Использование головоломок «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина в работе педагога-психолога детского сада
материал на тему
В России вряд ли можно встретить семью с детьми, в которой не слышали бы фамилию Никитиных. Педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины очень много сделали в области воспитания подрастающего поколения и раннего детского развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhi_kvadrat.docx | 241.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование головоломок «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина в работе педагога-психолога детского сада
Горюнова Жанна Валерьевна,
педагог-психолог МБДОУ
д/с «Звездочка» г.Зернограда
В России вряд ли можно встретить семью с детьми, в которой не слышали бы фамилию Никитиных. Педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины очень много сделали в области воспитания подрастающего поколения и раннего детского развития.
В частности, они создали множество уникальных развивающих и обучающих пособий, которые до сих пор, несмотря на то, что прошло уже более полувека с момента их изобретения, не потеряли своей актуальности и практической пользы.
Самыми известными из пособий Никитиных являются "Уникуб", "Дроби", а также набор "Собери узор" и, конечно, оригинальный развивающий комплект «Сложи квадрат». Раньше его можно было сделать только своими руками, а теперь Квадрат Никитиных выпускается игровой промышленностью в больших количествах и во всех возможных вариантах.
Уникальность набора «Сложи Квадрат», как отмечал Борис Павлович Никитин, заключается именно в его универсальности. Любой взрослый, занимающийся с малышом, может легко адаптировать это пособие под возраст конкретного ребенка! Ведь у развивающего Квадрата нет одного единственного задания или "правильного" варианта сборки.
Я занимаюсь с воспитанниками МБДОУ д/с "Звездочка" города Зернограда собиранием Квадрата Никитина с самой младшей группы, только первые конструкции должны быть совсем несложными, понятными малышам и с легкостью им запоминающиеся.
Главное, чтобы маленький человечек смог самостоятельно сложить Квадрат, почувствовать уверенность в своих силах и удовольствие от полученного результата.
С пособием сложи квадрат Никитина, воспитанники постигают основы конструирования, учатся собирать целое из частей различной формы. Более того! Через никитинский квадрат ребенок приходит к пониманию того, что он может самостоятельно сложить все, что угодно, тем самым, повышается уверенность в себе! Даже самый фантастический образ, подсказанный богатым детским воображением.
Сложи квадрат Никитина - это тоже плод работы творческого воображения. Наглядная модель движения от простого к сложному, выраженная в простой и доступной маленьким детям игровой форме.
Казалось бы! Совсем несложные составляющие квадрата могут с легкость образовывать сложнейшие логические конструкции. И процесс этот настолько занимателен, что малыш, при предоставляемом взрослыми выборе, практически всегда предпочитает Квадрат Никитина самым ярким и "крутым" игрушкам.
Этот комплект "растет" вместе с ребенком! Постепенно задания усложняются, а набор остается неизменно интересным для своего маленького сборщика. Он готов "кроить и перекраивать" его без устали.
Главная задача педагога, занимающегося с ребенком никитинским квадратом - удержаться от активной практической помощи ребенку. Как бы ни велик был соблазн показать и подсказать, от этих действий следует воздержаться. Маленький человечек должен все сделать сам, включить свое воображение, напрячь логику. Да, и не может быть с Квадратом Никитина "неправильного" результата. Ведь в этой развивающей игре результатом является сам процесс.
Ребенок обожает собирать. Все, что угодно! Это его естественная природная потребность, начиная с самого раннего возраста. И чем больше возможностей для сборки будет у малыша, тем лучше. Квадрат Никитина, в этом смысле, незаменимая для детского развития и обучения вещь.
Вообще, принцип настольно-напольной игры «Сложи Квадрат», придуманной Борисом Никитиным в соавторстве со своей женой Еленой, достаточно прост. Из картонных или деревянных кусков-частей различной формы требуется сложить квадрат. Любой. Какой подскажет воображение ребенка. Побольше, поменьше - не важно. Главное - сложить!
Традиционно Квадрат Никитина подразумевает три уровня сложности. Чем выше уровень, тем больше частей предлагается ребенку для фигурного складывания. А авторский образец существует всего один. И укомплектован им только набор для самых маленьких "конструкторов".
Следует отметить, что Квадрат Никитина предлагает детворе поэкспериментировать не только с формой, но и с цветом. Ведь детям предлагаются разноцветные детали для сборки. Таким образом, в игровом развивающем процесс участвуют несколько отделов сенсорной системы в сознании ребенка. И в том числе, те, что "отвечают" за развитие речи и расширение памяти.
Помимо самого пособия, Никитины предлагали схему занятия с ним. Ее можно придерживаться досконально, а можно отойти немного в сторону, импровизировать. На выбор взрослого, который занимается с ребенком. И выбор его должен быть сделан, исходя из возраста малыша, уровня его развития и особенностей характера.
С воспитанниками старшей группы мы придумываем новые задания с "квадратным" набором, пытаемся складывать самые разные фигуры - от привычных геометрических до абсолютно фантастических!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"
Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом в работе с детьми со зрительной патологией....
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
«Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей
laquo;Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей...
Консультация для родителей "Специфика работы педагог-психолога в детском саду"
Выступление педагог-психолога на общем собрании родителей в саду...
Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду
Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду...
«Специфика работы педагога-психолога в детском саду»
Здравствуйте. В начале учебного года психологи собирают согласия родителей на психологическое сопровождение ребенка. Так как у многих моих коллег возникают вопросы, как оформить согласия, хочу по...