Консультация для воспитателей "Целеустремленность у старших дошкольников"
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_vospitanie_tseleustremlennosti_u_starshih_doshchkolnikov.docx | 172.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 40 "ВАСИЛЁК"
141850, Московская область, Дмитровский район, г.п. Деденево, ул. Заводская, 13. | E-mail: vasilek.dmirov@mail.ru Тел.: 8(496)222-12-40 |
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Провела воспитатель: Попова Дарья Павловна
г.п.Деденево 2018
Дата__________________
Люди способны большего добиться в жизни,
если верят,
что их судьба находится в собственных руках.
Д. Роттер
Особое значение в жизни человека во все времена великие мыслители придавали целеустремленности. Французский писатель и историк Ж.Э. Ренан писал: «Чтобы привести в движение все свои силы , человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его воодушевить». Другими словами, важная, воодушевляющая человека цель активизирует, приводит в движение его деятельность, способности и умения.
Что такое целеустремленность? В толковом словаре С.И. Ожегова целеустремленный означает имеющий ясную и определенную цель, стремящийся к ее достижению.
Что дает человеку целеустремленность? Во-первых, без цели и усилий невозможно достижение хорошего результата в любой деятельности. Успех в бизнесе, любом виде труда, учении, спорте связан с постановкой целей и настойчивостью в их достижении. Известный американский изобретатель Томас Эдисон считал, что секрет гения – это работа, настойчивость в достижении цели и здравый смысл.
Во-вторых, если у человека есть цель, т.е. образ того, что ему нужно, то действия по ее достижению сопровождаются эмоциями радости, приятного напряжения и даже приятной усталости. Человек получает энергию от позитивных эмоций, которые дает предвкушение достижения цели.
В-третьих, наличие цели активизирует поиск средств, способов ее достижения, стимулирует инициативу и творчество. Целеустремленный человек находит средства, а если это удается, то сам их создает. Подобный опыт важен как расширение и совершенствование способностей и умений человека.
Наконец, опыт достижения цели и осознание этого стимулируют развитие уверенности в себе, способности самостоятельно строить свою жизнь и решать важные жизненные задачи.
Как воспитать целеустремленность? Для ответа на этот вопрос следует понять структуру целеустремленности, выяснить, из каких действий и умений она складывается.
Если конкретизировать приведенное выше определение целеустремленности, то можно выделить две группы умений. Первая группа связана с умениями поставить цели, вторая – с умениями определять пути, средства их достижения, преодолевать препятствия, находить сподвижников и помощников. Первая группа умений, условно говоря, отвечает на вопрос: «Что я хочу достигнуть?», а вторая – «Как я этого достигну?». Только на первый взгляд это простые вопросы. Неточные и неполные ответы на них и приводят к тому, что человек никуда не стремится, цели его не вдохновляют, не достигаются или оказываются неважными и даже чуждыми. Так, лишь добежав однажды до финиша, человек замечает, что бежал не в ту сторону.
Говоря о воспитании целеустремленности у детей, следует учесть возрастные особенности дошкольников, чтобы определить, какие элементы целеустремленности могут быть заложены на соответствующем возрастном этапе. Целеустремленными не рождаются, ими становятся, но не вдруг, а постепенно. Фундамент целеустремленности может и должен закладываться в дошкольном детстве, чтобы взрослый человек легче и гармоничнее овладел более сложными составляющими целеустремленности.
В воспитании целеустремленности у дошкольников можно выделить два этапа. Первый под названием «фундамент целеустремленности» соответствует возрасту старшей группы детского сада, а второй – «детская целеустремленность» - возрасту подготовительной группы.
Остановимся подробнее на первом этапе – «фундамент целеустремленности». Его основной целью является знакомство ребенка с целеустремленностью как характеристикой человека и создание мнения о самом себе как о целеустремленном человеке. Формирование такого мнения как «самореализующееся пророчество» будет стимулировать дальнейшее развитие целеустремленности у дошкольника. Вспомним античного поэта Вергилия: «Они могут, потому что думают, что могут». Так и здесь, дошкольники станут целеустремленными, потому что будут думать, что они являются таковыми.
В соответствии с возрастными особенностями детей старшей группы формируется содержание данного этапа, предполагающее знакомство дошкольников на примере литературных произведений с целеустремленностью как характеристикой человека. На доступном примере (сказке, истории) дети рассматривают ситуацию, в которой персонаж ставит себе цель и добивается ее в течение определенного периода времени, преодолевая трудности и препятствия. Тем самым осуществляется «образное кодирование» - «помещение» образа целеустремленного поведения персонажа в психику ребенка и осознание им такого поведения как целеустремленного.
Важно акцентировать внимание на поиске персонажами путей, способов достижения цели, в т.ч. их обращении за помощью. Поскольку для целеустремленности актуально не только «Что я хочу достигнуть?», но и «как я могу это сделать?», то, беседуя с ребенком о сюжете истории, необходимо задать вопрос: «А что конкретный персонаж делал, чтобы достигнуть цели?».
Следующим важным моментом является акцентирование внимания на преодолении трудностей, приложении героями литературных произведений больших усилий в процессе достижения цели. Как показали зарубежные исследования, люди, ориентирующиеся на успех, связывают его с собственными усилиями, а не со способностями, внешними причинами или везением. Поэтому в воспитании целеустремленности важно не только осознание ребенком цели, но и четкое понимание необходимости приложения личных усилий, труда. Беседуя с воспитанником по поводу литературного произведения, истории, следует особо подчеркнуть усилия персонажа, задать вопрос о том, что он сам делал для достижения цели.
В воспитании любой личностной черты важно, чтобы взрослый ее позитивно эмоционально оценивал. Поэтому в процессе воспитания целеустремленности у ребенка должна быть также сформирована ее позитивная эмоциональная оценка.
Для того чтобы развить какую-либо личностную черту, лучше всего показать дошкольнику, что она у него уже есть. На самом деле, конечно, это будут элементы, составляющие искомое на соответствующем возрастном этапе. После знакомства ребенка с историей, в которой герой проявлял целеустремленное поведение, целесообразно спросить у воспитанника: «А были ли у тебя случаи, когда ты чего-то хотел добиться, и для этого пришлось многое сделать (научиться, преодолеть)?». Любопытно, что ребенок отметит из своего опыта. Например, одна девочка хотела красиво танцевать, для этого она долго училась выполнять разные движения точно под музыку и т.п. Таким образом, на этапе закладывания фундамента целеустремленности важно осознание ребенком наличия собственного опыта целеустремленности.
Столь же большое значение имеет гордость своими достижениями.
Столь же большое значение имеет гордость своими достижениями. Эмоции – важный стимул любого развития. После рассказа воспитанника о своем достижении следует спросить у него: «Этим можно гордиться?», чтобы ребенок прочувствовал эмоции сильнее. При этом независимо от его ответа педагог должен подтвердить, что, несомненно, этим достижением можно гордиться.
Данный этап работы с детьми предполагает также знакомство с опытом целеустремленной деятельности других дошкольников. Это может быть обеспечено, если беседа о достижениях проводится с группой воспитанников. Тогда каждый ребенок не только говорит о своем достижении, но и знакомится с опытом достижений, целеустремленной деятельностью сверстников. Знакомство с опытом других важно для лучшего понимания и закрепления, осознания смысла целеустремленной деятельности, для принятия того, что другие дети стремятся к целям.
И, наконец, гордость и осознание себя и других дошкольников как целеустремленных людей – результат работы по развитию целеустремленности у дошкольников старшей группы. На вопрос ребенку: «Можно ли назвать тебя (или других детей) целеустремленными?» сам педагог должен ответить, что он считает данного воспитанника целеустремленным.
В качестве примера в приложении представлен конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по рассказу Е. Пермяка «Птичьи домики». Чтение и обсуждение рассказа позволяют воспитателю познакомить дошкольников с примером целеустремленного поведения героев рассказа, ввести в словарь понятие «целеустремленность» на доступном им уровне: целеустремленный – это человек, который понимает не только, что он хочет, но и что для этого нужно делать, он также готов к преодолению трудностей.
В процессе беседы внимание детей обращается на приложение усилий, старание героев рассказа преодолеть трудности. В конце беседы каждый ребенок должен осознать собственный опыт целеустремленного поведения (усилия, приложенные для достижения цели) и ознакомиться с опытом других детей. Это позволит дошкольникам считать себя целеустремленными, полагать, что целеустремленность присуща всем людям. В дальнейшем им будет легче развивать в себе эту черту.
В повседневной деятельности педагог продолжает данную работу в групповых и индивидуальных беседах с детьми. Например, групповая беседа «Как мы учились делать игрушки из бумаги?» проводится после того, как воспитанники освоят навыки конструирования из бумаги. Педагог обращает внимание на то, что дети хотели научиться делать игрушки из бумаги (у них была цель), они поняли, что для этого следует научиться аккуратно складывать бумагу, тщательно проглаживать сгиб, ровно резать. Это получается не с первого раза, надо стараться. Другими словами, в повседневной работе педагог делится с воспитанниками личным опытом целеустремленного поведения, помогает его осознать и почувствовать радость от собственного достижения и достижений других детей.
Таким образом, основная методическая особенность работы с детьми старшей группы заключается в знакомстве с опытом целеустремленности других людей и ретроспективе - анализе собственного опыта достижения цели с акцентом на способах и приложенных усилиях.
Начав работу по воспитанию у детей целеустремленности в старшей группе, педагог вместе с воспитанниками подготовительной группы переходит ко второму этапу – «детская целеустремленность». Основная цель данного этапа – передать ребенку опыт успешного целеполагания в ближайшей будущем. Важно, чтобы этот опыт был осознан и позитивно прочувствован.
Если на предыдущем этапе «фундамент целеустремленности» работа предусматривала осознание и прочувствование ребенком его прошлого опыта, то на этапе «детская целеустремленность» проводится работа по обеспечению и сопровождению его будущего опыта.
Еще одно существенное различие между этапами воспитания целеустремленности состоит в том, что работа взрослого связана с помощью дошкольнику не только в осознании средств и путей достижения цели, но и в постановке конкретной цели. Вместе с тем, второй этап – естественное продолжение первого, он основывается на полученном ребенком опыте, используются уже задействованные механизмы.
Основной вид работы с детьми на данном этапе – индивидуальные беседы, которые завершаются групповым обсуждением. Содержание бесед сводится преимущественно к разговору о близкой цели ребенка и способах ее достижения.
Чем руководствоваться во время такой беседы? Какие важные психологические механизмы следует задействовать?
Для того чтобы ребенок приобрел опыт успешного и реалистического целеполагания и целедостижения, необходимо начать с помощи ему в осознании и постановке цели на ближайшее время (от нескольких дней до месяца). Следует работать с ближними, а не дальними целями, потому что именно они сильнее мотивируют. Для воспитания целеустремленности важно, чтобы ребенок получил опыт «поставил цель – достиг».
Подобный подход, конечно, не означает, что у дошкольника не может быть желаний, связанных с долгосрочной целью (например, стать в будущем военным). Если мы хотим дать ребенку опыт реалистического целеполагания и целедостижения, то в случае, если его цель – стать военным, педагогу следует спросить: «А чему бы ты хотел научиться в ближайшее время, чтобы в будущем это помогло тебе стать военным?». Ребенок может ответить на этот вопрос сам или педагог поможет ему: «Может быть, научиться отжиматься или поднимать детские гантели».
В ходе работы с детьми подготовительной группы необходимо активизировать в словаре слово «цель» - то, что ребенок хочет достичь. так, беседуя, можно спросить, например: «Что бы ты хотел научиться делать в ближайшее время?». Когда ребенок ответит «поднимать детские гантели», педагог поможет сформулировать цель: «Итак, твоя цель – научиться поднимать детские гантели». Когда ребенок что-то делает, следует периодически задавать вопросы типа: «Какая у тебя цель? Чего ты хочешь достичь, что сделать?».
Психологические исследования показали, что деятельность более точно и активно регулируется, если цель формулируется конкретно, а не общими словами. Чем более конкретный образ желаемого сформируется у ребенка, тем понятнее ему будет «куда он идет» и к чему стремится. Поэтому, если дошкольник сказал, что хочет научиться поднимать гантели, необходимо задать ему вопросы, которые помогут ребенку представить свое желание более конкретно, например: «Сколько раз ты хочешь поднимать гантели?», «Как поднимать: от плеча вверх или снизу вверх?». Другими словами, педагог вопросами помогает дошкольнику представить конкретную цель. В этом и заключается искусство взрослого – задать нужный вопрос.
Важно, чтобы ребенок выбирал трудные, но достижимые цели, поскольку достижение трудного, высокого результата позволяет радоваться и гордиться собой, а легко достижимые цели не дают такого всплеска позитивных эмоций. Вместе с тем цель должна быть достижима для конкретного ребенка (исходя из его возможностей и особенностей), иначе ситуация станет для него непосильным испытанием, стрессом. Задача взрослого – зная возможности конкретного ребенка, помочь ему принять трудную, но достижимую цель. Это тоже можно сделать в процессе диалога с дошкольником, например: «Если сейчас мальчик Ваня поднимает гантели 7 раз. То насколько достижимо его желание научиться поднимать их 15 раз? Может быть, 12 достаточно?».
Деятельность по достижению цели будет более организованной, если ребенок осознает, к какому времени он хочет достичь цели. Конечно, представления дошкольника о времени еще недостаточны, поэтому разговор о нем – искусство взрослого: можно воспользоваться известным ориентиром, например, к лету, к приезду брата. При этом можно высказать собственное мнение, например: «Я думаю, тебе потребуется целых четыре недели». Итак, можно спросить ребенка: «А за какое время (за сколько дней или недель) ты хочешь достичь своей цели – научиться поднимать гантели 12 раз?». Также в диалоге можно откорректировать представления ребенка о требуемом времени (больше – меньше).
Цель больше вдохновляет, если она важна и значима, поэтому нужно обязательно порадоваться за ребенка и похвалить его за желание учиться и чего-либо достичь.
Теперь. Когда цель представлена и сформулирована дошкольником, следует помочь ему осознать шаги (этапы) и средства (способы) ее достижения. Другими словами, от обсуждения вопроса «Чего я хочу достичь?» мы переходим к вопросу «Как этого достичь?».
Педагог может задать следующий вопрос: «А что нужно сделать, чтобы достичь желаемого, т.е. своей цели?». Известный психолог Альберт Бандура (автор теории самоэффективности личности) показал, что важнейший путь приобретения человеком самоэффективности – это его умение выстроить свое поведение по достижению цели. Другими словами – важен план, видение шагов и средств достижения цели.
Затем дошкольника можно спросить: «А что ты собираешься делать, чтобы к лету научиться поднимать гантели 12 раз?». И если он скажет, что нужно заниматься каждый день, можно уточнить. В какое время (утром, вечером), как заниматься. Как долго? Тем самым ребенку станет более ясен план достижения цели.
Также важно спросить ребенка, нужна ли ему помощь педагога или он собирается обратиться за ней к кому-либо еще. Тем самым взрослый показывает дошкольнику. Что он не один. Другие люди готовы и желают помочь, поддержать, подсказать. Иногда ребенок думает, что помощь не нужна. Тогда можно задать наводящий вопрос: «Может быть, тебе интересно узнать у папы (тренера) о других упражнениях с гантелями, о том, как нужно дышать, когда занимаешься, как лучше организовать тренировки?». Тем самым педагог обратит внимание ребенка на нюансы, о которых он не догадывался, и активизирует его взаимодействие с взрослыми, а возможно, и с другими детьми.
Важно вдохновить ребенка на работу по достижению цели. Педагогу следует интересоваться его продвижением, успехами. Обязательно радоваться и хвалить дошкольника на каждом этапе продвижения к цели. Например: «Молодец, ты уже научился поднимать гантели 10 раз».
Но бывает, что ребенок сталкивается с неудачей, у него что-то не получается. В таких случаях взрослому следует связывать неудачу только с недостаточностью усилий самого ребенка. например: «Ты еще мало тренировался». Нельзя объяснять неудачу нехваткой способностей, внешними факторами или невезением. Можно подумать и о реалистичности цели и времени ее достижения. В нашем примере возможные варианты: «поднимать гантели 10 раз» или «12 раз к концу лета». В дальнейшем ребенок будет считать самого себя источником своих достижений или неудач, научится полагаться только на себя, выстраивать свое поведение так, чтобы оно вело к достижению целей, и добьется большего успеха в жизни.
В ходе работы по воспитанию целеустремленности необходимо использовать пословицы и поговорки об упорстве и терпении. Вместе с воспитанниками педагог может сделать альбом с иллюстрациями пословиц и предложить им оформить его дома с родителями.
Не менее важно напоминать ребенку о его прошлых достижениях. Например, «Вспомни, как долго тебе пришлось учиться хорошо ездить на велосипеде, но ты научился!». Это поможет дошкольнику поддерживать веру в себя, свои силы в случае трудностей, неудач, когда нужно долго чему-нибудь учиться.
Следует продолжать знакомить детей с рассказами и сказками, в которых героям приходится справляться с трудностями, прикладывая собственные усилия. Этим педагог сможет закрепить образец желаемого поведения в психике ребенка.
Воспитание целеустремленности, как и воспитание в целом, должно проходить при активном участии членов семьи дошкольника. Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей имеет особое значение для сопровождения ребенка в достижении им поставленной цели. Совместное обсуждение, интерес и поддержка позволяют дошкольнику получить позитивный опыт успешного целеполагания и целедостижения, осознать его и гордиться этим.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ОБ УПОРСТВЕ И ТЕРПЕНИИ
- Терпение и труд все перетрут.
- Усердие все превозмогает.
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
- Без терпенья нет уменья.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Делу – время, потехе – час.
- Как ни высока гора, не отступай: пойдешь – перейдешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"
Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучени...
Консультация для воспитателей "Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями"
Консультация помогает воспитателм поэтапно ознакомить детей с творческими профессиями....
Консультация для воспитателей: "Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями"
Материал для воспитателей детских садов. Поможет педагогу поэтапно познакомить детей с творческими профессиями....
Консультация "Развитие географических представлений старших дошкольников на основе карт и глобуса"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Самооценка старших дошкольников"
Консультация для родителей"Самооценка старших дошкольников». Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хо...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РЕЧЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Для этого педагогу необходимо самому ориентироваться в вопросах развития речи дошкольника....
консультация "Пальчиковые игры для старших дошкольников"
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ре...