Консультация для педагогов тема: «Театрализованные игры»
консультация (старшая группа) на тему
Театрализация- это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движение под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannye_igry.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок» городского округа Стрежевой»
(МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»)
Консультация для педагогов
тема: «Театрализованные игры»
подготовила: Е.А. Патрушева
Все театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм в детском саду можно отнести – настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок сам ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику пантомиму.
РАЗНОВИДНОСТИ РЕЖЕСЕРСКИХ ИГР.
Настольные театрализованные игры.
1. Настольный театр игрушек.
В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничена, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
2.Настольный театр картинок.
Все картинки – персонажи декорации должны быть двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но устойчивыми. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.
Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Не следует их поднимать и переносить с места на место. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего –радостная, грустная, жалобная.
Персонажи до начала игры лучше спрятать их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декорации: два – три дерева- это лес, зеленая ткань или бумага на столе – лужайка, голубая лента –ручеек. Не тратьте много времени на такие приготовления, привлекайте к ним детей, приучайте их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации.
РАЗНОВИДНОСТИ ИГР_ДРАМАТИЗАЦИЙ.
Участвуя в играх- драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается и живет его жизнью. Это наиболее сложное исполнение, оно не опирается ни на какой овеществленный образец.
Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например характерную маску зверя вырезанную из бумаги, шапочку, фартук (элементы рабочей одежды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
В театрализованные игры дошкольники включаются с удовольствием. Отвечают на вопросы кукол, выполняют просьбы перевоплощаются в тот или иной образ.
Участвуя в театрализованных играх дети знакомятся с окружающим миром через образы краски и звуки. Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками. Дети смеются когда смеются персонажи, грустят и огорчаются вместе с ними, могут переживать над неудачами любимого героя, готовы прийти к нему на помощь.
Содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровезированых постановках. Это дружба, отзывчивость доброта, честность и смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает себя отождествлять с полюбившимся образом. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительных качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.
Детям наряду с положительными персонажами, приходится изображать и отрицательных героев. Возникает вопрос, как изображать негативный персонаж, что бы ребенок не стал подражать ему? Каковы последствия его воздействия? Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, что бы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его
Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех осуждение.
Каждый образ созданный ребенком неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности ребенка, манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети-зрители своими репликами подсказывают «артисту» как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше быть похожим на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа.
Игры- драматизации с пальчиками.
Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия передвигаясь спокойно по комнате.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показать один ребенок, с помощью своих пальцев. Сказки «Семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Гуси-лебеди» и другие с множеством персонажей могут показать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
Игры драматизации с куклами бибабо.
В этих играх на пальцы рук надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища, осуществляются с помощью движений пальцев кисти руки.
Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать за руку и т. д. Такое «разоблачение» не снижает, а поднимает интерес и активность детей. Дети захотят сами научиться водить куклу. Если кукла окажется велика, то в голову можно вставить два пальца вместо одного.
Импровизация.
Разыгрывание темы сюжета без предварительной подготовки – самая сложная, но наиболее интересная игра. К ней готовятся все предыдущие виды театра. Детей нужно подготовить к этому придумать вместе тему, обсудить как ее изобразить, какие будут роли характерные эпизоды.
Дальнейший шаг – каждый участник игры изображает тему по -своему. В следующий раз дети сами задают друг-другу темы. И наконец с помощью мимики жеста, атрибута можно загадывать друг другу загадки. Отгадкой будет тема которая тоже разыгрывается.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть разыграна в несколько вариантах.
Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых, театрализованные игры развивается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого- содержание сказки, стихотворения рассказа.
Готовый сюжет как бы ведет за собой игру.
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Изображение поведения героев усложняется в игре-драматизации. Пантомима становится в идущим изобразительным средством. Образ рождается из действий персонажа, мимики, интонаций и содержания реплик. Все это дает простор для творческого преобразования сюжета.
Придумайте вместе с детьми, как лучше соединить в одной игре атрибуты, и способы изображения, применяемые в разных видах игр. Ведь один и тот же сюжет можно разыгрывать и на фланелеграфе, и с помощью игрушек настольного театра, и другими средствами. Возможности для творчества детей и взрослых тут не ограничена. Дети с помощью взрослых могут изготовить простые атрибуты, декорации, которые подчеркивали характерные особенности персонажа или места действия.
Театрализованные игры позволяют решать многие программные задачи знакомство с соц. действительностью, элементарными математическими представлениями, явлениями природы.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они могут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля
Тон педагога должен быть тихим и спокойным. Обращать внимание на то, что бы дети также обращались друг другу, помогали, проявляли терпение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Театрализованные игры"
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. . Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством с...
Консультация для родителей «Театрализованные игры – как средство развития коммуникабельности и творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Театрализованные игры – как средство развития коммуникабельности и творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста» ...
Консультация "Чем хороши театрализованные игры"
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видя...
Консультация для воспитателей «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский Н.Я. Михайленко), поэтому она наиболее...
Консультация для родителей: «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»
консультация для родителей...
Консультация для воспитателей "Театрализованная игра с детьми раннего возраста"
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов "Театрализованные игры в детском саду"
27 марта- Международный день театра. Консультация для воспитателей дошкольных учреждений о организации и проведении театрализованных игр с детьми дошкольного возраста....