«Ребенок и природа», Использование дидактических игр при формировании экологической культуры дошкольника
проект (подготовительная группа) на тему
Тема данного проекта является актуальной в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира .
Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
Мы начинаем понимать, что современные дети – это дети, которые умеют управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды.
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Николаева С.Н. «экологическую культуру» рассматривает как часть общей человеческой культуры, как осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой и неживой природы. Структурные компоненты экологической культуры можно сформировать, используя в работе с детьми дидактические игры.
Дидактическая игра является одним из ведущих видов деятельности для детей дошкольного возраста. Дидактическая игра - это эффективное средство формирования личности дошкольника в процессе обучения. С помощью дидактической игры у детей развивают сенсорные (чувственные) ориентации детей, наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, умение считать, формируют экологические знания и умения, ответственное отношение к окружающей среде. Такой способ будет очень актуальным при формировании экологической культуры у детей любого дошкольного возраста. Дети, играя в увлекательные игры, будет узнавать, что-то новое и формировать положительное отношение к природе.
Актуальность, на сегодняшний день вопроса охраны окружающей среды стоит очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще в дошкольном возрасте. В данном возрасте начинает формироваться мировоззрение и при достаточном уровне знаний у ребенка будет правильное отношение к природе.
Проведенный мониторинг детей подготовительной к школе группы показал, что воспитанники имеют низкий уровень сформированности экологической культуры, т.е. не проявляют инициативы в общении с природой, не выполняют правила гуманного взаимодействия с живыми объектами, могут проявить небрежность и даже агрессивность. Это и послужило выбором темы педагогического проекта «Ребенок и природа». Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kochetova_o.v.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт проекта………………………………………………………... | 3 |
2. | Актуальность (проблема)……………………………………………… | 5 |
3. | Анализ внешней среды………………………………………………… | 6 |
4. | Ресурсы проекта……………………………………………….……… | 15 |
5. | Механизм реализации проекта……………………………….……… | 16 |
6. | План реализации проекта……………………………………….……. | 17 |
7. | Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности………… | 21 |
8. | Перспективы дальнейшего развития проекта……………………… | 21 |
Список использованной литературы……….……………………….. | 23 | |
Приложения…………………………………………….……………... | 25 |
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1- Паспорт проекта
Название проекта | «Ребенок и природа» |
Тема проекта | Использование дидактических игр при формировании экологической культуры дошкольника |
Автор проекта | Кочеткова Ольга Владимировна |
Проблема, на решение которой направлен проект | Проведенная диагностика среди детей подготовительной к школе группы показала, что у воспитанников недостаточный уровень развития экологической культуры (воспитанники не проявляют инициативы в общении с природой, не выполняют правила гуманного взаимодействия с живыми объектами, могут проявить небрежность и даже агрессивность) |
Цель проекта | Повысить уровень экологической культуры у детей подготовительной к школе группы через использование дидактических игр |
Задачи проекта | 1. Продолжать расширять знания о природе посредствам дидактических игр экологического содержания 2. Развивать уровень экологической культуры детей подготовительной к школе группы 3. Продолжить воспитывать любовь к природе и бережливое отношение к ней 4. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников |
Участники проекта | Дети подготовительной к школе группе, родители. |
Сроки реализации проекта | средней продолжительности |
Ожидаемые результаты | 1. У детей подготовительной к школе группы расширены и систематизированы знания о флоре и фауне, правилах поведениях в природе. 2. Повысился уровень экологической культуры у детей подготовительной к школе группы (предпочитают деятельность с природными объектами, с удовольствием и по собственной инициативе общаются с живыми существами) 3. Дошкольники правильно ведут себя в природе (умеют любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред) 4. Наблюдается повышение родительской компетенции через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, акций |
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Тема данного проекта является актуальной в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира .
Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
Мы начинаем понимать, что современные дети – это дети, которые умеют управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды.
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Николаева С.Н. «экологическую культуру» рассматривает как часть общей человеческой культуры, как осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой и неживой природы. Структурные компоненты экологической культуры можно сформировать, используя в работе с детьми дидактические игры.
Дидактическая игра является одним из ведущих видов деятельности для детей дошкольного возраста. Дидактическая игра - это эффективное средство формирования личности дошкольника в процессе обучения. С помощью дидактической игры у детей развивают сенсорные (чувственные) ориентации детей, наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, умение считать, формируют экологические знания и умения, ответственное отношение к окружающей среде. Такой способ будет очень актуальным при формировании экологической культуры у детей любого дошкольного возраста. Дети, играя в увлекательные игры, будет узнавать, что-то новое и формировать положительное отношение к природе.
Актуальность, на сегодняшний день вопроса охраны окружающей среды стоит очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще в дошкольном возрасте. В данном возрасте начинает формироваться мировоззрение и при достаточном уровне знаний у ребенка будет правильное отношение к природе.
Проведенный мониторинг детей подготовительной к школе группы показал, что воспитанники имеют низкий уровень сформированности экологической культуры, т.е. не проявляют инициативы в общении с природой, не выполняют правила гуманного взаимодействия с живыми объектами, могут проявить небрежность и даже агрессивность. Это и послужило выбором темы педагогического проекта «Ребенок и природа». Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Современная система дошкольного образования считает наиважнейшим создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
В дошкольном возрасте закладывается базовая основа культуры личности, формируется целостная картина мира, в реальной деятельности приобретаются достоверные знания об окружающем. Ведущая цель воспитания - всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе.
По ФГОС ДО условия реализации программы ДОУ должны обеспечивать «…полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям…».
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи: Дежникова Н.С., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Ясвин В.А., Виноградова Н.Ф. и др.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всеми необходимыми условиями для их жизни.
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни.
Николаева С.Н. под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
4. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов:
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
Программно-методическое обеспечение:
Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2015.
Методическое обеспечение:
Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. С.Н. Николаева
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду
Кадровый потенциал:
Кочеткова Ольга Владимировна, стаж педагогической работы 1 год
Наглядно – дидактический материал: иллюстрации, сюжетные и предметные картинки с изображением природы, животных, растений, дидактические игры природоведческого характера.
Информационные ресурсы:
1. Информационные стенды
2. Сайт ДОУ
3. Презентации и видеопрезентации
4.Информационные буклеты
5. Интернет
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 2 – Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Воспитанники: -Проведение мониторинга уровня знаний - Проведение беседы Родители: -Проведение беседы -Проведение родительского собрания -Анкетирование | Воспитанники: -Проведение экскурсий -Проведение бесед -Проведение дидактических игр -Показ спектакля -Организация фотовыставки Родители: -Проведение акции -Создание тематического фотоальбома -Оформление информационного стенда -Консультация | Воспитанники: -Поведение повторного мониторинга уровня знаний -Зимний бал -КВН Родители: -Проведение мастер-класса -Оформление буклета -Родительское собрание |
6. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – План реализации проекта
Этап | Наименование мероприятия | Срок | Место проведения мероприятия | Ответственные |
Подготовительный этап | Работа с детьми: | |||
-проведение мониторинга по методике О. А. Соломенниковой (Приложение 1) | 1 неделя сентября | Групповое помещение | Воспитатель | |
-беседа «Что и как влияет на живую природу?» | 1 неделя сентября | Групповое помещение | Воспитатель | |
-организация и проведение дидактической игры «Природа и человек» | 2 неделя сентября | Групповое помещение | Воспитатель | |
Работа с родителями: | ||||
-Анкетирование «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» (Приложение 2) | 1 неделя сентября | Групповое помещение | Воспитатель | |
-Беседа «Экологическое воспитание дошкольников» | 2 неделя сентября | Музыкальный зал | Воспитатель | |
-Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание в семье» (Приложение 3) | 3 неделя сентября | Групповое помещение | Воспитатель | |
Основной этап Основной этап | Работа с детьми: | |||
-беседа «Наш дом природа» | 2 неделя сентября | Групповое помещение | Воспитатель | |
-организация и проведение дидактической игры «По муравьиной тропе» | 2 неделя сентября | Групповое помещение | Воспитатель | |
-экскурсия по экологической тропе детского сада | 3 неделя сентября | Территория ДОУ | Воспитатель | |
-НОД по теме «Наш лес. Как себя в нем вести?» | 4 неделя сентября | Групповое помещение | Воспитатель | |
-организация и проведение дидактической игры «Нади свое дерево» | 4 неделя сентября | Групповое помещение | Воспитатель | |
-НОД по теме «Как растут растения» с использованием дидактических игр: Что было бы, если из леса исчезли…», «Ты маленькое дерево» | 1 неделя октября | Групповое помещение | Воспитатель | |
-оформление фотовыставки «Я часть природы» | 2 неделя октября | Холл ДОУ | Воспитатель | |
-показ спектакля «Природа мой лучший друг» | 3 неделя октября | Музыкальный зал | Воспитатель | |
-НОД по теме «Птицы» с использованием дидактических игр: «Прилетели птицы», «Совы и вороны», «Слепая курица» | 4 неделя октября | Групповое помещение | Воспитатель | |
-организация и проведение дидактической игры «Как вести себя в лесу?» | 4 неделя ноября | Групповое помещение | Воспитатель | |
-экскурсия в зоопарк Ельниковской рощи | 1 неделя ноября | Территория Ельниковской рощи | Воспитатель | |
Работа с родителями: | ||||
-акция «Села батарейка» | 1 неделя ноября | Групповое помещение | Воспитатели | |
-оформление информационного стенда «Прогулки в природу» | 2 неделя ноября | Групповое помещение | Воспитатели | |
-консультация «Азбука поведения в природе» | 3 неделя ноября | Групповое помещение | Воспитатель | |
-создание фотоальбома «Растения нашего края» | 4 неделя ноября | Групповое помещение | Воспитатель | |
Заключительный этап | Работа с детьми: | |||
-проведение повторного мониторинга по методике О. А. Соломенниковой | 1 неделя декабря | Групповое помещение | Воспитатель | |
-экологический праздник «Зимний бал» | 2 неделя декабря | Музыкальный зал | Воспитатель | |
Работа с родителями: | ||||
-проведение мастер-класса «Подари старой вещи новую жизнь» | 1 неделя декабря | Групповое помещение | Воспитатель | |
-оформление буклета «Сбережем родную природу» | 2 неделя декабря | Групповое помещение | Воспитатель | |
-проведение родительского собрания «В гармонии с природой» (подведение итогов реализации проекта) | 3 неделя декабря | Групповое помещение | Воспитатель |
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. У детей подготовительной к школе группы расширены и систематизированы знания о флоре и фауне, правилах поведениях в природе.
2. Повысился уровень экологической культуры у детей подготовительной к школе группы (предпочитают деятельность с природными объектами, с удовольствием и по собственной инициативе общаются с живыми существами)
3. Дошкольники правильно ведут себя в природе (умеют любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред)
4. Наблюдается повышение родительской компетенции через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, акций
Критерии эффективности:
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана запланированных мероприятий
3. Достижение ожидаемых результатов
8. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
В перспективе развития проекта планируется привлекать детей старшей и средней возрастной группы, а также привлечение педагогов для повышения их педагогического мастерства.
Планируется использование более современных ИКТ технологии для еще большего повышения заинтересованности детей и родителей темой экологической культуры.
Данным проектом могут воспользоваться педагоги других детских садов. Результаты проекта буду освещены на педагогическом совете и опубликованы в сети интернет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2015. – 240 с.
3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2014. - 128с.
4. Зебзеева В. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» В. Зебзеева Дошкольное воспитание.-2016.-№7.-С.75
5. Николаева Т. Экология детства Т. Николаева Дошкольное воспитание. -2016.-№7.-С.115
6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2015. - 336с.
7. Проектная деятельность в детском саду: метод.пособие / авт.-сост. Н.А. Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200с.
8. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
10. Юрова Л.И. Занятия по экологии в подготовительной к школе группе//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2018.– № 5.– С. 48– 54.– Игра-путешествие в пустыню; Дарьюшкины легенды; Птицы; Животные, которые нам не нравятся.
11. Янакиева Е.К. Роль труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2018.– № 11.–С.116–118.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика, разработанная О. А. Соломенниковой и направленная на выявление уровня сформированности экологических знаний дошкольника и уровня его отношений к познанию живого, природного
Цель: определение уровня сформированности основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: 1. Наблюдение за деятельностью детей. 2. Беседа с детьми.
Контрольные задания для определения уровня экологической культуры
Задание 1. Беседа с целью определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных, мира растений.
1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)?
2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
3. Знают ли, как обеспечить уход за животными (растениями)?
4. Могут ли определить стадии роста и развития животных (растений)?
5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?
6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания 40
Задание 2. Беседа по картинкам с целью определить уровень отношения ребенка к природному миру.
1. Кто это? Что это?
2. Как ты думаешь, что нужно животным (растениям), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
3. Как нужно ухаживать за животными (за растениями)?
Задание 3. Ребенку предлагаются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки. Задаются вопросы: 1. Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?
2. Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?
3. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?
4. Правильно ли посажено растение? Почему ты так думаешь?
5. Правильно ли дети ухаживают за растением? Почему?
Оценка результатов деятельности за выполненное задание дается 1 балл; за невыполненное 0 баллов; за выполненное частично 0,5 балла. Баллы суммируются.
Высокий уровень (15 - 20 баллов) - Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. - Соотносит представителей фауны со средой обитания. - Знает характерные признаки. - Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. - Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (9 - 14 баллов) - Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. - Не всегда аргументирует свой выбор. - В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. - Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. - На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. - Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. Низкий уровень (3 - 8 баллов) - Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам. - Не всегда аргументирует свой выбор. - Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. - Затрудняется назвать характерные признаки. - На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. - Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«НАСКОЛЬКО ВЫ КОМПЕТЕНТНЫ В ВОПРОСАХ ЭКОЛОГИИ?»
- Ф.И.О.
- Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
- Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
- На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
- Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
- Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
- Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
- Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»
Цель: Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.
Задачи: Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования детей и родителей.
Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Присутствовало ________
Оборудование: Набор карточек, «директивы», выставка поделок из природного материала, диски с записью классической инструментальной музыки для детей, плакат стенгазет на тему экологии, поделки детей, оформление музыкального зала на тему осени (осенние деревья, капельки дождя, тучи, и т.д.)
Ход собрания:
1-й выступающий зачитывает выступление под звуки леса (пение птиц, шелест листвы, журчание ручья).
«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем»
2-й выступающий (воспитатель Любиомова С. В.). Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Как же и нам научиться правильно слушать и слышать? Научить слушать и слышать наших детей. Слово играет большую роль. Как мы говорим, как требуем от детей, как правильно ставим вопросы. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения.
Поэтому во взаимоотношениях должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам другого, бережное отношение к вещам и предметам. Экология пространства - новый термин в педагогике является обучающей ситуацией: не сорить, не шуметь, эстетическое оформление в помещении, не зашумленная обстановка, (гармония линий, красок, стиля; чистота и порядок, отсутствие лишних вещей и предметов).
Воспитывает наших детей не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания).
Проводится игра «Директива» (это скрытое приказание, неправильно сформулированное родителями, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем.)
Участвуют две команды: «Росинки», «Ручеек». Раздаются карточки с высказываниями обеим командам. Одной командой зачитывается неверное высказывание, другая дает правильный ответ. Побеждает дружба.
Примеры высказываний:
1. «Не ломай, бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем».
2. « Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» - « Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»
3. «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге».
4. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый недотепа.» - «Будь повнимательнее, в следующий раз - обходи лужу».
1-й выступающий (воспитатель Кочеткова О. В.) говорит: «Родители согласны ли вы, что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание» к окружающему, к окружающим, к самому себе». Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом могут родители. Быть родителями - это огромная работа. Это уникальный труд. Для ребенка родители - это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!
В детском саду помогут специалисты. Ответят на вопросы родителей, детей, помогут в воспитании экологической культуры.
Наша следующая игра «Ответим на вопросы детей» (задаются вопросы по экологии из разных областей и за каждый правильный ответ дается по 5 баллов).
Перечень вопросов:
Для команды «Росинка» (участвуют семьи Бурлаковых и Матросовых): Почему лес называют зеленой аптекой? Кто кукует у кукушки? Какие грибы появляются первыми? Какие птицы едят грибы? Название, каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, Волчье лыко). О каком дереве говорится, зелена, а не лук, белая, а не снег, кудрява, а без волос? (Береза)
Для команды «Ручеек» (участвуют семьи Корниловых и Размаховых): Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? Почему крапива жжется? Какое дерево переодевается то в серо-серебристый цвет, то в зеленый? (Осина). Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? Какая охота разрешается в лесу в любое время года? Вы увидели гнездо птицы, как сохранить его?
Данные игры помогают воспитать детей любящими природу и заботящимися о ней.
Ведущие говорят: « Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса – посади».
Музыкальная пауза: звуки леса.
Выступление детей, чтение стихотворений о лесной природе, о богатствах леса.
1-й ребенок.
Берегите, друзья вы природу,-
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду.
Ведь природа надежный наш друг.
2-й ребенок.
Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3-й ребенок.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у нас она одна.
Дети хором:
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Конкурс: Домашнее задание. Инсценировка экологического поведения в лесу. Каждая из команд показывает свое поведение, используя атрибуты (пенек, дерево, пила, топор, бумажная имитация огня). Оценивается в 10 баллов
2й выступающий: Мы сегодня много говорили на тему экологии, хотелось бы, чтобы в каждой семье был экологический обычай (помощь лесным обитателям и природе в разные времена года).
Вот пример одной семьи (семья Филипповых) – «Подкормка муравейника». Перед приходом зимы, выезжая в лес, семья подкармливает муравейник (кладут сахар, карамель). Этой подкормки им хватает на всю долгую зиму. Они даже посвятили стихотворение своим подопечным.
Чистота-здоровье леса-
Все зависит от него.
Муравей- хозяин леса.
Защитим давай его!
Конкурс капитанов.
1. Чтение подготовленных стихотворений в защиту природы.
2. Представление экологической газеты с семейными фотографиями.
3.Выставка поделок из природного материала.
Подведение итогов.
Награждение родителей поделками из природного материала изготовленными на занятиях.
Итог собрания:
Ведущие:
1) Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Давайте будем дружны мы и сохраним природу.
2) Чтоб каждый маленький юнец,
Сорвав цветок, сломав дубок.
Подумал, что он сделал?
И дал ответ на свой вопрос -
Я погубил живое, я погубил природу.
Оба: Давайте же, родители, подумаем и мы,-
Как заложить в детишках фундамент доброты.
К родным просторам Матушки Земли.
Собрание заканчивается под звуки произведения П.И. Чайковского «Времена года – Осенняя песнь».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Карточка №1 «Природа и человек». Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Материалы: мяч. Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. Карточка№3 «Что было бы, если из леса исчезли…». Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе. Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. Карточка №5 «Совы и вороны» Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире. Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание: «Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот. Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами. Карточка №7 «Звуки» Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе). Воспитатель даёт задание: «Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки». Воспитатель задаёт детям вопросы типа: Какой звук больше всего понравился? Какой звук издала природа, а какой – человек, какой звук был самый громкий (тихий?). Издавал ли ветер какой-либо звук? В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев) . Карточка 9 «Ты маленькое дерево» Воспитатель: Недавно мы гуляли по улицам нашего города и видели, как много высажено молодых деревьев вместо больных и старых. Люди привязали их к колышкам, чтобы ветер их не сломал. (Далее обращается к одному ребенку). Представь себе, что ты - молоденькое слабенькое деревце с нежными зелеными листочками, тонким стволом и тоненькими веточками. Всякий может обидеть малыша. Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик-веточка? Расскажи об этом ветру - озорнику. Давай я пожалею твой пальчик - веточку, наложу повязку. Выглянуло теплое весеннее солнышко, пригрело тебя. Какое у тебя настроение? Что ты хочешь сказать солнышку? Пошел холодный дождь с градом, который повредил молодые листочки. Как ты себя чувствуешь? Как тебе можно помочь? Снова выглянуло солнышко. Прилетела красивая бабочка и села на веточку. Ты рад бабочке? Опиши ее. О чем бы ты с ней поговорил? О чем спросил бы ее? Бабочка может отложить на твоих листочках яички, из которых появятся прожорливые гусеницы. Будешь ли ты прогонять бабочку? Кого позовешь на помощь, если появятся гусеницы? Мимо прошел мальчик. Сорвал веточку, чтобы подарить ее маме. Как ты к этому отнесешься? Правильно ли он поступил? Расскажи, что ты чувствуешь, когда он ломает веточку. Хотелось ли тебе расти в каком-то другом месте? Почему? Какую пользу ты приносишь в городе? Мы будем заботиться о молодых деревцах, потому что они нуждаются в нашей защите, и никогда не будем ломать ветки. | Карточка№2 «Прилетели птицы». Дидактическая задача: уточнить представление о птицах. Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Дети топают – Что не правильно? (мухи) - А мухи это кто? (насекомые) - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы… Дети топают. Игра продолжается. Прилетели птицы: Голуби синицы, Галки и стрижи, Чибисы, стрижи, Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы. Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц. Карточка №4 «Слепая курица» Цель: обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в природе). Дети должны встать «гуськом», держась за пояс впереди стоящего. Воспитатель завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая «полосу препятствий» (перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под опущенной веткой и т. д.). Маршрут намечается воспитателем заранее и лучше, если он будет проходить по кругу. Дойдя до начала, воспитатель развязывает глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень. Карточка №6 «Найди своё дерево» Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе). Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы: Оно гладкое или нет? Есть ли на нём листья? Высоко ли от земли начинаются ветки? Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева. В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно. Карточка №8 «Польза – вред» Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных, ни вредных, одни только необходимые. 1 этап Первый вариант: «Польза – вред». (тема: живая природа). Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы?» Второй вариант: «Нравится – не нравится» (тема: не живая природа). Принцип организации см. вариант 1. Третий вариант: «Хорошо – плохо».(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же. 2 этап Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) . Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть. В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое. Карточка № 10 «По муравьиной тропе» Воспитатель, (обращается по очереди к разным детям). Сейчас я прикоснусь до тебя волшебной палочкой, скажу заклинание, и ты превратишься в муравья. Не боишься? Расскажи мне, муравьишка, какую пользу ты приносишь людям, в природе? Ты такой маленький. Как бы ты чувствовал, если бы тебя никто не замечал? Ты бежишь по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он поднимает ногу. Что ты чувствуешь этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? В чем упрекнуть? О чем попросить? Ты со своими братьями муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда он был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы разрушил палкой муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями. Что бы ты почувствовал по отношению к этому разрушителю? О чем рассказал, чтобы он никогда так не делал? Скоро-скоро муравейник закрывается на ночь, а ты еще далеко. Чтобы ты почувствовал, опаздывая в муравейник? Кого бы ты попросил помочь тебе добраться поскорее до дома? В лес часто приходят туристы. Они любят разводить костры. Как бы ты почувствовал себя, если бы костер разводили прямо около муравейника, что бы ты им сказал? О чем бы прошептал? В твоем мире много насекомых. С кем из них ты дружишь? Как защищаешься от врагов? О чем мечтаешь после трудового дня? Вот и побывал ты маленьким муравьем. И теперь, когда увидишь муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких, заботься о беззащитных. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ НА ТЕМУ «НАШ ДОМ ПРИРОДА»
«Любовь к природе, как и всякая
человеческая любовь, несомненно,
закладывается в нас с детства. "
И. Соколов-Митков
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
Уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах (они нуждаются в пище, тепле свете и т. д.). Заботясь о растениях и животных, люди охраняют их от гибели, стремятся не наносить вреда и создают хорошие условия жизни, обеспечивают их пищей, оберегают от холода. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
Оборудование:
Картинки и фотографии с изображением заповедных уголков нашей Родины, отражающие заботу человека о природе, о животных и растениях, подлежащих особой охране.
Ход:
- Ребята, за что мы любим лес? Парк? Речку?
Да, правильно. Мы любим лес, парк, речку потому, что они украшают нашу улицу, город, нашу землю. В лесу растут различные деревья, травы, грибы, ягоды. В лесу тихо, воздух чист и прозрачен. В парке тоже растут деревья, кусты, цветы, травы. Их посадили люди, ваши мамы и папы, дедушки и бабушки. Речку мы любим за то, что у нее чистая, прозрачная вода, что она поит водой деревья, кустарники и травы, растущие по берегам. Дети, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли? Да, чтобы хорошо растения росли нужен и свет, тепло, влага, питание.
- Кто живет в лесу?
Правильно. В лесу живут звери, птицы, насекомые, лягушки змеи.
- А что растет в лесу?
В лесу растут разные породы деревьев и трав. Среди них много лекарственных.
- Какие лекарственные растения вы знаете? (Дети называют растения, а воспитатель показывает иллюстрации)
Правильно: пижма, мать-и-мачеха, подорожник, малина, липа и др.
- А какие вы знаете деревья? (Ответы детей)
В лесу растут такие породы деревьев: осина, клен, ель, липа, дуб.
- Для чего людям нужен лес?
Да, в нашей жизни лес имеет большое значение. Лес дает людям древесину, лекарственные растения, грибы, ягоды. Плодами деревьев питаются птицы и звери. Лес украшает нашу землю, очищает воздух. И поэтому, как мы должны относиться к лесу?
Правильно, мы должны охранять его.
- Ребята, а кто смотрит за лесом, бережет его?
- Да, охраной леса занимаются лесники.
- Как они ухаживают за лесом?
Лесники следят за тем, чтобы лес был здоровым, уничтожают вредителей, срубают заболевшие деревья, охраняют лес от пожаров.
- Как дети и взрослые заботятся о лесе?
Да, лес друг человека. Не зря в народе говорят: «Много леса - береги, мало леса - посади!» Люди охраняют лес от пожаров, расчищают от погибших деревьев, сажают новые молодые деревья. Дети тоже заботятся о лесе: собирают семена деревьев, ухаживают за молодыми саженцами, следят, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, не ломал и не рубил деревья, не топтал траву в парках и не играл с огнем в лесу, следят, чтобы никто не засорял родники, озера, речки.
- Как вы должны вести себя в лесу?
Да, ребята, весной, когда птицы выводят птенцов, нельзя кричать, нельзя разорять гнезда, муравейники, ломать ветки деревьев, рвать большое количество цветов, нельзя разводить костер в сухом лесу, в парках.
- Как вы должны вести себя в поле?
да, в поле растет хлеб. Поэтому по полю ходить нельзя, иначе вытопчешь колосья хлеба. затоптанные растения не будут расти.
- Около речки, родника, озера мы должны как себя вести?
- Да, не засорять водоемы, не пугать рыб криком.
Физкультминутка
Лебеди, лебеди крыльями машут.
Наклонились над водой, покачали головой.
Гордо и упрямо умеют держаться
И тихо на воду садятся.
- Послушайте рассказ. На севере в холодном Белом море много островов. Жили на этих островах красивые птицы - гаги. Из гагачьего пуха изготовляли теплые пушистые вещи. А поэтому за ними охотились. Птиц становилось все меньше и меньше. Тогда люди решили: нельзя больше стрелять гагу, надо беречь эту полезную и красивую птицу, нельзя допустить, чтобы она совсем не исчезла. На островах был создан заповедник. Назвали его "Семь островов". В нем живут гаги, и теперь их там стало очень много, даже сосчитать невозможно. Так люди сохранили эту прекрасную птицу.
Человек бережет не только птиц, но и всех редких животных, которых осталось совсем мало. Для этого создаются заповедники.
- Кто знает, что такое заповедник?
В заповедниках живут и размножаются животные и птицы, насекомые и растения. Заповедники в нашей стране созданы в разных краях.
У нас в Башкирии тоже есть заповедник. Природа нашей республики очень красивая и в заповеднике ее бережно охраняют, а также охраняют и зверей, и птиц, и насекомых, луга, леса и водоемы.
- Ребята, почему природа требует бережного отношения?
Природа - это богатство нашей Родины, а его надо охранять, чтобы не исчезли с лица земли цветы на лугах, деревья, птицы, ручейки.
- Как мы должны относиться к деревьям, кустарникам, цветам на участке нашего детского сада? (Рассказы детей)
- Сейчас мы поиграем в игру «Что дает нам природа?» Я назову, например слово «лес», а вы должны перечислить, что люди получают от леса.
«Лес» - грибы, древесину, ягоды, орехи, лекарственные травы.
«Поле» - пшеницу, овес, рожь, кукурузу.
«Река» - воду, рыбу, песок.
«Земля» - питание для растений, полезные ископаемые, глину.
- Ребята, пусть в наших парках, садах, лесах пышно растут деревья и спокойно поют птицы. Пусть родники и колодцы всегда будут с чистой и прозрачной водой. Пусть в прудах, озерах и реках будет много рыбы. Все это наше богатство, без которого мы не можем жить. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
З. Александрова
РОДИНА
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический опыт "Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников"
Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.Актуальность и перспективность опыта.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита...
Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"
Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
"Использование игровых элементов в формировании экологической культуры дошкольников"
В консультации рассказывается о типах ИОС и методике их использования в работе с дошкольниками....
Педагогический совет: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»
Организация проведения педагогического совета в ДОУ на тему: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников
Использование дидактической игры как средство формирования экологической культуры дошкольников...