Консультация для педагогов ДОУ «Эмоциональное развитие дошкольников»
консультация на тему

Маленкова Елена Павловна

Эмоции сопровождают нас всю жизнь.  Любое явление природы нейтрально, а мы  раскрашиваем его красками своего восприятия. Любое взаимодействие между людьми создаёт особую эмоциональную ауру, ту особую среду, в которую втягиваются предметы, люди, животные, в ней одухотворяются явления природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_1.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Росинка» г. Вольска Саратовской области»

___________________

Консультация для педагогов ДОУ

«Эмоциональное развитие дошкольников»

Подготовила и провела

педагог-психолог

Маленкова Елена Павловна

                                                              «Эмоция - это нечто, что переживается

                                                          как чувство, которое мотивирует,

                                                                организует и направляет

                                                                восприятие, мышление и действия»

                                                                         (К. Изард «Психология эмоций»)

Эмоциогенная среда очень хрупка, её нарушения, «поломки» совершаются порой одним взглядом, словом, каким-то одним жестом, поступком. Люди с негативными эмоциями не способны думать о хорошем, видеть положительное в окружающих и уважительно относиться к себе. Задача родителей - научить ребёнка мыслить позитивно. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребёнка, она сказывается  и на его интеллектуальном развитии. В последнее время много внимания уделено проблеме взаимосвязи эмоций и интеллекта, а также их влияние на достижение успеха.  Мышление находится в прямой зависимости эмоций. В общей «лестнице» психического развития логическое мышление формируется на основе образного, которое, в свою очередь, тесно связано с эмоциональным развитием ребёнка.

Вся система воспитания и образования до сих пор продолжает строиться на основе развития интеллекта, неизмеримо меньше внимания уделяя становлению эмоциональной сферы.  Акцент в обучении на эмоциональной сфере - это наиболее верное решение, т.е. по образному выражению Л.С. Выготского, «действовать на аффект, чтобы добраться до интеллекта». Другими словами, во главу планирования занятий, уроков положить систему управления и формирования базовых эмоций личности, а осуществлять эту работу на учебном, программном материале. Важным становится тот факт, что, опираясь именно на эмоциональную сферу ребёнка можно решить целый ряд проблем в его развитии в процессе формирования личностной сферы. Работая над формированием эмоций, расширением их диапазона, созданием «тонкого эмоционального реагирования»,  педагог, родители обеспечат развитие резервных потенциальных возможностей ребёнка, и тем самым создадут основу для его успешного обучения. Если за основу работы педагога взять работу по воспитанию базовых эмоций, как составного компонента личности ребёнка, то любое занятие, урок должны включать в себя задачу по формированию какой-то эмоции, её уточнению, адекватному воспроизведению и т.п. Каждая из них имеет свою шкалу (варианты) проявлений, свои причины и последствия проявления. Эмоции образуют основные структуры сознания.

Необходимо помнить, что эмоции неизменны; меняется лишь форма их проявления. Радость – всегда радость; печаль – печаль, а вот форма проявления в детстве, отрочестве, зрелости – разная.

Формирование каждой базовой эмоции значимо для работы над личностью ребёнка. Базовые эмоции - это веер направлений работы педагога и родителей по развитию эмоционально – волевой сферы ребёнка, через которую можно будет скорректировать и поведение, и речь, и мышление! Благодаря огромной роли эмоций в регуляции деятельности ребёнка-дошкольника его мышление носит «эмоционально-образный» характер, который надолго остаётся доминирующим в структуре детского интеллекта. Эмоции всегда с нами, и переживание эмоций в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира. Вот именно поэтому важны и необходимы профилактические мероприятия по сохранению и обогащению эмоционального мира ребёнка. Взрослый, желающий видеть ребёнка счастливым, должен помнить:

  • доверительные отношения с ребёнком, если ребёнок доверяет, он сможет выразить свой негатив словами. Проговаривание вслух чувств, оказывающих отрицательное воздействие на существующий образ «Я», помогает ослабить эти чувства и они уже не окажут такого разрушительного воздействия на психику;
  • использование  игр с куклами, ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками. Различные роли  кукол, выполняемые ребёнком, позволят ему посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции. Ролевая игра способствует обучению владению собственными эмоциями, сюжетами для таких игр следует выбирать разные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств. Например: «День рождения», «Цирк», «Больница», «Семья», «В зоопарке», «Злая собака» и другие;
  • снятие эмоциональных зажимов с помощью игр, танцев, пластики, физических упражнений;
  • создание условий для того, чтобы ребёнок ощущал себя комфортно и оценивал себя положительно (хвалить ребёнка в присутствии других детей и взрослых; исключить сравнения детей; оказывать психологическую поддержку, проявляя искреннюю заботу о ребёнке);
  • в основе познавательной деятельности малыша лежит сенсорный процесс, вызывающий эмоции.

Главное – всегда помнить о развитии эмоциональных устремлений детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов «СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

       Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способа...

Консультация ."Влияние педагога на эмоциональное самочувствие дошкольника"

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые хара...

Консультация для педагогов «Музыкально – ритмическое развитие дошкольников» Рекомендации по развитию чувства ритма "Часы"...

Консультация для педагогов «Музыкально – ритмическое развитие дошкольников» Рекомендации по развитию чувства ритма "Часы"... В последние годы заметно возросла потребно...

Консультация для педагогов ДОУ «Эмоциональное развитие дошкольников»

Консультация для педагогов ДОУ«Эмоциональное развитие дошкольников» Подготовила и провелапедагог-психологНазмиева Людмила Сергеевна...

Консультация для воспитателей "Социально-эмоциональное развитие дошкольников"

Консультация поможет воспитателям выстроить работу по социально-эмоциональному развитию дошкольников всех возрастных групп...