Консультация для педагогов и родителей будущих первоклассников.
методическая разработка на тему
Консультация для педагогов и родителей будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_i_pedagogam_budushchih_pervoklassnikov_dokument_microsoft_office_word.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
г. Шарыпово
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема «Родителям и педагогам будущих первоклассников»
Номинация: «Лучшие методические рекомендации ДОУ»
Разработала: Марьясова Г.А.
педагог-психолог
МБДОУ №15 «Ромашка»
г. Шарыпово 2014г.
Введение.
В последнее время требования к уровню подготовленности ребёнка к школе значительно возросли. Обусловлено это явление, прежде всего, усложнившейся программой школьного обучения. На сегодняшний день существует множество различных вариантов подготовки ребёнка к школе, наиболее результативны специальные занятия, организованные в детском саду и закрепление родителями программы ДОУ. В понятии «готовность к обучению в школе» выделяют три взаимосвязанных компонента: физиологическую готовность к школе, социально-психологическую, психологическую готовность к обучению в школе.
Физиологическую готовность к школе определяют врачи:
физическое развитие - длина тела, масса тела и окружность грудной клетки;
биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
комплексная оценка состояния здоровья - дети подразделяются на пять «групп здоровья».
Социально-психологическая или личностная готовность к обучению в школе - подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком «Кризиса семи лет» (дети становятся трудновоспитуемыми, в поведении проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым или наоборот, дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами в период кризиса могут стать тихими и незаметными).
Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка. В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие: уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти), уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки), уровень развития связной речи, эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого и т.д.)
Предлагаю Вам практические рекомендации педагога-психолога для подготовки дошкольников к обучению в школе. Данный рекомендательный блок нацелен объединить усилия педагога-психолога, воспитателей и родителей в данном направлении.
Как подготовить ребёнка к школе. Рекомендации для воспитателей.
- Создавать воспитанникам комфортную среду.
- Проявлять максимум терпения и доброжелательности, помня, что каждый ребёнок уникален!
- Научить дошкольника позитивно общаться и получать новые знания.
- Постепенно формировать интерес к познанию нового.
- Для снижения тревожности и повышения мотивации организовывать экскурсии в школу.
- Формировать базовые коммуникативные и социальные навыки, помогающие в дальнейшей учёбе, через социо-игровые упражнения.
- Постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности.
- Проводить беседы с родителями на темы, как эффективно подготовить ребёнка к школе, какие занятия следует посещать, какими основными знаниями и навыками должен обладать будущий первоклассник.
- Напоминать родителям, что все знания, полученные в ДОУ необходимо повторять в домашних условиях с целью глубокого усвоения материала.
- Дать базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник:
- Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке), уметь применять счёт на практике, соотнося число и предмет осознанно.
- Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
- Уметь назвать предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка.
- Знать +,-,=,<,>.
- Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме.
- Знать названия основных геометрических фигур и уметь их воспроизвести.
- Уметь определять место звука в слове.
- Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.
- Уметь составлять рассказ по картинке.
- Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
- Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности и называть их отличительные признаки.
- Уметь различать диких и домашних животных, птиц.
- Иметь базовые пространственные представления (право/лево, верх/низ).
- Уметь копировать с образца (действовать по образцу).
- Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.
- Знать свой точный домашний адрес (страна, город, улица, дом) и телефон.
- Знать полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о видах их деятельности.
- Знать правила поведения в общественных местах и на улице, иметь базовые знания о правилах дорожного движения.
Рекомендации педагога-психолога родителям
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. Любите своего ребенка любым: талантливым и не очень, удачливым и невезучим.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Хвалите ребенка за дело: «У тебя замечательно получилось…»
- Не вспоминайте перед сном неприятностей, не выясняйте отношений.
- Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть.
- Чаще вспоминайте об успехах ребенка - это повышает уверенность, поднимает самооценку.
- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
- Развивать собственную активность ребенка в игре, рисовании, конструировании, лепке, музицировании.
- Все занятия дома проводить в игровой форме. Учите детей играть. Ребенок должен наиграться, тогда в 6-7 лет он захочет учиться.
- Домашних заданий в детском саду нет. Однако, если вы хотите сформировать у своего ребенка определенные навыки, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель логопед, педагог-психолог и воспитатель.
- Необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего ребенка.
- Продолжая играть в куклы и в машинки, нужно давать установку дошкольнику на «взросление».
- Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок, поскольку начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей.
- Необходимо организовать дошкольнику свое пространство. Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место - письменный стол, учить правильной посадке, позволяющей сохранить осанку.
- Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, длительным написанием палочек и крючочков можно надолго отбить охоту к учебе.
- Приучайте ребёнка соблюдать режим дня (продолжительность сна 10-11 часов, прогулки - 2-3 часа, подвижные игры и занятия спортом, полноценное питание).
- Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.
- Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь (гантели, обруч, скакалка, мяч и т. д.). Прививайте потребность заниматься спортом, активная жизненная позиция всегда позволяет добиваться наилучших результатов в любой деятельности.
- Расширяйте словарный запас. Читайте, разучивайте стихи, песни, обсуждайте с детьми все что видели, слышали, читали, смотрели и делали. Учите его ясно выражать свои мысли и формируйте связную речь.
- Заведите правило беседовать с ребенком, спрашивая, что нового он узнал сегодня в детском саду, чем занимался.
- Закрепляйте новые впечатления в рисунках, коллажах, аппликациях, поделках. Любая деятельность развивает воображение, мышление, память, речь и внимание.
- При выборе образовательного учреждения и первого учителя руководствуйтесь, прежде всего, интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.
- Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям.
- Ограничьте время нахождения ребёнка за телевизором и компьютером до часа в день.
- Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!
- Ознакомьтесь с критериями готовности ребенка к обучению в школе.
- Получите консультацию учителя логопеда и педагога-психолога по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения.
- Начинать готовить ребенка к школе полезно с развития мелких мышц руки (работа с конструкторами разного типа, с ножницами, пластилином; рисование в альбомах карандашами и красками) и развития познавательных способностей (памяти, внимания, восприятия, мышления).
- Не учите летом читать, писать и считать, а расширяйте его кругозор и представление об окружающем мире. Перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.
- Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки, дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
- Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей.
- Не забывайте поддерживать в ребенке его стремление стать школьником.
- Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к воспитателю или школьному психологу.
- Дорожите любовью своего ребенка. Помните, что от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
- Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
- Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
- Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Успехов Вам и Вашему ребенку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГАРОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ...
Игры и упражнения, рекомендованные педагогам-психологом родителям будущих первоклассников
Рекомендаци педагога-психолога, которые будут полезны детям, имеющим недостаточный уровень развития готовности к обучению в школе...
Рекомендации педагога-психолога родителям будущего первоклассника.
В памятке раскрываются основные правила для родителей выпускников, придерживаясь которых их ребенок с радостью пойдет в первый класс и будет подготовлен к обучению в школе....
Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно зн...
Практические рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников
Многие родители заранее переживают , как их ребенок пойдет в первый класс, с какими трудностями столкнется. Предложенные рекомендации помогут родителям найти ответы на многие вопросы, связанные с школ...
Советы педагога-психолога родителям будущих первоклассников
Уважаемые родители, не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поигра...
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Обучение дошколят элементам грамоты"
Уважаемые коллеги, данную интерактивную Памятку можно использовать на логопедических тренингах как для педагогов, так и для родителей.С помощью презентации Вы сможете систематизировать свои знания при...