Статья
статья на тему

Веселова Ирина Васильевна

МАЛЕНЬКИЕ ЯБЕДЫ – ЧТО ДЕЛАТЬ В ЭТОМ СЛУЧАЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

МАЛЕНЬКИЕ ЯБЕДЫ – ЧТО ДЕЛАТЬ В ЭТОМ СЛУЧАЕ

Наверное, каждого из нас, в детстве хотя бы раз называли ябедой. Наши родителя, бабушки-дедушки и воспитатели, говорили нам, что ябедничать нехорошо и вот, мы, уже выросшие, учим тому же своих детей, повторяя - «Ябедничать нехорошо!». Однако на самом ли деле это так и нужно ли запрещать детям ябедничать?

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ ДО ТРЕХ…

Представим себе ситуацию. Вы посадили старшего сына делать уроки и спокойно занялись своими делами, пока вас не отвлек от них младшенький, подошедший сообщить, что вместо уроков, его брат, к примеру, смотрит телевизор. Что это? Неужели малыш "ябедничает"? Именно так, к сожалению, сочтут большинство родителей, которые не понимают, что применять слово "ябеда" к малышу, которому еще не исполнилось трех лет просто бессмысленно. Подумайте сами, все очень просто, чтобы ябедничать, необходимо, как минимум, хорошо разговаривать и предвидеть последствия содеянного. До 3 лет дети на это не способны, поскольку только начинают набирать словарный запас и еще не научились прогнозировать, к чему могут привести их поступки. Свои действия они оценивают исходя из реакции взрослого. Так что малыш совсем не "ябедничал", он просто поделился увиденным. Если же вы усматриваете в этом более глубокий смысл, переключите его внимание: «Брат смотрит кино? А ты чем занимаешься? Играешь? Построй домик, а я потом посмотрю». Поспешив наказать старшего, вы заложите самый первый кирпичик настоящего ябедничества.

С 3 ДО 5

В возрасте трех лет малыш вступает «социальный» период развития. Теперь на первый план приходит Игра, причем совместная, та, которая требует общения с другими детьми. Это период «почемучек». Ребенок задает бесконечные «почему», «что» и «как». Он примеряет на себя образцы поведения окружающих. И ему очень важно понять, что хорошо, а что плохо, какое поведение будет правильным, а какое нет. В этом возрасте, сообщая о проступках других детей, ребенок не преследует никаких «низменных» целей. Это просто констатация факта. Малыш делится информацией! Мы, взрослые, тоже рассказываем близким о поступках ребенка или других людей. Разве мы жалуемся? Разумеется, нет. Это обмен информацией, мы делимся впечатлениями, фактами, эмоциями. Вот и ребенку нужно с кем-то поделиться. Ваша задача выслушать, обсудить поступки детей, и вашего, в том числе и подсказать как вести себя. Дети этого возраста вообще часто и много рассказывают о других, перечисляя их промахи и проступки. Это не ябедничество. Просто, пока ребенок может оценить лишь чужое поведение. Так развивается наша психика. Оценка собственного поведения приходит позже. Пока же ребенку нужно знать, как мама оценивает поступки других, чтобы выстроить линию собственного поведения.

СТАРШИЕ ДОШКОЛЯТА - 5-7 ЛЕТ

Уже подросшие дети много дразнятся. Думаю, с ситуацией, когда кто-либо дразнил вашего ребенка, сталкивались все. Как правило, уговоры "пострадавшей" стороны на обзывающихся детей не действуют и тогда, ребенок идет за защитой. "Марь Иванна, а они дразнятся!". И что же раздается в ответ? Нет, разумеется, детей приструнят, но ребенку посоветуют "Не ябедничать". А если разобраться, что малыш должен был сделать? Драться? Обзываться в ответ? Плакать? Прежде чем навешивать ярлыки необходимо разобраться в ситуации. Какой у ребенка был мотив? Мотив, в данном случае ключевое слово. Ябедничество всего лишь средство. Оно является элементом тактики, которая позволяет добиться определенной цели, удовлетворить определенную потребность. В ситуации с ябедничеством таковыми являются: потребность в сохранении своего «Я», в безопасности, в уважении и одобрении взрослого, желание избежать наказания, которое незаслуженно. И они вполне обоснованы, подкачала лишь тактика (ябедничество).

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ИСТИННОЕ ЯБЕДНИЧЕСТВО?

  1. Ребенок рассказал вам, что Дима хочет выйти на дорогу, чтобы посмотреть на машины.
  2. Рассказывает, что Лиза сегодня отбирала у него машину или, что Коля дергал Машу за косу.
  3. Что старший брат разодрал штаны.

В первом примере ребенок сообщил об опасности.

Вторая ситуация – просьба о помощи.

Тогда как третья представляет собой осознанное ябедничество.

Истинное ябедничество – это когда ребенок обрадовался, что его жалоба стала причиной наказания другого.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ЯБЕДНИЧАЕТ:

  1. Желает быть лидером.
    Вполне вероятно, что ребенок хочет добиться уважения и доказать свою значимость посредством ябедничества. Объясните, что этот способ не верен. Что добиться уважения можно благодаря хорошим поступкам, таланту, умениям. Вместе с ребенком подумайте, что получается у него лучше всего. Быть может, он отлично лепит? Пусть покажет детям, как хорошо у него это получается.
  2. Мало похвалы и много запретов.
    В такой ситуации ябедничество расцветает махровым цветом. Таким образом, ребенок стремится получить одобрение взрослых. Возможно, мама редко хвалит ребенка и тогда, он ищет поощрения и похвалы у других. К примеру, у воспитательницы, посредством ябедничества на детей. Пересмотрите отношение к ребенку, постарайтесь чаще хвалить, позволяйте шалости, будьте снисходительнее к промахам.
  3. Страх наказаний.
    Одной из причин может стать несправедливость. Когда в семье, где несколько детей, а родители не затрудняют себя выяснением, кто именно набедокурил, ябедничество неизбежно. Ведь наказанию подвергаются все скопом, а не истинный виновник. Чтобы восстановить справедливость, дети начинает ябедничать.
  4. Зависть, обида, месть.
    Поссорившийся со своим другом ребенок, может начать рассказывать выдуманные или реальные истории про обидчика. Если малышу хочется такую же игрушку как у Миши, то он, пытаясь восстановить справедливость или привлечь внимание, ябедничает. Таким поведением он указывает родителям на пробелы в воспитании. Подумайте. Возможно, ему не хватает внимания.
  5. Я хуже других.
    Низкая самооценка является очень распространенной причиной ябедничества. Докажите ребенку, что он важен и ценен для вас. Поручите ему посильное и ответственное дело. Похвалите, после удачного выполнения. Хвалите почаще. За уборку игрушек, красивый рисунок или вымытую посуду. Главное не заставляйте, представьте поручение необходимой вам помощью.

Это только основные причины доносительства. Однако ябедничество могут неосознанно поощрять родители, которые незамедлительно реагируют на жалобу. Когда ребенок ябедничает, попробуйте реагировать на его слова нейтрально. Скажите: "Угу" и продолжайте заниматься своим делом. Постепенно ребенок поймет, что вы реагируете только на полезные сообщения.

Всегда разбирайтесь в ситуации, не рубите с плеча. Найдите причину жалоб и устраните ее. Лучшим помощником в этом нелегком деле станут любовь, забота и уважение к ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...