Проект "Формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре"
проект (средняя группа) на тему
Проект "Формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mitkina_n.p.ppt | 2.18 МБ |
proekt_formirovanie_komunikativnyh_navykov_u_detey_4-5_let.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность 2 Актуальность. Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным.
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в процессе ролевой игры. Задачи: Анализ методической литературы по теме проекта. Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в процессе ролевой игры. Внедрение в педагогическую практику разработанных игровых моделей. Анализ, результативность, перспективность. 3
Планируемые результаты Овладение нормами и ценностями, принятыми в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей; Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». 4
Модель взаимодействия РЕБЁНОК ПЕДАГОГ РОДИТЕЛИ сверстники 5
Подготовительный этап( 1 неделя октября) Анализ литературы, создание предметно-пространственной развивающей среды в группе, тематическое планирование игр. 6
Основной этап ( 2-3 неделя)октября Экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей с внешним видом врачей, с инструментами, чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского, рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы. Непосредственно образовательная деятельность: Чтение стихотворений: «Мой мишка» 3.Александровой; А. Крылов «Заболел петух ангиной» Художественное творчество: Лепка «Фрукты для Ксюши» Рисование дорожный знак «Больница» Музыка: П. Чайковский «Болезнь куклы» 7
Ситуации удивления для развития и обогащения сюжета: Посещение кабинета врача (Виртуальная экскурсия). Дети получают кукол, которые заболели. Рисование с родителями на тему «посещение больницы» 8
9 Модель сюжетно-ролевой игры Интересы и особенности детей Деятельность Любят рисовать рисование дорожный знак «Больница» Любят конструировать Изготовление коробочек из бумаги для витаминов Любят петь и танцевать Организовать концерт по открытию больницы Гиперактивные Охранник, курьер по доставке витаминов, участие в презентации Любят практические задания Изготовление одежды для сотрудников, лепка продуктов питания для сотрудников и угощений для посетителей Любят познавательные задачи Рассказывание сказок и стихотворений
Практическая значимость Данная работа может использоваться педагогами ДОУ с целью формирования социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет через сюжетно-ролевую игру. 10
Список литературы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. N1155[Текст]-М.: Центр педагогического образования, 2014. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2007. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. – М.: Просвещение, 2010. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. - М. : ВЛАДОС, 2007. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 2005. 11
Выводы Формирование социально-коммуникативных навыков является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ребенку возможность успешного освоения школьной программы. В своей работе мы обозначили основную роль игры, как естественной деятельности детей дошкольного возраста, в развитии социально-коммуникативных качеств ребенка. Игры дошкольника разнообразны и многообразны, все они очень ценны и важны в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольника. 12
Департамент образования города Москвы ГБОУ Педагогический колледж №15 Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре» по программе «Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО» Выполнила: слушатель КПК Митькина Н.П. Д/О «Сказка», г. Москва Научный руководитель проекта: к.п.н. Крылова Ольга Юрьевна Москва, 2015г.
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОД МОСКВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №15
Итоговая практико-значимая работа
Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре».
Выполнила: слушатель КПК Митькина Н.П.
Воспитатель ГБОУ школа №933
Д/О «Сказка», г. Москва
Научный руководитель:
к.п.к. Крылова О.Ю.
Москва, 2015г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
I. Основная часть.………...................................................................................5
Теоретическое обоснование формирования коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре
II. Практическая часть..………………………………………………………..7
Конспект занятия по формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре «Больница»
Заключение…………………………………………………………………….13
Список литературы …………………………...………………………………14
Введение
Актуальность. Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным.
Проблема. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.
Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности.
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков в процессе ролевой игры.
Задачи:
- Задачи:
- Анализ методической литературы по теме проекта.
- Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в процессе ролевой игры.
- Внедрение в педагогическую практику разработанных игровых моделей.
- Анализ, результативность, перспективность.
Практическая значимость:
- Данная работа может использоваться педагогами ДОУ с целью формирования социально-коммуникативных навыков у детей 4-5 лет через сюжетно-ролевую игру.
Основная часть.
Актуальность формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Первое общество для «маленького» человека - коллектив группы детского сада, и он во многом определяет дальнейший путь его личностного и социального развития. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит общение. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, не уделяя должного внимания играм со сверстниками. Умение общаться друг с другом - одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Психологи (Л. С. Выготский, [3], Д. Б. Эльконин, [25], А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.
Игра - самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.
Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
II. Практическая часть.
Конспект занятия по формирование коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре «Больница»
Задачи:
- Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители.
- Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей.
- Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).
- Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.
Материалы: сундучок, загадки, белый халат, шапочка доктора, игровой набор «Доктор», медицинские карты на каждого больного и геометрические фигуры, куклы.
Словарная работа: врач педиатр, медсестра, фонендоскоп, шприц, термометр, рецепт, регистратура.
Подготовительный этап:
Анализ литературы, создание предметно-пространственной развивающей среды в группе, тематическое планирование игр.
Основной этап:
экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей с внешним видом врачей, с инструментами, чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского, рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы.
Чтение стихотворений: «Мой мишка» 3.Александровой; А. Крылов «Заболел петух ангиной»
Художественное творчество Лепка «Фрукты для Ксюши», рисование дорожный знак «Больница»
Музыка. Слушание: П. Чайковский «Болезнь куклы»
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте начнем наше занятие с пожелания добра друг другу. Повернитесь друг к другу лицом и скажите: Мы желаем друг другу добра.
Основная часть занятия.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой у меня красивый сундучок. Отгадайте загадку и вы узнаете кому он принадлежит.
Воспитатель: Кто в дни болезней всех полезней?
Лечит нас от всех болезней?
Дети: Доктор.
Воспитатель: Этот сундучок принадлежит доктору. А как вы думаете что в нём находится? (В нем лежат инструменты и лекарства, которые нужны врачу для работы.) Ребята давайте посмотрим эти инструменты и назовём их (фонендоскоп, шприц, градусник, капли в нос, шпатель…) Молодцы.
Воспитатель: А как вы думаете в какую игру мы сейчас с вами будем играть? (В больницу)
Воспитатель обращает внимание детей на кукол в игровом уголке.
— Посмотрите, какие грустные наши куклы. Что с ними случилось? Может быть они заболели? Вспомните, как называют врача который лечит детей? (Педиатр). А каких вы ещё врачей знаете? ( лор, хирург, терапевт)
- А с кем вы ходили к врачу? (ответы детей)
- Вот и наших кукол нужно отвести в больницу на приём к детскому врачу (педиатру)
Давайте сделаем физминутку, а потом распределим с вами роли
Физкультминутка.
Мы в автобусе сидим, и в окошечко глядим.
Глядим назад, глядим вперед, ну что ж автобус не везет.
Колеса закружились, вперед мы покатились
Пускай автобус нас, везет, мы едем, едем все вперед.
(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за педагогом слова).
Воспитатель: давайте выберем с вами доктора. В первый раз им будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника.
Воспитатель предлагает доктору выбрать себе медсестру. Затем выбираются: медсестра в регистратуру, пациенты с больными куклами (воспитатель раздаёт детям игрушки просит пожалеть и успокоить их, предлагает им взять карточку в регистратуре и встать в очередь к врачу, чтобы он смог им помочь.) А теперь нам нужно выбрать очень главную роль - это санитарка, ведь она следит за чистотой во всей больнице, работа её очень важна - ведь если не будут убираться в больнице посетителям будет неприятно туда приходить.
Воспитатель объясняет каждому его роль. Дети расходятся по своим игровым зонам (аптека, больница, регистратура). Одевают халаты, готовят свои рабочие места.
Диалог в регистратуре:
Дети здороваются, называют свою фамилию имя и просят карту больного.
Регистратор выдает карту больному. (по геометрическим фигурам, которые находятся на карточках и на пациенте)
В поликлинике начинается прием. Воспитатель напоминает «посетителям», чтобы те заняли очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь». Войдя в кабинет, поздороваться рассказать, что болит у вашей дочки?
Диалог в больнице больного и доктора:
П: Здравствуйте.
Д: здравствуйте, что болит у вашей дочки?
П: у неё высокая температура, болит голова.
Д: не беспокойтесь, сейчас я осмотрю её и назначу лечение.
Ребёнок в роли доктора оказывает медицинскую помощь, осматривает пациента и предлагает медсестре сделать жаропонижающий укол, затем выписывает рецепт и предлагает приобрести лекарство в аптеке.
Посетители сидят в очереди, не шумят, не ругаются, ждут своей очереди. Пока пациенты ждут свою очередь у дверей появляется санитарка, которая моет пол. Она старательно всё моет и просит посетителей не сорить.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети не забывали говорить «спасибо и до свидания».
Окончание игры
Поликлиника закрывается: уже поздно, пациентов не осталось, всех вылечили. Врачи снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, возьмите, кто не успел рецепты, и зайдите в аптеку за таблетками и витаминами. Нужно отвести детей домой и уложить в кроватки. Вот теперь у нас в группе полный порядок.
В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать.
Дети отвечают: делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: ребята давайте и мы с вами сделаем зарядку (Дети выполняют зарядку под муз
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за воспитателем слова.)
Воспитатель: Ребята во что мы сегодня с вами играли? (Больницу) Что вам понравилось больше всего в нашей ирге?
Воспитатель: Ребята, я желаю вам здоровья. Сейчас я вам раздам вкусные полезные фрукты. (Детям раздаются яблоки)
Ситуации удивления для развития и обогащения сюжета:
- Посещение кабинета врача (Виртуальная экскурсия).
- Дети получают кукол, которые заболели.
- Рисование с родителями на тему «посещение больницы»
Заключение
Формирование социально-коммуникативных навыков является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ребенку возможность успешного освоения школьной программы.
В своей работе мы обозначили основную роль игры, как естественной деятельности детей дошкольного возраста, в развитии социально-коммуникативных качеств ребенка. Игры дошкольника разнообразны и многообразны, все они очень ценны и важны в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольника.
Список литературы
- 1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. N1155[Текст]-М.: Центр педагогического образования, 2014.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2007.
- Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. – М.: Просвещение, 2010.
- Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. - М. : ВЛАДОС, 2007.
- Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития потенциальных сил и возможностей ребенка, для становления основ личности. Актуальность проблемы развития коммуникативных способнос...
План работы по самообразованию. Тема: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год
Самообразование на тему: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)...
«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»
Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....
Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Выступление на совете педагогов...
"Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры "
Потребность в общении – одна из самых важных, по словам А. М. Щетининой, «человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития» Только в результате общени...
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР»
Папка - передвижка «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка среднего дошкольного возраста»...