Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности "Почемучки"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
по опытно-экспериментальной деятельности
кружка «Почемучки».
Возрастная категория детей: 4 – 5 лет
Руководитель: Киричук С.А, Ивченко А.А.
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы естественно-научное.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей от 4-х до 7 лет, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте от 4-5 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год.
На полное освоение программы требуется 36 часов, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.
Форма обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 27 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 20 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Педагогическая целесообразность заключается в том, чтобы для активизации творческого развития детей на занятиях использовать упражнения и игры, которые направлены на решение разных задач.
Практическая значимость.
Цель:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Познавательные
- расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Принципы отбора содержания.
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
Основные формы и методы
Форма организации занятий:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная.
Методы и приемы:
методы | Приёмы |
Наглядный | Наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентации об изучаемых явлениях и др. |
Словесный | Беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов. |
Практический | Игры-опыты, игры-эксперименты, игры с элементами ТРИЗ, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, дидактические игры, настольно-печатные игры, фокусы, занимательные опыты. |
Планируемые результаты:
В работе над проектом обучающиеся умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Высокий уровень.
Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если..., то…).
Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
Средний уровень.
Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
Может зарисовать свои наблюдения.
Низкий уровень.
Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
Делает простейщие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
Формы подведения итогов реализации программы
Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде контрольного среза знаний освоения программы в конце освоения модуля. Итоговый контроль проводится в виде промежуточной (по окончанию каждого года обучения) или итоговой аттестации (по окончанию освоения программы).
Обучающиеся участвуют в различных выставках и соревнованиях муниципального, регионального и всероссийского уровня, например, …. По окончании модуля обучающиеся представляют творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав …, правила внутреннего распорядка обучающихся …., локальные акты …. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Кадровые. Педагог дополнительного образования.
Материально-технические: проектор, конструкторы, ноутбуки, программное обеспечение, поля и др. Видеоуроки. Архив видео и фотоматериалов. Методические разработки занятий, УМК к программе.
Отличительные особенности:
Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интегрирующим видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Оценочные материалы:
Изучение результативности работы педагога строится на основе входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методике О.А Зыковой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.
Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Всего | ||
Сентябрь | ||
1 | «Поиграем с солнышком» | 1 |
2 | «Что в коробке» | 1 |
3 | «Игры с веерами и султанчиками» | 1 |
4 | «Почему осенью бывает грязно» | 1 |
Октябрь | ||
1 | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» | 1 |
2 | «Почему всё звучит?» | 1 |
3 | «Прозрачная вода». | 1 |
4 | «Вода принимает форму». | 1 |
Ноябрь | ||
1 | «Какие предметы могут плавать?» | 1 |
2 | «Делаем мыльные пузыри». | 1 |
3 | .» Подушка из пены». | 1 |
4 | «Воздух повсюду». | 1 |
Декабрь | ||
1 | «Воздух работает». | 1 |
2 | «Каждому камешку свой домик». | 1 |
3 | «Можно ли менять форму камня и глины». | 1 |
4 | «Свет повсюду». | 1 |
Январь | ||
1 | «Свет и тень». | 1 |
2 | «Замёрзшая вода». | 1 |
3 | «Тающий лёд». | 1 |
4 | «Разноцветные шарики». | 1 |
Февраль | ||
1 | «Таинственные картинки». | 1 |
2 | «Всё увидим, всё узнаем». | 1 |
3 | «Песочная страна» | 1 |
4 | «Где вода»? | 1 |
Март | ||
1 | «Водяная мельница». | 1 |
2 | «Звенящая вода». | 1 |
3 | «Угадайка» | 1 |
4 | «Ловись, рыбка, и мала, и велик». | 1 |
Апрель | ||
1 | «Фокусы с магнитом». | 1 |
2 | «Солнечные зайчики». | 1 |
3 | «Что растворяется в воде»? | 1 |
4 | «Что отражается в зеркале»? | 1 |
Май | ||
1 | «Волшебное сито». | 1 |
2 | «Цветной песок». | 1 |
3 | «Игры с песком». | 1 |
4 | «Фонтанчики». | 1 |
Итого | 36 |
Предметно-пространственная среда для экспериментирования
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий | |
- книги познавательного характера для младшего возраста; | - Песок, глина; | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. |
Материалы для организации экспериментирования (средний дошкольный возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
Перспективное планирование опытов и экспериментов
Сентябрь
1.«Поиграем с солнышком»
Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
2. «Что в коробке»
Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
3. «Игры с веерами и султанчиками»
Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Октябрь.
1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».
Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) .
2. «Почему всё звучит?»
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
3. «Прозрачная вода».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус) .
4. «Вода принимает форму».
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Ноябрь.
1. «Какие предметы могут плавать?»
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
2. «Делаем мыльные пузыри».
Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.
3.» Подушка из пены».
Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .
4. «Воздух повсюду».
Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Декабрь.
1. «Воздух работает».
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .
2. «Каждому камешку свой домик».
Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.
3. «Можно ли менять форму камня и глины».
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) .
4. «Свет повсюду».
Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) .
Январь.
1. «Свет и тень».
Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
2. «Замёрзшая вода».
Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
3. «Тающий лёд».
Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.
4. «Разноцветные шарики».
Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.
Февраль.
1. «Таинственные картинки».
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.
2. «Всё увидим, всё узнаем».
Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.
3. «Песочная страна»
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
4. «Где вода»?
Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Март.
1. «Водяная мельница».
Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
2. «Звенящая вода».
Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
3. «Угадайка»
Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
4. «Ловись, рыбка, и мала, и велика».
Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Апрель.
1. «Фокусы с магнитом».
Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
2. «Солнечные зайчики».
Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
3. «Что растворяется в воде»?
Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
4. «Что отражается в зеркале»?
Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
Май.
1. «Волшебное сито».
Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
2. «Цветной песок».
Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.
3. «Игры с песком».
Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
4. «Фонтанчики».
Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.
Мониторинговая карта по опытно-экспериментальной деятельности
кружка «Почемучки» в средней группе в _________ уч. г.
№ | Фамилия Имя Ребенка | Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем. | Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…) | Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы. | Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…). | Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта. | |||||
1 | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 |
Список используемой литературы
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» -ООО «ТЦ Сфера», 2001
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
5. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
6.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».- Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008
7.Зыкова О.А., «Экспериментирование с живой и неживой природой»,ТЦ «Учитель» Воронеж 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности "Почемучки"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15556708","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"467","width":"480"}}]]...
Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Программа «Маленькими шагами в большой мир» способствует выполнению и реализации задач по развитию поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Данная программа адре...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Актуальность и педагогическая целесообразность программыДошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание окружающег...