Статья Дидактические игры по сенсорному воспитанию
статья (младшая группа) на тему

Волкова Татьяна Анатольевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_didakticheskie_igry_po_sensornomu_vospitaniyu.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Волкова Т.А.

Из опыта работы по использованию дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания детей. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил и дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного развития дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, т.е. то, что мы видим, осязаем, слышим.

В младшем дошкольном возрасте чувственное, непосредственное познание является основным источником знаний об окружающем мире. В ходе дидактических игр и упражнений необходимо предоставлять детям возможность повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии, знакомства с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания сразу. Поэтому я считаю, что в воспитании младших дошкольников дидактическим играм должна отводиться важная роль, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению во время организованной образовательной деятельности (ООД) по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно-установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

При руководстве дидактическими играми я стараюсь сохранять заинтересованность детей в игре, в самостоятельной игровой форме.

Регулярно провожу контроль за состоянием сенсорного развития детей, который состоит из трех уровней:

  1. хаотичные пробы и ошибки;
  2. целенаправленные пробы;
  3. безошибочно подбирает детали.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие, в содержании дидактических игр использовать особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений, формирования представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

В своей работе с младшими дошкольниками использую следующие виды дидактических игр: игры-забавы, настольно-печатные, словесные, музыкальные.

Обязательными элементами дидактическим игр является: отражение учебного материала, выделение игровых задач, наличие правил, действия играющих, подведение итогов игры.

При классификации дидактических игр выделяют:

1. Игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные, режиссерские.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей - организованные игры.

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.

Организацию дидактических игр осуществляю в трех основных направлениях:

1) подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ. При подготовке игры я провожу сначала отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний), затем устанавливаю соответствие дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей младшей возрастной группы. В подготовительный этап также определяю наиболее удобное время и место проведения дидактической игры, количество играющих. Кроме того, готовлю необходимый дидактический материал.

2) этап проведения игры включает ознакомление детей с содержанием игры и объяснение хода и правил игры.

Основной целью правил игры является организованность действий и поведения детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре. От детей требуется умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания. При проведении дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста я использую следующие методы обучения:

  • сочетание умственной задачи с активными действиями.
  • элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).

В работе с детьми выбираю такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. Так как дети маленькие, объясняю правила в ходе игры.

Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры обращаю свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказываю об игре. Чтобы игра проходила успешнее, готовлю детей к игре: обязательно до игры знакомлю их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, то зачитываю их наизусть, выразительно.

Подводя итог с детьми младшего возраста, отмечаю только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры, а также поощряю каждого ребенка.

Литература:

1) Э. Г. Пилюгина “Занятия по сенсорному воспитанию ” Москва “Просвещение 1983г.”.

2) Ц. А. Помораева, В. А. Позина “Формирование элементарных математических представлений”. Вторая группа раннего возраста. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2016 г.

3)  А. К. Бондаренко “Дидактические игры в детском саду” Москва “ Просвещение” 1991 г.

        Аннотация: Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте2. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

"Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является пробле...

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

СТАТЬЯ Тема: «Дидактические игры в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание должно строиться с учётом изученных психологией закономерностей этого развития. В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том...