РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ
консультация по теме
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detskogo_tvorchestva_v_teatralizovannyh_igrah_18-1.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ
A.И. Буренина
Современные подходы к развитию детского творчества ориентируют педагогов на создание условий, в которых ребенок занимает субъектную (активную) позицию, то есть именно ему, ребенку, а не взрослому принадлежит право выбора, право проявить себя, выразить свою мысль и т.д. В художественно-творческой деятельности создать такие условия для сотрудничества с ребенком, с одной стороны, удобно, а с другой — не так просто. Уж больно велик соблазн придумать все за детей, все им подсказать, распределить кто, что и как делает. Для решения этих проблем мы предлагаем оригинальную технологию, в ее основе — обыгрывание известных и понятных детям ситуаций, которые можно представить в виде смысловых моделей, являющихся опорой в процессе совместного сочинительства. Важно, чтобы выбранный сюжет или ситуация были понятны и интересны детям, иначе они не смогут самостоятельно придумывать и будут ждать подсказки от взрослого. Ниже мы предлагаем анализ моделей и методику их обыгрывания.
Моделирование сюжетов для построения сценариев
На наш взгляд, сначала детям лучше предлагать для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре как известные обряды или традиции. Начнем с наиболее понятного детям события дня рождения.
1. Игра в «День рождения»
Действительно, каждый ребенок с детства знает, что у всех есть день рождения. Дети сами вам расскажут, что в этот день полагается поздравлять именинника, дарить ему подарки, а именинник, в свою очередь, должен заранее пригласить гостей, приготовить угощение, продумать, как он их будет развлекать и т.д. Анализ данной традиции высвечивает некую схему или модель: «Именинник»— «Гости» — «Угощение» — «Поздравление» — «Подарки» — «Увеселения». Может появиться также и «Незваный гость», либо случиться непредвиденное происшествие, и тогда в данном сюжете произойдет столкновение, противоборство разных сил (добра и зла). Таким образом, сюжет празднования «Дня рождения» приобретет законченное драматургическое развитие. Рассмотрим разные варианты его обыгрывания.
Если на место именинника подставлять разных персонажей, то на основе этой схемы можно смоделировать множество ситуаций
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ | СИТУАЦИИ НА ТЕМУ ДЕНЬ | РОЖДЕНИЯ» | |||
Именинник | Гости | Угощения | Подарки | Незваный гость | |
1. | Красная Шапочка | Бабушка, лесные звери, кто еще? (вопрос для детей) | Пирожки, что еще? | Какие? | Кто? |
2 | Чебурашка | Крокодил Гена, кто еще? | |||
3. | Буратино | ||||
4. | Золушка | ||||
5. | Черепаха Тортилла | ||||
В предлагаемой таблице приведены такие примеры.
Нетрудно заметить, что традиция празднования дня рождения может быть опорой для фантазирования. Конечно, персонажи игры выбираются произвольно либо в соответствии с сюжетами сказок (сначала, безусловно, необходима помощь взрослого). А кто придет на день рождения без приглашения и что тогда произойдет — это уже игровая задача, которую можно решить вместе с детьми и таким образом сочинить оригинальный сюжет, свой сценарий игры.
Итак, игровые задания:
1. Придумать:
- кто придет в гости?
- какие подарки принесут гости?
- какое будет приготовлено угощение?
- в какие игры все будут играть?
- какой незваный гость пожалует и что тогда произойдет?
- сочинить конец.
2. Придумать и изготовить:
- эскизы костюмов;
- атрибуты для игры;
- декорации (или их элементы).
3. Подобрать музыку:
- для общих танцев;
- для характеристики персонажей и т.д.
4. Придумать, в каком жанре обыграть (для старших дошкольников):
• как спектакль (театр игрушки, кукольный или теневой театр, в жанре пантомимы, мюзикла и т.д.);
- как литературно-музыкальную викторину для родителей;
- в литературном жанре (сочинить свою историю и нарисовать к ней иллюстрации, т.е. создать «книгу»).
Данная модель, на наш взгляд, универсальна. Действительно, вымышленный «день рождения» может отмечать и исторический персонаж, и герой сказки, и Время года (Зима, Весна, Лето, Осень), и, наконец, просто любой предмет (например, любая игрушка, стол, книга и т.д.). Сколько простора для фантазии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детского творчества в театрализованной деятельности.
сообщение на тему Развитие детского творчества в театрализованной деятельности....
Театрализованная деятельность как средство развития детского творчества у старших дошкольников
Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задан...
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ...
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Данная консультация раскрывает методы работы по активизации детского творчества, повышению интереса к театрализованной деятельности....
СЕМИНАР НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, ...
КОНСПЕКТ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ».
Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Описание: Рекомендуется воспитателям, музыкальным работникам для повышение компетентности педагогов в применении те...