картотека для детей раннего возраста
картотека (младшая группа) на тему

Сорокина Лидия Александровна

картотека для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_dlya_detey_rannego_vozrasta.doc1002 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетные игры

  • Разбуди куклу

Предложите малышу поиграть в утро куклы Даши.  Положите куклу в кроватку, накройте одеялом и попросите кроху побыть мамой или папой Даши: разбудить ее, умыть, покормить, отвести в детский сад. Помогайте малышу,  активно участвуйте в игре, возьмите на себя роль куклы. При умывании можно прочитать потешку, соответствующую моменту, перед завтраком — подробно обсудить меню  куклы. Побуждайте ребенка говорить простыми  законченными предложениями, озвучивать свои действия, например: «Сейчас Даша умоет личико, вымоет глаза, щеки, нос, рот (малыш показывает на все перечисляемые части тела,  умывает куклу)». Понаблюдайте за ребенком, возможно, вы увидите себя такой, какой видит вас ваш ребенок.

  • Добрый доктор Айболит

Предложите малышу поиграть в доктора. Наденьте  белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть ребенок приведет на прием свою дочку (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно беседуйте с «родителем» и его  «чадом». Спрашивайте: «Что у вас болит? Где болит, как  болит?». Побуждайте ребенка отвечать на ваши вопросы,  называть части тела, рассказывать про свою куклу. Если у вас есть игрушечный набор «Доктор», назовите все  инструменты, которые в него входят, если набора нет, их  можно заменить подручными средствами: карандаш —  термометр, ложка — лопатка для осмотра горла, шнурок,  заправленный за уши — фонендоскоп и т.п. Объясните малышу, почему кукла заболела (переела мороженого, гуляла по  лужам, попила холодной воды). Предложите крохе  поменяться ролями. Разыгрывать ситуацию «доктор — больной» можно  между куклами. Такие игры помогают перебороть детские страхи, возникающие при контактах с врачом. Игра способствует развитию навыков общения,  социальной адаптации.

  • Поход в магазин

Научите ребенка «ходить в магазин». Сначала  выясните—в какой магазин вы хотите пойти: продуктовый,  хозяйственный, «Детский мир» и т.п. Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробка — кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки - это сушки, а детали от конструктора — печенье». В следующий раз отправьте  кроху в самостоятельный поход по магазинам. А вы можете стать продавцом или кассиром. Игра способствует развитию воображения, навыков классифицирования. Игра развивает функции сравнения и обобщения в мышлении детей, развивает речь, воображение, учит общению.
Для игры вам понадобится: несколько игрушек (кукла, мишка, машинка и т.д.) и несколько картинок с изображением знакомых предметов.
Взрослый предлагает ребёнку пойти в магазин за покупками. Магазин можно оформить в другой комнате ( расставить на «витрине» «товар»). Роль продавца играет сначала взрослый, а покупателя кукла. Малышу предлагается сначала понаблюдать за происходящим. Кукла, к примеру, «выбирает» машину. Рассмотрите, что купила кукла. Опишите игрушку.
Затем взрослый предлагает «товар» называет все игрушки и картинки.
- «Теперь ты назови, что хочешь купить»- предлагает взрослый. Пусть ребёнок сделает несколько покупок, и обязательно обсудите каждую покупку.
- В следующий раз роль продавца можно предложить ребёнку. Вы называете «товар», а малыш приносит вам его.

  • Угадай, кто это?

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь. Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Дидактические игры

 Игра с пирамидкой 

Цель игры-занятия: научить ребенка результативным действиям. Ребенку показывают пирамидку в собранном виде. Затем на его глазах снимают и вновь надевают все кольца. Воспитатель сопровождает свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли — нет пирамидки. Сейчас опять соберем пирамидку — будем кольца на стержень надевать!» Далее он снова разбирает и собирает пирамидку. Наконец предлагает ребенку самому проделать все необходимые действия.

  • Кубик на кубик

Цель игры-занятия: научить ребенка ставить кубик на кубик, получая при этом самостоятельный результат своих действий.

  • Хитрые матрешки 

Цель Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины  предметов 

Первые математические понятия – сравнение по величине. 
- Покажите малышу матрёшку и прочтите стихотворение: 
Вот матрёшка-мама, дочка где не знаю. 
Прячется малютка, вот она какая! 
Появилась дочка маленького роста 
С ней матрёшка-мама, загляденье просто! 
- Покажите, как матрёшку можно раскрыть и вынуть из неё матрёшку поменьше. Обязательно нужно сопровождать действия словами: «Какая маленькая матрёшка внутри большой!» 
- Покажите поочерёдно то маленькую матрёшку, то большую: «Вот большая матрёшка-мама! А это маленькая матрёшка-дочка, маленькая! 
- Поставьте обе матрёшки рядом и сравните их по росту. 
- А теперь вложите в большую матрёшку маленькую, и опять достаньте. 
- Предложите малышу самому собрать и разобрать матрёшку, показать большую, показать маленькую. Ну, и обязательно похвалите ребёнка, ведь он очень старался!

  • Поставь букет цветов в вазу

Цель Учить детей группировать предметы по цвету.

Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

  • Разложим по порядку

Возьмите неглубокую миску и высыпьте в нее бусинки двух цветов, примерно по 5-7 штук. Справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите малышу сложить в одно блюдце бусинки одного цвета, во второе – другого цвета. Покажите малышу, как надо перекладывать бусинки: по одной, беря тремя пальцами. Если какие-то из них упадут на пол, то поднимать их следует совочком. Работу обязательно надо довести до конца, так как этот навык очень важен.

  • Соберем бусы

Развитие мелкой моторики рук, внимания, воспитание терпения, усидчивости. 
Для игры нам потребуются: колечки от пирамидок или небольшие предметы с отверстиями (не более 3-4шт), верёвочка или шнурок. 
- Покажите ребёнку уже готовые бусы с нанизанными колечками или игрушками. Затем, в присутствии малыша снимите все колечки и положите перед ним. 
- Предложите малышу собрать бусы. Важно обратить внимание, что колечки берутся по одному. 
- В процессе нанизывания на верёвочку, не забывайте хвалить ребёнка. 
- В дальнейшем, в качестве усложнения, можно чередовать колечки по цвету, по размеру (от двух цветов, или маленькое и большое).

Строительно-конструктивные игры

  • Поезд 

   Предложите ребенку построить поезд из кубиков или деталей конструктора. Для этого можно поставить 3-4 кубика вплотную один за другим, посадить на них фигурки человечков или животных и толкая конструкцию, двигать ее вперед, изображая голосом гудок «Ту-ту, поехали!» Стенка Малыши с удовольствием манипулируют с деталями конструктора «Лего». Насаживая друг на друга детали, можно построить большую разноцветную стенку. Эту стенку можно использовать для игры «в прятки» с маленькими фигурками. За этой стенкой могут прятаться поросята или козлята от волка. 

  • «Собери машину из геометрических фигур»

  Цель : Закрепление знаний о геометрических фигурах .
Материал: На листе картона схематичное изображение машины: части машины разные геометрические фигуры( круг, квадрат, треугольник ,прямоугольник)
Ход игры : Показать способ складывания машины путем наложения частей машины на схематичное изображение .Потом предложить ребенку самостоятельно собрать машину. Затем спросить какие геометрические фигуры напоминают колеса, кузов, кабина.

  • Строим город

Нарисуйте на листе бумаги дорожку, а вдоль нее с двух сторон контуры граней геометрических тел (приложите кубики, кирпичики, цилиндры прямо на лист и обведите). Это будет проект нового города. Пусть ребенок расставит дома согласно проекту и поиграет в новом городе – покатает машинки, поселит кукол, маленьких зверюшек.

  • Зеркало

Расположите на столе в ряд (или одну под другой – башенкой) две-три фигуры. Попросите малыша расставить рядом такие же фигуры. Со временем увеличивайте количество элементов в игре, также можно предложить расставить фигурки в обратном порядке.

Театрализованные игры

В младшей группе предложите детям показать, как прыгает лягушка, ходит косолапый мед ведь. Наблюдая с детьми исполнителей, учите их подмечать различия и характеристике образов. Эта работа помогает лучше передать характер персонажа. Можно использовать загадки: «Покажи, как прыгает зайка» (В. Агафонников «Маленький — беленький»); «Покажи, как ходит петушок» (В. Агафонников «Не ездок, а со шпорами»).

Подвижные игры

  • Топотушки

Мы топаем ногами (дети топают нотками), Мы хлопаем руками (дети хлопают ручками), Качаем головой (дети качают головой), Качаем головой (дети качают головой).

Мы ручки поднимаем (дети поднимают ручки), Мы ручки опускаем (дети опускают ручки), Мы ручки подаем (дети берутся за руки) И бегаем кругом (дети бегут по кругу).

(Е. Тихеева)

  • Где же наши ручки?

Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют
соответствующие движения.

У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
(руки за спиной)

Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(показывают руки)

У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
(уши закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(показывают уши)

У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
(глаза закрывают ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(убирают ладошки от глаз)

  • Зайка

Зайка серенький сидит 
И ушами шевелит. 
Вот так, вот так 
Он ушами шевелит. 
Зайке холодно сидеть, 
Надо лапочки согреть. 
Вот так, вот так 
Надо лапочки согреть 
Зайке холодно стоять, 
Надо зайке поскакать. 
Вот так, вот так 
Надо зайке поскакать. 
Зайку волк испугал! 
Зайка тут же убежал!

  • Собака и воробьи

Скок поскок
Скок поскок
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Чив, Чив, чив
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик-чирик!
(имитируешь движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала
Воробушек распугала.

  • Солнечный зайчик

 

Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: 2Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками зайчика. Если зайчик окажется на полу – его можно ловить ногами.


Скачут побегайчики 
Солнечные зайчики, 
Мы зовем их — не идут, 
Были тут — и нет их тут. 
Прыг, прыг по углам, 
Были там — и нет их там. 
Где же зайчики? Ушли, 
Мы нигде их не нашли.
              (А. Бродский) 

Пальчиковые игры

  • «ШАЛУН» 

    Наша Маша варила кашу 
    Кашу сварила, малышей кормила. 
    (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) 
    Этому дала, этому дала, 
    Этому дала, этому дала, 
    (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 
    А этому - не дала. 
    Он много шалил, 
    Свою тарелку разбил. 
    (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и

слегка покачивать)

  • Цветики

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли в садик погулять

Ходим, ходим мы по лугу

Там цветы растут по кругу

Лепесточков ровно пять

Можно взять и посчитать

1–2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.

3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.

5–6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.

  • «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ» 

    Есть игрушки у меня: 
    (хлопать в ладоши) 
    Паровоз и два коня, 
    Серебристый самолёт, 
    Три ракеты, вездеход, 
    Самосвал, 
    Подъёмный кран. 
    (загибать поочерёдно пальчики) 

  • «ПАСТУШОК» 

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, 
Потерял пастух дуду. 
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе) 
А я дудочку нашла, 
Пастушку я отдала. 
(хлопки в ладоши) 
Ну-ка, милый пастушок, 
Ты спеши-ка на лужок, 
Там Бурёнка лежит 
На теляток глядит. 
А домой не идёт, 
Молочка не несёт. 
Надо кашу варить, 
Деток (можно произносить имя вашего малыша) 
Кашей кормить. 
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки) 

  • «За дровами»

После завтрака мы с вами

В лес поедем за дровами.

Пилим-пилим, пилим-пилим!

Быстро мы бревно осилим!

Рубим-рубим, рубим-рубим!

Топором работать будем,

Привезем домой дрова,

Сложим посреди двора.

1–2 строчки – сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.

3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.

5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.

7–8 строчки – выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.

  • «Ёжик»

Ежик Николка под елку свалился,

Ежик Николка по травке катился,

Брюшко решил он на солнце погреть,

Ну и конечно, слегка загореть.

Солнышко скрылось, ежик замерз,

Успел загореть только маленький нос.

1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.

3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.

5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

  • «Цветочки»

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается —

Цветочки раскрываются,

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

Игры забавы

  • Мы на лодочке плывем


Сядьте на пол, вытяните ноги вперед. Посадите сверху малыша, обнимитесь с ним или возьмитесь за руки. Раскачивайтесь в разные стороны и напевайте:

Мы на лодочке плывем, Эту песенку поем. Ветер по морю гуляет, нашу лодочку качает.

  • «Кулачки»

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки,

Застучали молотки,

Заиграли кулачки,

Тук-ток, тук-ток,

Нашей Леночке — годок!

(Нашему Мишеньке — годок!)

  • «Раздувайся, пузырь!»

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Воспитатель говорит: «Вот как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Все становятся тесным кружком. Затем, не размыкая рук, начинают делать шаги назад со словами:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,        

Да не лопайся!!!

Затем воспитатель восклицает: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и собираются в кучку. Игра повторяется несколько раз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека для детей раннего возраста.

Картотека для детей раннего возраста....

Картотека для детей раннего возраста

Картотека для детей раннего возраста на тему:«Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста»...

Картотека «Игры детей раннего возраста в адаптационный период»

Картотека «Игры детей раннего возраста в адаптационный период»...

Картотека для детей раннего возраста по лепке

Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость; способствовать формированию у детей интереса к лепке...

Картотека для детей раннего возраста по лепке

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие п...

Картотека «Игры детей раннего возраста в адаптационный период»

Игры детей раннего возраста в адаптационный период...