Музыкальная деятельность в ДОУ в условиях ФГОС
статья на тему

Капранова Наталья Николаевна

Статья о реализации ФГОС ДО в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_deyatelnost_v_dou_v_usloviyah_fgos.docx19.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Капранова Н.Н., музыкальный руководитель

ГБОУ школа №569 «Отделение дошкольного образования детей»

Невского района Санкт-Петербурга

Формирование у дошкольников музыкальной культуры: требования ФГОС и их реализация в детском саду.

       В настоящее время в системе современного дошкольного образования произошли инновационные процессы -  это внедрение ФГОС ДО. С введением ФГОС ДО «Музыкальное воспитание» представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством.  Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

     В новой образовательной ситуации, музыкальная деятельность способствует:

— усвоению норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— формированию готовности к совместной творческой деятельности.

     В соответствии с п 1.2. ФГОС ДО, необходимым условием, обеспечивающим полноценное развитие детей является построение образовательной деятельности на основе индивидуализации образования, то есть создание условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В этой ситуации художественно – эстетическое развитие обеспечивает атмосферу свободы, радости, творчества, полной успешности каждого дошкольника.  В результате взаимодействия друг с другом в музыкальной деятельности, у ребенка происходит становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, формируются навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

      Музыкальная  деятельность один из  самых доступных способов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству,  формирования их музыкальной культуры. В этой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.

      Музыкальная культура ребенка — это интегративное личностное качество. Она формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе:

— формирования эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства;

— образного мышления и воображения;

— накопления познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности;

— развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале.

     Проводником ребёнка в мир музыкального искусства является музыкальный руководитель, воспитатель, родитель. Музыкальная деятельность решает огромный круг образовательных и воспитательных задач.

     Приобщая ребенка к музыкальной культуре, мы формируем у него:

— способность к чувственному восприятию мира;

— ассоциативность художественного мышления;

— выразительность интонации: речевой, вокальной, пластической,      инструментальной;

— координацию слуха – голоса – зрения – движения;

— чувство ритма: пространственного, пластического, музыкального;

— палитру выразительных движений, звучащих жестов, красок собственного голоса;

— навыки элементарного музицирования;

— тесную взаимосвязь детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;

— радостное мироощущение, сопричастность и  сострадание.

     Анализируя работу по образовательному разделу  «Музыка», нужно отметить подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: не  только через систему занятий, а и через другие адекватные формы образовательной работы с детьми. Большое внимание при этом уделяется взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя. Так же делается акцент на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования, на отсутствие жёсткой регламентации.

     Основными формами организации музыкальной деятельности в детском саду являются:

•        Непосредственная образовательная деятельность (Музыкальные занятия);

•        Использование музыки в повседневной жизни детей в  ДОУ;

•        Праздники и развлечения;

•        Музыкальное образование детей в семье.

     Помимо этого, музыка используется:

в ходе режимных моментов:

на утренней гимнастике;

• во время умывания;

• во время прогулки (в теплую погоду);

• перед дневным сном;

• при пробуждении и т. д.

в самостоятельной деятельности детей.

      Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.

      Одно из обязательных требований ФГОС ДО – это создание развивающей  предметно-пространственной  среды. Для  гармоничного музыкального развития детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды. От компетентности взрослого, его заинтересованного отношения зависит, станет ли эта среда развивающей, или останется лишь набором красивых пособий  и инструментов.

      Также необходимо предоставить дошкольнику возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр.

     Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь  потенциал для музыкального воспитания и развития творчества. Музыкальные центры  следует оформлять в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы, не забывая о том, что это среда формирующая культуру ребенка: пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

     В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи – особенно актуален в наши дни.

     Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством формирования музыкальной культуры  лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности. Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в условиях ФГОС

Данная консультация предназначена родителям дошкольников....

Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в условиях ФГОС

Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольн...

Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством ИКТ в условиях ФГОС ДО

Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством ИКТ в условиях ФГОС ДО...

"Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в условии ФГОС"

Консультация музыкального руководителя с родителями воспитанников....