Музыкальная деятельность в ДОУ в условиях ФГОС
статья на тему
Статья о реализации ФГОС ДО в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_deyatelnost_v_dou_v_usloviyah_fgos.docx | 19.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Капранова Н.Н., музыкальный руководитель
ГБОУ школа №569 «Отделение дошкольного образования детей»
Невского района Санкт-Петербурга
Формирование у дошкольников музыкальной культуры: требования ФГОС и их реализация в детском саду.
В настоящее время в системе современного дошкольного образования произошли инновационные процессы - это внедрение ФГОС ДО. С введением ФГОС ДО «Музыкальное воспитание» представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
В новой образовательной ситуации, музыкальная деятельность способствует:
— усвоению норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— формированию готовности к совместной творческой деятельности.
В соответствии с п 1.2. ФГОС ДО, необходимым условием, обеспечивающим полноценное развитие детей является построение образовательной деятельности на основе индивидуализации образования, то есть создание условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В этой ситуации художественно – эстетическое развитие обеспечивает атмосферу свободы, радости, творчества, полной успешности каждого дошкольника. В результате взаимодействия друг с другом в музыкальной деятельности, у ребенка происходит становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, формируются навыки позитивного общения, познание самого себя и других.
Музыкальная деятельность один из самых доступных способов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству, формирования их музыкальной культуры. В этой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.
Музыкальная культура ребенка — это интегративное личностное качество. Она формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе:
— формирования эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства;
— образного мышления и воображения;
— накопления познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности;
— развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале.
Проводником ребёнка в мир музыкального искусства является музыкальный руководитель, воспитатель, родитель. Музыкальная деятельность решает огромный круг образовательных и воспитательных задач.
Приобщая ребенка к музыкальной культуре, мы формируем у него:
— способность к чувственному восприятию мира;
— ассоциативность художественного мышления;
— выразительность интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
— координацию слуха – голоса – зрения – движения;
— чувство ритма: пространственного, пластического, музыкального;
— палитру выразительных движений, звучащих жестов, красок собственного голоса;
— навыки элементарного музицирования;
— тесную взаимосвязь детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;
— радостное мироощущение, сопричастность и сострадание.
Анализируя работу по образовательному разделу «Музыка», нужно отметить подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: не только через систему занятий, а и через другие адекватные формы образовательной работы с детьми. Большое внимание при этом уделяется взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя. Так же делается акцент на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования, на отсутствие жёсткой регламентации.
Основными формами организации музыкальной деятельности в детском саду являются:
• Непосредственная образовательная деятельность (Музыкальные занятия);
• Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ;
• Праздники и развлечения;
• Музыкальное образование детей в семье.
Помимо этого, музыка используется:
в ходе режимных моментов:
на утренней гимнастике;
• во время умывания;
• во время прогулки (в теплую погоду);
• перед дневным сном;
• при пробуждении и т. д.
в самостоятельной деятельности детей.
Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.
Одно из обязательных требований ФГОС ДО – это создание развивающей предметно-пространственной среды. Для гармоничного музыкального развития детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды. От компетентности взрослого, его заинтересованного отношения зависит, станет ли эта среда развивающей, или останется лишь набором красивых пособий и инструментов.
Также необходимо предоставить дошкольнику возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр.
Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь потенциал для музыкального воспитания и развития творчества. Музыкальные центры следует оформлять в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы, не забывая о том, что это среда формирующая культуру ребенка: пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи – особенно актуален в наши дни.
Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством формирования музыкальной культуры лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности. Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в условиях ФГОС
Данная консультация предназначена родителям дошкольников....
Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в условиях ФГОС
Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольн...
Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством ИКТ в условиях ФГОС ДО
Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством ИКТ в условиях ФГОС ДО...
Методика использования театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях и развлечениях в условиях ФГОС
В работе описаны этапы использования театрализованной деятельности....
Консультации для родителей "Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в условиях ФГОС"
Консультация для родителей....
"Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в условии ФГОС"
Консультация музыкального руководителя с родителями воспитанников....