Консультация для родителей «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»
консультация (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Наверняка многим приходилось слышать хоть что-нибудь о таком понятии, как «сенсорика». Что это такое, однако, сможет объяснить далеко не каждый. Еще меньше число тех, кто в полной мере осознает огромную роль, которую она играет в жизни каждого человека, и в особенности ребенка. Мамам и папам, которые очень ответственно подходят к проблеме воспитания, следует знать, что именно сенсорное развитие является одной из главных составляющих гармоничного и полноценного становления личности малыша.
Сенсорика – что это такое?
Каждый любящий родитель безумно счастлив, когда его драгоценное чадо добивается пусть небольшого, но все-таки успеха. Важно абсолютно все: первый неуклюжий шаг, долгожданное первое слово, неумело разукрашенный рисунок. Любое достижение – это результат огромных усилий малыша. Однако известно ли вам, что способности детей во многом зависят от того, насколько развита его сенсорика. Что это такое, знает, наверное, каждый, но вот действительно понимают ее значение лишь немногие. Термин «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus», которое переводится как чувство или ощущение. Простыми словами можно сказать, что это некий датчик восприятия человеком окружающего его мира.
Сенсорное развитие ребенка это – развитие его воспитания и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении пространстве, а также запахи, вкусе и т.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться с произведение искусства – музыкой, живописью, скульптурой.
Усвоение ребенком происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых. Оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитание имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрические система мер.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познавательное развитие.
В детском саду ребенок обучается: рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит то его сенсорного развития.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. Формируется определенное звено сенсорной культуры. Можно выделить основный задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до шести лет.
1 год
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следит за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
2-3 год
На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета, формы и об отношении между двумя предметами по величине.
4 год
Начиная с четвертого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине несколькими предметами.
5-6 год
Следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способом обследования предметов их группировке по цвету и форме вокруг образцов эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.
Родители должны знать и играть вместе с детьми дидактические игры для сенсорного развития ребенка.
Дидактические
ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
\
"Вспомни ощущение".
Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.
"Угадай овощ".
В тряпичный мешок положите разные овощи: картофель, лук,огурец, морковь, помидор (можно также добавить фрукты: яблоко, грушу, апельсин). Задача ребенка, опустив руку в мешок, нащупать там один из плодов и на основании тактильных ощущений определить, что за овощ или фрукт ему попался. Можно усложнить задание добавлением описания овоща, т.е. ребенок должен перечислить особенности данного корнеплода или фрукта: гладкий
(или шероховатый), круглый (или овальный), похож на что.. и т.д.
"Угадай, чья рука"
Игра сложная, требующая очень тонкого восприятия.
Для начала ребенку нужно потрогать руку (или руки) мамы, бабушки, папы, дедушки и запомнить, какие их руки наощупь. Затем с закрытыми глазами ребенок повторяет весь процесс и при этом пытается определить, чьи это руки. Сложнее проводить данную игру среди детей, потому что детские руки по тактильным ощущениям схожи
«Найди на ощупь»
Парные мешочки в которые насыпаны разные крупы, пуговицы, фасоль, горох и т.д. Ребенок берет мешочек и щупает его, на столе лежат еще мешочки он ощупывает и ищет точно с таким содержимым .
«Собери матрешку»
Ребенок подходит к столу. Закрывает глаза. Перед ним разобранная матрешка. По команде начинает собирать матрешку .
«Чудесный мешочек»
Непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Узнай фигуру»
Нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу. В непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе
перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал родитель или педагог.
«Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»
Набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.) лежат на столе. Педагог или родитель просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, ощупывает какой-либо предмет и говорит из чего он сделан.
«Найди пару»
Пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой лежат на столе. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и найти одинаковые (парные)
«Золушка»
Повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка. Ребенок садится за стол. Перед ним мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Ребенок с завязанными глазами за ограниченное время должн разобрать семена.
Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.
«
\
Волшебная коробочка» ( ящик ощущений)
Ребенку необходимо просунуть руки в отверстия и определить на ощупь предмет, описать его словами. Задания могут быть разные по усмотрению педагога. Небольшие массажные мячики, резиновые мячики, детали конструктора и др.
«Тактильные кружочки».
Повязка на глаза, кружочки с различной поверхностью (8 пар).Кружочки комплектуются попарно.
1.Найди пару на ощупь
Разделите кружочки на две равные стопки. В каждой должен быть один кружочек из пары. Одну стопку разложите на столе перед ребенком. Вторую стопку держите у себя в руках. Наденьте маску на глаза ребенка. Дайте в руки ребенку один из кружков. Предложите найти ему пару (точно такой же) среди разложенных на столе. Продолжите игру со всеми кружочками.
В конце все кружочки должны быть разложены по парам.
2.Угадай, что поменяли местами
Перед ребенком раскладывают кружочки в любом порядке в одну линию. Предлагают смотреть на них 1 минуту. Надевают на глаза ребенка повязку. Меняют местами два кружочка. Снимают повязку и предлагают ребенку отгадать, какие кружочки поменяли местами.
3.Расскажи, что чувствуешь руками
Опиши словами ощущения. Закройте глаза ребенку маской. Подавайте кружочки по очереди. Пусть ребенок подберет подходящее прилагательное к каждому.
«Сенсорная коробочка»
Для детей 3-6 лет сенсорная коробочка поможет:
обогатить словарный запас и ввести некоторые новые слова (скользкий, шершавый, вязкий, пушистый и др.) или сравнения, чтобы выразить ощущения (чувствуешь, как…);
изучить математику: счет, группировка, сортировка, измерение ,взвешивание;
изучить цвета, формы, текстуры;
управлять своими эмоциями, успокаивает;
научит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей;
справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
обеспечит бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным. Возможность для ролевых игр.
в ходе игры с ребенком можно проиграть различные жизненные ситуации, узнать его трудности и проблемы, которые он не может словесно выразить (адаптация в садике, обижают во дворе, обида на кого из членов семьи).
Что из себя представляет сенсорная коробка?
Сенсорная коробочка (sensory box, sensory tub) - это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Емкостью может быть картонная коробка, контейнеры или столики с высокими бортами, специальные домашние песочницы, и даже песочницы с крышками, деревянные домашние песочницы, готовые игровые наборы - песочницы и надувные песочницы. При выборе наполнителя необходимо ориентироваться в первую очередь на возраст малыша и тематику коробки.
Вот несколько примеров: рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей; бобы, красная и зеленая чечевица; свежескошенная трава; сухие и свежие листья; песок (натуральный и крашеный); соль (мелкая и крупная морская); макароны сухие; мука; галька, мелкие камушки; лед; вода; блестки; нарезанная бумага; ватные шарики; крупы; орехи, жёлуди и другие природные материалы; аквагрунт (гидрогель). Список можно продолжать очень долго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка"
Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка...
Сенсорная культура и умственное развитие ребенка
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п....
Консультация для родителей Тема: «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»
«Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»Сенсорное развитие ребенка – развитие его воспитания и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, поло...
Консультация для родителей: «Сенсорное воспитание детей – часть умственного развития»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в простран...
Консультация для родителей "Сенсорная культура и умственное развитие ребенка"
Консультация для родителей "Сенсорная культура и умственное развитие ребенка"...
Консультация для родителей "Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребёнка"
Консультация для родителей "Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребёнка"...
Консультация для воспитателей "Сенсорная культура и умственное развитие ребенка"
Сенсорная культура и умственное развитие дошкольников с точки зрения психологии...