Уголок психологической разгрузки
консультация на тему
Рекомендации воспитателям по созданию психологического уголка в группе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_psihologicheskoy_razgruzki.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему
«Организация психологического уголка в группе ДОУ»
(в рамках семинара «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО»)
При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения [2].
В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.
Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
Цель уголков: сохранение психологического здоровья воспитанников, что отвечает ФГОС ДО; создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе.
- Зона для релаксации и саморегуляции:
- Уголок для уединения. Уголок уединения призван решать задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету. Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади.
- Мягкие подушки (в том числе, «Подушка-подружка») или мягкая мебель;
- Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
- Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
- Груша для битья, поролоновые подушки (кукла «Бо-бо»);
- Мишени, дротики на липучках, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
- Набор бумаги для разрывания;
- «Коврик злости» - если они злишься, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
- «Стаканчики для крика». Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
- «Говорящие молоточки» - молоточки, издающие смешные звуки. Если ребенок сердится, он может «поругаться» с помощью такого молоточка;
- «Ведерки для страхов». Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;
- «Стул для размышлений» служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
- «Стульчик доброты». На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
- «Волшебный пластилинчик». Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
- Емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами;
- Шнуровка, ленточки, плетение кос;
- Дидактическая игра «Собери бусы»;
- Цветные клубочки пряжи разного размера. Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.
- Массажные мячи -«ежики». Обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
- «Мешочки настроений» - один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением (мешочек радости, веселого настроения, улыбок), другой – из темного материала, с изображением лица с плохим настроением; мешочки завязаны шнурками. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, плотно завязать, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.
- Зона повышения самооценки.
В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому в уголках могут быть:
- «Коробочки добрых дел», куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
- Подиум;
- Медали;
- Мини-стенд «Герой дня»;
- «Сонные игрушки» (в период адаптации к ДОУ) - мягкие игрушки размером от 10 до 20 см, расположены на специальной полочке в спальне (по количеству детей). Для детей гиперактивных – игрушки с наполнителем. Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками: «Это сонные игрушки. Они помогут вам заснуть и увидеть сказочные сны». Тихо звучит музыка, под которую разбираются постельки. Вместе с игрушкой педагог подходит по очереди к детям, которые легли в постель, и шепотом обращается к каждому, называя его ласковым словом, подчеркивая его положительные черты характера, поведения, вселяя в него чувство уверенности. Например: «Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова (можно их произнести), и ты ему прошепчи тоже что-то приятное и приласкай его». Каждый день следует отмечать новые личностные приобретения ребенка. Игрушки тоже необходимо менять. После того как все игрушки «выбрали» детей, музыка затихает, и дети отдыхают. Пробуждаются дети под музыку, аккуратно ставят игрушку на полочку, поблагодарив за сон.
- Зона коммуникативного развития
Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития находятся игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
- «Коврик дружбы» («коврик мира») - кусок тонкого пледа или ткани размером 90х150 см или мягкий коврик такого же размера. Педагог пишет на нем имена всех детей, а дети помогают его украсить. Как только возникает спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии.
- «Подушка примирения» - подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки. Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
- «Коробочка для примирения» - яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы. Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
- Игра «Мое настроение» («Доска настроений»). Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
- Парные картинки - помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.
Где и как расположить психологический уголок – нужно решать индивидуально в каждой группе. Если совсем мало места – можно сделать складной уголок или зоны разнести в разные места.
Литература:
1. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я Зедгенидзе. – Изд. 2-е. - М.: Айрис-Пресс, 2006.
2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
4. Смолякова Е.Н. Организация психологических уголков в группе детского сада // Воспитатель дошкольного учреждения. – 2013. - №4.
5. Соседенко Т.А. Дизайн-проект «Психологический уголок» // Справочник старшего воспитателя. – 2011. - №1. – с. 36.
Карта для анализа «Оснащение психологического уголка в группе»
Группа № ________(______________________________________)
Дата заполнения Карты __________________________
Воспитатели: ___________________________________________________________________
Назначение | Материалы и оборудование | Отметка о наличии в группе |
1. Зона для психологической разгрузки | уголок для уединения (палатка, ширмы, ткани) | |
мягкая мебель, модули | ||
подушки, в том числе «Подушка-подружка» | ||
фотоальбомы с групповыми и семейными фото | ||
телефон «Позвони маме» | ||
аудиозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха), музыкальный фонтан | ||
2. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме | груша для битья, поролоновые подушки (кукла «Бобо») | |
мишени, дротики с липучками, мешочки с крупой для метания | ||
набор бумаги для разрывания | ||
«Коврик злости» | ||
«Стаканчик для крика» («мешочек для крика») | ||
«Говорящие молоточки» | ||
3. Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции | «Ведерки для страхов» | |
«Стул для размышлений» | ||
«Стульчик доброты» | ||
«Волшебный пластилинчик» | ||
емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами | ||
шнуровка, ленточки, плетение кос | ||
дидактическая игра «Собери бусы» | ||
цветные клубочки пряжи разного размера | ||
массажные мячи-«ёжики» | ||
«Мешочки настроений» | ||
4. Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр | «Коврик дружбы» («Коврик мира») | |
«Подушка примирения» | ||
«Коробочка примирения» | ||
«Доска настроений» | ||
дидактические игры на социально-эмоциональное развитие (перечень игр написать на обороте Карты) | ||
парные картинки | ||
5. Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей | подиум | |
мини-стенд «Герой дня» | ||
медали | ||
«Сонные игрушки» | ||
«Коробочка добрых дел» | ||
6. Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде | игры «Твистер» и т.п. |
Дополнение к п. 4. Дидактические игры на социально-эмоциональное развитие
№ п/п | Наименование игры | № п/п | Наименование игры |
Дополнения к п. 1-п. 6
Педагог-психолог ______________ /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголок психологической разгрузки для детей в детском саду "От любопытных глаз скрываясь.."
Организация уголка психологической разгрузки в группе детского сада....
Уголок психологической разгрузки в группе детского сада
В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников. Обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей. Современные дет...
Уголок психологической разгрузки "Комната Фей".
Сохранения психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреднения....
Уголок психологической разгрузки.
В нашем детском саду наш педагог – психолог предложила каждой группе создать психологический уголок, т.е. уголок психологической разгрузки для детей. Мы все воспитатели с энтузиазмо...
«Уголок психологической разгрузки – для чего?»
Дети часто пребывают в разном эмоциональном состоянии, приходят в детский сад с плохим настроением, чувствуют себя обиженными, проявляют агрессию по отношению к сверстникам, им негде ее выплеснуть, ос...
Уголок психологической разгрузки в кабинете педагога-психолога ДОО
Так как многие детские сады не имеют возможности организовать полноценую сенсорную комнату, можно оформить в группе или кабинете такой уголок релаксации...
Консультация для педагогов «Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»
В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они часто конфликтуют со сверстниками, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют других детей. Современ...