Родительское собрание на тему: «Детское экспериментирование» старшая группа «Берёзки»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Себель Екатерина Сергеевна
Цель:
Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим
миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
-Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии
детей дошкольного возраста.
-Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей
среднего дошкольного возраста.
-Формировать представления о правильной организации
экспериментирования с ребенком-дошкольником.
-формировать умение общаться с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ro.s.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Детское экспериментирование»

старшая группа «Берёзки»

Воспитатель: Е.С. Себель

Цель:        

Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим

миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

-Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии

детей дошкольного возраста.

-Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей

среднего дошкольного возраста.

-Формировать представления о правильной организации

экспериментирования с ребенком-дошкольником.

-формировать умение общаться с детьми.

Предварительная работа:

 Подобрать пословицы, высказывания известных людей.

 Подготовить презентацию по теме.

 Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование

дома».

 Оформление консультации для родителей.

 Подготовить памятки для родителей.

 Подготовить оборудование и материал для проведения опытов.

Ход мероприятия

Здравствуйте дорогие родители! Мы рады видеть вас здесь. Спасибо за то,

что вы пришли на нашу встречу. Это родительское собрание я хочу открыть

словами:

 «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте

всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал».

 В.А. Сухомлинский.

Прогресс развития человечества не стоит на месте и в связи с этим с

каждым годом к нашим деткам предъявляются все новые и новые требования

к полученным ими знаниями. Поэтому гораздо важнее получить

любознательного ребенка-первооткрывателя, исследователя того мира,

который его окружает. А средством познания дошкольником окружающего

мира является - экспериментальная деятельность.

И я бы хотела спросить вас, что такое экспериментирование?

(родители высказывают свои предположения)

Что такое экспериментирование?

Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего

мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций,

продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь

результата. (Слайд № 2).

Цель экспериментальной деятельности:

Углублять представления о живой и неживой природе. Учить

самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов,

размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. (Слайд

№ 3).

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение –

их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. (Слайд №4).

Как показывает практика наряду с игровой деятельностью для детей

дошкольного возраста очень важной является и экспериментальная

деятельность. Вместе с игрой эксперимент оказывается ведущим видом

деятельности в развитии дошкольника. (Слайд №5).

Само слово «эксперимент уже вызывает интерес. А сколько таится в

процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни

постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие

думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так

ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва

родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.

Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем

мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в

карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что

ребенок растет и познает мир.

Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы, он может что-то

запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не

каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто,

растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку,

чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.

Вот именно поэтому мы и начинаем работу с детьми по данной теме.

Для всестороннего развития дошкольников, для достижения наилучших

результатов в процессе познания окружающего мира.

Наши знания не укладываются в рамки понятия «занятие». Это будут

игры, опыты, проводимые с детьми.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается (Слайд №6):

мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими

камешками и бусинками);

воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли

перышко, если на него подуть?)

внимание и память (запомню – дома расскажу маме);

речь;

мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в

тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр

формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи

(не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).

Дети учатся анализировать произошедшее, не только во время игры, но

и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с

родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться,

узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет; бабушка «не поверит»,

когда внук расскажет ей, что сегодня он сам «сделал» болото в группе с

лягушками и лилиями. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала,

поощрение ребенка.

В настоящее время в дошкольной педагогике ребенок рассматривается

не как объект науки, а как субъект; отношения ребенок – взрослый – это

субъектно-субъективные отношения, т.е. мы, взрослые, не только изучаем

ребенка, но и учимся у него.

Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями,

и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый

выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет

ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую

активность.

Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать

проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать

выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий

восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы. (Слайд №7).

Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет

возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как?

откуда?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать,

поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной

деятельности.

И в этом должны помогать и вы родители.

Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал? (Слайд

№8).

Во-первых, самому быть любопытным.

Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских

исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался

листом дерева, игрушкой или кучей песка.

В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.

В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она

разбирается с целью изучения.

В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Если вы захотели сами предложить ребенку тему для

экспериментирования, то нужно придерживаться некоторых правил при

выборе темы.

Правила при выборе темы (Слайд 9)

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, быть

с элементами неожиданности и необычности.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести

реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть

лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения ,

навыки).

3. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена

относительно быстро, учитывая особенность детей. Они еще не способны

концентрировать свое внимание на одном объекте долговременно.

С детьми 5 лет экспериментирование ведется в нескольких

направлениях: (Слайд 10)

-живая природа;

-неживая природа;

-физические явления;

-человек;

-рукотворный мир.

Задание для родителей.

Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые

вы можете провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа

расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой

природой, а третья - «Я человек».

(родители совещаются и отвечают)

Как организовать детское экспериментирование в домашних

условиях?

На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять

ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и

взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений!

Давайте сегодня с вами попробуем провести несколько экспериментов.

У нас получилось три подгруппы. Каждая подгруппа проведёт свой

опыт. У вас на столах есть всё необходимое для того.

1 опыт. «Вода меняет свой цвет»

В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней

таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под

названием «пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор

питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет.

Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную

кислоту - раствор снова обесцветится.

2 опыт: «Вулкан»:

Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты,

красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в

которую будем вставлять пробирку, вода.

Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного

воды. Тщательно встряхните и перемешайте.

Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого

красителя. Еще раз перемешайте.

Вставьте в конус пробирку.

Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь

начнет пениться.

3 опыт. "Подводная лодка".

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой

водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л

воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду

из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни

всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

 Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь

того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть.

Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть

удивительно.

 Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче,

чем в реке.

4 опыт Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша

закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в

таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит

потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых

используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте

малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических

опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу!

(Слайд №11).

В нашей группе оборудован уголок опытно – экспериментальной

деятельности. Он состоит из мини лаборатории. (Слайд12…)

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы,

необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети

опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

 Специальная посуда

 Природный материал

 Утилизированный материал

 Прочие материалы: это приборы – помощники

 Медицинский материал

 Технический материал

 Коллекция семян

Заключение.

Уважаемые родители! Известно, что ни одну воспитательную или

образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта

с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы

должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным

примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует

его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за

ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный

интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить

непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений,

действительности.

С этой целью мы предлагаем Вам памятки по развитию любознательности у

детей.

Свое выступление хочется зако


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...

Родительское собрание в новом детском саду. Старшая группа.

Родительское собрание в новом детском саду. Старшая группа....

Родительское собрание на тему "Моя Семья" старшая группа

Цель: развитие взаимоотношения воспитанников и их родителей посредством включения в совместную творческую деятельность, обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение....