«Взаимодействие педагогов и родителей по развитию у детей интереса и любви к книге»
статья на тему
Материал раскрывает опыт работы детского сада с семьями воспитанников по проблемам развития интереса к книге, возраждению традиции семейного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley_po_razvitiyu_u_detey_interesa_i_lyubvi_k_knige.docx | 45.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие педагогов и родителей по развитию у детей интереса и любви к книге»
Соболева Ирина Александровна –
воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС №179 «Подснежник» г.о. Тольятти
Дошкольное детство как период человеческой жизни играет очень важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек , но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на состояние всей цивилизации.
Заботливое отношение к окружающим – нравственное ценнейшее качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является книга, чтение.
ФГОС ДО нацеливает нас на содержание работы по формированию круга детского чтения как в детском саду, так и дома. Решение основных задач психолого – педагогической работы зависит от того, насколько результативно и разносторонне сформируем мы у детей интерес к художественной литературе.
В процессе общения с книгой ребенок познает прошлое, настоящее, будущее мира. А главное-учится думать, анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности, . Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Пожалуй, главная ее ценность- она дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать его форму и ритм.
Чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Литература – это искусство слова. Сложность и трудность его понимания заключается в том, что одно и то же слово может выполнять разные функции – быть средством информации, сигналом, обозначающим то или иное явление и одновременно художественным образом, который рождается в контексте художественной речи. Воздействие литературы на развитие личности осуществляется через её восприятие.
Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несёт в себе книга. От того как сложатся первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.
Сейчас у детской книги много конкурентов: компьютер, телевизор, видео и т.д., дающих готовые слуховые и зрительные образы. Они вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение; ослабили интерес к книге и желание работать с ней. Последствия этого: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.
Актуальность данной проблемы подтвердил опрос родителей, в результате которого выяснилось:
1. Совместное чтение детской литературы происходит редко. Родители ссылаются на занятость, нехватку времени. 18% предпочитают аудиокниги.
2. Интерес современных родителей собственно к чтению художественной литературы низкий, составляет 35% опрошенных.
3. Многие родители не владеют выразительностью и эмоциональностью речи при чтении, что делает его (процесс чтения) скучным, монотонным, безынтересным для ребёнка .
4. Покупая книги, родители не всегда задумываются, соответствуют ли они способностям ребенка как слушателя. При выборе художественного произведения зачастую отдают предпочтение своей интуиции, далее – тому, что им самим читали в детстве.
Одновременно был проведен опрос старших дошкольников, который позволил сделать следующие выводы:
- Из 39 опрошенных детей 75% детей предпочитают книге компьютерные игры, мультфильмы, комиксы;
- Особенно низкий интерес проявляют дошкольники к природоведческой литературе, поэтическим произведениям;
- Наиболее популярными в старшем возрасте оказались волшебные сказки «Сивка – Бурка», «Василиса Прекрасная» и др., произведения Н.Носова., Э. Успенского. В подготовительной группе дети предпочитают чтение с продолжением А.Лингрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», Г.Х. Андерсен «Снежная королева»;
- Устойчивый интерес проявляют дошкольники к детским энциклопедиям.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы поставили перед собой задачу: помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как явлению культуры.
Нами были намечены формы работы с родителями и детьми:
- Провели родительское собрание на тему «Организация детского чтения в семейных условиях»; консультации «Учите ребенка любить книгу», в которой дали советы по подбору книг для детей с раннего до старшего дошкольного возраста, «Какие литературные места можно показать ребёнку в выходной день» , «Как использовать книгу для развития связной речи».
- В информационных папках и накопителях разместили советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в повседневной жизни, под рубриками, например: «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги», «Личная библиотечка вашего ребенка» и др.
- Знакомим родителей с тем, что читаем детям в группе. Постоянно обновляется и пополняется рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.
- Организовали «круглый стол» для родителей «Ребенок и книга». Здесь они имели возможность обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления от прочитанного, записи детских рассказов о книгах и литературных персонажах.
- Оформили выставку детских рисунков «Мой любимый книжный герой».
- Предложили родителям вместе с детьми изготовить книжки –самоделки по разнообразной тематике под общим заглавием «Интересные истории». В итоге получилась выставка, где каждый ребёнок презентовал свою книгу.
- Провели мастер – класс для родителей по выразительному чтению детской книги с приглашением преподавателя режиссуры и актёрского мастерства из ДДЮТ.
- Запланировали конкурс сочинений - размышлений для родителей «Телевизор, книга и ребенок».
Стало традицией организовывать вместе с родителями поэтические вечера, где взрослые и дети знакомятся со стихотворениями русских и зарубежных авторов, что способствует созданию своеобразного пласта «наслышенности», развитию способности к восприятию поэзии. Наиболее интересным и запоминающимся стал вечер юмористических стихов «Весёлые стихи».
Приглашаем родителей на праздник детской книги, который всегда проходит в «Дни книжкиной недели» с участием всем известных персонажей : Почтальона Печкина, Шарика и Матроскина. Праздничная программа предполагает участие и детей, и взрослых: проводятся конкурсы, викторины, решаются литературные кроссворды, сочиняются стихи – перевертыши, составляются и разгадываются шарады, зачитываются художественные миниатюры. Праздник всегда проходит в доброжелательной и непринуждённой обстановке и надолго запоминается всем участникам.
Каждый месяц в нашем детском саду выпускается журнал «Подснежник». Особый интерес родителей вызвала рубрика «Пришли мне чтения доброго», в которой родители знакомятся с задачами программы по художественной литературе, могут воспользоваться материалами для семейного чтения, получают предложения принять участие в творческих конкурсах, таких как:
-сочинение рифмовок, лимериков, стихотворений;
-выставка поделок «Любимые герои Г.Х.Андерсена»;
-создание иллюстрированной книги «Сказка – сказочка»;
-написание рассказов «Как я провёл лето», «Моя кошка», «Что я видел…(в цирке, зоопарке)», «Как мы с папой ловили рыбу»;
-конкурс скороговорок, загадок, сочинённых детьми и родителями;
-«Неделя смешного рассказа», приуроченная ко Дню веселья.
Также к услугам родителей постоянно действующая в группе библиотека, где они вместе с детьми могут выбрать понравившуюся книгу. При этом наряду с развитием интереса к чтению формируется и осознанное бережное отношение к книге.
Каждая новая форма организации обязывает нас дать родителям новые знания о детской книге, о привитии любви к чтению.
Нами были разработаны рекомендации для родителей по развитию интереса к книге. Вот несколько советов:
-Любовь к чтению нужно прививать с самого раннего возраста: необходимо давать ребенку книжки с яркими картинками, так как зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. Необходимо подыскивать книги с иллюстрациями лучших художников, работавших с детской литературой : В.Сутеев, Е.Чарушин, В.Конашевич, Н.Радлов и др. В младшем дошкольном возрасте очень интересными для детей будут книжки –игрушки, книжки- вырубки (обложка этих книг вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и их игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием), книжки- панорамы (с движущимися фигурками).
Для детей младшего дошкольного возраста можно рекомендовать следующие произведения: различные песенки, потешки, заклички, небылицы, стихи А.Барто, К. Чуковского, И.Токмаковой, Б.Заходера, Е.Благининой; сказки: «Волк и козлята», «Петушок и бобовое зернышко», «Теремок», «Петух и лиса» и.др., рассказы Л.Воронковой «Маша- растеряша», Г.Циферова «Про цыпленка», В.Бианки «Купание медвежат» и др.
Взрослые должны учить ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав про «Мойдодыра», умывая ребенка приговаривать: «Моем моем трубочиста , чисто –чисто, чисто –чисто», цитировать подходящие к случаю стихи; разыгрывать с ребенком сценки из прочитанной книги; можно нарисовать иллюстрации к прочитанному.
Для детей более старшего возраста рекомендуются тексты для длительного чтения : А.Пушкин «Сказка о царе Салтане», Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди» и др., С Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», А.Лингрен «Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся», произведения Н.Носова, Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот» и др, произведения В.Драгунского «Денискины рассказы». Для непродолжительного чтения рекомендуются русские народные сказки, сказки П.Бажова «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», сказки разных народов, так же небольшие рассказы о природе и животных: В.Бианки, К. Паустовского, И. Соколова- Микитова, К.Ушинского, М.Пришвина; реалистические рассказы :Л.Толстой «Прыжок», «Акула», Б.Житков «Пудя». Не стоит забывать и о поэтических произведениях (считалки, скороговорки, загадки, прибаутки, небылицы, стихи).
Приведённые выше рекомендации мы оформили персонально для каждой семьи, исходя из индивидуальных особенностей каждого нашего воспитанника.
- Читайте ребенку вслух выразительно, эмоционально. Истории с продолжением следует читать небольшими по объёму частями, останавливаясь на самом интересном , постоянно поддерживая тем самым читательский интерес ребёнка.
- Принимайте в расчёт, соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Учёт возрастных особенностей заключается не в упрощении содержания, а в учёте миропонимания ребёнка, его жизненного опыта.
-Учитывайте то, чем интересуется ребенок. Это могут быть различные энциклопедии, легенды, выбранные ребенком сказки, рассказы , даже комиксы.
-Покупайте книги, правильно выбирая их, дарите книги и получайте в качестве подарка.
-Разрешайте ребенку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.
- Прививайте любовь к чтению на собственном примере .
- Играйте в настольные игры, предполагающие знание текстов художественных произведений: «Собери рассказ (сказку)», «Отгадай героя сказки с заданного звука», «Звук заблудился», «Играем в сказку».
-Не заставляйте ребенка читать против его воли. Приобщайте его к чтению через игру : можно экспериментировать с сюжетом (придумать свою развязку сказки или рассказа, добавить новых героев, придумать ,как может выглядеть тот или иной герой , придумывать сказки «наизнанку» и т.д).
-До или после просмотра фильма (мультфильма) предложите книгу, по которой он снят.
-Читайте ребенку перед сном. Желательно, чтобы каждый день у кого -то из родителей находилось свободных полчаса-час для чтения.
-Собирайте домашнюю детскую библиотеку. Появление новой книги должно быть замечено ребенком. Ее можно положить на видном месте, подарить.
-Необходимо обратить внимание на то , обладает ли книга силой эмоционального воздействия – любимыми для детей становятся те книги, которые затрагивают его эмоционально. Читая ребенку, задавайте вопросы, которые помогают включать воображение, обращайте внимание на иллюстрации.
- Обсуждая прочитанное, предложите ребенку высказать свое мнение.
- Выступая в роли рассказчика, привлекайте к этому и ребенка. Детям очень нравится придумывать персонажи, имена для них, решать, где они живут, какие они, а также определять – будет ли конец счастливым или грустным.
Родители должны помнить, что культура общения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях ребенок часто видит родителей с книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном, и радуется покупке интересной книги. В таких семьях существует традиция семейного чтения. Когда ребенок подрастает, он включается в этот процесс, любовь к чтению проявляется у него как естественная необходимость.
Ещё не закончился учебный год и не подведены итоги, но мы уже видим результат своей работы. У детей вырос уровень коммуникативных навыков, речевого развития. Дети с удовольствием слушают художественные произведения, называют их автора, просят почитать ещё. И мы надеемся, что родители смогли понять, что «детская книжка нужна ребенку не вместо взрослого, а вместе со взрослым». Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности.
Литература:
Березина Н. О., Веннецкая О. Е., Герасимова Е.Н. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов / Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова. – М.: Просвещение, 2011.
Данг Ланг Фьюонг Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - СПб., 2007.
Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. – 2006.
Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие /О.Л.Зверева, Т.В. Кротова.- 4-е изд.- М.: Айрис – пресс, 2009.
Кузьменкова Е. Как играть в стихи: Интегрированные занятия с использованием поэтических текстов для детей от четырёх лет . – М.: Чистые пруды, 2008. –( Библиотечка «Первого сентября» , серия «Дошкольное образование». Вып. 20).
Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41.
Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008.
Маркова В., Трегубова Л.. Только книга может обогатить мир ребенка // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 6.
Матуняк Н.А., Борисова Т.Н., Бычкова Т.Н. Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Методическое пособие.- Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 2008.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «23» ноября 2009г, № 655.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
работа с родителями....
«Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста». Консультация
Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как пок...
Воспитание у детей интереса и любви к книге.
В презентации представлен материал по воспитанию у детей интереса к книге...
Консультация для родителей "Создание в семье условий для развития у детей интереса и любви к художественной литературе".
Педагогическая помощь родителям в привитии у детей интереса и любви к художественной литературе....
Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
формы работы взаимодействия педагогов и родителей по речевому развитию детей...
Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
формы взаимодействия с родителями для полноценного развития речи детей дошкольного возраста...
Выступление на Педагогическом совете: "Логопедические проекты, как эффективное средство взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста".
В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дош...