Развивающая образовательная среда - центры активности
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_obrazovatelnaya_sreda._tsentry_aktivnosti.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая образовательная среда
Центры активности. Помещение группы должно быть разделено на небольшие субпространства – так называемые центры активности (далее – Центры). Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке должны быть оборудованы:
• «Центр искусств»;
• «Центр строительства»;
• «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»);
• «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»;
• «Центр песка и воды»;
• «Центр математики и манипулятивных игр»;
• «Центр науки и естествознания»;
• «Центр кулинарии»;
• «Открытая площадка».
Центры активности детей, их влияние на развитие ребенка дошкольного возраста
Литературный центр ( центр грамотности и письма).
Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.
Влияние на развитие
Материалы центра, а также применяемые педагогами технологии призваны способствовать:
• чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий
• развитию диалогической и связной речи
• обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования
• развитию звуковой культуры речи
• развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и в звукозаписи
• развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению
Центр «сюжетно-ролевой» игры. Разыгрывание литературных произведений средствами кукольного театра или непосредственно детьми, исполняющими разные роли, то есть инсценировки. Однако наличие тех или иных материалов и обстановка в разных центрах, разумеется, существенно влияют на характер и содержание игры и в известной степени помогают детям лучше понять свою роль и находить подходящее место для ее обыгрывания.
Влияние на развитие. Непосредственно в творческой драматизации, в развитии сюжетно-ролевых игр осуществляются такие виды действий, которые:
• развивают активную и пассивную речь;
• помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить модели поведения;
• способствуют развитию всех пяти чувств;
• увязывают между собой различные представления;
• учат решению проблем;
• стимулируют творческое начало, креативность;
• развивают самооценку и самоуважение;
• учат способам выражения эмоций и чувств;
• развивают общую и тонкую моторику.
Эмоциональное развитие. В ролевой игре дети могут переодеться и ощутить себя теми, кем хотят стать – всесильным родителем или всезнающим доктором. Стеснительный ребенок может стать сильным и отважным.
Интеллектуальное развитие. В сюжетно-ролевой и драматической игре дети учатся увязывать одно с другим, развивая когнитивные навыки. Они используют идеи, учатся на ошибках и пробах. В игре дети могут использовать игрушки и материалы самым разным образом, развивая творческое начало.
Развитие математических представлений. В центре игры ребенок сталкивается с группами и подгруппами материалов и вещей. Они могут считать количество посуды, нужное для кормления кукол, а могут классифицировать чайную и столовую посуду, находить равенство.
Центр искусств. Этот центр выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.
Если детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки.
В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.
Влияние на развитие. Эмоциональное развитие
• канал для выражения чувств и собственных представлений о мире
вокруг себя;
• возможности эмоциональной разрядки;
• чувство удовлетворения от создания собственного продукта;
• радость от ощущения собственной успешности.
Сенсомоторное развитие
• развитие мелкой моторики;
• развитие тактильного восприятия;
• увеличение остроты зрительного восприятия;
• развитие крупной моторики;
• приобретение опыта координации зрения и руки.
Социальное развитие
• возможности сотрудничать с другими детьми и действовать по очереди;
• воспитание уважения к чужим идеям;
• обучение ответственности за сохранность материалов;
• стимулирование детей к принятию совместных решений и к реализации совместных замыслов.
Интеллектуальное развитие
• знакомство с линией, цветом, формой, размером и текстурой;
• приучение к последовательности и планированию;
Художественно-эстетическое развитие
• формирование художественного вкуса;
• развитие художественных, музыкальных и иных способностей к искусству;
• развитие творческого самовыражения;
• формирование способности ценить культурное и художественное наследие.
Центр кулинарии.
занимательная работа по записи и чтению рецептов в центре «Кулинария» вызывает у детей настоящий интерес к грамотности, то есть возникает естественная, ненасильственно обеспеченная готовность детей к школьному обучению.
Влияние на развитие. Развитие математических представлений и навыков счета. Как известно, для того, чтобы что-то приготовить, нужно запастись продуктами в нужном, измеряемом количестве. С этой целью в содержание материалов центра кулинарии включаются различные весы, мерные емкости – пластиковые стаканы, миски, банки, кувшины, блокноты для записи нужного количества продуктов. В этом центре может возникнуть и пополняться некая детская кулинарная книга, где отдельные рабочие листки могут сплетаться, сшиваться, накалываться на безопасные стержни.
Развитие речи. В этом центре возникает интерес к грамотности и письму, ведь рецепт надо прочитать и можно записать. Делает это в центре кулинарии взрослый или ребенок, который умеет писать. Они должны записать рецепт печатными буквами – тогда дети смогут постепенно приобретать интерес к буквам и начинают понимать (что очень важно) функциональное назначение письма.
Развитие социальных навыков. В этом центре развиваются умения договариваться и решать различные возникающие проблемы – где взять продукты, кто и что станет делать, кто будет рассказывать о работе в центре кулинарии на вечернем, итоговом сборе, где вся группа делится друг с другом, в каких центрах и что удалось сегодня сделать.
Сенсомоторное развитие. Сенсорное развитие можно смело планировать в этом центре, ведь все продукты имеют запах, консистенцию, степень твердости и конечно самый разный вкус. Снятие кожуры, просеивание, разливание, взбивание развивает мелкую моторику.
Общее интеллектуальное и личностное развитие. Безусловно, можно спланировать задачи по развитию памяти и внимания к важной работе, умению сосредоточиться, стремлению достичь нужного результата (целеустремленность), развитию креативности, умению соотносить задумку с результатом.
Центр песка и воды. Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. Чтобы дети не обливались водой, нужно в этом центре повесить непромокаемые халатики. Дети любят их надевать; они увереннее себя чувствуют в них при играх с водой.
Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре. Влияние на развитие. Математическое развитие
• насыпание или наливание равных количеств песка и воды в сосуды разной формы поможет детям понять, что количество не зависит от изменения формы сосуда;
• исследование, сколько и каких мисок или ведерок с водой и песком потребуется, чтобы наполнить стол-бассейн или песочницу, конечно, поможет совершенствовать навыки счета;
• сравнение мокрого и сухого песка с помощью мерных стаканчиков или весов поможет кроме математических выводов задуматься о причине.
Развитие естественнонаучных представлений
• эксперименты и наблюдения типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?» или «Что будет, если снег или лед оставить в пустом ведерке или в теплой воде?»;
• осуществление изменений с помощью добавления воды в песок, красителя в воду или кубиков льда в теплую воду;
• классификация плавающих и тонущих предметов.
Сенсомоторное развитие
• пересыпание песка и плескание в воде, просеивание песка и зарывание в нем предметов, просто копание в песке дарят детям замечательные тактильные ощущения и развивают мелкую моторику;
• развитие мелкой моторики – пальцев и рук при переливании из одного сосуда в другой, удерживании скользких кусочков мыла;
• освоение тонких движений при использовании пластмассовой пипетки при накапывании в банки различных красителей и добавления воды из кувшина.
Речевое и социальное развитие
• необходимость договариваться о том, кто с какими игрушками будет играть, способствует развитию диалога и беседы между детьми, развивает позитивное социальное взаимодействие;
• активная деятельность в центре песка и воды дает возможность воспитателям включаться в нее с вопросами, способствует развитию связной речи. Дети свободнее и качественнее готовы рассказать вам о собственной понятной и интересной игре, нежели пересказывать чужой текст;
• безусловно, активное и органичное, естественное обогащение словаря происходит в процессе игр с самыми разными предметами и игрушками в этом центре.
Центр науки и естествознания. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования.
Удивление и восторг – вот что испытывает ребёнок, самостоятельно открывший неведомое для себя раньше!
Влияние на развитие. В этом центре важны следующие образовательные задачи:
• развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;
• развитие тактильной чувствительности пальцев рук;
• формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;
• развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов;
• развитие речи и других коммуникативных навыков;
• умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;
• обогащение эмоциональных переживаний ребенка;
• обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия.
Центр строительства. Строительство – важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и научное мышление и представления о социальном окружении, дети учатся распознавать формы, высоту, вес предметов, их соотношение, приобретают опыт совместной работы, развивают речь в естественном общении. Этот центр всегда притягивает детей, в нем жизнь кипит, полна творчества и веселья.
Влияние на развитие. Речевое развитие. В процессе строительства создается много возможностей для расширения словаря ребенка. Это происходит в процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками. Развитие связной речи происходит при рассказах о созданной конструкции.
Развитие социальных навыков. Социальные навыки при работе с конструктором приобретаются, когда ребенок строит что-то бок о бок со сверстником, наблюдает и воспроизводит работу другого, когда строит с несколькими партнёрами вместе, споря и соглашаясь.
Развитие элементарных математических представлений. Действуя с элементами конструктора, дети осваивают понятия:
• размер, форма, вес, высота, толщина, соотношение, направление,
пространство, образец;
• наблюдение, классификация, составление планов, предположения;
• разное употребление одного и того же объекта (горизонтально, вертикально);
• равновесие, баланс, устойчивость;
• измерение, счет;
• сходство, различие;
• равенство (два половинных блока равняются одному полному);
• упорядочивание по размеру или форме;
• пробы и ошибки.
Развитие мелкой и крупной моторики. Игры с конструктором развивают общую и тонкую моторику. Дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их. Кроме того, дети привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер.
Развитие представлений о социальном окружении. Играя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схематического его отображения. Изучение самих элементов конструктора – хороший способ узнать совместно с другими детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение.
Утреннего сбора
Задачи:
• Установить комфортный социально-психологический климат.
• Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться.
• Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга.
• Познакомить детей с новыми материалами.
• Ввести новую тему и обсудить её с детьми.
• Организовать планирование детьми своей деятельности.
• Организовать выбор партнёров.
Вечернего сбора
Задачи:
• Пообщаться по поводу прожитого дня.
• Обменяться впечатлениями.
• Пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться.
• Подвести итог деятельности.
• Продемонстрировать результаты деятельности.
• Отрефлексировать, что получилось, что пока не удалось, почему.
• Проанализировать своё поведение в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС
реализация ФГОС в ДОО...
МИНИПРОЕКТ «Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС»
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инно...
Реферат «Образовательная среда ребенка. От теории к практике» Предметно-пространственная развивающая образовательная среда»
Итоговый реферат...
Формирование современной образовательной среды. Центр конструирования "Малышок" в младшей группе
Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Центр конструирования является важной частью р...
Проект по созданию личностно - развивающей образовательной среды «Группа – среда возможностей»
Проект направлен на создание условий индивидуализации в образовательной среде и выявления детских интересов и потребностей ....
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...