ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ «Профориентация дошкольников. Ребенок в мире профессии»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ
«Профориентация дошкольников.
Ребенок в мире профессии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz_2017-18.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
на педагогическом совете
МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»
Протокол № 1 от 31.08.2017г.
ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ
«Профориентация дошкольников.
Ребенок в мире профессии»
воспитателя Пименовой М.А.
на 2017 - 2018 г.г.
г.о.г. Кулебаки
Ф.И.О. педагога: Пименова Мария Анатольевна
Дата рождения: 21.09.1985г.
Место работы, должность: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»»
Стаж работы в данной должности: 13 лет.
Образование (когда и какое учебное заведение окончил, по какой специальности): Московский психолого – социальный институт, специальность – «психология», квалификация – «Психолог. Преподаватель психологии», 2009 г., прошла профессиональную подготовку в НГУ им. Лобачевского по программе «Теория и методика дошкольного обучения и воспитания», 2015г.
Курсы повышения квалификации за последние 3 года (место, время прохождения, вид курсов):
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского по программе «Теория и методика дошкольного обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО» (108 часов), 2014г.
Квалификационная категория: 1 квалификационная категория.
Тема самообразования: «Ранняя профориентация дошкольников. Ребенок в мире профессии».
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме программы саморазвития.
Задачи:
- Изучение научно – методической литературы, интернет – ресурсов по теме программы саморазвития;
- Определить содержание работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- Выступление с докладом из опыта работы по теме саморазвития на педсовете;
- Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями;
- Обобщение опыты работы, транслирование на персональном сайте и сайте ДОУ.
Актуальность
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности.
Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.
Задачи для воспитанников:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Практическая значимость заключается в том, данная разработка может использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога.
Педагоги всегда могут воспользоваться практическим материалом, представленным в разделе «Приложение», а также он поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.
Практический выход:
- Анализ научно - методической литературы, конспектов, статей на интернет – сайтах;
- Создание современной предметно - развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО (лэпбуки, дид. игры, мини музей «профессия «Пожарный»;
- Результат диагностики уровня развития представлений у воспитанников о профессиях;
- Выступление с отчетом о проделанной работе за 2017/2018 уч. год на педсовете, родительском собрании;
- Транслирование опыта работы на сайте ДОУ, на персональном сайте Социальной сети работников образования nsportal.ru
Ожидаемый результат у воспитанников:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- сформированность представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- сформированность обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- сформированость у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Перспективное планирование
Месяц | Работа с воспитанниками | Работа с родителями | Работа по самореализации |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям Д/и «Что не правильно нарисовал художник» Д/и «Волшебный мешочек» Д/и «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем» | Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка Консультация «Ознакомление детей с профессиями взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей». Анкетирование: «О воспитании трудолюбия в семье» Знакомство родителей с конкурсами, акциями, которые будут проводиться в ДОУ | Изучение литературы: Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.-М.: Просвещение,1974.-192с. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. Подборка практического и теоретического материала |
О К Т Я Б Р Ь | Экскурсия по ДОУ, беседа, презентация «Профессии в детском саду», моделирование сюжетно-ролевой игры «Кто работает в детском саду?». Составление альбома с детскими рисунками «Все работы хороши». Д/и «Кому это нужно?» Д/и «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?» | Консультации для родителей - «Профориентация детей в дошкольном образовании». | Методическая разработка: «Алгоритмы ознакомления детей с профессиями» |
Н О Я Б Р Ь | «Профессии моих родителей». ООД «Все работы хороши – выбирай на вкус» Профессия «Врач». Экскурсии в процедурный кабинет, с,ю игры «Поликлиника» | Изготовление презентаций или альбомов по профессиям «Где и кем работают мои родители». | Методическая разработка: «Технологические карты дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями взрослых» Открытый показ НОД «Путешествие в Детский город профессий» |
Д Е К А Б Р Ь | Выпуск газеты «Наши родители на работе» (рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей) Д/и«Что сначала, что потом?» Д/и«Угадай профессию» Участие в городском конкурсе рисунков «Кем быть» | Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», Создание библиотеки-передвижки «Мастер – класс»: «Мое хобби» с элементами показа работы. | Разработка лэпбука, мини-музея «Профессия «Пожарный» |
Я Н В А Р Ь | Д/и«Кому без них не обойтись?» Д/и«Угадай, что я делаю?» Экскурсия в пожарную часть. Загадки, пословицы и поговорки о профессиях. Сюжетно – ролевая игра «Пожарный». | Родительская гостиная «Все профессии важны!» | Презентация на педсовете: «Использование мини – музея, лэпбука «Профессия «Пожарный» для формирования первичных представлений о труде пожарного.
|
Ф Е В Р А Л Ь | Фотоколлаж «С днем защитника отечества! Профессии военных». Д/и«Что сначала, что потом?» Экскурсия в мастерскую, беседа с плотником. | Праздник «23 февраля». «Кем служил мой папа». | Методическая разработка: «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых». |
М А Р Т | Оформление стенгазеты «Профессии наших мам» Творческая мастерская «Подарки для мамы» Д/и «Что делают этим предметом?», «Что предмет расскажет о себе?» Экскурсия в прачечную, беседа с ее работниками Сюжетно – ролевая игра. | Мастер – класс «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» День открытых дверей «Встречи с интересными людьми нашего детского сада». | Выступление на педчасе: "Психологические, гендерные особенности детей среднего дошкольного возраста, определяющие возможность познания профессий взрослых" Публикация в электронном журнале «Педмастерство», «Педагог ДОУ» |
А П Р Е Л Ь | Д/и «Отгадай, кто это?», «Названия профессии от А до Я», «Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др.)?» | Консультация для родителей: «Умелому любая работа по плечу – трудовое воспитание с детства». | Открытый показ ООД в Детском городе профессий «Все профессии важны!», «Играем – профессию выбираем!» |
М А Й | Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям | Фотоотчет «Из жизни группы» | Выступление на педагогическом совете «Ранняя профориентация дошкольников». Презентация из опыта работы на персональной страничке nsportal.ru и на сайте ДОУ. |
Интернет – ресурсы
- http://nsportal.ru
- http://www.maam.ru
- http://dohcolonoc.ru
- http://pedcoved.ru
Литература
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
- «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
- Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014;
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план НОД для детей среднего дошкольного возраста по ранней профориентации «В мире профессий» на 2017-2018 учебный год
Тематический план НОД...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)
Цель: Вызвать у детей интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить знания детей о профессиях ...
Перспективный план по ранней профориентация дошкольников "В мире профессий"
Этот план по раннеей профориентации дошкольников для воспитателей ДОУ, целью которой является расширение знаний и формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о про...
План творческой группы «Дошкольник в мире профессий»
План творческой группы «Дошкольник в мире профессий»...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»
обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....
ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ «Профориентация дошкольников. Ребенок в мире профессии»
ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ «Профориентация дошкольников. Ребенок в мире профессии»...
Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»
Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....