Реализация социально-педагогического проекта «Птицы — наши друзья» ГБДОУ детский сад №51 Приморского района Санкт-Петербурга
проект (подготовительная группа) на тему
Социально-педагогический проект «Птицы – наши друзья!»
с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей подготовительной группы.
Паспорт социально-педагогического проекта «Птицы – наши друзья!»
Тип проекта: групповой.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физические развитие»,
Продолжительность: октябрь – ноябрь - декабрь.
Участники: учитель-логопед Чехомова Ю.В., воспитатели Алирзаева Н.М. и Брух Е.И., инструктор по ФИЗО Соколова Е.Е., родители и дети подготовительной-логопедической группы.
Характеристика проекта - дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей и т.д.
Общепедагогические цели проекта:
1.Формирование познавательных интересов ребёнка в различных видах деятельности (проекты помогают активизировать самостоятельную деятельность детей; осваивать окружающую действительность, всестороннее изучать её; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать и слушать, развитию навыков общения).
2.Сотрудничество детей и взрослых, взаимодействие детей разных возрастных групп;
3.Сотрудничество ДОУ с семьёй (принцип преемственности взаимодействия ДОУ с семьёй: родители тесно взаимосвязаны со своими детьми, активно формы работы педагога с ребёнком);
Педагогические принципы:
1.Принцип системности: систематическое и последовательное знакомство с птицами развивает речь, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка.
2.Принцип возрастной адресности: планирование работы происходит с учётом возрастных особенностей детей.
3.Принцип интеграции образовательных областей: для более успешного усвоения материала используются интегрированные занятия, чтение книг, просмотр презентаций и т.д.,
4.Принцип преемственности ДОУ и семьи: родители тесно связаны со своим детьми и активно поддерживают формы работы педагога с воспитанниками.
Методы и приёмы:
1.Метод модифицированной таблицы «Системный оператор»;
2.Метод генерации идей - «мозговая атака», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее решения;
3.Метод «Погружение в проблему» - это когда образовательная доминанта сохраняется определённое количество времени, является одним из современных педагогических технологий;
4.Словесные, наглядные, практические методы обучения. Экскурсии по территории детского сада. Беседы о птицам. Наблюдения за жизнью птиц в разное время года. Игры. Ознакомление с художественной литературой и кинематографом. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, трудовая, двигательная, конструктивная, театральная.
Этапы проекта «Птицы – наши друзья!»
Метод семи «П»:
1.Проблема (тема проекта, проблема взрослых – актуальность проекта, проблема детей); 2.Планирование (цели, задачи проекта, объект, предмет изучения, ожидаемый результат);
3.Поиск ресурсов (нормативная база, организационно-методический материал, информационное, кадровое, финансово-экономическое обеспечение);
4.Процесс (реализация проекта);
5.Продукт проекта (результаты проекта);
6.Презентация проекта;
7.Портфолио проекта.
1. Проблема.
1.1.Тема проекта. Познавательно-исследовательский проект «Птицы – наши друзья!»
с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей подготовительной группы.
1.2.Проблема взрослых – актуальность проекта:
В ходе воспитательно-образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточное количество знаний о птицах. Дети зачастую не дифференцируют категории зимующих и перелётных птиц, домашних и водоплавающих; не владеют в достаточной степени словообразованием; не умеют подбирать синонимы и антонимы, прилагательные и глаголы точно определяющие свойства предметов и их назначение; плохо улавливают причинно-следственные связи, не владеют навыками доказательной стороной речи; а также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»!
1.3.Проблема детей:
Что мы знаем о птицах? Чем мы можем помочь птицам в разное время года?
2.Планирование проекта.
2.1.Цель проекта: обогащение знания детей о птицах, выявление причинно-следственных связей между их образом жизни, их поведением, средой обитания, воспитание бережного отношения к пернатым друзьям, а также обучение дошкольников связному высказыванию и построению развёрнутых рассказов-рассуждений по данной тематике.
2.2.Задачи проекта:
2.2.1.Увеличить речевые компетенции ребёнка (лексическая, грамматическая, фонетическая, диалогическая, монологическая, коммуникативная составляющие):
2.2.1.1.Расширить словарный запас детей за счёт увеличения синонимов, антонимов, существительных, прилагательных, глаголов и наречий по лексической теме: «Птицы»;
2.2.1.2.Уточнить словообразование новых слов и классификацию птиц;
2.2.1.3.Актуализировать умения детей строить самостоятельное связное высказывание;
2.2.2.Провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой;
2.2.3.Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц, их средой обитания (питание, жилище, размножение), анатомическим строением и особенностями поведения;
2.2.4.Выявить причинно-следственные связи взаимодействия внешних и внутренних факторов, влияющих на жизнь птиц;
2.2.5.Выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
2.2.6.Вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
2.2.7.Показать детям способы заботы о птицах. Реализовать данные возможности.
2.3.Объект изучения: познавательный интерес детей и речевое развитие старших дошкольников.
2.4.Предмет изучения: птицы и причинно-следственные связи между их образом жизни, их поведением, средой обитания.
2.5.Ожидаемый результат (гипотеза):
Изучая различных птиц, в том числе нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
У детей повысится уровень ключевых компетентностей (социально-коммуникативных, информационно-речевых, интеллектуальных).
Информационно-речевая компетентность представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать, оречевлять и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Информационно-речевая компетентность
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.);
2. Умение получать информацию, используя вышеперечисленные источники;
3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
4. Умение делать выводы из полученной информации и высказывать их;
5. Умение задавать вопросы на интересующую тему;
6. Умение составлять связное развёрнутое высказывание.
Интеллектуальная компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению алгоритма деятельности.
Интеллектуальная компетентность - это
1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;
2. Умение планировать этапы своей деятельности;
3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий;
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи;
5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.);
7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;
8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;
9. Умение организовать рабочее место;
10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Социально-коммуникативная компетентность - это
1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и работать в команде;
2. Умение получать необходимую информацию в общении;
3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
5. Умение спокойно отстаивать свое мнение;
6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д);
8. Умение уважительно относиться к окружающим людям;
9. Умение принимать и оказывать помощь;
10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
.
2.6.Задачи взрослых на этапе выбора темы проекта – осуществить с детьми выбор темы, интересной для детей (взрослый «наводит» ребенка, помогает обнаружить проблему, провоцирует ее возникновение, вызывает интерес к проблеме, «втягивает» в совместную проектную деятельность) и составить план познавательной и речевой деятельности.
Один из способов введения в тему – модель «трех И»:
1-ая И – и(звестно) - Что знаем?
2-ая И – и(нтересно) -Что хотим узнать?
3-я И – и(зучили) – Что узнали?
В процессе обсуждения данных вопросов происходит развитие речи ребенка, стимулируется его познавательная активность. Задача взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности.
3.Поиск ресурсов.
Перспективное тематическое планирование
№ | Проектная деятельность | Цель | Сроки реализации |
1. | Изучение детей знаний детей по теме.* | Определение знаний детей о птицах. | За неделю до начала проекта. |
2. | Подбор методической литературы. | Методическое обеспечение проекта. Составление нормативной базы. | В течение и до начала проекта. |
3. | Составление еженедельного планирования деятельности. | Методическое обеспечение проекта. | За неделю до начала проекта. |
4. | Подбор художественной литературы. | Информационное обеспечение проекта. | В течение и до начала проекта. |
5. | Подбор дидактических пособий по теме. | Финансово-экономическое обеспечение проекта. | В течение и до начала проекта. |
6. | Подбор конспектов занятий по теме. | Методическое обеспечение проекта. | В течение и до начала проекта. |
7. | Определение участников проекта (дети, воспитатели, специалисты, родители).** | Кадровое обеспечение проекта. | За неделю до начала проекта. |
* Оценка знаний детей о птицах.
С помощью «метода трёх вопросов» педагог уточняет знания воспитанников о птицах, а также выясняет, что еще они хотели бы узнать о пернатых:
1.Что мы знаем о птицах.
2.Что мы хотим узнать о птицах?
3.Как об этом (о птицах) узнать?
**Для вовлечения в проектную деятельность родителей детей, им предлагаются информационные листы о проекте, оформляется приглашение. Далее родители выступают в роли активных участников совместной с детьми проектной деятельности на каждом из её этапов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy_nashi_druzya.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация социально-педагогического проекта «Птицы — наши друзья» ГБДОУ детский сад №51 Приморского района Санкт-Петербург
Социально-педагогический проект «Птицы – наши друзья!»
с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей подготовительной группы.
Паспорт социально-педагогического проекта «Птицы – наши друзья!»
Тип проекта: групповой.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физические развитие»,
Продолжительность: сентябрь- октябрь – ноябрь - декабрь.
Участники: учитель-логопед Чехомова Ю. В., воспитатели Алирзаева Н. М., Брух Е. И., инструктор по ФИЗО Соколова Е. Е., родители и дети подготовительной-логопедической группы.
Характеристика проекта - дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей и т. д.
Общепедагогические цели проекта:
1. Формирование познавательных интересов ребёнка в различных видах деятельности (проекты помогают активизировать самостоятельную деятельность детей; осваивать окружающую действительность, всестороннее изучать её; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать и слушать, развитию навыков общения).
2. Сотрудничество детей и взрослых, взаимодействие детей разных возрастных групп;
3. Сотрудничество ДОУ с семьёй (принцип преемственности взаимодействия ДОУ с семьёй: родители тесно взаимосвязаны со своими детьми, активно формы работы педагога с ребёнком);
Педагогические принципы:
1. Принцип системности: систематическое и последовательное знакомство с птицами развивает речь, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка.
2. Принцип возрастной адресности: планирование работы происходит с учётом возрастных особенностей детей.
3. Принцип интеграции образовательных областей: для более успешного усвоения материала используются интегрированные занятия, чтение книг, просмотр презентаций и т. д. ,
4. Принцип преемственности ДОУ и семьи: родители тесно связаны со своим детьми и активно поддерживают формы работы педагога с воспитанниками.
Методы и приёмы:
1. Метод модифицированной таблицы «Системный оператор»;
2. Метод генерации идей - «мозговая атака», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее решения;
3. Метод «Погружение в проблему» - это когда образовательная доминанта сохраняется определённое количество времени, является одним из современных педагогических технологий;
4. Словесные, наглядные, практические методы обучения. Экскурсии по территории детского сада. Беседы о птицам. Наблюдения за жизнью птиц в разное время года. Игры. Ознакомление с художественной литературой и кинематографом. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, трудовая, двигательная, конструктивная, театральная.
Этапы проекта «Птицы – наши друзья!»
Метод семи «П»:
1. Проблема (тема проекта, проблема взрослых – актуальность проекта, проблема детей); 2. Планирование (цели, задачи проекта, объект, предмет изучения, ожидаемый результат);
3. Поиск ресурсов (нормативная база, организационно-методический материал, информационное, кадровое, финансово-экономическое обеспечение);
4. Процесс (реализация проекта);
5. Продукт проекта (результаты проекта);
6. Презентация проекта;
7. Портфолио проекта.
1. Проблема.
1.1. Тема проекта. Познавательно-исследовательский проект «Птицы – наши друзья!»
с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей подготовительной группы.
1.2. Проблема взрослых – актуальность проекта:
В ходе воспитательно-образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточное количество знаний о птицах. Дети зачастую не дифференцируют категории зимующих и перелётных птиц, домашних и водоплавающих; не владеют в достаточной степени словообразованием; не умеют подбирать синонимы и антонимы, прилагательные и глаголы точно определяющие свойства предметов и их назначение; плохо улавливают причинно-следственные связи, не владеют навыками доказательной стороной речи; а также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»!
1.3. Проблема детей:
Что мы знаем о птицах? Чем мы можем помочь птицам в разное время года?
2. Планирование проекта.
2.1. Цель проекта: обогащение знания детей о птицах, выявление причинно-следственных связей между их образом жизни, их поведением, средой обитания, воспитание бережного отношения к пернатым друзьям, а также обучение дошкольников связному высказыванию и построению развёрнутых рассказов-рассуждений по данной тематике.
2.2. Задачи проекта:
2.2.1. Увеличить речевые компетенции ребёнка (лексическая, грамматическая, фонетическая, диалогическая, монологическая, коммуникативная составляющие):
2.2.1.1. Расширить словарный запас детей за счёт увеличения синонимов, антонимов, существительных, прилагательных, глаголов и наречий по лексической теме: «Птицы»;
2.2.1.2. Уточнить словообразование новых слов и классификацию птиц;
2.2.1.3. Актуализировать умения детей строить самостоятельное связное высказывание;
2.2.2. Провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой;
2.2.3. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц, их средой обитания (питание, жилище, размножение, анатомическим строением и особенностями поведения;
2.2.4. Выявить причинно-следственные связи взаимодействия внешних и внутренних факторов, влияющих на жизнь птиц;
2.2.5. Выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
2.2.6. Вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
2.2.7. Показать детям способы заботы о птицах. Реализовать данные возможности.
2.3. Объект изучения: познавательный интерес детей и речевое развитие старших дошкольников.
2.4. Предмет изучения: птицы и причинно-следственные связи между их образом жизни, их поведением, средой обитания.
2.5. Ожидаемый результат (гипотеза):
Изучая различных птиц, в том числе нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
У детей повысится уровень ключевых компетентностей (социально-коммуникативных, информационно-речевых, интеллектуальных).
Информационно-речевая компетентность представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать, оречевлять и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Информационно-речевая компетентность
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т. д.);
2. Умение получать информацию, используя вышеперечисленные источники;
3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
4. Умение делать выводы из полученной информации и высказывать их;
5. Умение задавать вопросы на интересующую тему;
6. Умение составлять связное развёрнутое высказывание.
Интеллектуальная компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению алгоритма деятельности.
Интеллектуальная компетентность - это
1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;
2. Умение планировать этапы своей деятельности;
3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий;
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи;
5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т. д.);
7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;
8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;
9. Умение организовать рабочее место;
10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Социально-коммуникативная компетентность - это
1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и работать в команде;
2. Умение получать необходимую информацию в общении;
3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
5. Умение спокойно отстаивать свое мнение;
6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д);
8. Умение уважительно относиться к окружающим людям;
9. Умение принимать и оказывать помощь;
10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
.
2.6. Задачи взрослых на этапе выбора темы проекта – осуществить с детьми выбор темы, интересной для детей (взрослый «наводит» ребенка, помогает обнаружить проблему, провоцирует ее возникновение, вызывает интерес к проблеме, «втягивает» в совместную проектную деятельность) и составить план познавательной и речевой деятельности.
Один из способов введения в тему – модель «трех И»:
1-ая И – и (звестно) - Что знаем?
2-ая И – и (нтересно) -Что хотим узнать?
3-я И – и (зучили) – Что узнали?
В процессе обсуждения данных вопросов происходит развитие речи ребенка, стимулируется его познавательная активность. Задача взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности.
3. Поиск ресурсов.
Перспективное тематическое планирование
№ Проектная деятельность Цель Сроки реализации
1. Изучение детей знаний детей по теме. * Определение знаний детей о птицах. За неделю до начала проекта.
2. Подбор методической литературы. Методическое обеспечение проекта. Составление нормативной базы. В течение и до начала проекта.
3. Составление еженедельного планирования деятельности. Методическое обеспечение проекта. За неделю до начала проекта.
4. Подбор художественной литературы. Информационное обеспечение проекта. В течение и до начала проекта.
5. Подбор дидактических пособий по теме. Финансово-экономическое обеспечение проекта. В течение и до начала проекта.
6. Подбор конспектов занятий по теме. Методическое обеспечение проекта. В течение и до начала проекта.
7. Определение участников проекта (дети, воспитатели, специалисты, родители)*** Кадровое обеспечение проекта. За неделю до начала проекта.
* Оценка знаний детей о птицах.
С помощью «метода трёх вопросов» педагог уточняет знания воспитанников о птицах, а также выясняет, что еще они хотели бы узнать о пернатых:
1. Что мы знаем о птицах.
2. Что мы хотим узнать о птицах?
3. Как об этом (о птицах) узнать?
**Для вовлечения в проектную деятельность родителей детей, им предлагаются информационные листы о проекте, оформляется приглашение. Далее родители выступают в роли активных участников совместной с детьми проектной деятельности на каждом из её этапов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга
Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга по воспитанию здорового ребенка через содружество детского сада и семьи. «Предупреждать развитие болезни, уменьшить чи...
Рекомендация для поступления в ГБДОУ детского сада № 4 Приморского района Санкт-Петербурга.
Рекомендация для поступления в ГБДОУ детского сада № 4 Приморского района Санкт-Петербурга....
Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»
Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Пет...
Отчет по реализации проекта «Здоровье с детства» от ГБДОУ детский сад № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесбере...
Родительское собрание второй старшей группы ГБДОУ детский сад №42 Приморского района Санкт-Петербурга
Знакомство с родителями воспитанников, распространение педагогического опыта и знаний среди родителей....
План-конспект совместной образовательной деятельности детей группы компенсирующей направленности ГБДОУ№54 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга «Страна игрушек» на стихи Агнии Барто
Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию. Развивать способность владения речью как средством об...