Круглый стол «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
материал на тему

Волосач Наталия Валерьевна

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

Задачи :

Повысить компетентность педагогов в экологическом воспитании дошкольников.

Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.

Развивать творческий потенциал педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_ekologiya.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении Детский сад «Сказка» поселка городского типа Куйбышево Бахчисарайский район Республика Крым

Круглый стол

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Подготовила  старшийвоспитатель:

                                                                   Волосач Н.В.

Куйбышево 2017г.

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

Задачи семинара-практикума:

Повысить компетентность педагогов в экологическом воспитании дошкольников.

Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.

Развивать творческий потенциал педагогов.

Ход:

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

1.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Приглашаю вас поговорить о экологическом воспитании детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.
Что означает термин «Экология»?
Само слово «экология» образовано от греческих «экос» - «дом» и «логос» - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году. Некоторые возможные определения науки «экология»:
• Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе.
• Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах
Что подразумевается под экологическим воспитанием дошкольников?
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
– экологическое воспитание – это система, направленная на формирование, начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых;
– система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Какова роль педагога в экологическом воспитании дошкольника?
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

Упражнение «Методический пейзаж»

На ватмане нарисовано дерево без листьев, большие и маленькие цветы без лепестков.

Команды получают задание:

- Написать на стикерах и приклеить на ватман сформулированные задачи экологического воспитания в дошкольном учреждении (листья дерева);

- Формы работы по экологическому воспитанию (лепестки маленького цветка);

- Методы и приемы работы с детьми по экологии (большой цветок).

Также в работе используются следующие формы работы с детьми:

- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;

- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;

- игры экологического содержания;

- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

- чтение литературы природоведческого содержания;

- инсценировки, театрализованные представления;

- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;

- экологические праздники, акции;

- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;

- изготовление поделок из природного и бросового материала;

- интегрированные занятия.

А теперь остановимся на методах экологического воспитания.

            Если говорить о методах обучения – то это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

            В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

            К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

            Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

            Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

К задачам экологического воспитания относят:

формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

 развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

 воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

развитие чувства эмпатии к объектам природы;

формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

 формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности;

формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [2].

- Как вы считаете, почему так важен региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников?

-Можно но ли ознакомить дошкольников с природой родного края только лишь по картинкам, худ. Лит.?

2.Психологическое упражнение «Полюбите животное»

На ватмане нарисован дом с окошками. Воспитатели должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? Воспитатели приклеивают стикеры в окошки, а затем вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.

У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые преимущественно бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т.д. Мы не задумываясь формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира. Считаю, что психологическое упражнение «Полюбите животное» следует проводить на занятиях с детьми.

3.Пед. Ситуация .Упражнение «Дайте оценку»

Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.

1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.

- Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.

Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».

2) Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота со стороны из дома и сказала: «Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку».

3) Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил:

- Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».

4.Экологическая среда в ДОУ

- Какая развивающая среда по экологическому воспитанию должна быть создана в группе?

Экологическая развивающая среда группы и уголок экспериментирования предназначены для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства коллекциями природного материала, проведения опытов и экспериментов; в группе имеются: календари природы, дидактические и развивающие игры, природный материал, иллюстрации с животными и птицами, растительным миром и т.д. предназначенных для проведения занятий по ознакомлению детей с окружающим миром.

Так же в группе проводя работу по экологическому воспитанию необходимо иметь коллекции, предназначенные для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

  • Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.)
  • Разнообразие
  • Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)
  • Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)
  • Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)
  • Безопасность

Зона библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания; сказочные персонажи, куклы — сказочные персонажи и технический комплекс.

В группе можно повесить карту мира, на которой дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.

Оборудование и материалы уголка экспериментирования

Примеры коллекций

1. Коллекции «Летающих семян»

Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.

2. Коллекция других семян и плодов

Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.

3. Коллекция соцветий

Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

Оформление растительных коллекций

Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.

4. Коллекция камней

В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.

Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).

5. Коллекции песка, глины, почвы

Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.

В зоне коллекций можно составить модель строения почвы (в очень упрощенном варианте). Для этого нужно взять достаточно высокую прозрачную банку. На дно банки насыпьте мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, или просто глины). Сверху разместите верхний слой почвы с корешками растений, сухими листьями, мхом.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

  1. место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
  2. место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы, лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой, песок, глина, семена, камни.

Уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности, условно можно разбить по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Резина».

В группе необходимо иметь «Прозрачный горшок» — стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

Но так как в группе недостаточно места чтобы расположить все экспонаты, мы предлагаем их выставлять по месяцам.

Таким образом, создавая Уголки экспериментирования необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в Уголке экспериментирования, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

Отразить свои впечатления дети могут и в ИЗО деятельности. Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и глубоко познают ее. Дети могут изобразить наблюдаемый объект или саму примету. Хорошо создать журнал «Живой барометр», где бы хранились эти рисунки.

Постоянные наблюдения и уход за растениями (в летний период) у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

Педагоги должны помнить, что при осознанно правильном отношении к окружающей действительности «Красота природы будет вечной, только не жалейте для нее своей любви».

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

Природа останавливает глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства. Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому его нужно знакомить с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. Для этого не обязательно везти детей за город, а можно и в саду, на участке, огороде, цветниках знакомить их с природой.

Старший воспитатель: Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

4.Упражнение «Песенный вернисаж»

Завершить наш круглый стол мне хотелось бы веселым упражнением «Песенный вернисаж». Давайте вспомним  и поочередно споем песни о растениях, животных, воде, природные явления, и тому подобное.

Литература

1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5.

2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7.  

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

4. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7.

5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

7. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ЛАНДШАФТНЫЙ СТОЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ

Многофункциональный игровой ландшафтный стол - современный образовательный инструмент воспитателя.  В  материалах  представлен опыт использования многофункционального игрового ландшафтн...