Детско-родительский образовательный проект Метеобюро "Народные приметы"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Развитие познавательно-мыслительной деятельности ребёнка на основе использование народных примет о погоде в повседневных наблюдениях за растениями и животными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meteobyuro.docx | 50.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Метеобюро «Народные приметы»
Детско-родительский образовательный проект
Вид проекта: Исследовательско -творческий
Продолжительность: Долгосрочный
Участники: Дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.
Актуальность темы: Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития старшего дошкольника. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются нравственно-экологические позиции.
Современные дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую они формируются стихийно, под влиянием телевидения, телерекламы, мультфильмов. Как отмечал Л.С. Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – псевдопонятия. Полноценные понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения.
Дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать опредекленные объекты, вычленять осуществленные признаки тех или иных явлений природы, делать обобщения, выводы. Мотивами, поддерживающими интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды. Чтобы познавательный процесс обучения был увлекательным и занимательным, целесообразно использовать традиции русской народной культуры как доступное детям средство формирования экологических знаний. Отсюда и вытекает проблема: как, используя полученные знания о народных традициях, помочь ребенку приобрести навыки экологической культуры, повысить экологическую грамотность?
Цель: Сформировать экологическую культуру, повысить экологическую грамотность, сформировать представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе в различных видах деятельности (познавательной, ценностно- ориентированной, творческой, коммуникативной).
Задачи: Активизировать познавательную деятельность путем приобщения к истории и культуре русского народа; развивать речь, коммуникативные качества, вызвать желание делиться информацией; побуждать к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость в результате участия в коллективном деле.
Предварительная работа: Чтение, заучивание стихотворений, посвященных народным приметам, временам года, обрядовых песен, закличек. Рассматривание пейзажей. Прослушивание музыки, посвященной временам года. Наблюдение на целевых прогулках. Сбор растений для гербария. Рассматривание метеорологических приборов. Беседа о профессии метеоролога.
Ожидаемые результаты: Приобретение знаний о растениях - барометрах, животных – синоптиках, которые могут предсказать погоду; удовлетворение познавательной и творческой активности; осознание детьми значимости природы, приобретение навыков бережного и созидательного отношения к ней. Вовлечение родителей в организацию развивающей экологической среды. Приобщение к народной культуре.
Роль родителей в реализации проекта: Сочинение сказок, рассказов. Оформление наблюдений, создание книжек-малышек на тему «Синоптики вокруг нас». Участие в подготовке презентации.
Работа с воспитателями: Выставка методического материала по проекту. Консультации, открытые занятия.
Продукт проектной деятельности: Календарь народных примет по временам года; энциклопедия календарно-обрядовых праздников на Руси, альбом «Животные предсказывают погоду»; Гербарий «Растения-барометры»»; Альбом рисунков детей «Приметы погоды»; фотоальбом по темам подпроектов (фото занятий); модели занятий.
План Работы над проектом «Метеобюро Народные приметы»
Этапы проекта:
Подготовительный
- обозначение цели проекта;
- постановка задачи данного проекта;
- определение сроков проведения проекта;
- составление плана работы над проектом.
Основной
- подготовка площадки;
- установление оборудования: вмонтирование термометров, размещение анемометра, осадкомера (дождемера), флюгера и барометра, солнечных часов, песочных часов;
- высадка цветов – барометров;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме «Прогноз погоды»;
- изготовление приборов – помощников;
- работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
Заключительный
- летний праздник «У природы нет плохой погоды».
- подготовка отчета с презентацией.
Организация деятельности в ходе выполнения проекта
Месяц | Тема | Форма работы с детьми |
Сентябрь | «Что такое погода?» Цель: знакомство с погодными явлениями | Просмотр презентации: «Погода». Формирование представление о погоде и ее признаках. Заучивание пословицы, поговорок и загадок о природе. Беседа: «Живая и не живая природа». Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к природе. Чтение художественной литературы: Предметно схематическое моделирование: "Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень) Цель: Закрепить основные приметы времен года. Экскурсии по участку детского сада «Знакомые незнакомцы» Беседы о растениях- синоптиках., сбор растений. |
Октябрь | «Загадки планеты Земля» Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца | Беседы: «Как изменилась одежда людей осенью». «Осенняя погода» Чтение художественной литературы: Викторина «Кто больше знает примет о предсказании животными погодных явлений?» Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский: "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" (Октябрь); Разучивание, пение песен об осени. Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей, поддержание у детей интереса к музыкальным, художественным произведениям. |
Ноябрь | «История зарождения метеорологии, как науки» Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога | ООД «Интересная наука – метеорология» Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога. Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. П\игра «Солнышко и дождик». Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом. Просмотр презентации «Приборы метеоролога» Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро» Опытно-экспериментальная деятельность: сравнить как нагреваются предметы из дерева, металла, камни на солнце в разное время дня, сравнить, сделать выводы – металл нагревается сильнее, чем дерево и камни, утром нагреваются меньше, чем днём в ясную погоду и т.д. Зарисовки примет о растениях и животных, предсказывающих погоду (альбом для выставки) |
Декабрь | «Приборы-помощники». Цель: знакомство с флюгером и различного вида термометрами. | Беседы: Чтение художественной литературы: Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха); |
Январь | «Приборы –помощники» Цель: знакомство с анемометром и барометром, со способом определения силы ветра. | Беседа: «Чем измерить силу ветра?», «Для чего нужен барометр?» Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним. Работа с барометром; Работа с флюгером и анемометром – определение наличия ветра, его направления и скорости. Опыты- эксперименты со снегом: «Сколько весит снег?». Чтение художественной литературы: Экспериментирование: «Круговорот воды в природе» Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе. Настольная игра «Времена года» |
Февраль | «Народные приметы» Цель: знакомство с приметами предсказателями. | Дидактическая игра «Прогноз погоды» Прослушивание музыки : звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру. Знакомство с народными приметами. Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты. Чтение художественной литературы: Дидактические игры: "Времена года", "Живая, неживая природа", "Сложи картинку". Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор. |
Март | «Цветы-синоптики на участке» (клевер, фиалка, мать и мачеха, мальва, вьюнок, одуванчик). Цель: Систематизировать и углублять представления детей о цветах – синоптиках. | Посев цветов; высадка на метеоплощадку. Чтение сказок о цветах. Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы. Чтение, обсуждение экологических сказок : "Могучая травинка", "Сказка о радуге", "Кто землю украшает", "Почему у Земли платье зелёное" . Цель: Учить слушать и обсуждать художественные произведения, объяснять смысл пословиц, поговорок, народных примет, заучивать стихотворения, отгадывать загадки; развивать связную речь. Знакомство с лунным календарем, беседы на тему «Приметы урожая» Опытно-экспериментальная деятельность: П/игры: "Раз, два, три - этот лист бери!", "Белкины запасы", "Вершки - корешки". Цель: Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствовать развитию двигательной активности, выносливости, внимания. |
Апрель | «Коллекция народных примет». Цель: Формировать представления о погодных изменениях в природе, о приметах. | Беседы: Вечер-развлечение «Егорий-вешний-покровитель зверей» |
Май | «Прогноз погоды». Цель: Обобщить знания детей о прогнозе погоды. | Беседа: «Погода летом» (предполагаемая; фактическая) Чтение художественной литературы: Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»Развивать воображение. Итоговое мероприятие «Колесо времени» Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира. Презентация книжек-малышек «Синоптики вокруг нас» |
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
- педагоги– посвящение детей в юные метеорологи;
- педагоги – изготовление оборудования для метеоплощадки;
- музыкальный руководитель – исполнение песен о временах года и о погоде.
Оценка результатов.
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшаются практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Содержание подпроектов
«Путешествие во времени»
Цель: Развитие творческих способностей, мышления, памяти, творческого воображения; расширение объема знаний об окружающем мире; воспитание уважения к народной культуре.
Задачи: Вызвать интерес к истории народных примет, русского народного календаря; активизировать познавательную деятельность; познакомить с тем, как в старые времена люди на Руси предугадывали сроки посева овощных культур; продолжать расширять и пополнять словарный запас; развивать речь, коммуникативные качества; вызвать желание делиться информацией; доставить эмоциональное удовольствие.
Реализация подпроекта: Создание мини-музея «Горница» (кухонная утварь, прялка, ухваты), создание макета русской печи, украшенного орнаментом, выставка рушников с вышивкой и кукол в русской национальной одежде. Вечера развлечений: «В горнице», «Из бабушкиного сундука», «Березонька кудрявая». Русские народные игры: «Верба-вербочка», «Золотые ворота», «Гори, гори ясно!», «Заря-заряница». Экскурсии в библиотеку, где организован краеведческий музей «Русское наследие», посещение музея в школе, где также представлены экспонаты русской старины. Беседы с воспитателем об использовании народных примет, о точности предсказаний; рассматривание страниц «энциклопедии календарно-обрядовых праздника на Руси», посвященных земледелию; рассматривание различных календарей: лунный календарь, приметы урожая, православный календарь. Вечера развлечений: «Егорий вешний- покровитель зверей», «Зиму провожаем – весну встречаем!», «Веселая Масленица».
Трудовая деятельность: Посадка семян овощей.
Игровое мероприятие. Вечер развлечений «Колесо времени».
«Природные синоптики».
Цель: Развитие эмоционально ценностного отношения к окружающему; воспитание интереса к освоению природы; формирование гуманного отношения к ней; развитие детско-родительского созидательных отношений; побуждение детей к творчеству.
Задачи: Заинтересовать информацией о растениях-барометрах нашего края; вызвать желание наблюдать за ними, фиксировать наблюдения, сравнивать их; заинтересовать информацией о животных, наблюдение за которыми способствует получению информации об изменениях в природе; развивать связную речь, пополнять словарный запас; нацелить детей на создание совместно с родителями книжек-самоделок «Синоптики вокруг нас».
Реализация подпроетка: Создание альбомов: «Животные – синоптика», «Растения-барометры». Экскурсии по участкам детского сада, создание гербария «Синоптики на участке детского сада». Викторина «Кто больше знает примет о предсказании животными погодных явлений?». Конкурс «Кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений?»; выполнение детьми зарисовок растений и животных, предсказывающих погоду. Взаимодействие с родителями: оформление совместно с детьми книжек-малышек.
Итоговое мероприятие: Презентация книжек-малышек «Синоптики вокруг нас».
«Приборы – помощники»
Цель: Исследование объектов с целью получения ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современных знаний; развитие познавательной активности, любознательности; пополнение запаса знаний об окружающем; развитие исследовательских навыков, внимания и наблюдательности.
Задачи: Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира; познакомить с профессией метеоролога, с приборами, которые он использует для составления прогноза погоды; пополнить словарный запас (барометр, анемометр, психрометр, термометр).
Реализация подпроекта: Беседы о метеостанции с показом видеофильма о профессии метеоролога; экскурсия в экологическую лабораторию; рассматривание приборов, наблюдение в группе за барометром, за явлениями в природе и изменением приборов. Занятия «Чем измерить скорость ветра?», «Какие бывают термометры?», «Для чего нужен барометр?», «Кто нам дает прогноз погоды?».
Итоговое мероприятие: Вечер развлечений «Колесо времени».
Заключительный этап проекта
«Метеобюро «Народные приметы»
Задачи:
Развивать коммуникативные качества; вызвать желание делиться информацией; доставить эмоциональное удовольствие; развивать эмоционально ценностное отношение к окружающему; воспитывать экологическую культуру, уважение к культуре русского народа, интерес к устному народному творчеству, к истории народного календаря земледельцев; познакомить с некоторыми календарно-обрядовыми праздниками, посвященными земледелию с тем, как наши предки умели предсказывать погоду; активизировать познавательную деятельность, приобщать к культуре и истории русского народа; заинтересовать информацией о растениях-барометрах, животных-синоптиках; вызвать желание наблюдать за нами, выполнять зарисовки; познакомить с профессией метеоролога, помочь понять ее значение; пополнить словарный запас; побуждать к проявлению творческих способностей; развивать уверенность в своих силах.
Материал:
Техническое оснащение: экран, проектор, телевизор; русские народные мелодии, шумы ветра, дождя, грозы, метели; макет колеса; диплом «Знатоки народных примет», эмблемы «Знатоки народных примет».
Предварительная работа: проведение занятий по темам подпроектов, взаимодействие с родителями: презентация книжек-малышек; наблюдения в природе.
Последовательность работы
Зал оформлен по подпроеткам «Путешетсвие во времени»,
«Синоптики вокруг нас», «Приборы-помощники».
Воспитатель: Давайте вспомним: как люди узнают, какая будет погода?
Дети: В старину на Руси по определенным природным приметам составляли календари прогнозов погоды. В природе существуют растения-барометры и животные-синоптики, которые предсказывают погоду. Теперь существуют специальные приборы, с помощью которых составляют прогноз погоды.
Воспитатель: А что такое прогноз?
Дети: Это предсказание погоды в будущем.
Воспитатель: Сегодня в этом зале произойдет чудо. Мы с вами отправимся в волшебное путешествие во времени. Я- хранительница времени. И сначала мы побываем на Руси. Это будет путешествие длинною в год. Мы попадем в осень, зиму, весну, и лето. Поведаем гостям о народных праздниках, покажем как наши предки умели правильно предсказывать погоду, чтобы собрать хороших урожай.
Звучит лиричная музыка
Воспитатель: Путешествовать во времени нам поможет вот это колесо.
Дети, взявшись за колесо, двигаются по кругу приговаривая:
Придумала мать дочерям имена:
Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
А Лето пришло- все под солнцем цветет,
Нам щедрая Осень плоды принесет,
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(А. Кузнецова)
Воспитатель и дети крутят колесо. звучит грустная народная мелодия.
Воспитатель:
Принесло нас колесо времени в Русь, в давние времена. Осень на дворе.
Дождь по улице идет, мокрая дорога,
Много капель на стекле, а тепла не много.
Дети садятся. Воспитатель предлагает им вспомнить
народные названия осенних месяцев.
Дети: Сентябрь- жовтень, хмурень.
Октябрь- грязник.
Ноябрь- листогной, полузимник.
Воспитатель: На экране – картинки народного праздника осени – Покрова. Давайте назовем еще народные праздники.
Дети: Никита – гусятник. В этот день говорили: «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат» Покров – если снег на Покров не выпал, снега не будет до января.
Воспитатель: А теперь в круг вставай, приметы осени называй.
Проводится игра с мячом.
Дети: Облака идут низко- к дождю. Гром в сентябре – к теплой осени. Осень ненастная – весна дождливая. Много паутины – к холодной зиме. Много орехов – зима будет снежная.
Воспитатель:
Колесо крути – в зиму нас перенеси!
Уж ты, зимушка-зима!
Зима вьюжная была,
Все крутила, все мела,
Примораживала.
Звучит фонограмма русской народной песни «Зимушка-зима».
Воспитатель:
Попали мы в морозную зимушку-зиму. Надеюсь, не замерзнем. А в зиму попали - приметы зимы назвали.
Дети: Ясное небо -к морозу. Снег идет большими хлопьями – к ненастью. Дым из трубы столбом – к морозу. Воробьи расчирикались – к оттепели.
На экране проецируются картинки с изображением народных гуляний.
Воспитатель:
На Руси любили зиму, весело отмечали праздники. По зимним праздникам гадали, какая погода будет летом, каков будет урожай.
Дети: В январе отмечают праздник – Рождество. На Рождество гадали, устраивали гулянья, наряжались. Ясный день на праздник, сильный мороз – у хорошему урожаю. В феврале отмечают – Сретенье. На Сретенье какова погода – таково и лето.
Воспитатель:
А кто месяцы зимы назовет по-другому, тот играть пойдет.
Дети: Декабрь- студень, лютень. Январь – сечень, просинец. Февраль – бокогрей, снежень.
Воспитатель: Выходи, детвора, всем играть пора!
Подвижная игра «Гори, гори ясно!»
Участники стоят парами друг за другом, водящий
впереди колонны держит платок.
Играющие поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Раз, два, три – беги!
Игроки последней пары бегут вперед. Кто первым платочек возьмет, тот встает с водящим впереди колонны.
Воспитатель:
Колесо времени крути-
Весну –красну покажи!
Дети берут колесо и идут по кругу.
Воспитатель:
Весна, отомкни землицу,
Выпусти травицу!
Растет травка-муравка,
До пояса доросла,
Березку обвила.
Звучит весенняя народная мелодия.
Дети Садятся. На экране – картинки народных весенних праздников(Благовещение, Пасха)
Воспитатель: Расскажите об этих праздниках.
Дети: Благовещение- это встреча Весны. И люди , и звери, и птицы, и растения этому дню радуются. На благовещение весна зиму поборола. Хорошая погода на Благовещение – будет хороший урожай. Пасха – красят яйца, освещают куличи, ходят в церковь. На Пасху дождь – уродится добрая рожь.
Воспитатель:
Кто пословицу о весне назовет, дальше путешествовать пойдет.
- Дети: В марте и курица из лужицы напьется. Весна водой богата. Зима весну пугает, да все равно тает. Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
- Воспитатель:
- А вот и лето красное! Само подкатило, как солнце ясное.
- Звучит фонограмма веселой народной мелодии
- Воспитатель: Присядем на лужок, на теплый бережок.. Назовем летние месяца по народному календарю.
- Дети: Июнь- червень, хлеборост. Июль- липец, прибериха. Август – хлебосол, серпень.
- На экране народные праздники лета
- Летом бывает три Спаса: яблочный, медовый, ореховый. Хорош Спас – зимой будет квас. На Троицу дождь – много грибов.
- Воспитатель: Прославляли в праздник Троицы белую березоньку. Давайте и мы заведем Хороводную о нашей березушке.
- Хоровод «Береза моя, березонька».
- Дети выполняют хороводные плавные движения под народную мелодию.
- Береза моя, березонька,
- Береза моя белая,
- Береза кудрявая!
- Стоишь ты, березонька,
- Посередь долинушки.
- На тебе, березонька,
- Листья зеленые.
- Под тобой, березонька,
- Трава шелковая.
- Близ тебя, березонька,
- Красны девушки
- В семик поют.
- Под тобой, березонька,
- Красны девушки
- Венки плетут.
- Воспитатель: Колесо времени катится. Кто не успеет, то не схватится.
- Воспитатель с детьми:
- Светит солнце нам с тобою,
- Над нами небо голубое,
- Шумит зеленая трава,
- Пестреют цветы, зеленеет листва.
- Воспитатель: Ребята, Древняя Русь далеко позади, и очутились мы в наши дни на красной поляне. А встречает нас Фея природы.
- Звучит шум леса.
- Фея: Здравствуйте, ребята! Кто вы такие? Откуда?
- Дети: Мы из детского сада «Сказка» , путешественники, и знаем много народных примет о погоде. Еще знаем о растения и животных, которые помогают нам предсказывать погоду.
- Фея: Хорошо, я хочу проверить ваши знания. Рассаживайтесь на это поляне!
- Звучит шум дождя, ветра, грозы, метели.
- Дети называют приметы по этим явлениям.
- Фея: Молодцы! Вручаю вам грамоту. Теперь вы можете с гордостью называться знатоками народных примет. Волшебство продолжается!
- Раз, два, три!
- В детский сад попади!
- Воспитатель: Спасибо, добрая Фея природы! Приглашаю детей занять место перед экраном.
- Дети садятся перед экраном. Фея природы прощается и уходит.
- Воспитатель: Нас встречает наш добрый знакомый Почемучка.
- Почемучка: Здравствуйте, ребята! Я так соскучился, а почему – не знаю. Наверное, мне так много рассказали о…. Сейчас вспомню…… о растениях-барометрах и животных –синоптиках. В книгу, которую вы для меня сделали, я часто заглядываю.
- Воспитатель: Это хорошо, Почемучка, что ты пользуешься нашей книгой примет и можешь составить прогноз погоды. Но ребята хотят рассказать тебе о том, что в наши дни более точный прогноз погоды составляют люди, используя современные приборы. Это метеорологи. (Обращается к детям) Расскажите о приборах, которые используют метеорологи.
- Дети: Барометр – прибор для измерения атмосферного давления. Анемометр – прибор для определения скорости ветра. Психрометр- это для измерения влажности воздуха.
- Воспитатель предлагает посмотреть видео о том,
- какими приборами пользуется метеоролог.
- Почемучка: Спасибо, ребята! Я становлюсь все умней и умней. На свете столько всего интересного! Обо всем хочется узнать, поэтому мой любимый вопрос – «почему?». Теперь я знаю, почему мы каждый день внимательно слушаем прогноз погоды, ведь его для нас составляют метеорологи. И используют они такие сложные приборы. А теперь пришла пора прощаться! До свидания!
- Воспитатель: Дети, вы действительно стали знатоками примет погоды. Вручаю вам эмблемы. Наш вечер подошел к концу.
Вечер развлечений
в подготовительной к школе группе
Презентация книжек-малышек на тему «Синоптики вокруг нас»
Цель: Развивать коммуникативные качества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость как результат участия в коллективном процессе; развивать уверенность; раскрывать творческие способности; развивать связную речь; воспитывать любовь к природе, уважение к культуре и истории русского народа; заинтересовать информацией о растениях и животных-барометрах; вызвать желание наблюдать за ними, фиксировать свои наблюдения, сравнивать их; активизировать познавательную деятельность; вызвать желание поделиться информацией, доставить эмоциональное удовольствие;
нацелить на создание книжек-малышек на тему: «Синоптики вокруг нас»; вовлекать родителей в воспитанный процесс в целях повышения его результативности.
Материал: Видео материал: презентация книжек-малышек – интервью родителей и детей; фотографии детей на экскурсиях, целевых прогулках, во время наблюдений за объектами живой и неживой природы; материал для родителей о проектной деятельности в саду, проекте «Метеобюро «Народные приметы», рисунки детей; на столах цветные карандаши, листы со схемами (явление природы); карточки к викторине «Знатоки примет погоды»; народные мелодии (записи); папка для книжки, подаренной Почемучке, приглашение на презентацию.
Последовательность работы:
Зал оформлен наглядным материалом к проекту «Метеобюро «Народные приметы». В центре зала – экран и проектор для просмотра слайдов презентации книжек – малышек. Дети располагаются в центре зала, приглашенные родители – за столами по правой и левой стороне.
Воспитатель:
Сегодня у нас замечательный вечер: презентация книжек-малышек «Синоптики вокруг нас». Вместе с родителями вы создали книжки, придумывали рассказы о животных и растениях, об интересных наблюдениях, о том, как природа помогает нам предсказывать погоду, называли приметы осени, зимы, весны, лета. Для рассказов использовали пословицы, поговорки, приметы – то, что люди издавна подмечали и сохраняли. Наш вечер начинается!
Стук в дверь. Входит Почемучка.
Почемучка:
Почему я получил это приглашение? И почему вечер называется…..»презентация»? Почему?
Воспитатель: Здравствуй, Почемучка! Мы тебя рады видеть. Это я пригласила тебя на вечер-презентацию.
Почемучка: Здравствуйте, ребята и взрослые! Я очень любопытный, и мне хочется узнать, почему вечери называется « презентация»? Почему на приглашении написано: «Синоптики вокруг нас?». Что это за слово «синоптики»? И почему вокруг нас, то есть везде? Почему?
Воспитатель: Дорогой Почемучка, не волнуйся, мы с ребятами тебе все расскажем и покажем. Я знаю, что ты хочешь все узнать, поэтому пригласимла на этот вечер-презентацию. А теперь все по порядку. Ребята, скажите Почемкчке, что такое презентация?
Дети: Презентация – это приедставление интересного, нового, о котором всем хочется рассказать. Презентация – вечер, на котором рассказывается о новом с помощью проектора и экрана и др. техники.
Воспитатель: А сейчас ответьте Почемучке, что означает слово «синоптик»?
Дети: Синоптиками мы называем растения и животных, которые предсказывают нам погоду; синоптиком называют человека, который с помощью специальных приборов определяет, какая будет погода. Прогноз- это предсказание на будущее.
Воспитатель: Существует много растений и животных, которые нам помогают узнать погоду в будущем. Надо быть наблюдательными.Издавна люди обращали внимание на то, как ведут себя растения и животные, если меняется погода. Подмечали, запоминали, рассказывали друг другу. Эти знания были важны. По приметам люди создавали календари прогнозов: какое будет лето? какая будет погода зимой? а каким будет завтрашний день? дождливыи или солнечным? Или утром могли сказать, какая погода будет вечером. Почемучка, мы тебя пригласили на презентацию, чтобы и ты научился замечать приметы в природе, предсказывать погоду.
Презентация начинается!
Воспитатель показывает первую часть видеоматенила. Почемучка приглашает детей на подвижную игру. Звучит народная мелодия.
Подвижная игра «Золотые ворота»
Ребята встают в круг и держаться за руки. Несколько человек образукют «ворота». Хоровод начинает двигаться, со словами: Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй восприщается, а на третий раз не пропустим вас!»После слов ловят детей, которые оказались внутри них. Когда много пойманных, образуют еще одни ворота.
Воспитатель: Зимой нам не хватает тепла, солнца. Погода изменчива: то снего сменяется дождем, то снова закрутит метель, ударит мороз. А игра прибавила нам радости, солнечного света!
(воспитатель предлагает назвать приметы зимы)
Дети: Зима снежная – лето дождливое. Если зимой тепло- летом холодно. Зима морозная – лето жаркое. Зимой собаки валяются – быть метели. Кошка на печи- к стуже.Птица нахохлилась – к непогоде. Снег прилипает к деревьям – тепло будет.
Воспитательпоказывает ваторую часть видеоматеиала.
И вновь Почемучка приглашает детей на подвижную игру. Звучит народная мелодия.
«Гори, гори ясно!»
(русская народная игра)
Выбирается ведущий, становится перед парами с платкорм в руке.. Дети хором произносят:»Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три, беги! Кто из пары первым выхватит платок у ведущего, становися вместо него.
«Знатоки примет погоды»
Воспитатель показывает картину и сзображением природного явления(дождь, пасмурное небо, роса на траве, метель, сильный мороз, оттепель_ Дети называют приметы о животных растениях, которые предсказывают эти явления.
Воспитатель показывает третью часть видеоматериала. Почемучка: Да, вы многому меня научили. Теперь я стану наблюдатеным, буду замечать, как ведут себя расиения, животные, если меняется погода. Только почему то мне кажется, что я все-таки могу что-то заюбыть или не заметить интересного, необычного.
Воспитатель: Дорогой Плчемучка! Ты увидел замечательные книжки-малышки наших детей. Мы рады тебе помочь! Дети вместе со взрослыми создадути для тебя книгу «Растения и животные – живые синоптики»
Родители на полдовине листа бумаги схематично рисуют погодное явление, дети на другой половине рисуют приметы об изменениях в жизни растения или животного. Рисунки скреплячются в папку, воспитатель дарит книжку Почемучке. Почемучка благодарит, прощается с детьми, уходит.
Восппитатель: Наш вечер – презентация закончился. Пусть книжки останутся у вас надолго, и вы также будете наблюдать за растения и животными, пополняя знания о приметах, придумывая рассказы об увиденном, интересном событии. Дети и родители являются настоящими авторами книжек-малышек, что подтверждают эти свидетельства.
Воспитатель раздает книжки и свидетельства авторам.
Список использованной литературы
1.Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -2009. №5
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
3. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6.
4. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.
5.. Ватаман В.П Воспитание детей на традициях народной культуры. Волгоград: Учитель, 2008.
6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско - родительский, социально - личностный проект "Хорошо там и тут, где по имени зовут!"
Проект предлагает каждому ребенку задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. И кто-то свое имя пронесет через свою жизнь так, потомки не раз будут вспоминать его, даже назову...
Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»
Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, пот...
Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы
Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...
Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»
.Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, по...
Детско-родительский информационно - исследовательский проект "Удивительный мир часов"
Реализация данного проекта позволила расширить знания детей об истории возникновения часов, развить познавательный интерес, умения анализировать и делать выводы....
Участие в межрегиональном Московском фестивале творческих детско-родительских исследований и проектов «Маленький Леонардо»
14 апреля 2018 г. воспитанники дошкольного отделения "Школа №222 " приняли участие в Московском Межрегиональном Фестивале творческих детско-взрослых исследовательских проектов ...
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через создание детско-родительских мультимедийных познавательных проектов
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь на много больше, чем их сверстни...