Социализация детей дошкольного возраста
статья на тему
В условиях модернизации системы дошкольного образования, необходимо создать условия, способствующие "мягкой социализации" ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkaya_sotsializatsiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей дошкольного возраста.
Сергеева С.В., воспитатель
ГБОУ Школа№ 2051 Москва
Аннотация: в статье обсуждается создание необходимых условий в дошкольных учреждениях, которые позволят социализации ребенка дошкольного возраста протекать более «мягко».
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, конфликт, компетенции, добро.
В условиях модернизации дошкольного образования необходимо создать условия, обеспечивающие формирование у детей навыков уверенного поведения и эмоциональное благополучие каждого ребенка в социуме.
Педагог, который будет создавать данные условия в конкретной группе, должен обладать следующими компетенциями:
-уметь создавать позитивный психологический микроклимат в группе, устанавливать доброжелательные отношения между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально – культурным и социальным слоям, а также с различными возможностями здоровья;
-знать и понимать возрастные особенности ребенка, учитывать их при организации общения с ребенком и организации его взаимодействия с другими детьми;
-уметь с целью предупреждения конфликта создавать игровые ситуации, использовать соответствующие игровые приемы для отработки навыков бесконфликтного общения;
-уметь в создавшейся конфликтной ситуации между детьми привлекать их внимание к чувствам и желаниям другого;
-учитывать интересы и потребности каждого ребенка;
-обеспечивать открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников;
-взаимодействовать с семьей по вопросам воспитания ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказание при необходимости консультативной помощи.
Ярким примером социализации детей дошкольного возраста может выступать занятие «Путешествие в страну Добра», которое может открыть цикл занятий по социализации ребенка.
«Путешествие в Страну добра»
Знания и навыки, которые будут сформированы у ребенка в результате работы:
-определение характера поступка сказочного героя;
-сравнение и анализ поступков из собственного опыта.
Задачи:
1.Развивать у детей умение выражать словами свое отношение к поступкам сказочного героя.
2.Сравнивать с поступками из собственного опыта.
Дидактический материал: игрушки, изображающие положительных сказочных героев из сказки «Теремок» ( лягушка, мышка, зайчик, ежик); из сказки «Репка» ( собачка, кошка).
План проведения ( описание порядка и видов деятельности, игр, упражнений и т.д.):
1.Беседа «Что такое добро?» и создание Страны Добра.
2.Упражнение «Подари улыбку».
Содержание работы:
До начала беседы с детьми воспитатель подготавливает пространство, на котором будут располагаться игрушки – детские столы составляются таким образом, чтобы образовать один большой сто. Пространство заполняется игрушечными деревьями, маленькими домиками, пространство ничем не ограничивается, кроме площади импровизированного стола, также внутри него отсутствуют заборчики, загородки и т.п. Игрушки, изображающие сказочных героев, располагаются на отдельном столике таким образом, чтобы они находились в поле зрения детей.
- Дети сидят перед импровизированным пространством на стульчиках полукругом. Воспитатель показывает детям импровизированное пространство и предлагает детям отправиться в Страну добра. Проводится беседа «Что такое добро?» с целью уточнения представлений детей о добре. Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает вспомнить сказочных героев, которые помогали другим. В случае затруднения воспитатель обращает внимание детей на игрушки, показывая один из них, предлагает детям вспомнить, в какой сказке этот сказочный персонаж сделал доброе дело.
Проводя беседу с детьми, воспитатель предлагает «поселить» игрушки в Стране добра. Далее воспитатель предлагает каждому из детей вспомнить собственный добрый поступок, и, взяв любую игрушку, «поселить ее в Стране добра».
Например: «Собачка и кошка помогали вытянуть репку. А было ли так, что вы помогали маме или бабушке донести тяжелую сумку? Дружно жили звери в Теремке, пекли пироги, пили чай. А было ли так, что вы помогали накрыть стол к семейному чаепитию или помогали готовить пироги?».
2.По окончанию беседы, воспитатель проводит с детьми упражнение «Передай улыбку»: воспитатель улыбается ребенку, сидящему в начале полукруга, предлагает улыбнуться в ответ и, повернувшись к соседу, «передать» ему улыбку, ребенок «получивший» улыбку, передает ее рядом сидящему ребенку. (Вместе с улыбкой можно передавать мягкую игрушку «Сердечко»).
Рекомендации для воспитателей по проведению работы в целом и с учетом возраста детей:
В процессе проведения беседы воспитатель не старается раскрыть полностью понятие «добро», он демонстрирует детям на примерах поступков сказочных героев, что может считаться «добрым делом». По окончании работы детям не предлагается « вернуться в детский сад», вход в Страну добра также ничем не обозначается, таким образом, создается впечатление, что Страна добра находилась все время в группе, только в настоящий момент она обозначена. На некоторое время оставляется и импровизированное пространство, чтобы дети могли поиграть с игрушками в этом пространстве.
Литература
1.Программа «Мягкой социализации» для детей дошкольного возраста для реализации в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы в рамках Программы «На пути к объединению семьи». Москва 2013г.
2.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ( https://fgos.ru/ дата обращения 19.10.2018г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия социализации детей дошкольного возраста
Авторская презентация по социализации дошкольников с решением проблемных ситуций. прошу извинения за раннее выложенную....
Работа с родителями по полоролевой социализации детей дошкольного возраста
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
В статье говорится о технологии, которая позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...
Участие в II муниципальном межведомственной научной -практической конференции " Социализация детей дошкольного возраста в контексте современных тенденций дошкольного образования"
1 апреля 2016 года в Домодедовском филиале Российского нового университета (РосНОУ) состоялась II Межведомственная муниципальная научно-практическая конференция «Социализация детей дошкольного в...
Консультация для педагогов «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как программа успешной социализации детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов....
Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"
Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...