих задач:

  • развитие музыкально художественной деятельности;  
  • приобщение к музыкальному искусству».  

Организуя непосредственно образовательную деятельность в области «Чтение художественной литературы» я отметила, что дети незнакомы с русскими фольклорными произведениями, народными и авторскими сказками, с трудом могут дослушать произведение до конца, не могут в пересказе воспроизвести сюжет, не умеют объяснить поступки персонажей, не способны сопереживать героям произведений и передавать их настроение в инсценировках и драматизациях.

Кроме того, наблюдая за игрой своих воспитанников, основным видом детской деятельности, я заметила, что у большинства из них недостаточно развито мышление и воображение, страдает интонационная выразительность речи, беден эмоциональный мир (дети не могут продемонстрировать или выразить свои чувства).

Проведя подробный анализ ситуации, я пришла к выводу, что многие из выявленных проблем можно решить посредством приобщения детей к художественной литературе, применяя различные методики и приемы (сказкотерапия, театрализация, драматизация).

Поэтому я решила остановить свой выбор именно на театрализованной деятельности и  разработала систему работы основной целью, которой является: приобщение детей дошкольного возраста  к чтению художественной литературы посредством театрализованной деятельности.

Специфика организации НОД области «Чтение художественной литературы» создает благоприятные возможности для развития эмоциональности, творческого воображения и речи детей.

Основными задачами в своей системе работы я считаю:

  1. Формирование интереса и потребности в чтении.
  2. Формирование коммуникативных навыков (развитие и коррекция всех компонентов устной речи).
  3. Повышение уровня развития воображения и творческого мышления.
  4. Воспитание эмоциональной восприимчивости и выразительности (ЧХЛ, формирование мимических и пантомимических навыков).

Сегодня нет ни одного учреждения, где в той или иной форме не обращались бы к театральному творчеству. Действительно, театр – это творческое мышление, раскрытие таланта, внутренняя и внешняя красота, уверенность в себе, активная позиция в жизни, гармоничные отношения со сверстниками и взрослыми и многое другое.

Определив основные задачи системы работы по приобщению детей к художественной литературе средствами театрализации, расставив приоритеты, обобщив свой предыдущий опыт работы в данном направлении, познакомившись с литературой по данной теме, мною были сформулированы следующие разделы системы, выделила средства и определила формы и методы организации деятельности.

Раздел

Средства

Формы и методы организации

Чтение художественной литературы.

Произведения  народного фольклора (потешки, песенки, сказки).

 Произведения поэтов и писателей России и разных стран.

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Чтение.

Слушание (аудио).

Просмотр (видео).

Коммуникация

Художественная  литература.

Устное народное творчество.

Картинный материал.

Разные виды кукол.

Заучивание.

Составление рассказа о предмете.

Описание картинного материала.

Пересказ.

Придумывание концовок сказок.

Составление загадок.

Выразительное чтение.

Заучивание отрывков и произведений.

Организация деятельности, с целью повышения интереса к театральной деятельности.

Настольные игры

Дидактические игры.

Зеркало

Фольклор.

Разные виды театра.

 

Просмотр видеофильмов.

Обыгрывание этюдов.

Беседы.

Решение проблемных ситуаций.

Знакомство с различными атрибутами театральной деятельности.

Основы актерского мастерства.

Зеркало.

Сцена.

Атрибуты (маски, костюмы и т.д.)

Фонограммы.

Работа с зеркалом.

Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояния людей.

Экспериментировать с подражанием (движение, голос, мимика)

Поощрять инициативу детей в создании образа.

Работать над постановкой голоса (тембр, ритм, интонация).

Основы кукловождения и кукольного театра.

Конусные куклы.

Мягкая игрушка.

Резиновые куклы.

Верховые куклы.

Куклы с живой рукой.

Пальчиковые куклы.

«Люди – куклы».

Плоскостной театр.

Знакомство детей с различными видами кукольного театра.

Обучение детей приемам кукловождения.

Проведение досугов и праздников, как результат деятельности.

Костюмы.

Декорации.

Куклы.

Предметно – игровая среда.

Развитие воображения и фантазии детей.

Показ спектаклей для детей и сотрудников.

Участие в районных конкурсах.

Данные разделы будут успешно реализованы лишь в том случае, если предметная среда группы будет правильно организована и доступна. Она так же должна быть безопасна, эстетически привлекательна, мобильна и отвечать возрастным особенностям.

 Для самостоятельной деятельности в пространстве группы организованы центры активности «Мы читаем!», «Театр «Непоседы», «Приходите в гости в нам!», способствующие развитию театрализованной, игровой деятельности, и приобщению к  художественной литературе.

Центр активности

Оснащение

Театр «Непоседы»

Фланелеграф

Настольный театр

Бибабо

Ширма

Музыкальные инструменты

Оборудование для театральных постановок

«Приходите в гости в нам!»,

Столовая зона.

Сундук для ряжений.

Куклы, пупсы, коляски, ванны…

Игровые наборы «Доктор», «Парикмахер», «Пожарный», «Магазин» и т.д.

«Мы читаем!»

Книги.

Журналы.

Канцелярские принадлежности.

Исходя из коррекционной специфики  нашего Учреждения, мною был  определен   ряд  коррекционных задач в разделе «коммуникация» в соответствии с возрастными критериями организации деятельности:

Возрастная группа

Коррекция  речевого развития

Младшая

-развивать речь детей с помощью кукольного театра;

-обогащать словарь;

 -формировать умение строить предложения, добиваясь четкого и правильного произношения слов;

-использовать импровизационные формы диалогов действующих  лиц в хорошо знакомых  сказках.

Средняя

-пополнять и активизировать словарь детей (существительные, глаголы, прилагательные для обозначения действий персонажей);

-формировать умения определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, рядом, между, около)

-закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.

-совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. -развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.  

Старшая

-продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия,   предлоги. -совершенствовать интонационную выразительность речи.

 -развивать диалогическую и монологическую форму речи.

-совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи воспитателя.

Подготовительная

-продолжать активизировать и уточнять словарь детей.

-развивать словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков.

-закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию,  продолжать работать над интонационной выразительностью речи.

-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

-воспитывать культуру общения.  

Кроме того, общими для всех возрастов являются такие задачи как:

развитие памяти, мышления, внимания и  воображения, развитие желания детей выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада.

Для того чтобы отследить успешность работы  системы по приобщению детей дошкольного возраста  к чтению художественной литературы посредством театрализованной деятельности мною использовались методики предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной в книге «Практикум по детской психологии»: «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок», «Изучение уровня речевой коммуникации», а так же анализировались совместно с учителем – логопедом группы результаты речевой диагностики в разделах: развитие словаря, развитие грамматических форм и развитие связной речи (см.приложение).

Работая в данном направлении, я достигла следующих результатов (приложение 2-4):

  • дети встали на более высокую ступень речевого развития: они выступают инициаторами общения со взрослыми и сверстниками, с удовольствием поддерживают разговор, задают вопросы; дети, понимая смысл слов, используют их по назначению в свободном общении, сочиняют свои рассказы и сказки.
  • речевой коммуникации: научились выстраивать диалог (слушать друг друга, задавать вопросы), приобрели умение договариваться.
  • сформировалось (на различных этапах овладения разными детьми) умение строить монологические высказывания разных типов;
  • многие дети научились уверенно и эмоционально выступать перед зрителями, они занимают ведущие роли на различных мероприятиях ДОУ и района.

Моя деятельность приносит мне радость и удовлетворение, потому что есть хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ профессиональной деятельности

Создала самоанализ по экспертному заключению...

СХЕМЫ по АНАЛИЗУ (САМОАНАЛИЗУ), ОЦЕНКЕ ЗАНЯТИЙ и др.

Вашему вниманию предлагаю несколько видов схем анализа и самоанализа занятий в дошкольном учреждении. А также вы познакомитесь с правилами посещения занятий и мероприятий, организацией и проведением з...

самоанализ

самоанализ по теме "Роль экологического воспитания в развитии личности старшего дошкольника"...

Самоанализ к занятию" Советский город спорта"

Основной целью моего занятия было донести до детей мысль о том, что в нашем городе Советский много спортивных сооружений, что в них можно заниматься разными видами спорта, укреплять здоровье и с...

САМОАНАЛИЗ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОИХ ВОСПИТАННИКОВ.Диагностика разработана мной самостоятельно.Тесты которые могут проверить знания дошкольников по экологическому воспитанию....

Памятка для самоанализа занятия воспитателем.

Анализ собственной деятельности вызывает затруднения у некоторыз воспитателей (особенно начинающих). Приведенные в памятке вопросы - не жесткая схема, которой должны следовать все воспи­татели, а ...

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА

Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально - законодательных  документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование п...