Кружок
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга» г.ЧадаанаДзун-Хемчикскогокожууна Республики
Рассмотрен Утверждаю
на педагогическом совете МБДОУ д/с «Радуга»
от «__»________ 2017 год _______ Куулар З Х
Программа
дополнительного объединения по познавательному развитию
подготовительной к школе группе
Кружок «Юный эколог»
Воспитатель: Монгуш О.О
Возраст детей 6-7 лет
г.Чадан
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………….…3
2.Учебно-тематический план………………………………………………….10
3.Содержание программы……………………………………………………..11
4.Учебно-методическое обеспечение………………………………………...19
Пояснительная записка
Охранять природу - значит охранять Родину.
М.Пришвин.
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.
Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
За основу работы по экологическому воспитанию с детьми старшей возрастной группы взята программа Н.А.Рыжовой «Наш - дом природа». Основная цель этой программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Материал программы «Природа – наш дом» ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы. Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить
«Наш дом — природа» является авторской программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Программа «Наш - дом природа» предназначена для работы с детьми от пяти лет и рассчитана на два года. Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями.Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
Программа экологического воспитания состоит из ряда блоков, каждый из которых в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода», «Почва», «Песок, камни» и др.) Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим. Большое внимание уделяется наблюдениям во время прогулок, экскурсий, чтению книг, изобразительной и музыкальной деятельности, проведению наблюдений, опытов, игр.Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что и направлены занятия по экологии.
Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут.
Список детей охваченных в кружок
№№ | Ф.И.О. детей | Год рождения | Пол |
1 | Ооржак Мария Опей-ооловна | 18.05.11 | Д |
2 | ОоржакАйсланЭртинеевич | 06.07.11 | М |
3 | ОндарУгер Рустамович | 11.09.11 | М |
4 | ОндарАйбесЧингисович | 09.06.11 | М |
5 | МонгушНорбу-ДоржуСылдысович | 19.07.11 | М |
6 | СатОваадайАйдысовна | 15.05.11 | Д |
7 | Тергин Эвелина Эльдаровна | 24.08.11 | Д |
8 | Павлова Валерия Сайыновна | 10.06.11 | Д |
Возраст детей: 6 лет
В основе реализации программы положены интеграция и деятельность ребенка. Все разделы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих. Так, блок занятий «Лес» (сообщество) изучается после блоков «Растения», «Животные», «Почва», которые дают дошкольникам отдельные представления о живых организмах и их связях с окружающей средой. Выделяется 4 уровня программы. Первый уровень представлен блоком «Я и природа» и вводит ребенка в мир природы, знакомит с ее компонентами (водой, воздухом, растениями, животными и т. п.) и окружающей средой. На втором уровне каждый компонент рассматривается отдельно (блоки «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Солнышко, выгляни в окошечко», «Что у нас под ногами», «Почва – живая земля», «Что в доме-природе растет», «Кто в доме-природе живет»). На третьем уровне (блок «Лесной дом») рассматриваются взаимосвязи живой им неживой природы. Четвертый уровень представлен блоком «Человек и природа» и посвящен проблемам охраны природы, ресурсосбережения, усвоению правил поведения в природе и в быту.
Программа имеет эмблему в виде дома-природы, что отчасти объясняет ее название.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя, родителей и детей. Конечной задачей программы является не усвоение ребенком биологических (экологических) знаний, а формирование у него основ экологической культуры, умения сопереживать природе и желания сохранить ее.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Как уже отмечалось, она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды и интегрированный подход в организации работы. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, игр, чтения книг, занятий по изобразительной, физической деятельности, на музыкальных занятиях и т. п. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей: проведению наблюдений, экспериментированию, театрализованной, музыкальной деятельности и т.д.
Предполагается творческое использование программы воспитателем: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Кроме того, отдельные блоки могут служить дополнением к основным и дополнительным программам. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам.
Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание во всех регионах России, а часть методических рекомендаций известна также в Украине, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Израиле, Сербии, Финляндии, Швеции, Германии, Греции, Польше, США, Голландии и других странах.
ПРОГРАММА
1. Блок занятий «Я и природа»
Обучающий компонент. Что такое «природа». Солнце (свет и тепло), вода, воздух (ветер), растения, животные, почва как компоненты природы. Значение природы в жизни человека. Ребенок как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных и т.п.).
Воспитывающий компонент. Осознание ребенком значения природы в жизни человека и формирование у него бережного отношения к окружающему миру, формирование познавательного интереса, умения видеть красоту природы, эмоционального к ней отношения.
2.Блок занятий «Вода»
Обучающий компонент. Вода в природе, водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, вода, пар). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные. Их приспособленность к жизни в воде. Использование воды человеком. Вода в нашем доме, необходимость экономии воды. Загрязнение водоемов и влияние этого фактора на жизнь растений и животных. Вода и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Эстетическое восприятие воды в природе (красота рек, озер, капель росы, сверкающего снега).
3. Блок занятий «Воздух»
Обучающий компонент. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер — движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые). Распространение семян растений ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром (на примере отдельных растений). Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха, понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья и понимание необходимости избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи предприятий и т.п.). Посадка растений на улицах, в детском саду и дома, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
4. Блок занятий «Солнце»
Обучающий компонент. Солнце — источник света и тепла. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Ночные животные, животные, обитающие под землей в условиях отсутствия или недостатка света, их особенности. Сезонные изменения в природе. Животные, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Природные зоны: тундра, тайга, широколиственные леса, степи, пустыни и т. п. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с точки зрения обеспеченности их светом и теплом. Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота природы при разных условиях освещения (закаты, восходы Солнца).
5. Блок занятий «Камни, песок, глина»
Обучающий компонент. Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Животные и растения пустыни и других песчаных и глинистых мест обитания, приспособленность живых организмов к жизни в таких условиях. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т.п.) и глину (посуда, строительный материал, дымковская игрушка). Разнообразие камней (горных пород, минералов) в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не рассыпаются). Драгоценные и строительные камни. Горы и их обитатели. Пещеры, вулканы.
Воспитывающий компонент. Развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, изделий из камня). Воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам. Формирование эмоционального, бережного отношения к растениям и животным.
6. Блок занятий «Почва»
Обучающий компонент. Почва как верхний слой земли: «живая земля». Обитатели почвы (на примере дождевого червя, крота), их особенности и роль в формировании почвы. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком. Человек и почва. Необходимость охраны почвы.
Воспитывающий компонент. Выработка навыков ухода за растениями в группе, дома, на территории детского сада (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, уход за комнатными растениями). Формирование бережного отношения к почве и ее жителям. Понимание значения почвенных животных в природе. Правила поведения при обработке растений и почвы.
7. Блок занятий «Растения»
Обучающий компонент. Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол, листья и пр.). Связь растений с насекомыми и другими животными. Растения — пища животных и человека. Развитие растений (на примере 1—2 растений ближайшего окружения). Влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые растения, растения первоцветы. Почему растения нуждаются в охране. Правила поведения по отношению к растениям.
Воспитывающий компонент. Воспитание эстетического отношения к растениям, умения любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание роли растений в природе и в жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые растения.
8. Блок занятий «Животные»
Обучающий компонент. Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание животных, способы передвижения. Места обитания, «жилище» животных (дупло, гнездо, нора). Сезонные изменения в жизни животных. Размножение животных на примере 1—2 видов, обитающих на территории края, области. Человек и животные.
Воспитывающий компонент. Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями живого уголка. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «дома», местообитания. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
9. Блок занятий «Лес»
Обучающий компонент. Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом (растений и животных, растений и растений, животных и животных). Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом). Лес как «дом» для растений и животных. Разные типы леса и их особенности (хвойные, широколиственные, тропические и т. п.). Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов и т. п.). Лес и человек. Значение леса как части природы; его роль в жизни человека. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле. Охрана леса.
Воспитывающий компонент. Бережное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, сбора растений для букетов). Умение видеть красоту леса.
10. Блок занятий «Человек и природа»
Обучающий компонент. Обобщение знаний, полученных в процессе изучения предыдущих блоков. Природа как среда обитания, «дом» человека, животных и растений. Отношения современного человека с природой. Факты отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Вымершие животные. Красные книги. Примеры рационального использования природы человеком. Создание заповедников. Охрана редких видов животных и растений. Древние люди и природа. Как жить в дружбе с природой.
Воспитывающий компонент. Закрепление правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту и навыков ресурсосбережения. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности, экологических праздниках, включая День Земли.
Учебно – тематический план.
Тема | Количество часов |
1.Что такое природа? | 1 |
2.Что такое живая природа? | 1 |
3.Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер). | 1 |
4.Человек – частица природы. Природа – наш дом. | 1 |
5.В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку? | 1 |
6.Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья?» | 1 |
7.Собираем осенью урожай плодов. | 1 |
8.Какие бывают птицы: знакомство с перелетными и зимующими птицами | 1 |
9.Домашние животные. | 1 |
10.Дикие животные. | 1 |
11.Уход за комнатными растениями. | 1 |
12.Хвойное дерево – ель; кто дружит с ней? | 1 |
13.Жизнь растений зимой. | 1 |
14.Кто как зимует. Жизнь животных зимой. | 1 |
15.Вода – источник жизни. | 1 |
16.Жизнь воды. Основные свойства воды. | 1 |
17.Что мы знаем о воде? | 1 |
18.Круговорот воды в природе. | 1 |
19.Есть ли жизнь в воде? (на примере аквариума). | 1 |
20.Что в морской глубине на самом дне? | 1 |
21.Викторина о воде. | 1 |
22.Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. | 1 |
23.Мы – ветры. | 1 |
24.Экскурсия на участок (весенние изменения в природе). | 1 |
25.Что за чудо – кладовая есть у матушки – земли: знакомство с почвой. | 1 |
26.Обитатели почвы: знакомство с кротом и дождевым червяком. | 1 |
27.Лес – наше богатство. Этажи леса. | 1 |
28.Взаимосвязи в природе. | 1 |
29.К первоцветам в гости(экскурсия на участок). | 1 |
30.КВН «Наш дом – природа». | 1 |
Содержание программы
месяц | № | ТЕМА | Содержание программы | Мат Материалы |
Октябрь | 1 1 | Что такое природа? | Сформировать понятие «природа» и «не природа» (природа-это то, что существует вне зависимости от человека; не природа –это то, что создано руками человека). Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу. Д.и. «Природа – не природа». | Комплект карточек «Природа–не природа»; игрушки; природный материал; мяч. |
22 | Что такое живая природа? | Закрепить понятия «природа» и «не природа».Животные и растения как живые существа: они могут дышать, питаться, размножаться, двигаться. | Комплект карточек«Живая и неживая природа», «Курочка Ряба», комнатное растение «Фикус эластика»; губка с водой. | |
33 | Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер). | Закрепить понятия «живая»- «неживая» природа. Живая и неживая природа, как общий дом для всех живых существ. Д.и. «Кто в домике живет?» | Игрушка ежик; лист ватмана; рисунки с изображением людей; животных и растений; краски; клей. | |
44 | Человек – частица природы. Природа – наш дом. | Раскрыть понятия: - человек, как представитель живой природы: двигается, питается, дышит, размножается; - связь человека с природой, ее компонентами; - человек – частица природы; - природа – единственный дом человека. | Два рисунка – природы и обычного дома; таблица с рисунками. | |
Ноябрь | 5 | В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку? | Солнце, как великий труженик:оно – источник тепла и света, оно помогает нам дышать, благодаря ему образуется ветер (перемещение теплого и холодного воздуха). | Игрушка Карлсон; рисунок солнца. |
66 | Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья?» | Раскрыть осенние явления в неживой природе: температура воздуха, сокращение светового дня; состояние растений; зависимость существования растений от условий внешней среды (короткий световой день). Умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль. | Аудиозаписи «времена года»; шума ветра; репродукции картин; рисунки осеннего и летнего листа; волшебное дерево; засушенные листья; бумага и краски. | |
77 | Собираем осенью урожай плодов. | Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на вкус, как используется человеком). | Муляжи овощей и\фруктов; рисунок «Сад», «Огород»; мяч. | |
Декабрь | 88 | Какие бывают птицы (перелетные, зимующие птицы). | Рассказать о перелетных и зимующих птицах: - причины отлета птиц; - классификация птиц на зимующих(синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь…) в зависимости от характера корма и возможностей его добывания; Как помочь птицам в зимних условиях. Д.и. «Кто что ест». | Комплект карточек «Птицы»; таблица – модель; иллюстрации лета и осени. |
99 | Домашние животные. | Сформировать понятие «домашние животные»: - рассказать об их жизни и существенных признаках; - живут рядом с человеком, человек о них заботится. Д.и. «Найди детеныша». | Иллюстрации диких и домашних животных | |
110. | Дикие животные. | Сформировать понятие «дикие» животные: - рассказать об их жизни и признаках; - дикие и домашние животные – родственники; - классификация диких и домашних животных. Д.и. «Дикие и домашние животные», «Кто где живет». | Телеграмма; клубок; два обруча ;рисунки диких и домашних животных. | |
111 | Уход за комнатными растениями. | Развивать интерес к комнатным растениям; учить детей описывать растения (стебель, листья, светолюбиво или нет, как поливать). | Комнатные растения в группе; карты – схемы ухода за цветами. | |
112 | Хвойное дерево – ель. Кто дружит с ней? | Рассказать: - о строении ели(ствол, ветки; иголки зеленые, короткие, колючие, расположены по одной на ветке; корень; шишки продолговатые с семенами); - отличие лиственных деревьев от ели (по сезонам); - роли ели в жизни животных ( для дятла, белочки, мышки – столовая; для зайца, медведя, ежа –дом; для клеста и дом, и столовая). | Рисунок мешка треугольной формы, три геометрические фигуры( треугольники); игрушка зайка; шишки и еловая веточка; рисунки голых деревьев и ели. | |
Январь | 113 | Жизнь растений зимой. | Рассказать: - о состоянии растений поздней осенью и зимой; - способах приспособления растений к изменившимся условиям существования ( не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя); - как можно помочь им зимовать ( не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли). | Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего деревьев. |
114 | Кто как зимует. Жизнь животных зимой. | Рассказать о зимовке животных в лесу, кто и как готовится к зиме. Сформировать навыки установления причинно – следственных связей. Как помочь животным зимой. | Комплект карточек «Животные»; пособие«Зимний лес». | |
115 | Вода – источник жизни. | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | Глобус; звуки воды (аудиозапись), банка с водой, два стакана( один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской(соленой) водой. | |
Февраль | 116 | Жизнь воды. Основные свойства воды. | Выявить: -свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы); где встречается вода. | Прозрачные сосуды разной формы и величины; глобус; таблица; соль, сахар, песок( два стакана), ложка, стакан с молоком, салфетки; конверт с загадками. |
117 | Что мы знаем о воде? | Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды( жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед. Д.и. « Какой бывает вода». | Комплект карточек « Волшебница – вода», рисунок на логику ребенка, по два стаканчика, салфетка, блюдце со льдом; банка с водой; чайник с кипящей водой; стекло, лед. | |
118. | Круговорот воды в природе. | Рассказать о круговороте воды в природе, важности этого явления для всех живых существ на планете. Закрепить знания о различном состоянии воды в природе. | Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями. | |
119 | Есть ли жизнь в воде? (на примере аквариума) | Рассказать: - оводоемов как среде обитания животных и растений); - о том, что помогает рыбам и растениям жить в нем, как естественном водоеме; - о создании необходимых условий для обитателей водоема. | Аквариум с обитателями. | |
Март | 220 | Что в морской глубине, на самом дне? | Рассказать: - о море, как среде обитания животных и растений; - разнице между морскими и речными обитателями. | Рисунки морских животных; иллюстрации корабля и подводной лодки. |
221 | Викторина о воде. | Вспомнить с детьми изученный материал; совершенствовать умение быстро и четко отвечать на вопросы. | Медали; конверты с заданиями. | |
222 | Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. | Раскрыть понятие «воздух»: - свойства воздуха; - роль воздуха в жизни человека. Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля – растениям. | Мяч; воздушный шар;ёмкость с водой; пустая бутылка. | |
223 | Мы – ветры. | Составить у детей представление о ветре(движение воздуха); закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных. | Вентилятор; аудиозапись со звуками ветра. | |
Апрель | 224 | Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе. | Понаблюдать за весенними изменениями в природе: ярко светит солнце, у деревьев начинается сокодвижение. Научить наблюдать, замечать, сравнивать. | |
225 | Что за чудо – кладовая есть у матушки- земли: знакомство с почвой. | Рассказать об образовании почвы; о роли животных и растений в этих процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества), глина, песок; о значении почвы в жизни животных, растений, человека. | вода; лупа; муляжи овощей и фруктов. | |
226 | Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червяком. | Раскрыть понятие «обитатели почвы». Об условиях жизни животных под землей. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы. | Иллюстрации крота, червя, барсука. | |
227 | Лес–наше богатство. Этажи леса. | Дать понятие: лес – наше богатство. Познакомить с «этажами» леса. Закрепить знания о диких животных. Воспитывать любовь к природе. | Плакат «Лес» с указанными на нем «этажами». | |
Май | 228 | Взаимосвязи в природе. | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их. Д.и. «Кто чем питается». | Карточки «Цепи питания»; схемы к игре. |
229 3 | Кпервоцветм в гости. (экскурсия). КВН «Природа – наш дом». | Дать детям понятие о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми. Создать у детей атмосферу праздника. Развивать мышление, память, фантазию детей. Воспитывать интерес к знаниям; обобщать и систематизировать материалы разных тем. | Картинки животных; плакат «Круговорот воды в природе»; картинки «Цепи питания»; картинки о природе; музыкальное сопровождение. |
Методическое обеспечение
1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.:ТЦ Сфера,2008.
2.Виноградова Н.Р., Куликова Т.Ф. дети, взрослые и мир вокруг. М.,1993.
3.Громова О.Е. Стихи и рассказы о животном мире. М., 2005.
4.Громова О.Е. Стихи и рассказы о растительном мире. М., 2007.
5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет.сада.-М.: Просвещение, 1981.
6.Иванова А.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.
7.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.
8. Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
9.Рыжова Н.А. наш дом – природа: Почва – живая земля (блок занятий «Почва»). М.,1996.
10.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.- метод. Комплект по экологическому образованию дошкольников. М., 1996.
11.Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
12.Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
13.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок "Познание - сила"
Работакружка "Познание - сила" направлена на: Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...