Проект "Слово на кончике пальцев"
проект (младшая группа) на тему
Проект "Слово на кончике пальцев"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_slovo_na_konchike_paltsev.docx | 39.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №24 города Кузнецка
Проект
«Слово на кончике пальцев»
Подготовила:
Артемьева Е.В.
2017
Паспорт проекта.
Возраст: 1г. 6м -3 года.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Актуальность.
В нашей стране обследование малыша учителями-логопедами проводиться, в основном, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть своё объяснение. Получается, пока идёт становление речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт тревогу. Когда же речь устоялась, вместе с дефектами специалисты принимаются за дело. Это нельзя принять правильным, особенно если учитывается состояние здоровья современных детей. Формировать накопительный опыт родителей для повышения речевой активности через игры и игровые ситуации.
Цель проекта:
- Создать условия для развития речи, познавательных и творческих способностей детей, через развитие мелкой моторики и игровые ситуации.
- Воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослыми.
Задачи проекта:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- Установить влияет ли развитие пальчиковой моторики на координацию звукопроизношения;
- Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
- Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики оптимальное время;
- Повысить интерес малышей к подобным упражнениям и превратить их в занимательную игру.
Основные направления проекта:
- Массаж;
- Специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
- Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- Формировать развитие мелкой моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (в лепке и рисовании).
Предполагаемый результат:
- Дальнейшее обогащение сенсорного опыта детей с дидактическим материалом;
- Совершенствование разнообразных действий с предметами (открывание, закрывание, нанизывание, сжимание, прокатывание);
- Развитие всех компонентов устной речи: лексической. Произносительной;
- Получать радость от совместного творчества с родителями, находить оригинальные решения в создании необычных вещей из природно-бросового материала.
Перспективные план по реализации педагогического проекта «Слово на кончике пальцев».
Месяц: Сентябрь
Задачи | Специально-организованное обучение | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Освоение умения понимать обращённую к нему речь с опорой на наглядность, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя. | Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасём мяч». Чтение стихотворения А. Барто «Мячик». Цель: помочь детям понять сюжет картины, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, активно повторяя за ним слова и фразы. Побуждать малышей поддерживать воспитателя при чтении хорошо знакомого стихотворения. Вызывать сочувствие к девочке, уронившей в речку мячик. |
| Игра с мячами, большими и маленькими; учить детей в играх быть уступчивыми, не отнимать игрушки друг у друга, проявлять уважение. |
Узнавание и называние цвета предметов. Восприятие и воспроизведение звуков речи. | Различие и название цвета предметов. Дидактическое упражнение «Паровоз». Цель: продолжать упражнять детей в различении и названии цветов. Учить отчетливо произносить звук «У». |
| Игры в игровом уголке с игрушками и предметами разного цвета. Упражнение на лесенке «поднимись вверх, опустись вниз» «Внеси набор кастрюль разного цвета и размера». |
Осваивание умения понимать обращённую речь с опорой на наглядность. Использование в речи собирательных знаний существительных. | Темы: «Овощи», «Наш город». Цель: продолжать учить детей рассматривать предметные картинки. Познакомить с собирательным значением существительных «овощи», «овощ». Провести сопоставление натуральных овощей и их изображений на картинке, учить узнавать и называть овощи, познакомить с орудиями труда на огороде. Словарь: грабли, лопата, редис, репа, урожай. |
| Внести в игровой уголок набор «овощей» муляжи, наглядно-дидактический материал «Посуда - овощи». |
Тема: «Фрукты», «Наш сад». Цель: учить узнавать фрукты на картинках, познакомить со знанием собирательных существительных «фрукты», «фрукт». Провести сравнение фруктов натуральных и их изображений на картинке. Учить узнавать и называть фрукты. Словарь: сладкий, кислый, ароматный. |
| Внести в игровой уголок: муляжи фруктов, корзиночки, наглядно-дидактический материал «овощи-фрукты». |
Месяц: Октябрь.
Задачи | Специально-организованное обучение | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Понимание содержания речи взрослого её интонационной выразительности, называние характерных особенностей птиц. Воспроизведение звуков речи. | Темы: Гусь. Цель: сложившийся ранее фольклорный образ птицы дополнить реалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенности птиц – тело, покрытое опереньем, длинная, тонкая шея, красивый большой клюв, красные лапки; любит и умеет плавать в реке, шипит, щиплется. Учить детей внимательно прослушивать текст. Развивать речевые навыки; способствовать формированию обращённой к кому-либо речи, её интонационной выразительности. Использовать звуковую палитру рассказа для работы под правильным произнесением трудных звуков Г, Х, Ш, Щ. |
| В игровой уголок внести игрушку гуся. Наглядно-дидактический материал «Домашние птицы». |
Тема: Петушок и его семья. Цель: продолжать знакомить с фольклорными произведениями. Расширять Ориентировку в окружающем. Формировать познавательную активность, приобщать малышей к национальной культуре. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений. Продолжать учить отвечать на вопросы. |
| Внести игрушки: гнездо, цыплят, курочку, петушка. | |
Узнавать и называть части тела, умение показывать их на себе. Понимание содержание речи взрослого. | Тема: Оденем куклу на прогулку. Цель: закреплять понимание слов, обозначающих части тела человека, простейшие бытовые и игровые действия. Учить понимать речь взрослого и выполнять его просьбы, несложные поручения. |
| Внести в игровой уголок новую куклу, набор одежды для неё. Внести в уголок ряжения одежду для девочек и мальчиков. |
Называние предметов, включённых в круг их действий и доступных для наблюдений в окружающей обстановке; их способностей. Пользование глаголами повелительного наклонения. Восприятие и воспроизведение звуков речи. | Тема: Устроим зайке комнату (для детей 2-3 лет). Цель: учить называть и различать предметы мебели (стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф). Обогащать словарь детей прилагательными (большой, маленький, твёрдый, мягкий, деревянный). Активизировать в речи глаголы повелительного наклонения (сядь, ляг, встань, открой), побуждать детей их использовать во фразовой речи. Закрепить произношение звуков О, Н. |
| Внести набор мебели для обыгрывания ситуации куклами, зайчиками и т.д. |
Месяц: Ноябрь.
Задачи | Специально-организованное обучение | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Понимание обращённой речи с опорой на наглядность. Восприятие и воспроизведение звукового образа слова, передавая его ритм. | Тема: РНС «Курочка Ряба» в постановке кукольного настольного театра. Занятие с использованием малых фольклорных форм как средство ознакомления с художественной литературой. Цель: учить слушать сказку в инсценированном варианте под музыкальное сопровождение. Помочь понять содержание сказки. Развивать воображение детей. Обучать чёткому произношению слов из сказки. Формировать правильное произношение звуков П, П'. | Драматизация сказки «Курочка Ряба». Цель: побуждать детей использовать в речи, в действиях отрывки из сказок, воспитывать у детей выразительность речи, эмоциональность. | Внести настольный театр к сказке «Курочка Ряба», одежду для бабы и деда, учить детей исполнять роли персонажей сказки в самостоятельных играх. Вызвать у детей интерес к ряжению. |
Восприятие и воспроизведение звуков речи. Освоение структуры простого предложения, пользование системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов. | Упражнение на звукоподражание «Гости». Рассказ про корову и кошку. Цель: приучать детей правильно произносить звуки М, М', закрепить произношение звука У. Активизировать в речи слова: рога, бодается, острые когти. Следить, чтобы, отвечая на вопросы, дети согласовывали слова в предложениях. |
| Внести в экологический уголок набор домашних животных. |
Обобщение представлений детей о животном мире, называние частей тела птицы, использование в речи глаголов для называния действий, прилагательных для обозначения некоторых особенностей. Понимание речи взрослого и умения отвечать на вопросы. | Целевая прогулка: рассматривание воробья. Цель: развивать активную речь. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими части тела воробья (Пёрышки, клюв, крылья, лапки); глаголами, указывающими способы передвижения и питания птиц (летает, клюёт), прилагательными, обозначающими цвет перьев и характер воробья. Учить детей говорить внятно, учить детей отвечать на вопросы воспитателя. |
| Игрушки птиц диких и домашних. Предметные картинки «Птицы». |
Развитие пассивной и активной формы речи. Восприятие и воспроизведение звукоподражательных слов. Название основных свойств и объектов неживой природы. | Тема: Игра с водой. Цель: развивать понимание речи: учить детей понимать смысл предложений, словом побуждать детей к разнообразным действиям, понимать и использовать мимику. Развивать активную речь: учить повторять звукоподражательные слова (кря-кря). Заменять облегчённые слова правильными (уточка), побуждать повторять слова тёплая, холодная, горячая. Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек. |
| Внести в игровой уголок: ванночку, тазик, предметы туалета для купания, стирки белья, водоплавающие игрушки, камешки. |
Месяц: Декабрь
Задачи | Специально-организованное обучение | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Восприятие и воспроизведение звуков речи, передавая ритм, правильно пользоваться речевым дыханием. | Воспитание звуковой культуры речи. Повторение потешки «Пошел котик на торжок…». Цель: формировать правильное и отчётливое произношение звуков П, П'. Вызвать у детей радость при чтении знакомой потешки. Учить их чётко произносить подговаривая. |
| В игровой уголок внести игрушку кота наглядно-дидактический материал «Домашние животные». |
Выделение с помощью взрослого ярко выраженных признаков в предметах (цвет, размер, части). Понимание обобщённого значения слова. | Темы: «На чем люди ездят», «Транспорт». Цель: закрепить и расширить знания детей о транспорте. Учить понимать обобщённое значение слова «транспорт», пользоваться этим словом в активной речи, объяснить, что относится к транспортным средствам (самолёт, поезд, автобус, автомобиль, троллейбус и т.д.) | Дидактическая игра «Найди пёрышко». Цель: учить различать и называть цвета: красный, зелёный, жёлтый. Предлагать им повторение простых и более сложных фраз, используя вопрос и восклицание. Пересказ текста Л.Славиной «Зайчик». Цель: продолжать развивать способствовать пониманию содержания рассказа без опоры на наглядность. Вызвать желание слушать сначала маленький рассказ про зайчика, а потом этот же рассказ, но в усложненном варианте. | Внести машины в игровой уголок. |
Освоение умения понимать обращённую речь с опорой на наглядность, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства. | Темы: Рассматривание картины «Зимние забавы», «Зима». Цель: продолжить учить детей рассматривать картины, акцентируя внимание на сюжете, на действиях персонажей. Связать сюжет картины с текущими временами года, ввести в активный словарь слово «зима» и сочетание слов «зимнее время года». |
| Внести иллюстрации о зиме в экологический уголок игрушки: снеговик, горку, санки для кукол. |
Месяц: Январь
Задачи | Специально-организованное обучение | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Обогащение представлений детей о живом мире, называние частей тела рыбки. Использование в речи глаголов для называния действий, прилагательных для обозначения некоторых особенностей. Понимание речи взрослого и умение отвечать на вопросы. | Рассматривание иллюстраций рыбок в аквариуме. Цель: Помочь детям осознать, что рыбка живая и нуждается в уходе и бережном отношении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбку руками. Словарь: рыбки, плавают, хвост, плавники. |
|
|
Восприятие и воспроизведении отдельных звуков речи и звукосочетаний с правильным использованием общеречевых умений (речевое дыхание, темп и ритм речи, дикция). | Упражнение на звукопроизношение. Д/И «Отгадай, кто к нам пришёл». Цель: приучать детей правильно произносить звуки М, П, Б, М', П', Б' и отдельные звукосочетания. Способствовать развитию речевого дыхания. Учить малышей различать на слух близкий по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость их произнесения, закрепить в речи детей названия отдельных предметов. |
| Игрушки Мишка, мышонок. Внести глину, еловые и сосновые шишки (для обследования детей). |
Понимание обращённой речи с опорой на наглядность. Восприятие и воспроизведение звукового образа слова, передавая его ритм. | Чтение детям потешки «Как у нашего кота». Цель: помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать её ещё раз, способствовать активному подговариванию слов при чтении её воспитателем. Развивать наблюдательность. Активизировать в речи слова «густая», «пушистая», «перья-пёрышки». |
| Внести игрушки: кошку, собачку, лисичку, зайчика, петушка. |
Месяц: Февраль
Задачи | Специально-организованное обучение | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Восприятие и воспроизведение звуков речи, звукоподражательных слов, с правильным использованием общеречевых умений (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция) | Дидактическое упражнение «Лягушонок». Повторение сказки «Теремок». Цель: Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты ребёнка. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков В, К. Учить детей различать на слух звукоподражания правильно произносить звук «ква-ква», широко открывая рот и с разной громкостью. Напомнить детям содержание сказки. Воспитывать интонационную выразительность речи. Словарь: лягушонок, пруд, теремок. |
| Игрушки из театра, тазик с водой, резиновые игрушки (лягушонок, рыбки). |
Обогащение представлений детей о животном мире, называние частей тела птицы. Использование в речи глаголов для называния действий, прилагательных для обозначения некоторых особенностей. Понимание речи взрослого и умение отвечать на вопросы. | Рассматривание картины с изображением гуся. Цель: Сложившиеся ранее фольклорный образ птицы, дополнить реалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенности птицы – тело, покрытое оперением, длинная тонкая шея, красный, большой клюв, красные лапки, любит и умеет плавать в реке, шипит, щиплется. Учить детей внимательно слушать текст. Использовать звуковую палитру рассказа для работы под правильным произнесением трудных звуков Г, Х, Ш, Щ. Эмоционально обогащать ребёнка. Словарь: тега-тега, хлебца покрошу, не щиплись. |
| Игрушка гуся (кольцеброс), картинки с изображением птицы, «Птичий двор», тазик с водой, игрушки гуся и уточки. |
Понимание обращённой речи с опорой на наглядность. Восприятие и воспроизведение звукового образа слова. | Рассказывание детям сказки «Козлятки и волк». Цель: рассказать сказку сопровождая текст показом фигурок настольного театра. Активизировать в речи слова: коза, козлята, козлятки, волк, избушка. |
| Фигурки настольного театра. Картины с изображением сказочных персонажей. |
Понимание обращённой речи с опорой на наглядность. Восприятие и воспроизведение звукового образа слов, передавая его ритм. Называние предметов одежды, включённых в круг действий. | Чтение потешки «Наша Маша маленька». Цель: помочь детям понять содержание потешки, запомнить слова. Вызвать желание слушать и помогать воспитателю читать её. Уточнить название предметов одежды. Словарь: одежда, пальто, шапка, сапожки. |
| Внести зимнюю одежду для кукол. Лото «Что кому нужно для прогулки» (одежда) Книга «кто во что одет» Дидактическая кукла Разная одежда. |
Месяц: Март.
Задачи | Специально-организованное обучение | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Обогащение представлений детей о животном мире. Понимание обобщающего значения слова. | Тема: «Животные и детёныши». Цель: познакомить детей с животными и их детенышами, расширить представления о них, закрепить знания о домашних животных, ввести в понимаемую, а затем и в обобщающем значением: «детёныш», «детёныши». Воспитывать любопытство, добрые чувства. Словарь: телёнок, козлёнок, котята, жеребёнок. |
| Игрушки животных и детёнышей, предметные картинки «Домашние животные». |
Понимание обращённой речи, реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы. | Тема: Чтение притчи Л. Толстого «Пришла весна, потекла вода». Цель: приучать ребят слушать небольшой рассказ без показа. Учить понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов, используя в речи слова: один, много, ни одного. Словарь: весна, потекла вода, один, много, ни одного. |
| Игрушки уточка, утята, тазик с водой, картина «На птичьем дворе». |
Восприятие и воспроизведение звуков речи и звукосочетаний, с использованием обращённых умений (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция). Освоение структуры простого предложения. | Упражнение на звукопроизношение «Медвежонок»; упражнение для развития речевого дыхания «Снежинки»; упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай по голосу». Цель: учить детей правильно произносить звук Э, производить сильный выдох через рот, различать на слух звукосочетания, отчётливо выговаривать слова и фразы. Помочь детям, опираясь на иллюстрации, припоминать содержание сказки, обучать составлению маленького рассказа. |
| Игрушки: медведь, цыплята, курочка, лягушка, петух. Настольный театр «Колобок». |
Д/У «Чей голос». Повторение стихотворения А. Бородинского «Солнечный зайчики». Цель: напомнить детям стихотворение, побуждая их договаривать отдельные слова и фразы. Приучать ребят различать на слух звукоподражания, варьировать громкость и скорость их произнесения. Закрепить произношение пройденных звуков. Следить за отчётливым произнесением слов: солнечный зайчик, прыгает на стене. |
| Игрушка зайка. В изоуголке гуашь жёлтого цвета, ватман, кисти № 5, № 8. |
Месяц: Апрель
Задачи | Специально-организованное обучение | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Произнесение слов и фраз с правильным использованием общеречевых умений. Освоение культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения. | Тема: «Передай куклу Катю». Цель: учить детей отчётливо и ясно произносить слова и фразы, приучать вежливо просить у товарища игрушку. Учить детей внимательно слушать, отгадывать простые загадки. |
| Внести игрушки: кошку, собачку, корову, козу. |
Освоение умения понимать обращённую речь с опорой на наглядность. Реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечая на вопросы воспитателя. | Рассматривание картины «Игра с куклой». Цель: учить детей понимать изображение на картинке, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию. Словарь: кукла, угостим, пришла в гости. |
| Внести новую для детей куклу, ванночку, мыльницу, губку, полотенце. |
Восприятие и воспроизведение звукового образа слова, передавая его ритм, правильное пользование речевым дыханием (говорить на выдохе). | |||
Тема: Девочка разбила чашку. Цель: учить детей правильно произносить звук Й, различать на слух разную громкость и скорость произнесения слов, приучать протяжно на одном выдохе произносить звук «У». Словарь: «Баю-бай, баю-бай, белолапа не лай». |
| Внести чайную посуду, дидактическую куклу. | |
Тема: Чудесная коробочка (мешочек). Цель: отрабатывать правильное произнесение звуков в словах. Учить детей произносить слова отчётливо правильно называя предметы, узнавать предмет, опираясь на слова воспитателя. |
| Внести набор предметных картинок, в уголок ряжения набор одежды. |
Месяц: Май
Задачи | Специально-организованное обучение | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Понимание обращённой речи. Восприятие и воспроизведение звукового образа слова. | Д/И «Комарики». Повторение потешки «Привяжу я козлика». Цель: вызвать у детей радость от прослушивания знакомой потешки, побуждать договаривать слова и фразы за воспитателем. Словарь: козлик, бодает, рожки, копытца. |
| Внести деревянную игрушку «Козлики на мосточке», дидактический материал «Домашние животные» |
Обогащение представлений о растительном мире, называние некоторых особенностей строения растений (цвет, строение). | Рассматривание одуванчиков. Цель: обогатить и уточнить представления детей о растениях своего участка, учить узнавать растение по цвету, строению. Словарь: одуванчик, жёлтый, ветерку послушное. |
| В уголке природы полить цветы, отметить многообразие цветов. |
Восприятие и воспроизведение звуков речи, с правильным использованием обращённых умений. Понимание обращённой речи без показа. | Дидактическое упражнение на отработку звукопроизношения. Рассказ на тему: Катя нашла котёнка». Цель: учить детей слушать рассказ без показа. Приучать чётко и правильно произносить звук Ц. |
| Игрушка кошка. |
Определение основных свойств и объектов неживой природы: песок, называние некоторых свойств и особенностей. | Ознакомление со свойствами песка. Цель: учить детей способам обследования материала (сыпать песок в руки, ссыпать с ладошки). Определить цвету влажность песка. Использовать в речи слова: сыпучий, влажный, сухой. |
| Игры в сухом бассейне. Внести ведёрки, формочки для игр с песком, муляжи фруктов, овощей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ум на кончиках пальцев
Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...
"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)
Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...
"Сказки на кончиках пальцев"
В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...
Чудеса на кончиках пальцев
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....
"Речь на кончиках пальцев"
Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....
Речь на кончиках пальцев
В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...
Сказки на кончиках пальцев
Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...