Педагогический проект "День защитника Отечества"
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«День защитника Отечества»
Автор проекта:
Бякина Александра Николаевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Нарьян-Мар
2018 год
Актуальность проекта:
Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено, одним словом. «…Те высокие нравственные чувства характеризуют развитого взрослого человека и, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - отмечал А. В. Запорожец».
Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет потенциальные возможности для развития у ребенка нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к ее прошлому и настоящему.
Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных и воспитание патриотических чувств у детей, надо начинать с дошкольного возраста, когда формируется личность ребёнка.
Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в рамках приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие педагогов, родителей и детей, цель которого – становление патриотических чувств и отношений подрастающего поколения
С младенчества ребёнок слышит колыбельные, потешки, сказки, сложенные русским народом. Загадки, пословицы, поговорки входят в речь ребёнка легко; сказки формируют любовь к своему народу, раскрывают их быт, воспитывают интерес к прошлому. Русские народные сказки, полны чудесного вымысла, противостояния добра и зла, они не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Это самый яркий и любимый жанр для детей.
Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребёнка, органическая часть общей литературы, в ней выражены чувства, переживания, эмоции людей.
Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.
Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.
Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени, которая приобретает острую актуальность. Так как воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства, и воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия педагогов и родителей, ответственность взрослых за свои поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Цель проекта: расширять представления детей о празднике «День Защитника Отечества», о российской Армии.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания у дошкольников.
Предмет исследования: условия формирования патриотической культуры детей дошкольного возраста в режимных моментах и в непрерывной непосредственной образовательной деятельности.
Гипотеза: мы полагаем, что разработанный проект может стать средством формирования представлений о патриотизме у детей 3-4 лет при следующих условиях:
- отбор содержания представлений о патриотическом культуре, доступного детям 3-4 лет;
- создание предметно-развивающей среды;
- поэтапного внедрения знаний о патриотизме на НОД, в совместной и самостоятельной деятельностях у детей 2 младшей группы.
Задачи проекта:
1.Отобрать содержание из художественной, документальной литературы для расширения представления у детей о Российской Армии, о «военных» профессиях.
2.Разработать и создать предметно – пространственную развивающую среду.
3.Распределить отобранный материал в планировании воспитателя (для совместной деятельности, для НОД)
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы и педагогической документации, анализ полученных данных); эмпирические (методы сбора и накопления данных – беседа, наблюдение).
Практическая значимость: разработанный проект может быть использован воспитателями при формировании представлений детей младшего дошкольного возраста о патриотической культуре.
Организация и база проведения: в проекте принимали участие дети 2 младшей группы, 2 воспитателя, родители в ГБ ДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Сказка»
Этапы проекта:
Подготовительный этап (1 неделя)
- подбор книг, иллюстраций к празднику День защитника Отечества;
- подбор информации, составление плана проекта, конспектов занятий.
2) Основной этап – реализация проекта (2 недели)
- Постановка проблемы: «Кто такой солдат?!»;
- рассматривание иллюстраций и беседы о предстоящем празднике;
- чтение художественной литературы;
- Продуктивная деятельность (лепка, аппликация)
- Акция «Подарок солдату».
3) Заключительный этап (1 неделя)
- оформление наработанного материала;
Продукт проектной деятельности:
- Создание игры «Профессии»
Ожидаемый результат:
- У детей сформировано чувство гордости за Российскую армию
- Проявляют интерес и уважение к защитникам Отечества.
- Дети имеют представление о празднике «23 февраля».
- Дети научились излагать свои мысли по теме. Расширился, уточнился и активизировался словарь на основе систематизации и обобщения знаний об Армии, военных профессиях, военной технике.
- Стремятся к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья.
План проведения проекта:
Образовательная область | Вид деятельности Название | Задачи |
Речевое развитие | Беседа «Кто такие солдаты?» |
|
Речевое развитие | Беседа «Мужественные (военные) профессии» |
|
Речевое развитие | Рассказы детей «Мой папа работает…» |
|
Речевое развитие | Рассматривание книг, альбомов, картин, иллюстраций о Дне защитника Отечества, «Военная техника» | В целях развития инициативной речи, обогащения, и уточнения представлений об окружайщей действительности предоставлять детям для самостоятельного рассматривания, картинки, книги, альбомы, наборы предметов. |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация «Открытка для папы» |
|
Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Самолёт» | 1. Продолжать учить раскатывать куски пластилина прямыми движениями; формировать знания о строении самолёта. 2. Учить создавать предметы, состоящие из 2-х частей, соединяя их путём прижимания друг другу; 3. Продолжать развивать мелкую моторику; 4. Развивать умение поэтапно выполнять работу, следуя инструкции воспитателя. 5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра «Корабль» |
|
Познавательное развитие | Дидактическая игра «Военные» профессии |
|
Речевое развитие | Чтение художественной литературы «Мой папа - военный»- Г. Лагздынь, «Самый лучший» - О. Чусовитина и др. |
|
Работа с родителями | Акция «Подарок солдату» | Поднятие духа и эмоциональная поддержка солдат, которые несут свою службу в рядах вооруженных сил нашей великой Родины. |
Выводы:
Для подтверждения гипотезы нами был разработан проект о патриотическом воспитании, доступных для детей 3-4 лет. На основе полученных представлений у детей мы разработали план проведения проекта, который включал в себя комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов работы с младшим дошкольниками (беседы, дидактические и сюжетно-ролевый игры, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов и т.д.) направленных на формирование представлений детей второй младшей группы о патриотизме.
Уровень представлений о патриотической культуре увеличился благодаря систематическому использованию разработанного проекта на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельностях у детей второй младшей группы. Это свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза подвержена: что проект может стать средством формирования представлений о патриотизме при специально организованных условиях.
В результате проведения проекта налажена работа с родителями – созданы тематические папки - передвижки, оформлена группа и приёмная к празднику «День защитника Отечества», организована акция «Подарок солдату».
Список литературы
- Абрамова Л., Слепцова И. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа (3-4 года). - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 9-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Кн. для воспитателей детского сада – М., 1991.
Первоисточники
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368 с.
Интернет – источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект "Защитники отечества"
Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира). Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация). Конструирование; чтение художественной литературы.Вид проекта: ...
Педагогический проект "Защитники Отечества"
Знакомство детей с историей своей страны, с военными событиями. Формирование навыков патриотического воспитания....
Педагогический проект "Защитники Отечества"
В ходе проекта были проведены следующие мероприятия:беседа о защитниках отечества, изготовление газеты "Мы гордимся Вами",рассматривание иллюстраций о военных наградах,аппликация "Открытки папам","спо...
Педагогический проект "Защитники Отечества"
Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей. Тема «Защитники Отчества» особенно актуальна в наше время...
Педагогический проект «Защитники Отечества».
Материал будет полезен для воспитателей детского сада при организации работы по ппатриотическому воспитанию детей....
Педагогический проект "Защитники Отечества"
Проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одноим из первостепенных для современного общества....
Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Защитники Отечества» в средней группе детского сада Тема: «23 февраля - День защитника Отечества».
Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Защитники Отечества» в средней группе детского садаТема: «23 февраля - День защитника Отечества»....