«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений». В сказках сохранена мудрость всего народа.
Сухомлинский В. А
В современном мире проблема социального развития подрастающего
поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда
раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир,
стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как
ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и
реализовать собственный потенциал.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие
детей, являются сказки.
Воспитание сказкой – один из самых древних методов воспитания детей. Через
сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы,
традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок
были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя
поступать.
Сказка для ребенка — это особое средство постижения жизни, способ
познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок
общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо
усваивается ребенком.
Результатом работы является проект по теме «Волшебный мир русских
народных сказок»; серия занятий, способствующих приобщению к русской
народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки русских
народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки,
потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); разработаны
консультации для родителей: «Народные праздники», «Масленица», «Сказка
как средство приобщения к русским традициям»; рекомендации для родителей:
«Выдумываем сказку», , «Давайте попоем», и др.
На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими
народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка
беленький сидит» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-
бай», «Спи, моя радость, усни…».
. В работе использую следующие методы:
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов
действий);-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с
детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры,
настольно-печатные игры).
Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и
"Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки,
песни находят отклик в душе каждого ребенка;
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание,
имитация действий.
Особую ценность представляют импровизационные диалоги персонажей и
монолог сказочника в играх драматизациях. Я стараюсь с детьми разыгрывать
пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное
движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а
лягушка прыгает. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее
героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих
творческих способностей предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки
на новый лад: "У козы рогатой чудные козлята", "Два медвежонка". Решая
задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего
народа у нас проводятся забытые календарные праздники: Рождество (Святки),
Масленица и др.
В игре - драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как
сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из
сказок и театрализованную игру для зрителей. Использую разнообразные виды
игры: с игрушками, куклами би-ба-бо.
Воспитываю у детей уверенность в том, что они могут в любой момент
обратиться ко мне с вопросом, за помощью или советом. Нередко занятия
проводятся в достаточно свободной форме дети могут ходить, сидеть или
стоять за столами, располагаться на ковре, максимально приблизившись к
месту действия, например при чтении сказки, когда хочется получше
рассмотреть иллюстрации. Тем самым создается эффект спокойной домашней
атмосферы.
В группе создана библиотечка красочных книг с русскими народными
сказками, потешками, загадками, отведено место для театральной деятельности.
И еще хочется закончить словами мудреца:
«Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить,
Ребенок - это факел, который нужно зажечь!»
Литература: 1 Аникин В. П., “Русская народная сказка”, М.:Художественная
литература, 1984;
2.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – Ростов-на-Дону, 1996 Т.
3 Мифы народов мира. Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1988
4 Померанцева Э.В., Русские сказочники – М.: «Просвещение», 1976;