"Детское экспериментирование в подготовительной группе."
консультация на тему

Вахитова Наталия Юрьевна

"Детское эксперементирование в подготовительной группе."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации г. Подольск

Муниципальное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида№38 «Искорка»

Детское экспериментирование  в подготовительной группе.

Составитель: Воспитатель

МДОУ №38 «Искорка»

Вахитова. Н.Ю.

Подольск

Детское экспериментирование  в подготовительной группе.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то  

одно,   но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми  всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то

недосказанное, чтобы   ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»  

В. А. Сухомлинский

                                                         

    Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых  минут  и  до  последних  дней  человек  неустанно  познаёт  мир,  в  котором  он  живёт. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем – постепенно, но активно  постигать  накопленный  до  него  опыт  человечества;  и  наконец,  став  взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.

   Окружающая  действительность  предстаёт  перед  ребёнком  во  всём  её  многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие,  живое  и  неживое,  строение,  назначение  материалов  предметов.  На  каждом

возрастном этаже познание мира, осуществляется своими специфическими способами.  

    Познавательная  активность  детей  реализуется  в  деятельности.  Именно  поисковая  деятельность  способна  мобилизовать  самим    дошкольников  в  познании  реальности,  самостоятельном  раскрытии  её  связей,  отношений  закономерностей,  в  преобразовании опыта.      Исследовательская,  поисковая  активность  -  естественное  состояние  ребёнка;  он  настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.  

   В  настоящее  время  мы  являемся  свидетелями  того,  как  в  системе  дошкольного образования  формируется  еще  один  эффективный  метод  познания  закономерностей  и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования, который давно занял  прочное  место  в  школе.  Разработку  теоретических  основ  метода  детского

экспериментирования  в  дошкольных  учреждениях  осуществляет  творческий  коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики  Н. Н. Подъякова.

 Обобщая  собственный  богатый  фактический  материал  Н.  Н.  Подъяков,  в  1997  году сформулировал  гипотезу  о  том,  что  в  детском  возрасте  ведущим  видом  деятельности  является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Для этого Н. Н. Подъяков приводит доказательства:

  •   игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;
  • в эксперименте объект преобразовывается;
  • некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться  с  окружающим  миром  путем  экспериментирования  психическое развитие ребенка затормаживается;
  • деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

  Достоинство  метода  экспериментирования  заключается  в  том,  что  он  дает  детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.  

   Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное  и  наглядно-образное  мышление,  и  экспериментирование,  как  никакой  другой метод,  соответствует  этим  возрастным  особенностям.  В  дошкольном  возрасте  он  является

ведущим,  а  первые  три  года  –  практически  единственным  способом  познания  мира.  Л.  С. Выготский  неоднократно  говорил:  «Своими  корнями  экспериментирование  уходит  в манипулирование предметами».

    Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей. Основная задача,  в  поисково-исследовательской  деятельности  дошкольника,  возможность  напрямую удовлетворить присущую ему любознательность,  упорядочить свои представления о мире.

Поэтому учу детей  не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их пониманию, не столько стараюсь дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Организую  учебный  процесс  по  модели  личностно-ориентированного  взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования.

    Исследовать,  открыть,  изучить  –  значит  сделать  шаг  в  неизведанное.  Это  огромная возможность  для  детей  думать,  пробовать,  искать,  экспериментировать,  а  самое  главное  – самовыражаться.  Моя  задача  помочь  детям  в  проведении  этих  исследований,  сделать  их

показными.

Методы и приемы обеспечивающие реализацию познавательной деятельностью:

­  проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»);

­  игры – экспериментирования;

­  метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);

­  вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»  

    Одно  из  направлений  детской  экспериментальной  деятельности,  которую    я  активно использую  -  опыты.  Их  провожу  как  во  время  организованной  деятельности,  так  и  в самостоятельной.  Опыты  способствуют  развитию  у  детей  мышления,  логики,  творчества,  позволяют  показать  наглядно  связи  между  живым  и  неживым  в  природе.  Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.

    Дети  с  огромным  удовольствием  проводят  опыты  с  бумагой,  тканью,  резиной, пластмассой,  песком,  глиной.  Например,  предлагаю  слепить  фигурку  из  мокрого  и  сухого песка.  Дети  рассуждают,  какой  песок  лепится,  почему.  Рассматривая  песок  через  лупу, обнаруживают,  что  он  состоит  из  мелких  кристалликов,  песчинок,  этим  объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

   Опустив,  бумагу  в  таз  с  водой  узнаём,  что  бумага  размокла  и  порвалась,  из  бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что

резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

    В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то  напоминают  ребятам  фокус,  они    необычны,  а  главное  ребята  всё  проделывают  сами.

Опыты  способствуют  формированию  у  детей  познавательного  интереса  к  предметам, развивают  наблюдательность,  мыслительную  деятельность.  В  каждом  опыте  раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся  к суждениям, умозаключениям.

   Одним  из  важных  моментов  является  то,  что  бы  при  проведении  опытов  дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы,  но  для  этого  необходимо  время  и  последовательность    подачи  материала.  При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.  

   В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод,  благодаря  которому  дети  познают  мир,  явления  природы.  Они  становятся раскованнее,  могут  отстаивать  свою  точку  зрения.  Эта  работа  помогает  развить  у  детей

мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.  

      Мы  вместе  с  ребятами  обсуждаем  тот  результат,  который  получился  в  реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе  экспериментов  отмечаю:  идет  обогащение  памяти  ребенка,  активизируются  его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции  анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности  создающие  такие  ситуации  которые  ребёнок  разрешает  посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.  

    Это  способствует  обогащению  ребёнка  знаниями,  учит  его  самого  анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.  

   Китайская  пословица  гласит:  «Расскажи  и  я  забуду,  покажи,  и  я  запомню,  дай  попробовать и я пойму!»  

    Игры-занятия  побуждают  детей  к  самостоятельному  поиску  способов  действия, проявлению  творчества  Дети  учатся  задавать  вопросы:  «Как  это  делать?»,  обращаются  с  просьбами:  «Давайте  сделаем  так»,  «Давайте  посмотрим,  что  будет,  если…»,  учатся сравнивать  два  состояния  одного  и  того  же  объекта  и  находить  не  только  разницу,  но  и сходство; самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности  между  собой,  сами  делают  выводы.    Занимательная  игра-занятие  с  дошкольниками  побуждает  детей  к  самостоятельному  поиску  способов  действий, проявлению  творчества.  Такие  игры    направлены  на  формирование  у  детей  умение

вычленять  существенные  признаки  материалов,  понимать  причинно  -  следственные  связи между материалами и познанием предметов. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает  детей  к  самостоятельному  поиску  способов  действий,  проявлению  творчества.

Стараюсь организовать игры интересно, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений,  даю  возможность  детям  увидеть  трудности  и  каждому  самостоятельно справиться с ними.  

    Для  меня  важно,  что  данная  деятельность  не  задаётся  мною  заранее  в виде  той  или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении  позволяет  не  только  поддерживать  имеющийся  интерес,  но  и  возбуждать,  по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

      На практике я всё больше убеждаюсь, что ознакомление дошкольников с материалами предметов  через  действия  с  ними  вызывает  у  ребенка  интерес,  развивает  мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т.д.), стимулирует познавательную

активность и любознательность ребенка.

     Механизмом  оценки  получаемых  результатов  является  эмоционально-положительное состояние  ребёнка  при  организации  организованной  деятельности.  Педагог  должен чувствовать и видеть, что именно  происходит с ребёнком, как и насколько он «включён» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...

Конспект занятия в кружке экспериментирования (подготовительная группа) "Сделать магнит помогает электричество"

Конспект занятия в кружке экспериментирования "Сделать магнит помогает электричество" (подготовительная группа)...

Родительское собрание на тему: «Детское экспериментирование» старшая группа «Берёзки»

Цель: Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающиммиром через экспериментальную деятельность с различными предметами.Задачи:-Расширить знания родителей о значении экспериментиров...

УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Подготовительная группа

l развитие первичных естественнонаучных представлений,lнаблюдательности,l любознательности,l активности,lмыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ;l формирование...

Материалы для оформления центра познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирования). Подготовительная группа

Маленькие дети – прирожденные исследователи. В этих материалах вы найдете подборку занимательных опытов для детей дошкольного возраста. Простые в исполнении эксперименты с использованием подручн...

консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....