Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему
Фольклор может решить многие педагогические задачи, обогатить социально – игровой опыт детей, разовьет их фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_rol_folklora_v_formirovanii_kulturno.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и т.д..
Ребенку, чтобы овладеть этими навыками требуется много усилий. Для малыша это очень непросто. Так трудно намылить руки – мыло очень скользкое, зашнуровать ботинки – шнурки все время путаются, застегнуть пуговицу – она не как не попадает в петлю! А взрослые предъявляют много требований.
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы ребенок осваивает серию культурно – гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и прочее. Эти навыки -одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации, за ними стоят нормы морали, правила поведения, хотя человек не всегда их осознает. Из каких действий состоят культурно – гигиенические навыки? Чтобы умыться, нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть - ложкой, тарелкой, ножом и вилкой, чтобы пить - чашкой, чтобы чистить зубы – зубной щеткой. А это или орудийные или соотносящие действия. То есть формирование культурно – гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития детей – становлением предметной деятельности. Ребенок интересуется, как обращаться с тем или иным предметом, что ним можно делать, для чего он предназначен.
По мере освоения культурно – гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. Усвоенные культурно – бытовые навыки обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые. Для плодотворного отношения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая её образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Детей завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствие умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание и речь, а если он выполняет определенные движение, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Мы стараемся использовать фольклор в своем общении с детьми во время всех режимных моментов.
Например:
Во время умывания можно прочитать детям:
«Добрая водичка,
Помоги немножко,
Ты умой ребятам,
Грязные ладошки.
Ты, кусочек мыла,
Мыль нас, не жалей,
Чтобы стали ручки чище и белей.
Для пробуждения:
«Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!»
Одевая малыша, можно прочитать:
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай.
Первыми – трусики,
А за ними маечку:
Девочке – с бусинкой,
Мальчику – с зайчиком.
А потом колготки
Мы с тобой наденем,
Каждую ножку
В домик свой поселим.
Вот и до рубашечки
Добрались с тобой.
Здесь у каждой ручки
Домик тоже свой.
А теперь штанишки
Смело одевай.
В них свою рубашечку
Умело заправляй.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам одевать.
А теперь давай в сапожки
Мы обуем наши ножки.
Два сапожка и две ножки –
Каждой ножке по сапожку.
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку надели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
Нам осталось напоследок
Шарф под шею повязать,
Ручки спрятать в рукавички,
Вот и все! Идём гулять!
«Застегнём застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки»
Для чтения перед завтраком:
«Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас пождет,
И ждет, кто же первым придет?
Во время приёма пищи:
«А у нас есть ложки
Волшебные немножко
Вот тарелка
Вот еда
Ни осталось и следа»
«Руки мы помоем дружно.
Это важно, это нужно.
Только с чистыми руками
Мы за стол садимся сами.
Ложкой-вилкой не грохочем,
Не играем, не хохочем,
Мы на стульчике сидим,
Молча, весело едим.
Мы ногами не болтаем,
И ворон мы не считаем,
Не глядим по сторонам,
Ведь обедать надо нам!»
Перед сном:
«Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи
Наших деток не буди.
Детки будут спать
Да большой вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше..»
Для знакомства с телом подойдут такие потешки:
«Одна дана нам голова,
А глаза два и уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!»
Фольклор может решить многие педагогические задачи, обогатить социально – игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Именно поэтому мы предлагаем Вам в повседневной жизни, общаясь с малышом, использовать стишки и прибаутки, которые помогут заинтересовать и привлечь ребёнка к обучению культурно-гигиеническим навыкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Знакомство родителей с использовнаием фольклора в повседневной жизни как помощи в обучении ребенка навыкам....
Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Консультация для родителей«Роль фольклора в формированиикультурно-гигиенических навыкову детей раннего возраста» С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующ...
«Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Консультация для родителей«Роль фольклора в формированиикультурно-гигиенических навыкову детей раннего возраста»...
Консультация для родителей на тему: «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Для плодотворного отношения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклор...
Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Раскрываются возможности использования фольклора при формировании КГН....
Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Материалы в помощь формирования КГН в группах раннего возраста...
Консультация «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Культурно – гигиенические навыки - одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той и...