Влияние художественных впечатлений на самостоятельную деятельность детей.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лантухова Елена Михайловна

Интересный содержательный художественный образ оставляет глубокий след в душе детей, помогает им проявить свои способности, почувствовать в себе уверенность, развивает и обогащает творческую деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Влияние художественных впечатлений

                                 на самостоятельную деятельность детей.

     Одним из важнейших условий формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей является постоянное обогащение их художественными впечатлениями. Наряду с впечатлениями, которые оставляет у малышей слушание музыки, просмотр кукольных, теневых спектаклей, телепередач, в формировании самостоятельной музыкальной деятельности следует выделить и роль праздников, развлечений в детском саду.

    Приведу пример. Мы включили в программу новогоднего утренника детей старшей группы инсценировку нескольких эпизодов из произведений Н.Носова о Незнайке и его друзьях. К этому произведению нас привлекло его интересное содержание, а также небольшие выразительные музыкальные  пьесы, веселые песни, написанные композиторами Е.Тиличеевой, О.Корзиным.

    Эпизоды из книг отобрали с учетом возраста детей и доступности материала. Например: «Коротышки из цветного города», «В гостях у художника Тюбика», «Незнайка и музыкант Гусля», «Полет на воздушном шаре».

    Дальнейшая работа включила в себя следующие этапы:

1.Ознакомление детей с отдельными  эпизодами из «Приключений  «Незнайки и его друзей», чтение которых проводилось воспитателем группы в  вечернее время. После чтения каждого эпизода воспитатель беседовал с детьми о его содержании, о характере героев, их поступках. Дети повторяли наизусть рифмы, которые сочинил  Незнайка, когда он просил поэта Цветика научить его сочинять стихи. Например:

1.Знайка шел гулять на речку,

   Перепрыгнул через овечку.

2.Торопыжка был голодный,

   Проглотил утюг холодный.

3.У Авоськи под подушкой

   Лежит сладкая ватрушка.

2.На музыкальных занятиях разучивали с детьми песенки: «Песенка Незнайки» - музыка О.Корзина, «Винтик и Шпунтик» - музыка Е.Тиличеевой, «Песенка про кузнечика» - музыка В.Шаинского.

     Затем дети выполняли творческие задания, направленные на передачу однотипных образов: сочинить мелодию, как Незнайка играет на трубе, придумать действия к песенкам, показать, как Винтик и Шпунтик строят машину под музыкальный отрывок Е.Тиличеевой «Винтик и Шпунтик строят машуну» (сборник «Гусельки» 1973, № 23), сочинить мелодию на таком инструменте, на каком играет Гусля, придумать самим движения вальса, фигуры к танцу польки.

    При этом дети отмечали, у кого образы, движения получились лучше, интереснее, сами выбирали героев. Так, Незнайкой по общему желанию детей стал Алеша. Он хорошо пел, передавал образ непосредственно и эмоционально, с выразительной мимикой.

      В сценарий новогоднего праздника вошли отдельные отрывки из названных эпизодов. Это инсценирование проходило следующим образом: после того как дети вошли в зал, рассмотрели убранство елки, зала, спели песню про елку, рассказали стихи, в гости к детям пришел мишка  и принес большую волшебную книгу. Первым из книги появился Незнайка. Он исполнил свою песенку, самостоятельно придумывая и выполняя движения. Так, на слова «Меня Незнайкою зовут и взрослые и дети» он недоуменно разводит руками. Произносит следующие слова:

                                                  Но знаю я, но знаю я,

                                                  Я знаю все на свете.

     Задорно Незнайка пел припев, важно при этом вышагивая, смешно поворачиваясь  на одной ноге. Все эти моменты он подчеркивал и мимикой лица.

     По окончании песенки из-за елки появился поэт Цветик. Он был задумчив, в руках держал блокнот и карандаш. Незнайка, увидев его, воскликнул: «Ой, Цветик! Наш поэт».

     Незнайка (обращается к детям): «Опять он что-то сочиняет. (Подбегает  и тормошит его.) Цветик, Цветик, научи меня сочинять стихи!»

     Проходит сценка, где Цветик объясняет Незнайке, что такое рифма, как нужно под рифму подбирать слова. Незнайка сначала не понимает и сочиняет такие рифмы, как «палка-селедка», «пакля-рвакля», все дети смеются. Наконец, он нашел рифму и стал сочинять стихи про своих друзей. Дальше Незнайка находит письмо, но прочитать его не может. Тогда он берет свою трубу и начиняет громко на ней играть,сочиняя при этом свои ритмические рисунки мелодии. Из домика выбегают малыши, они окружают Незнайку. Кнопочка просит его прекратить так громко играть на трубе. Незнайка показывает им письмо и просит Знайку прочитать его. Знайка читает письмо, в нем дети детского сада приглашают всех друзей Незнайки на новогодний праздник. Веселые человечки рады. Они танцуют, напевая свою любимую песенку про кузнечика, придумывая при этом танцевальные движения. По окончании веселья Пончик   спрашивает всех, на чем же ехать на праздник в детский сад. Знайка предлагает Винтику и Шпунтику построить машину. Они строят ее из строительного материала под музыкальный отрывок «Винтик и Шпунтик строят машину». Далее Незнайка выбирает момент, когда у машины нет никого, садится, имитирует езду, «ломает» машину. Веселые человечки, сбежавшись, возмущаются, но тут опять выручает Знайка. Он предлагает всем лететь а воздушном шаре. С помощью воспитателя они надувают большой шар и, высоко держа его над головой, обегают вокруг елки. Друзья Незнайки поздравляют детей  с праздником и приглашают их на вальс. Каждая пара выполняет движения свободно, по собственному замыслу.

     Через несколько дней после праздника атрибуты, некоторые элементы декораций были внесены в музыкальный уголок для самостоятельной деятельности детей. Дети тут же обратили на них внимание, быстро разобрали все атрибуты, стали их примерять.

    Посоветовавшись с воспитателем, мы решили продумать, как лучше оживить впечатления детей, как вызвать у них желание воспроизвести небольшие эпизоды, сценки из произведений, проявляя инициативу и творчество. С этой целью воспитатель решил сам включиться в игру, стать соучастником в ней. Он взял трубу Незнайки и заиграл на ней. Дети удивились и обрадовались. Послышались возгласы:  «Это труба Незнайки!»

  • Где Незнайка? Он все ещё спит? - спрашивали дети.
  • Я здесь, я уже проснулся, - радостно закричал Алеша и стал быстро одеваться.

      Одновременно в помещение внесли и затем расставили декорацию, которая напоминала Цветочный город. Забор и ворота были построены из строительного материала. Увидев все это, дети радостно изумились, многие воскликнули: «Ой, как красиво!»

    Рассматривая декорацию, дети спрашивали:

  • Это улица колокольчиков?
  • Здесь живут коротышки?

     Затем решили поехать в Цветочный городок. Дружно запели песню «В траве сидел кузнечик». Приехав в городок, дети с восторгом рассматривали цветы, домики, инструменты, рисунки. Они сами стали решать, кто будет Гуслей, как и на каких инструментах будет учиться у него игре Незнайка,а Сережу-Тюбика дети стали просить их нарисовать, позировали ему. Около цветочного домика Кузнечик «заиграл» на неозвученной скрипке, напевая свою мелодию, а несколько ребят стали танцевать, импровизируя движения. Скоро весь  Цветочный городок пришел в движение, повсюду звучала музыка.

    Взявшись за руки, подгруппа девочек двигалась поскоком по кругу, напевая при этом песню «Зайчик» (музыка М.Старокадомского). Другие дети под мелодию вальса кружились бабочками. Дети подбирали разные игровые и танцевальные движения. Малоподвижные ребята стали увереннее петь и двигаться. Постепенно у большинства из них движения становились более плавными, красивыми. Танцевали дети с большим удовольствием.

   Обогащают впечатления детей и развлечения. Как-то мы устроили концерт «по телевизору». В программу концерта по желанию детей были включены танцы, которые они исполняли на праздниках, песенки героев книжки «Незнайка и его друзья», любимые произведения детей в записи, драматизация отрывков из произведения К.Чуковского «Федорено горе».

    Таким образом, мы убедились, что интересный содержательный художественный образ оставляет глубокий след в душе детей, помогает им проявить свои способности, почувствовать в себе уверенность, развивает и обогащает творческую деятельность детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование самостоятельной деятельности детей в младшей группе. Образовательная область "Чтение художественной литературы".

К самостоятельной деятельности детей побуждают  пережитые эмоции, впечатления, освоенные (и понравившиеся) способы деятельности. Поэтому целесообразно соотносить содержание непосредственно образо...

Интегрированный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности детей в аспекте художественно-эстетического развития.

Важность художественно-эстетического развитияИнтеграция образовательных областей как требование ФГТ и программыРабота ДОУ по интеграции образовательных областей – реальностьВыводы Приобщение ребё...

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»

«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»...

Консультация для воспитателей "Самостоятельная деятельность детей в процессе художественно-эстетического воспитания»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

Методическая разработкаСОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ         В младшем дошкольном возрасте возникают простейшие формы худож...

Создание условий для самостоятельной деятельности детей по ознакомлению с художественной литературой

Создание условий для самостоятельной  деятельности детей по ознакомлению с художественной литературой...